Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Цели и задачи муниципальной программы "Развитие воспитательной компоненты в муниципальной системе образования города Шадринска на 2013-2015 годы"
Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства (воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России) определены:
1) Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2) Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61;
3) Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" от 08.11.2011 (авторы: Данилюк А.Я., член-корреспондент РАО, Кондаков А.М., член-корреспондент РАО, Тишков В.А., действительный член РАН);
4) Федеральным образовательным стандартом второго поколения;
5) Ведомственной целевой программой главного управления образования Курганской области "Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2013-2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 23.12.2013 N 425-р.
Для реализации, поставленных целей и задач необходимо создание единого воспитательного пространства муниципального образования - город Шадринск на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных организаций.
Также возникает потребность координации деятельности общеобразовательных организаций и Отдела образования Администрации города Шадринска по организации системы воспитательной работы. Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы, региональной и муниципальной специфики, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
В настоящее время в муниципальном образовании - город Шадринск функционирует 10 муниципальных казенных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся - 6562 человека, 24 дошкольных образовательных учреждений с контингентом - 3569 человек и 4 муниципальных учреждения дополнительного образования с общим охватом детей в количестве 3386 человек. Школьники, получающие услуги дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях общего образования, составляют 54% от общего количества обучающихся в возрасте 5-18 лет (областной показатель 42,9%).
В целях обеспечения прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в последние годы введены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Для координации деятельности образовательных учреждений по вопросам введения новых стандартов при Отделе образования Администрации города Шадринска создан функционирует муниципальный координационный совет по модернизации образования муниципальной системы общего образования.
В рамках реализации новых стандартов каждая школа разработала программы духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Вместе с тем качество указанных программ не всегда соответствует требованиям.
Неурегулированным остается вопрос взаимодействия школ и организаций дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности.
Выполнению требований стандарта к материально-технической базе способствует проект модернизации общего образования, реализуемый в Курганской области на протяжении двух лет.
Финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы школ происходило за счет субсидии из федерального бюджета на приобретение оборудования: учебно-лабораторного, спортивного, компьютерного, для школьных столовых, для организации медицинского обслуживания и др.
Фонды школьных библиотек города Шадринска за первое полугодие 2013 года пополнились на 26783 единицы учебной литературы.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:
- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательной организацией;
- отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;
- отсутствие четкого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления, молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание "семейных устоев"; потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;
- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией;
- отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся, направленной на самопознание, выявление истинных мотивов выбора профессии, реальных возможностей и образовательных потребностей, и, как результат, неосознанный выбор профессии, отсутствие проектирования вариантов профессиональных жизненных путей;
- преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением;
- отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях города;
- неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.
Данные проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи.
Для решения проблем определены восемь основных направлений настоящей программы:
1) Организационно-управленческие меры;
2) Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
3) Воспитание социально-активной личности;
4) Работа с родителями;
5) Профориентационная работа;
6) Проектная деятельность;
7) Воспитание правовой культуры;
8) Социально-психологическое сопровождение.
Каждое направление программы включает:
1) Анализ ситуации;
2) Определение основных проблем;
3) Формулировку приоритетных задач;
4) Мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования;
5) Показатели эффективности.
Приоритеты муниципальной политики в сфере воспитания
Основным направлением муниципальной политики в системе воспитательной работы на период реализации программы является создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в городе, обновление содержания и технологий воспитательной деятельности в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
1) Поддержка в сфере воспитания инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций;
2) Разработка механизма обновления содержания воспитательной работы на всех уровнях;
3) Переход на государственно-общественный характер управления образовательной организации;
4) Комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов, задающих новые требования к результатам воспитательной деятельности;
5) Обеспечение доступности и качества услуг и программ дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья в соответствие с их индивидуально-групповыми потребностями и потребностями общества и государства;
6) Внедрение новых моделей организации дополнительного образования и социализации детей, профориентационной работы, работы с родителями (законными представителями) обучающихся;
7) Развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, разработка современных программ социализации детей в каникулярный период;
8) Введение метода проектной деятельности в воспитательную работу каждой образовательной организации;
9) Развитие и накопление методик социально-психологического сопровождения воспитательного процесса.
Цели и задачи Программы
Цель Программы: создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
Задачи Программы:
1) Обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в общеобразовательных организациях;
2) Обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3) Организация взаимодействия организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций города в решении задач воспитания молодого поколения;
4) Содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
5) Организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи.
6) Создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
7) Внедрение в образовательный процесс учреждений города проектной деятельности, содействующей формированию ключевых компетенций обучающихся, необходимых в меняющихся социальных условиях;
8) Создание эффективно действующей системы социально-психологического сопровождения воспитательной компоненты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.