Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Социально-психологическое сопровождение
Система психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся направлена на создание условий, гарантирующих каждому школьнику педагогической помощи в решении сложных проблем его развития. Ведущую роль в этой деятельности играет городское объединение педагогов-психологов и классных руководителей, работающих во взаимодействии со службами и центрами психолого-педагогической помощи обучающимся.
Целями психологической службы являются:
1. Обеспечение психологического здоровья обучающихся на всех этапах школьного обучения.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности школы.
3. Своевременное выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка и осуществление психологической поддержки на всем протяжении школьной жизни, особенно в адаптационные периоды.
4. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Задачами психологической службы являются:
1) Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
2) Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
3) Реализация возможностей, резервов развития каждого возраста, содействующих личностному росту и раскрытию творческого потенциала учащихся;
4) Оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащимся, их родителям, педагогам;
5) Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
6) Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
7) Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в классных коллективах;
8) Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
9) Участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
10) Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Перечень основных мероприятий по реализации направления "Социально-психологическое сопровождение"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники финансирования |
Исполнители (по согласованию) |
Ожидаемый результат |
1. |
Уточнение конкретных мероприятий в связи с актуальными потребностями общеобразовательных организаций в текущем году. Планирование конкретных психологических мероприятий по направлениям работы. Психологическое сопровождение учебной деятельности |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
План конкретных психологических мероприятий по направлениям работы |
2. |
Определение уровня готовности первоклассников к обучению к школе. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Определение уровня готовности первоклассников к обучению к школе |
3. |
Оценка эффективности обучения, формирования личностных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование личностных универсальных учебных действий |
4. |
Формирование метапредметных компетенций, повышение мотивации к учебе, к образованию и самообразованию, когнитивных и аффективных компонентов личности. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Повышение мотивации к учебе |
5. |
Содействие осознанию педагогами необходимости новых способов профессиональной деятельности через раскрытие возможностей деятельностного подхода как механизма формирования универсальных учебных действий. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Раскрытие возможностей деятельностного подхода как механизма формирования универсальных учебных действий |
6. |
Определение уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе, форсирование мотивационной готовности к школьному обучению, создание условий для профилактики школьной дезадаптации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Определение уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе |
7. |
Определение готовности к школьному обучению, подбор программы обучения и учебно-методического комплекса. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Определение уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе-# |
8. |
Выявление группы по фактору школьной дезадаптации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Выявление нфорпы# по фактору школьной дезадаптации |
9. |
Создание условий благоприятной школьной адаптации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Создание условий благоприятной школьной адаптации |
10. |
Проектирование мероприятий по созданию условий благоприятной школьной адаптации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Создание условий благоприятной школьной адаптации |
11. |
Разработка алгоритма действий по комплексному оказанию помощи обучающимся, испытывающими трудности адаптации в школе, единой системы требований педагогов к обучающимся. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка алгоритма действий по комплексному оказанию помощи обучающимся |
12. |
Выявление обучающихся, испытывающих трудности адаптации при переходе в среднее звено. Разработка рекомендаций для классных руководителей и родителей по созданию условий эффективной адаптации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка рекомендаций для классных руководителей и родителей по созданию условий эффективной адаптации. |
13. |
Формирование и развитие у обучающихся необходимых коммуникативных и учебных навыков, обеспечивающую эффективную адаптацию. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Сформированность развития у обучающихся необходимых коммуникативных и учебных навыков |
14. |
Оценка эффективности коррекционных мероприятий. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Эффективность коррекционных мероприятий |
15. |
Выявление обучающихся с признаками неготовности к переходу в основное звено, выявление группы риска по фактору школьной дезадаптации. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по созданию благоприятных условий обучения школьников на новом образовательном уровне. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Выявление нфорпы# риска по фактору школьной дезадаптации |
16. |
Формирование психологической компетентности родителей по вопросам школьной адаптации при переходе обучающихся в основное звено и психологических особенностей подросткового возраста. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование психологической компетентности родителей |
17. |
Создание программ психологического сопровождения и социализации обучающихся. |
2013-2014 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Создание программ психологического сопровождения и социализации обучающихся |
18. |
Определение социометрической структуры классных коллективов, выявление обучающихся, испытывающих трудности социализации. Разработка рекомендаций для классных руководителей по оптимизации структуры внутриклассных отношений. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка рекомендаций для классных руководителей по оптимизации структуры внутриклассных отношений |
19. |
Составление характеристик для представления на школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений. Разработка рекомендаций конструктивного взаимодействия с обучающимися для педагогов и родителей. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка рекомендаций конструктивного взаимодействия с обучающимися для педагогов и родителей |
20. |
Составление психологических характеристик на обучающихся, рекомендаций для родителей (законных представителей) по оптимизации семейной атмосферы, стиля семейного воспитания. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка рекомендаций для родителей (законных представителей) по оптимизации семейной атмосферы, стиля семейного воспитания -# |
21. |
Составление психологических характеристик обучающихся. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Составление психологических характеристик на обучающихся |
22. |
Психологическая коррекция проблем воспитания и социализации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Психологическая коррекция проблем воспитания и социализации |
23. |
Разработка системы мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка системы мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся |
24. |
Оказание индивидуальной психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам воспитания и социализации обучающихся. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Оказание индивидуальной психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам воспитания и социализации обучающихся |
25. |
Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса по вопросам воспитания и социализации. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса по вопросам воспитания и социализации |
26. |
Формирование психологической компетентности родителей по вопросам психологических особенностей подросткового возраста. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование психологической компетентности родителей по вопросам психологических особенностей подросткового возраста. |
27. |
Содействие в становлении Я-концепции. Формирование и развитие социальных компетенций обучающихся, эффективных способов социального взаимодействия. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование и развитие социальных компетенций обучающихся |
28. |
Определение уровня развития когнитивной и личностной сфер обучающихся специальных коррекционных классов; заполнение карт медико-социально-психологической помощи с заключением о динамике. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Определение уровня развития когнитивной и личностной сфер обучающихся -# |
29. |
Развитие когнитивных способностей, личностной сферы обучающихся; ведение записей в журнале индивидуально-групповых занятий. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Оформление журнала индивидуально-групповых занятий |
30. |
Актуализация потребности в профессиональном самоопределении, подготовка к выбору профильного класса. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Профессиональное самоопределение учащихся |
31. |
Разработка предпрофильных курсов для 9-ых классов с учетом профессиональных интересов и склонностей обучающихся |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Разработка предпрофильных курсов для 9-ых классов |
32. |
Повышение уровня мотивации обучающихся на здоровый образ жизни, формирование установок на здоровый образ жизни, способности к самоорганизации с целью сохранения здоровья через проведение классных часов и профилактических бесед, ролевых игр как социальным педагогом, так и педагогом психологом |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Повышение уровня мотивации обучающихся на здоровый образ жизни-# |
33. |
Формирование представления у педагогов о профессиональном стрессе, отработка приемов саморегуляции и способов снятия нервно-психического напряжения через проведение обучающих семинаров и тренингов по снятию стресса и эмоционального выгорания. |
2013-2015 |
|
Общеобразовательные организации города |
Отработка приемов саморегуляции и способов снятия нервно-психического напряжения |
34. |
Формирование психологической компетентности педагогов по проблеме профессионализации, продуктивных и деструктивных феноменов профессионализации, осознание педагогами проблем, связанных с профессионализацией; повышение профессиональной мотивации посредством проведения семинара "Феномены профессионализации" |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование психологической компетентности педагогов-# |
35. |
Формирование психологической компетентности педагогов по проблеме педагогического общения, овладение приемами эффективного педагогического общения посредством проведения семинаров и тренинга |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование психологической компетентности педагогов |
36. |
Проведение мониторинга, отражающего мнение обучающихся и родителей относительно удовлетворенности обучением на базе общеобразовательных учреждений. Написание заключения по результатам мониторинга. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Ведение мониторинга удовлетворенности обучением |
37. |
Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Оказание помощи педагогам в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. посредством проведения индивидуальных и групповых консультаций. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Формирование ценностно-мотивационной сферы |
38. |
Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в осознании гражданских, социальных и групповых норм поведения, своих прав и обязанностей как членов той или иной социальной группы. |
2013-2015 |
- |
Общеобразовательные организации города |
Осознание гражданских, социальных и групповых норм поведения |
39. |
Повышение квалификации (удостоверения о прохождении курсов, регистрация участия в семинарах), увеличение методической и диагностической базы (количество единиц). |
2013-2015 |
- |
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринск, общеобразовательные организации |
Повышение квалификации педагогов |
40. |
Работа консультационного пункта при Отделе образования Администрации города Шадринска и раздела на сайте Отдела образования Администрации города Шадринска "В помощь психологу" |
2013-2015 |
- |
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Ведение работы по оказанию консультативной помощи учащимся и их родителям (законным представителям) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.