Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сельских территорий Курганской области
Развитие Курганской области на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны Правительства Курганской области к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 40-р, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения уровня экологической безопасности в Курганской области;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Курганской области) и городских поселений в Курганской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности зауральского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 1991 по 2012 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 30 процентов, если в 1991 году она составляла 497 тыс. человек и 45 процентов от общей численности населения Курганской области, то в 2012 году - 348,1 тыс. человек и 39,3 процентов соответственно. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4 процента от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2011 году - 60,0 тыс. человек (15,2 процента).
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2012 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 10988 рублей (64 процента к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3-5 раз ниже городского населения.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 578 общеобразовательных школ, из которых 80 процентов составляют сельские школы. Малокомплектных сельских школ - 58 процентов.
В связи с демографической ситуацией за последние пять лет количество сельских школ сократилось на 17,8 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50-60 лет, в связи с чем материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 10 процентов зданий школ требует капитального ремонта. Здания 2 школ признаны аварийными и закрыты, в связи с чем образовательный процесс этих школ организован в приспособленных зданиях. Взамен закрытых аварийных школ требуется новое строительство.
Новое строительство ведется крайне низкими темпами. Так, за период с 2003 года по 2010 год введено в эксплуатацию лишь 4 школы на 805 мест.
В целях ликвидации аварийных школ, создания современных условий и повышения качества образования необходимо осуществлять строительство новых школ на сельских территориях, в которых развивается сельское хозяйство, фермерство.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Наша деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Курганской области действует 721 культурно-досуговое учреждение, 96 процентов которых расположены в сельской местности. Обеспеченность учреждениями клубного типа составляет 88,2 процента, библиотеками - 68,2 процента.
Далеко не везде состояние и оснащение учреждений культуры отвечает требованиям времени и потребностям людей.
В Курганской области из 680 зданий сельских культурно-досуговых учреждений 156 (21,6 процента) требуют капитального ремонта, 28 зданий (4,2 процента) находятся в аварийном состоянии.
На 1 января 2012 года в Курганской области насчитывается 2305 (2011 год - 2198) спортивных объектов, в том числе: 19 стадионов, 735 спортивных залов, 1191 плоскостное спортивное сооружение, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.
Обеспеченность населения Курганской области спортивными объектами составляет: спортивными залами - 57,67% от норматива, плоскостными спортивными сооружениями - 69,95% от норматива.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. В 2012 году миграционная убыль населения Курганской области в целом составила 8625 человек, в том числе в сельской местности - 5855 человек. По сравнению с 2011 годом миграционная убыль по Курганской области снизилась на 13,3 процента, в сельской местности выросла на 38,8 процента.
Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программного подхода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Показателем результативности использования программного метода являются позитивные изменения в развитии сельских территорий в ходе реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий.
Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно: I этап - 2003-2005 годы, II этап - 2006-2010 годы, III этап осуществляется в 2011-2013 годах.
В 2003-2013 годах на реализацию программных мероприятий будет привлечено 932 млн. рублей из федерального бюджета (по согласованию), 800 млн. рублей из областного бюджета, 3,0 млн. рублей из местных бюджетов (по согласованию), 1322,7 млн. рублей из внебюджетных источников (по согласованию).
За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы социального развития села жилищные условия улучшат 1598 сельских семей, в том числе 388 молодых семей и молодых специалистов.
В результате реализации программных мероприятий значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличится с 3 процентов до 23 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - с 21 процентов до 40,6 процента.
Газификация сельских населенных пунктов способствует улучшению экологической обстановки сельских территорий. Только за 2012 год снижение выбросов в воздух от индивидуального жилья за счет газификации в целом по Курганской области составило порядка 1,5 тыс. тонн.
Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с развитием агропромышленного производства наглядно проиллюстрирована результатами реализации пилотного проекта комплексной компактной застройки и благоустройства села Чистопрудное Шадринского района Курганской области.
В 2009-2010 годах в селе Чистопрудное создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура: построен детский сад (90 мест,#) фельдшерско-акушерский пункт (25 посещений в смену), сети водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, благоустроена застраиваемая территория. Построен 21 индивидуальный благоустроенный жилой дом для специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы.
В результате, улучшение условий жизнедеятельности на селе, наряду с влиянием других факторов, способствовало повышению инвестиционной активности в аграрной сфере, о чем свидетельствует рост объемов инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" с 314,6 млн. рублей в 2003 году до 651,1 млн. рублей в 2012 году.
В сельской местности постепенно улучшается социально-демографическая ситуация: коэффициент рождаемости с 2003 по 2012 год увеличился на 47,4 процента, коэффициент смертности снизился на 5,3 процента.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Целесообразность использования программного метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Курганской области в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Концепции, инструментом реализации которых является Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.