Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сельских территорий Курганской области
Развитие Курганской области на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны Правительства Курганской области к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 40-р, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения уровня экологической безопасности в Курганской области;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Курганской области) и городских поселений в Курганской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности зауральского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 1991 по 2012 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 30 процентов, если в 1991 году она составляла 497 тыс. человек и 45 процентов от общей численности населения Курганской области, то в 2012 году - 348,1 тыс. человек и 39,3 процентов соответственно. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4 процента от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2011 году - 60,0 тыс. человек (15,2 процента).
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2012 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 10988 рублей (64 процента к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3-5 раз ниже городского населения.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 578 общеобразовательных школ, из которых 80 процентов составляют сельские школы. Малокомплектных сельских школ - 58 процентов.
В связи с демографической ситуацией за последние пять лет количество сельских школ сократилось на 17,8 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50-60 лет, в связи с чем материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 10 процентов зданий школ требует капитального ремонта. Здания 2 школ признаны аварийными и закрыты, в связи с чем образовательный процесс этих школ организован в приспособленных зданиях. Взамен закрытых аварийных школ требуется новое строительство.
Новое строительство ведется крайне низкими темпами. Так, за период с 2003 года по 2010 год введено в эксплуатацию лишь 4 школы на 805 мест.
В целях ликвидации аварийных школ, создания современных условий и повышения качества образования необходимо осуществлять строительство новых школ на сельских территориях, в которых развивается сельское хозяйство, фермерство.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Наша деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Курганской области действует 721 культурно-досуговое учреждение, 96 процентов которых расположены в сельской местности. Обеспеченность учреждениями клубного типа составляет 88,2 процента, библиотеками - 68,2 процента.
Далеко не везде состояние и оснащение учреждений культуры отвечает требованиям времени и потребностям людей.
В Курганской области из 680 зданий сельских культурно-досуговых учреждений 156 (21,6 процента) требуют капитального ремонта, 28 зданий (4,2 процента) находятся в аварийном состоянии.
На 1 января 2012 года в Курганской области насчитывается 2305 (2011 год - 2198) спортивных объектов, в том числе: 19 стадионов, 735 спортивных залов, 1191 плоскостное спортивное сооружение, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.
Обеспеченность населения Курганской области спортивными объектами составляет: спортивными залами - 57,67% от норматива, плоскостными спортивными сооружениями - 69,95% от норматива.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. В 2012 году миграционная убыль населения Курганской области в целом составила 8625 человек, в том числе в сельской местности - 5855 человек. По сравнению с 2011 годом миграционная убыль по Курганской области снизилась на 13,3 процента, в сельской местности выросла на 38,8 процента.
Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программного подхода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Показателем результативности использования программного метода являются позитивные изменения в развитии сельских территорий в ходе реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала се
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.