Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы города Шадринска - главы
Администрации города Шадринска
от 05.06.2015 N 53
Положение
о Единой дежурно-диспетчерской службе города Шадринска
1. Общие положения
1.1. Основные понятия
1.1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия Единой дежурно-диспетчерской службы города Шадринска (далее - ЕДДС).
1.1.2. ЕДДС является органом повседневного управления местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.1.3. ЕДДС взаимодействует с Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Курганской области" (далее - ЦУКС) (по соглашению), со всеми дежурно-диспетчерскими службами (диспетчерами) оперативных служб и организаций (далее - ДДС) независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
1.1.4. Целью создания ЕДДС является повышение готовности Администрации города Шадринска и оперативных служб к реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествия), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств оперативных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий).
1.1.5. ЕДДС предназначена для приема от вышестоящих органов управления и передачи сигналов на изменение режимов функционирования местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС и координации их совместных действий, оповещения руководящего состава местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
1.1.6. ЕДДС является структурным подразделением Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шадринска" без права юридического лица.
Общее руководство ЕДДС осуществляет начальник Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шадринска", непосредственное - заместитель начальника Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шадринска".
1.1.7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством Курганской области, настоящим Положением, а также соответствующими правовыми актами Шадринской городской Думы и Администрации города Шадринска.
1.1.8. ЕДДС осуществляет прием сообщений по телефонам 6-22-01, единому номеру 112 со стационарных телефонов, с сотовых операторов через автоматическую систему обслуживания клиентского обращения (маршрутизация вызовов - IVR) с последующей передачей в соответствующие службы.
Деятельность ЕДДС не отменяет существующего порядка приема от населения и организаций сообщений (по телефонам "01", "02", "03", "04" и др.) о происшествиях и авариях на системах жизнеобеспечения.
1.2. Основные задачи ЕДДС
1.2.1. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
- прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях);
- оповещение и информирование руководства местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), населения о ЧС (происшествиях), подпадающих под критерии ЧС и социально значимых происшествиях, предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия);
- организация взаимодействия в установленном порядке с органами управления местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), а также обеспечение информационного и технического сопряжения с ДДС оперативных служб;
- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности, формирование отчетов по поступившим вызовам;
- организация реагирования на вызовы о происшествиях по номерам 6-22-01 и 112;
- доведение до руководства силами и средствами постоянной готовности задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах, установленных вышестоящими органами полномочий).
1.3. Основные функции ЕДДС
1.3.1. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
- осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
- информационное обеспечение координационных органов местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия);
- круглосуточное обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения;
- доведение информации о ЧС до руководителей Администрации города Шадринска (в пределах своей компетенции), уполномоченных решать задачи в области защиты населения;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления, до ДДС, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- сбор от ДДС, служб наблюдения и лабораторного контроля (систем мониторинга) и доведение до ДДС полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия);
- представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности.
1.4. Состав и структура ЕДДС
1.4.1. Состав ЕДДС: руководство ЕДДС, оперативные дежурные, пункт управления и средства связи, оповещения и автоматизации управления.
1.4.2. Руководителем ЕДДС является заместитель начальника МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска". В состав дежурной смены входит оперативный дежурный.
1.4.3. Пункт управления ЕДДС располагается в Администрации города Шадринска, кабинет N 15 и представляет собой рабочее помещение для оперативного дежурного, оснащенное необходимыми техническими средствами и документацией.
1.4.4. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещении ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на аппаратуру с целью достижения необходимой живучести ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время и минимизации воздействия на персонал.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.4.6. Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой. Для обеспечения бесперебойной работы ЕДДС имеется аварийный источник электропитания.
1.4.7. Состав технических средств ЕДДС:
- телефон "112";
- сотовый телефон;
- городской телефон;
- факсимильная связь;
- радиостанция;
- автоматизированная система оповещения "Градиент - 128";
- аппаратура оповещения населения;
- компьютеры;
- принтеры;
Виды связи:
- междугородняя телефонная связь;
- сотовая связь;
- факсимильная связь;
- 2 линии прямой связи с химически-опасными объектами;
- 1 прямой канал связи с ЦУКС;
- единый телефон 112;
- электронная почта;
- видеоконференцсвязь TrueConf Client v6.2.3, Скайп;
- видеоконференцсвязь с ДДС организаций города;
- радиосвязь.
2. Организация работы ЕДДС
2.1. Режимы функционирования ЕДДС
2.1.1. ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.
2.1.2. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает Глава города Шадринска - глава Администрации города Шадринска.
2.1.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновения ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения и ДДС (диспетчеров) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности;
- обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- осуществление контроля готовности ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
- внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС (происшествия);
- внесение необходимых изменений в паспорт территории муниципального образования - город Шадринск.
2.1.4. ДДС (диспетчеры), расположенные на территории города Шадринска, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную информацию о ЧС (происшествиях) и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
2.1.5. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.
2.1.6. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся решением Главы города Шадринска - главы Администрации города Шадринска при угрозе возникновения ЧС (происшествия) в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимодействующих с ЕДДС.
В повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС (происшествия);
- оповещение членов КЧС и ОПБ, сотрудников Администрации города Шадринска, взаимодействующих ДДС и сил постоянной готовности;
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
2.1.7. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС (диспетчера) и силы местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций переводятся решением Главы города Шадринска - главы Администрации города Шадринска при возникновении ЧС (происшествия). В этом режиме ЕДДС города Шадринска выполняет задачи:
- координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств при проведении работ по защите населения и территории от ЧС (происшествий);
- контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории города Шадринска;
- оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС (происшествия) и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- контроль за установлением и перемещением границ зоны района соответствующей ЧС (происшествия), своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС (происшествия).
2.1.8. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, силами местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится оперативным дежурным ЕДДС до всех взаимодействующих ДДС (диспетчеров) и органов управления местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.9. В случае, если для организации предотвращения или ликвидации ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба, либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествия), выполняет их указания.
2.1.10. Функционирование ЕДДС при приведении в готовность ГО и в военное время осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения города Шадринска и инструкциями оперативному дежурному по действиям в условиях особого периода.
2.1.11. При функционировании ЕДДС в условиях особого периода, в соответствии с планом ГО и защиты населения и территории от ЧС (происшествий) предусматривается размещение оперативных дежурных на запасном ПУ.
2.2. Порядок работы ЕДДС
2.2.1. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, ДДС взаимодействующих служб и взаимодействующих органов управления местного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются оперативным дежурным ЕДДС.
2.2.2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия), оперативный дежурный ЕДДС доводит данную информацию соответствующим ДДС (диспетчерам), в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС (происшествие), при необходимости уточняет и корректирует действия привлеченных ДДС.
2.2.3. При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия) выше муниципального уровня, оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает Главе города Шадринска - главе Администрации города Шадринска, председателю КЧС и ОПБ города Шадринска, через начальника МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска", оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение и контролирует их действия. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС (происшествия) для последующей передачи в вышестоящие органы управления и задействованные ДДС.
2.2.4. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС (диспетчерами), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления.
2.2.5. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС.
2.3. Порядок взаимодействия ЕДДС с ДДС (диспетчерами) экстренных оперативных служб и организаций
Порядок взаимодействия ЕДДС и ДДС (диспетчеров) определяется межведомственными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
3. Требования к составу и обучению оперативных дежурных ЕДДС
3.1. Комплектование и подготовка кадров оперативных дежурных ЕДДС муниципального образования
3.1.1. Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется начальником МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска" по представлению заместителя начальника МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска".
3.1.2. Оперативный дежурный ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность и применять их в практической работе.
3.1.3. Основными формами обучения работников ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
3.1.4. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с оперативными дежурными ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным начальником МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска".
3.1.5. Профессиональная подготовка оперативных дежурных ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе.
3.1.6. Подготовка оперативных дежурных ЕДДС осуществляется:
- в МКОУ "Курсы ГО г. Шадринска" - 1 раз в три года;
- ежемесячно в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке;
- в ходе проведения ежедневного инструктажа, заступающего на смену оперативного дежурного ЕДДС;
- в ходе тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по Курганской области;
- в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС.
3.1.7. Перед началом нового календарного года принимаются зачёты, по результатам которых принимается решение о допуске специалистов ЕДДС к работе.
3.2. Квалификационные требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
3.2.1. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
- административную структуру города Шадринска и структуру системы оповещения. Должности и фамилии руководящего состава города Шадринска и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб;
- административные границы города Шадринска, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование микрорайонов и транспортных магистралей;
- организацию системы дежурно-диспетчерских служб;
- зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории города Шадринска;
- дислокацию, назначение и тактико-технические данные техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествия);
- потенциально-опасные объекты, социально-значимые объекты, расположенные в зоне ответственности ЕДДС, их адреса, полное наименование;
- назначение автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного в ЕДДС;
- наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Шадринска;
- порядок информационного обмена.
3.2.2. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
- функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного, системы оповещения;
- руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, системы оповещения;
- структуру и технологию функционирования ЕДДС;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
- документы, определяющие деятельность оперативного ЕДДС по сигналам управления и другим сигналам;
- правила ведения документации.
3.2.3. Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
- обеспечивать координацию действий сил постоянной готовности - при реагировании на ЧС (происшествия);
- организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления в целях оперативного реагирования на ЧС;
- эффективно работать с коммутационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint);
- четко говорить по телефону одновременно с работой за компьютером;
- применять коммуникативные навыки;
- быстро принимать решения;
- эффективно использовать информационные ресурсы системы оповещения для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
- повышать уровень теоретической и практической подготовки;
- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.2.7 Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:
- вести телефонные переговоры, не связанные с несением дежурства;
- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства;
- допускать в помещения дежурной службы посторонних лиц;
- отлучаться с места несения дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
- выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.
3.2.8. Требования к квалификации оперативного дежурного ЕДДС.
3.2.8.1. Профессиональные:
- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС;
- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
- умение пользоваться информационной справочной системой;
3.2.8.2. Профессионально важные качества:
- устойчивое и быстро переключаемое внимание;
- хорошая оперативная и долговременная память;
- высокая коммуникабельность;
- эмоциональная устойчивость (способность переносить эмоциональные нагрузки);
- самодисциплина;
- логический стиль мышления;
- высокая ответственность и способность принимать решения.
4. Деятельность ЕДДС муниципального образования
4.1. ЕДДС города Шадринска является структурным подразделением МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска".
4.2. Финансирование деятельности ЕДДС осуществляется за счет средств МКУ "Управление ГОЧС города Шадринска".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.