Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минморфлота СССР
от 26 апреля 1973 г. N 74
Положение
о государственных морских лоцманах
I. Общие положения
Решением Верховного Суда РФ от 1 августа 2001 г. N ГКПИ01-941, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N КАС01-342, признан недействительным и не порождающим правовых последствий с 1 мая 1999 г. пункт 1 настоящего Положения
1. В целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами.
2. Государственные морские лоцманы входят в состав лоцманских служб морских торговых портов и гидрографических баз Министерства морского флота и морских рыбных портов Министерства рыбного хозяйства СССР*.
3. Лоцманские службы находятся в подчинении капитанов соответствующих морских портов или начальников гидробаз. Непосредственное руководство лоцманскими службами осуществляет заместитель капитана порта или старший лоцман.
4. Лоцманские службы содержатся за счет средств морских портов (гидробаз). Организация работы лоцманской службы устанавливается в зависимости от конкретных условий данного порта (района).
5. Устанавливаются следующие квалификационные лоцманские категории:
- государственный морской лоцман II класса.
- государственный морской лоцман I класса.
6. Государственными морскими лоцманами могут быть граждане СССР, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания.
7. Присвоение квалификационных категорий удостоверяется выдачей лоцманского удостоверения (приложение N 1) после проверки знаний в квалификационной комиссии в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний государственных морских лоцманов.
Лоцманские удостоверения выдаются капитанами морских портов (начальниками гидробаз). В удостоверении указывается разрешенный лоцману район проводки.
8. Квалификационная категория государственного морского лоцмана II класса присваивается лицам, удовлетворяющим требованиям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Положения.
9. Присвоение квалификационной категории государственного морского лоцмана I класса государственным морским лоцманам II класса производится по представлению капитана морского флота (начальника гидробазы) при условии безупречной, безаварийной работы их в должности лоцмана сроком не менее пяти лет и выполнения требований пункта 7 настоящего Положения.
10. В исключительных случаях, в зависимости от судоводительского звания, стажа и опыта работы, знания района лоцманской проводки квалификационная категория государственного морского лоцмана I класса может быть присвоена соответствующему специалисту ранее установленного пунктом 9 настоящего Положения пятилетнего срока работы или лицу, не имеющему категории государственного морского лоцмана II класса.
11. Государственные морские лоцманы II и I класса могут занимать должности лоцмана или старшего лоцмана соответственно. Разграничение выполняемой работы между лоцманами устанавливается капитан морского порта (начальник гидробазы) в зависимости от степени подготовленности лоцманов, типа и размеров проводимых судов и других факторов, отражающих конкретные условия района лоцманской проводки.
12. Для подготовки лоцманов лоцманская служба может иметь необходимое количество стажеров.
Пребывание в качестве лоцманского стажера допускается не более одного года.
13. Государственные морские лоцманы при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты в установленную для них форменную одежду с соответствующими знаками различия.
14. В обязательных постановлениях по морским портам, лоциях и Извещениях мореплавателям публикуются районы обязательной и необязательной лоцманской проводки судов.
Решением Верховного Суда РФ от 1 августа 2001 г. N ГКПИ01-941, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N КАС01-342, признан недействительным и не порождающим правовых последствий с 1 мая 1999 г. пункт 15 настоящего Положения
15. В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права осуществлять плавание без государственного морского лоцмана.
16. В районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет право, если найдет это необходимым, взять на судно лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.
17. Время проводки (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т.п.) определяется капитанами морских портов (начальникам гидробаз) и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах.
Капитан морского порта (начальник гидробазы) вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т.д.), а также при наличии других особых обстоятельств.
18. Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.
19. Ответственность за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт (гидробаза), которым подчинен лоцман.
Эта ответственность ограничивается размерами аварийного фонда по данному порту (гидробазе), образуемого из 10 процентов отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году.
II. Обязанности государственных морских лоцманов
20. Государственные морские лоцманы в соответствии с настоящим Положением призваны обеспечивать безаварийную проводку судов, а также согласно обязательным постановлениям по портам, местным правилам и указаниям дежурной службы портового надзора (гидробазы) - постановку судна на якорь или бочку и съемку с них, швартовку судов и отшвартовку, перестановку судов в порту.
21. Лоцманы обязаны следить за состоянием акватории порта и по заданию капитана морского порта (начальника гидробазы) производить промер глубин на акватории порта и в пределах портовых вод.
22. Лоцманы проводят судна в любое время суток, если по условиям портовых или местных правил не установлено другое, ограниченное время, а также кроме случаев, когда по стихийным условиям не обеспечивается их безопасная проводка (спад воды, туман, ледовые условия и т.п.).
23. Во время проводки судов лоцманы обязаны наблюдать за состоянием и правильностью навигационного ограждения и немедленно сообщать в портнадзор (гидробазу) о всех неисправностях и недостатках. Они также обязаны сообщать о всех аварийных случаях с проводимыми судами или с другими судами, встретившимися на пути.
24. Лоцманы должны следить, чтобы проводимыми судами соблюдались правила по предупреждению загрязнения моря нефтепродуктами, а также санитарными правилами (выбрасывание за борт мусора и т.п.).
25. Лоцманы обязаны выполнять все законоположения и правила по охране государственных границ, портовых сооружений, фарватеров и т.п.; следить за тем, чтобы не производилось измерение глубин фарватеров; осуществлять контроль за соблюдением судами обязательных постановлений по портам.
26. Лоцманы обязаны указывать капитанам судов на все замеченные нарушения правил судоходства, обязательных постановлений по портам и других действующих правил, потребовать устранение замеченных нарушений, а в случае невыполнения капитаном этих или иных законных требований лоцмана, немедленно сообщать об этом в портнадзор (гидробазу).
27. Лоцманам воспрещается без разрешения соответствующих властей перевозить с судна на судно, с берега или на берег людей, грузы и всякого рода предметы.
28. В случае аварии с судном или несчастного случая с людьми в районе лоцманской проводки лоцманы обязаны принять все возможные меры по оказанию помощи.
III. Взаимоотношения государственных морских лоцманов с капитанами судов
29. Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в сроки, указанные в обязательном постановлении по порту, лоции или местных правилах, лоцман должен прибыть на судно к указанному в заявке времени. В случае невозможности прибытия лоцмана к указанному сроку, капитан морского порта (гидробаза) обязаны сообщить капитану судна о времени и месте прибытия лоцмана.
Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер.
30. В случае, если судно, следующее в порт, не прибыло к месту приема лоцмана в указанное в заявке капитаном время, лоцман направленный на это судно, может быть использован по другому назначению. Опоздавшее судно в таких случаях обеспечивается лоцманской проводкой в порядке очереди.
31. Капитан обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и не допустить при этом повреждений лоцманского бота. Во время приема и высадки лоцмана и стажера капитан судна должен держать связь с лоцманским ботом (судном) и согласовывать с ним свои действия. С момента прибытия лоцмана и до ухода его на судне должен быть поднят флажный сигнал по МСС - у меня на борту есть лоцман.
32. Если во время приема на борт судна или ухода с судна, а также во время проводки с лоцманом или стажером произойдет несчастный случай, судовладелец обязан возместить причиненный ущерб в порядке и размере, установленном законом.
33. В случае непогоды, когда невозможно высадить лоцмана с лоцманского бота на идущее с моря судно, по согласованию с капитаном последнего лоцмана может осуществить проводку методом лидирования до места, где можно будет принять лоцмана на борт судна. Метод лидирования, по согласованию с капитаном судна, может быть применен и при выводе судна из порта. Между судном и лоцманским ботом должна быть обеспечена надежная связь.
34. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить лоцманское удостоверение и вручить капитану лоцманскую квитанцию (приложение N 2). Капитан судна должен заполнять квитанцию, удостоверив все данные, внесенные в нее, своей подписью. При необходимости капитан судна дополнительно может указать в квитанции свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом.
35. Капитану судна, впервые прибывающему в порт, лоцман вручает обязательное постановление по порту (местные правила).
36. В период нахождения на борту судна лоцмана и стажера капитан обязан безвозмездно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава.
37. Капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставлять ему бесплатное пользование судовой радиостанцией для связи по вопросам его служебной деятельности.
38. При возникновении обстоятельств, отражающихся на безопасности лоцманской проводки (ухудшение видимости, туман, уменьшение глубин на фарватере и т.п.), капитан судна обязан по требованию лоцмана использовать в мере, указанной лоцманом, средства судового электрорадионавигационного оборудования (эхолот, радиолокатор, радиопеленгатор и др.). При наличии в районе проводки береговой радиолокационной станции лоцман в этих случаях обязан воспользоваться ее услугами.
39. Присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности за управление судном. Лоцман является только советчиком капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказания рулевому и в машину капитан отдает лично. Если же в целях ускорения выполнения маневра капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания, то и в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана, за которые он несет ответственность.
В случае ухода капитана с мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.
40. Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Лоцман обязан потребовать, чтобы об этом было записано в судовом журнале и в лоцманской квитанции. Кроме того, лоцман должен, по возможности немедленно, сообщить о происшедшем в портнадзор (гидробазу). Однако, и после отказа от проводки лоцман обязан оставаться на мостике и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, он обязан сообщать их. Если же капитан потребует, чтобы лоцман возобновил проводку судна, то он не вправе отказаться и обязан продолжить проводку.
41. В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана, капитан вправе отказаться от его услуг. При этом, в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной проводки - обязан вызвать другого лоцмана. В последнем случае, по возможности, капитан должен остановить движение своего судна.
42. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно прежде, чем оно не будет в безопасном месте поставлено на якорь, ошвартовано, выведено в море или пока лоцман не будет сменен другим лоцманом.
Штатное место оставления судна лоцманом в море может быть изменено по условиям погоды или другим причинам, о чем капитан должен быть поставлен в известность своевременно.
43. С судов, пользующихся услугами государственных морских лоцманов, в том числе и при методе лидирования, взимается лоцманский сбор в установленном порядке. Это относится и к случаям, когда один лоцман осуществляет проводку нескольких судов, следующих друг за другом. Основанием для взыскания с судна лоцманского сбора служит лоцманская квитанция, подписанная капитаном судна или радиотелеграфное подтверждение.
44. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.
45. За неправильное объявление осадки, длины и ширины судна или его чистой регистровой вместимости капитан судна обязан уплатить штраф в размере двухкратной ставки причитающегося лоцманского сбора, независимо от установленной законом ответственности за последствия, которые могут произойти из-за указания неверных сведений.
46. Капитан судна обязан уплатить особое вознаграждение в установленном размере в случае, когда лоцман задерживается на судне свыше двух часов вследствие необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, если они не вызваны действием непреодолимой силы.
47. В случае, если лоцман и лоцманский стажер увезены проводимым судном за пределы обслуживаемого ими района, капитан обязан возместить лоцману и стажеру стоимость обратного проезда (стоимость билета на том или ином виде транспорта, суточные за время возвращения и при необходимости стоимость проживания в гостинице) и, кроме того, уплатить за каждые сутки пребывания их за пределами района лоцманской проводки вознаграждение, предусмотренное пунктом 46 настоящего Положения, считая со дня оставления района по день возвращения лоцмана и стажера к месту постоянной работы.
48. Лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные пунктами 43, 45, 46 и 47 настоящего Положения, взимаются морскими портами (гидробазами) и обращаются в их доход.
------------------------------
* в дальнейшем: морские порты или гидробазы
Согласовано:
Зам.министра обороны |
С.Горшков |
25 апреля 1973 г.
Зам. министра рыбного хозяйства |
В.Каменцев |
19 апреля 1973 г.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Лоцманское удостоверение |
|
Содержание Приказ Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.