Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Приоритетная цель государственной политики в области образования на современном этапе - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. Идет внедрение новых стандартов качества образования, новых организационно-экономических механизмов, повышается открытость образования обществу.
В муниципальной системе образования к 1.01.2015 года 3 автономных (МАОУ "СОШ N 7", МАОУ "Гимназия N 30", МАОУ "СОШ N 20") и 45 бюджетных общеобразовательных организаций, 69 бюджетных организаций дошкольного образования, 9 бюджетных учреждений дополнительного образования детей. Для каждого учреждения разработаны и утверждены муниципальные задания.
В 2014 году детские сады посещали 17 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в 2015 году посещают 18 тыс. детей. Вариативными формами дошкольного образования охвачено 4,8 тыс. детей. Общий охват дошкольным образованием - 84%. Все дети в возрасте от 4 до 7 лет и 80% детей в возрасте 3 лет, нуждающиеся в услугах дошкольных образовательных учреждений, обеспечены местами в детских садах.
В целях обеспечения к 2016 году 100%-ой доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет необходимо обеспечить выполнение 100% мероприятий "дорожной карты" по ликвидации очередности в дошкольные организации для детей в возрасте 3-7 лет в 2015 году, завершить строительство 3 детских садов. Необходимо создать условия для расширения участия частного бизнеса в оказании услуг по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
В 2014 г. был проведен внутренний мониторинг готовности дошкольных образовательных учреждений города Кургана к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработан план введения стандартов, созданы рабочие группы, определены муниципальные "пилотные" площадки.
В связи с тем, что очередность на предоставление мест в дошкольные организации сохраняется, необходимо реализовать комплекс мер по обеспечению доступности дошкольного образования как для детей в возрасте 3-7 лет, так и в возрасте 0-3 лет. Также предстоит системная работа по поэтапному внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В школах города 33 тыс. школьников. В муниципальных общеобразовательных организациях создаются условия для обеспечения доступности и повышения качества образования. Одной из задач является организация работы по обеспечению доступности для старшеклассников профильного обучения, 100% охвата обучающихся 9-х классов предпрофильной подготовкой с использованием дистанционных технологий. Сравнение доли охвата старшеклассников профильным обучением показывает хоть и незначительный, но позитивный рост. В 2014 году 59% (в 2013 году - 57%) старшеклассников охвачены профильным обучением. В 2014 году подготовлен специализированный список школ, обеспечивающий высокий уровень подготовки учащихся в области математики - "Топ 100". В список 100 общеобразовательных организаций России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по математическому профилю, включена общеобразовательная организация Курганской области - МБОУ г. Кургана "Гимназия N 47". Но профильное обучение не всегда эффективно, о чем свидетельствует выбор предметов на ЕГЭ обучающимися профильных классов. Задача учителя обеспечить значительное превышение минимального порога как можно большим числом обучающихся из изучавших его предмет на профильном уровне. В большинстве средних общеобразовательных школ отсутствует возможность выбора старшеклассниками профиля обучения не менее чем из 4-х основных профильных направлений. В основном реальный выбор учащиеся вынуждены делать из спектра профилей гуманитарного направления.
Основной формой внешней оценки качества образования является Единый государственный экзамен. В 2014 году в городе Кургане 12 выпускников получили наивысший балл ЕГЭ - 100 баллов. В 2013 году 100-балльных результатов было 35. 166 выпускника показали очень высокие результаты на ЕГЭ - набрали свыше 90 баллов, в 2013 году таких было 274 человек.
В 2013 году по результатам года и государственной итоговой аттестации не завершили образование и не получили аттестат о среднем общем образовании 136 выпускников (из них - 52 выпускники вечерних школ), в 2014 году 9 выпускников. К сожалению, есть школы, которые не первый год находятся в конце рейтинговой таблицы по результатам ЕГЭ.
Необходимо реализовать мероприятия по улучшению результатов ЕГЭ, в том числе наладить систему опережающей диагностики ЕГЭ за счет внедрения регионального и муниципального мониторинга качества образования, провести детальный анализ результатов ЕГЭ в сопоставлении с предшествующими результатами ГИА и набором в 10 классы, использовать дистанционные технологии для подготовки к ЕГЭ с участием ресурсов вузов области.
За счет выделенных средств из областного и федерального бюджетов проведены работы по формированию базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В результате реализации проекта модернизации общего образования к концу 2013 года 100% школ обеспечены современной ученической мебелью, школьники обеспечены бесплатными учебниками, развивается школьная инфраструктура, оснащение компьютерной техникой - 8 учащихся на 1 компьютер. Тем не менее, доля общеобразовательных организаций, расположенных на территории города Кургана, полностью соответствующих современным требованиям в части материально-технической базы, не превышает 50 процентов. Это актуализирует необходимость закрепления позитивных сдвигов. В 2014 году городу предоставлена субвенция на реализацию государственного стандарта на обеспечение учебного процесса в объеме 50 млн. 840 тыс. рублей. Освоение всех средств осуществляется в рамках действия 44-ФЗ. Более 50% средств направлено на приобретение учебников и учебных пособий, закупается оборудование, компьютерная техника. Проблема - наличие образовательных учреждений, требующих ремонта (в основном ремонт кровли более 30 ОУ, восстановление ограждений 15 ОУ).
Решать проблему повышения качества образования можно только с помощью квалифицированных кадров.
Общее количество педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений города Кургана в 2014 году - 4 832 чел. Из них в общеобразовательных учреждениях 2 367 человек (49%), в дошкольных образовательных учреждениях 2 153 человек (44,5%), в учреждениях дополнительного образования детей 312 человек (6,5%).
Средний возраст учителей 45 лет. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций - 15%.
В учреждениях образования доля молодых специалистов со стажем до 3 лет составляет 14,8% от общего количества педагогов системы образования города Кургана, со стажем 4-10 лет - 4,8%, имеют стаж от 11 и более лет 67,4%. За последние 3 года в образовательные учреждения города Курган прибыло 254 молодых специалиста.
С целью привлечения молодых кадров в образовательные учреждения города на муниципальном уровне предусмотрены меры социальной поддержки молодых педагогов. Молодые специалисты получают единовременное подъемное пособие в размере 50 000 рублей. В целях повышения доступности жилья для работников бюджетной сферы и социальной поддержки молодых семей, один из членов которых является работником муниципального учреждения на территории города Кургана предусмотрено безвозмездное субсидирование за счет средств городского бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Размер предоставляемой субсидии составляет 20% от стоимости приобретаемого жилья в городе Кургане. Попыткой решить кадровую проблему стало обучение будущих педагогов в вузах в рамках целевого приема. С 1 сентября 2013 года осуществляется переход на "эффективные контракты".
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций достигла и превысила среднее значение заработной платы в Курганской области. Несмотря на то, что наблюдается рост заработной платы, ежегодно из системы образования по различным причинам выбывают педагоги.
По-прежнему, потребность в педагогических кадрах в образовательных учреждениях города Кургана остается актуальной.
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле". Одним из направлений управления развитием образования является создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы инновационных площадок как опорного механизма управления развитием городской системы образования.
В развитии городской системы образования наиболее значима роль ее информатизации. Целью информатизации муниципальных образовательных учреждений является повышение качества образования на основе интеграции информационных технологий в образовательный процесс, создание единого информационно-образовательного пространства школы, повышение качества образования, анализ, апробация и внедрение новых информационных технологий, способствующих решению основных задач развития личности школьника с учётом социального заказа и приоритетных направлений в условиях информатизации обучения, а также переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ИКТ во всех структурных подразделениях школы. В городе необходимо реализовать комплекс мер по информатизации образования.
В современных условиях наряду с образовательными, информационно-коммуникационными технологиями возрастает роль социальных технологий в управлении, обеспечивающих объединение различных субъектов сферы для решения социально-педагогических проблем и развития образования. Необходимо более эффективно использовать социальные, социально-педагогические технологии в управлении системой образования.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры сети муниципальных образовательных организаций (прежде всего, путем создания образовательных комплексов на базе организаций - лидеров), направленную на повышение доступности качественного общего образования, нивелирование различий между "слабыми" и "сильными" школами.
В целом следует признать, что система образования города сумела сохранить управленческие и педагогические кадры, основные фонды, управляемость системы, достаточно высокое качество образования.
В то же время в процессе функционирования и развития системы образования города Кургана можно выделить ряд проблем и противоречий, на разрешение которых направлена Программа.
Таким образом, основными проблемами системы образования являются:
- отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие очередности;
- необходимость улучшения материально-технического состояния основных фондов, несоответствие образовательных учреждений современным требованиям;
- сохранение остроты кадрового дефицита в учреждениях образования;
- наличие выпускников школ города не прошедших государственную итоговую аттестацию и не получивших среднее общее образование, наличие образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты обучения;
- необходимость эффективного использования современных методов управления и обучения;
- необходимость оптимизации сети образовательных учреждений, снижение неэффективных расходов в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.