Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Актуальной как для настоящего, так и для будущего города Кургана продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований.
Одной из ведущих тенденций в образовании на сегодняшний день является "Здоровьесбережение". В образовательных организациях города Кургана созданы организационно-педагогические условия для сохранения здоровья обучающихся:
- соблюдение норм и правил СанПиНов;
- организация оптимального графика обучения;
- использование здоровьесберегающих технологий (закаливание, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, цветотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, сказкотерапия, оздоровительный бег, витамино- и фитотерапия);
- работа педагогов-психологов;
- проведение в соответствии с программами и планами работы спортивно-оздоровительных мероприятий;
- работа спортивных кружков и секций;
- участие учреждений в оздоровительных и спортивных мероприятиях.
С внедрением комплексов здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательных учреждений улучшаются показатели здоровья обучающихся. На протяжении 5 лет в 100% образовательных учреждений города Кургана используются здоровьесберегающие технологии.
В образовательных организациях разработана система мониторинга состояния здоровья детей и подростков. По результатам ежегодного медицинского обследования в школах и детских садах накапливается информация о состоянии здоровья каждого обучающегося, даются рекомендации родителям, педагогам по предельно-допустимым нагрузкам, согласно установленной группе здоровья. В образовательных организациях имеются базы данных о детях, имеющих проблемы со здоровьем, проблемы в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования создана образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; функционирует система групп и классов. В 2014 году данная система включала в себя: 118 специализированных групп в дошкольных организациях, 123 класса в общеобразовательных организациях. Всего детей с ограниченными возможностями здоровье в образовательных организациях - 2338 человек. В общеобразовательных учреждениях функционируют специальные классы, для детей, имеющих нарушение зрения, задержку психического развития, задержку речевого развития. В детских садах функционируют группы для детей с туберкулезной интоксикацией, с задержкой речевого и психического развития, с нарушениями слуха и проблемами с опорно-двигательным аппаратом.
Для детей, имеющих нарушения речи, препятствующие освоению общеобразовательных программ, в общеобразовательных школах в 2014 году функционировало 15 логопедических пунктов, где занимались около 600 обучающихся 1 - 4 классов; в 21 школе организованы коррекция устной и письменной речи для 1255 обучающихся. Консультативную помощь родителям (законным представителям) оказывает городская психолого-медико-педагогическая комиссия.
В муниципальных образовательных учреждениях города в 2014 году обучались 442 ребенка-инвалида, из них 241 ребенок школьного возраста, 201 ребенок посещает дошкольные образовательные учреждения. В зависимости от состояния здоровья данный контингент детей обучается в массовых классах, в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, на дому. Коррекция имеющихся недостатков в развитии проводится под контролем специалистов (медицинских работников, психолога, дефектолога, логопеда). Для каждого такого ребенка разработаны индивидуальные маршруты развития.
Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (проблемы со зрением) открыты классы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52". С детьми организованы занятия на офтальмотренажерах, которые проводятся медсестрой-ортоптисткой по назначению врача.
В образовательных учреждениях города для детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по физкультуре, функционируют специальные медицинские группы, в которых занимаются ежегодно около 900 больных детей.
Для совершенствования работы в области здоровьесбережения детей необходимо проводить целенаправленную работу по повышению квалификации учителей школ и педагогов дошкольных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, организовывать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и через сеть групп самопомощи.
В муниципальной системе образования созданы условия для максимального удовлетворения запросов населения на услуги по организации отдыха детей в каникулярное время.
Для оказания поддержки семье в вопросе организации отдыха несовершеннолетних города Кургана от 6 лет в каникулярное время функционирует муниципальное автономное учреждение "Оздоровительный комплекс" города Кургана, в котором в 2014 году отдохнули 2341 ребенок, что составляет 7% от общего числа несовершеннолетних от 6 лет (от 34 824 человек). В период каникул организуется работа лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2014 году в таких лагерях отдохнули 4111 детей (11,8% от общего количества несовершеннолетних от 6 лет). Традиционно организуются малозатратные формы отдыха - походы, путешествия, экскурсии; данный вид отдыха не только развивает физические и личностные качества детей, но и формирует познавательную активность, способствует воспитанию патриотизма. Функционирование различных организованных форм отдыха и оздоровления в течение всего летнего периода (опорные площадки по месту жительства) позволяет детям в непринужденной обстановке заниматься физическими упражнениями, развивать внимание, мышление, память, творческие способности. Проведение опорных площадок, в том числе на воздухе, служит альтернативной заменой пассивных увлечений детей в летний период (просмотр телепередач, компьютерные игры, социальные сети).
Проблемы в организации здоровьесбережения и отдыха детей:
- недостаточная сформированность у детей и подростков потребности в сохранении и укреплении своего здоровья;
- отсутствие необходимых специальных условий в образовательных организациях для освоения образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения;
- недостаточное количество загородных учреждений отдыха для детей города;
- несоответствие условий загородных учреждений отдыха современным требованиям развития социума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.