Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество
Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2015 года составляет около 13 миллионов человек (около 8,8% населения) и продолжает расти, число маломобильных граждан - более 40 миллионов человек (59% населения).
В Курганской области проживает более 81000 инвалидов, из них более 3000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием "барьеров инвалидности", и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации и абилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Статистические данные государственной отчетности за 2012-2014 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи, в том числе реабилитационной детям-инвалидам и их семьям.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 3234 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно (2012 год - 3153).
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Показатель детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей |
184,9 |
183,8 |
188,5 |
Показатель впервые выявленной детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей |
34,3 |
28,7 |
24,0 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье (процент) |
73,1 |
73,3 |
85,6 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в интернатных организациях (процент) |
26,9 |
26,7 |
14,4 |
Среди детей-инвалидов в 2014 году наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 5 до 9 лет - 32% (2013 год - 32,3%, 2012 год - 31%); преобладают лица мужского пола (57%).
Структура заболеваний, обусловивших инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, в 2014 году осталась без изменений:
на первом месте - психические заболевания и расстройства поведения - 32% (2013 год - 32,4%, 2012 год - 31%);
на втором месте - болезни нервной системы - 21% (2013 год - 21%, 2012 год - 20,5%);
на третьем месте - врожденные аномалии - 17% (2013 год - 17,3%, 2012 год - 18,8%);
на четвертом месте - болезни эндокринной системы - 7,5% (2013 год - 6,8%, 2012 год - 7%);
на пятом месте - болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни уха и сосцевидного отростка - 6% (2013 год - 5,5%, 2012 год - 5,7%).
В структуре психических расстройств 74% составляет умственная отсталость (2013 год - 73%, 2012 год - 76%), в структуре нервных болезней - детский церебральный паралич (далее - ДЦП) и другие паралитические синдромы составляют 72% (2013 год - 76,4%, 2012 год - 73,6%).
В структуре врожденных аномалий по-прежнему ведущее место занимают аномалии системы кровообращения - 30,2% (2013 год - 35,8%, 2012 год - 34,1%), удельный вес аномалий нервной системы увеличился и составил 11,7% (2013 год - 9,8%, 2012 год - 8%), удельный вес хромосомных нарушений увеличился до 15,3%, (2013 год - 13,5%, 2012 год - 15,4%).
Среди детей от 0 до 4 лет основными причинами инвалидности являются врожденные аномалии - 40,5% (2013 год - 41%, 2012 год - 45%), далее следуют болезни нервной системы - 30% (2013 год - 32%, 2012 год - 28%), на 3 месте - психические расстройства - 6% (2013 год - 5,1%, 2012 год - 5,8%).
Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.
Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в медицинских организациях Курганской области (далее - медицинские организации) и укреплению материально-технической базы специализированных организаций для детей-инвалидов на территории Курганской области.
Работа по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и проведению реабилитационной работы с детьми-инвалидами в медицинских организациях включает в себя несколько направлений.
В целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте первых трех лет жизни, врачами педиатрами медицинских организаций в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи проводится:
динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, в том числе диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка первого года жизни с соблюдением стандарта наблюдения;
диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории.
Пренатальная диагностика (диагностика раннего выявления врожденных пороков у плода до родов), неонатальный и аудиологический скрининги относятся к основным медицинским технологиям в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь женщинам при родовспоможении и детям, и направлены на раннее выявление и своевременное лечение тяжелых наследственных (инвалидизирующих) заболеваний у детей раннего возраста.
Поставка в рамках мероприятий национального приоритетного проекта "Здоровье" автоматизированной комплектной лаборатории для неонатального скрининга, обучение и повышение квалификации специалистов для работы в лаборатории позволили организовать на более высоком уровне этапы неонатального скрининга. Ежегодно показатель охвата обследованием новорожденных детей на 5 наследственных заболеваний сохраняется высоким и составляет не менее 99%, в результате неонатального скрининга выявляется от 9 до 13 детей с наследственной патологией.
Для своевременного выявления тугоухости детей и ранней профилактики детской инвалидности в медицинских организациях родовспоможения и детства проводится двухэтапный аудиологический скрининг у детей первого года жизни, позволяющий своевременно провести реабилитацию тугоухости.
В целях совершенствования проведения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в области внедрены современные технологии, охват скринингом ежегодно составляет не менее 95% от родившихся детей, выявляется от 450 до 500 детей первого года жизни с нарушением слуха, по результатам скрининга 2-3 детям ежегодно проводится кохлерная имплантация. Помощь по медицинской реабилитации детям в регионе оказывается в три этапа: на первом этапе медицинская реабилитационная помощь детям в острый период течения заболевания или травмы осуществляется в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания, далее помощь по медицинской реабилитации оказывается в условиях профильного отделения стационара медицинских организаций в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи (преимущественно в Государственном бюджетном учреждении "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" и Государственном бюджетном учреждении "Курганский областной перинатальный центр", а также Государственном бюджетном учреждении "Шадринская детская больница" и 24 центральных районных больницах);
на втором этапе медицинская реабилитационная помощь детям осуществляется в стационарных условиях в медицинских и социозащитных организациях: Государственном бюджетном учреждении "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", Государственном бюджетном учреждении "Курганский областной перинатальный центр", в 2 специализированных медицинских организациях (домах ребенка), подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, в 5 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях палат "мать и дитя".
Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.
Решаются задачи ресурсного обеспечения специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию, обеспечение территориальной доступности в получении такого рода услуг.
Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.
В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" действуют технологии комплексной реабилитации и абилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать-дитя", комплексной реабилитации и абилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации и абилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Государственное бюджетное учреждение "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".
При поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Государственного бюджетного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации и абилитации.
На третьем этапе медицинская реабилитационная помощь детям осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях в дневных стационарах при поликлинике, в отделении реабилитации для детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями нервной системы Государственного бюджетного учреждения "Курганская детская поликлиника", а также в 3 детских санаториях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, и 8 санаторно-оздоровительных организациях круглогодичного действия. Профиль детских санаториев соответствует ведущим позициям в структуре заболеваемости детей (заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и психоневрологические заболевания).
Ежегодно в детских санаториях получают помощь более 3000 детей, из них 150 детей-инвалидов с детским церебральным параличом и другими паралитическими синдромами.
Для предупреждения развития тяжелой психоневрологической инвалидности среди детей с патологией нервной системы в медицинских организациях проводится ранняя реабилитация:
при оказании специализированной (неврологической) медицинской помощи в отделении раннего возраста и детском неврологическом отделении Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста";
в 2 специализированных домах ребенка, где осуществляется восстановительное лечение детей, включающее комплекс медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий;
в отделении реабилитации для детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями нервной системы Государственного бюджетного учреждения "Курганская детская поликлиника".
Материально-техническая база отделения реабилитации для детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями нервной системы Государственного бюджетного учреждения "Курганская детская поликлиника" соответствует стандарту оснащения для оказания медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях.
В отделении используются следующие методы реабилитации: рефлексотерапия, занятия с логопедом, массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, занятия в сенсорной комнате и терапия с использованием биологической обратной связи. Часть реабилитационных методик внедрена при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, при организации мероприятий по абилитации, реабилитации и организации санаторно-оздоровительных мероприятий возникает ряд проблем:
невозможность реализации индивидуальной программы ребенка-инвалида в полном объеме (не более 65%);
низкий уровень обеспечения санаторно-курортным этапом реабилитации (не более 35% в год);
недостаточное оказание помощи по медицинской реабилитации, в том числе детям с детским церебральным параличом, в стационарных условиях медицинских организаций; слабая организация выездных форм работы;
нехватка специалистов, прошедших обучение по медицинской реабилитации.
С использованием оборудования, приобретенного за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для специалистов и родителей проводятся семинары, консультации, практические занятия по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется работа служб сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
Внедрены новые технологии по организации раннего выявления и ранней комплексной помощи детям-инвалидам в возрасте до 3-х лет и их семьям.
В работу медицинских организаций внедрена учетная форма "Медико-социальный паспорт семьи ребенка-инвалида" для формирования и ведения базы данных детей-инвалидов и граждан, осуществляющих уход за ними, информация о выявленных проблемах в семье ребенка-инвалида передается в соответствующие ведомства с целью их решения.
Созданы сети групп родительской самопомощи с участием родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам профилактики и оздоровления, снижения риска инвалидизации.
Внедрены новые реабилитационные технологии, оздоровительные методики для занятий с детьми-инвалидами с использованием оборудования, приобретенного за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе методики комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с ослабленным зрением, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушения речи и с малыми и затихающими формами туберкулеза младшего возраста посредством занятий лечебной физкультурой, проведением оздоровительных процедур, игр на свежем воздухе.
Реабилитационная помощь детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать поликлинику, оказывается на дому (врачом-реабилитологом, инструктором-методистом по лечебной физкультуре), для домашнего использования в семьи, имеющие детей-инвалидов, передано на договорных условиях (прокат) реабилитационное оборудование, приобретенное за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К наиболее значимым мероприятиям, способствующим совершенствованию медицинской реабилитационной помощи детям, можно отнести:
внедрение специализированных методик реабилитации детей-инвалидов в отделении реабилитации для детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями нервной системы Государственного бюджетного учреждения "Курганская детская поликлиника";
создание службы сопровождения и организация работы телефонов срочного реагирования в рамках деятельности кабинетов медико-социальной помощи медицинских организаций;
совершенствование реабилитационного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских санаториев;
организацию и обеспечение деятельности школ для родителей в медицинских организациях для обучения семей с детьми-инвалидами навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
создание службы раннего сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с неврологическими заболеваниями и нарушениями зрения в организациях социального обслуживания.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий за 2012-2014 годы удалось достичь следующих показателей:
на 13,5% возрос удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов;
на 12% возрос удельный вес детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья;
на 16% увеличился удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов; на 12,5% возрос удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов;
в 3,2 раза увеличился удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, службы "Домашний помощник", "Социальное такси") на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами;
на 15 человек увеличилось количество трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов;
увеличилось в 3 раза число привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов;
численность волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, увеличилась в 2,2 раза;
на 12,5% возрос удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги службы сопровождения в медицинских организациях;
на 10% увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации при получении образования и выборе профессии.
Одним из важных направлений реабилитации и абилитации инвалидов и их интеграции в обществе является интеграция через трудовую деятельность и образование, через физическую культуру и спорт.
Из-за состояния здоровья подростки-инвалиды имеют ограниченный доступ к рабочим местам.
Занятие инвалидов физической культурой и спортом можно рассматривать не только как средство реабилитации и абилитации, но и как постоянную форму жизненной активности и социальной занятости, поэтому необходимо включение в подпрограмму мероприятий, направленных на создание условий для занятий детьми-инвалидами оздоровительной физической культурой и спортом.
Важным направлением работы является формирование общественного мнения к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание толерантного отношения друг к другу. В Курганской области в недостаточной степени присутствует социальная реклама, развивающая толерантное отношение к детям-инвалидам, семьям, воспитывающим таких детей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на предупреждение и снижение уровня детской инвалидности, повышению доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе в раннем возрасте, улучшению качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе.
Реализация подпрограммы позволит реализовать комплексный межведомственный подход к решению проблем, координировать деятельность всех заинтересованных организаций и ведомств, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы.
По итогам конкурсного отбора инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подпрограмма получила софинансирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.