Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
В Курганской области наметилась положительная динамика по снижению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2010 год - 5500, 2011 год - 5473, 2012 год - 5401, 2013 год - 5339, 2014 год - 5245), и уменьшению числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2010 год - 800, 2011 год - 819, 2012 год - 772, 2013 год - 758, 2014 год - 733).
Данная тенденция подтверждает правильность принимаемых системных мер по профилактике социального сиротства в регионе. С 2008 года приоритетным направлением стало применение эффективных мер профилактического характера на межведомственной основе, что привело к уменьшению количества родителей, лишенных родительских прав (2011 год - 559, 2012 год - 402, 2013 год - 396, 2014 год - 358), а также к уменьшению числа детей, родители которых лишены родительских прав (2011 год - 659, 2012 год - 489, 2013 год - 473, 2014 год - 414).
Развитию региональной модели защиты детства, созданию благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, внедрению технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует применение программного подхода. Так, в Курганской области реализованы межведомственные целевые программы "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы", "Детство, свободное от жестокости" на 2010-2012 годы", софинансируемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), по приоритетному направлению деятельности Фонда "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Реализация мероприятий целевой программы Курганской области "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы" позволила сократить число социальных сирот до 2,6% от общей численности детского населения, увеличить количество детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, до 80%, уменьшить численность детей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 4%.
За период реализации областных целевых программ организована деятельность по семейному устройству детей, оставшихся без родительского попечения, что способствовало уменьшению количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2011 год - 1163 ребенка, 2012 год - 1132 ребенка, 2013 год - 910 детей).
В семьях граждан воспитывается 87% детей, признанных оставшимися без попечения родителей (2011 год - 81%, 2012 год - 80%, 2013 год - 84%). В 2011 году на воспитание в семьи граждан передано 777 детей, что составило 95% от общего числа выявленных, в 2012 году - 79%, в 2013 году - 93%, в 2014 году - 100%.
Органами опеки и попечительства Курганской области совместно с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится реабилитационная работа с родителями, чьи дети были признаны оставшимися без попечения родителей. В 2013 году в биологические семьи возвращено 130 детей (2011 год - 237 детей, 2012 год - 182 ребенка, 2013 год - 182 ребенка, 2014 год - 218 детей).
Несмотря на принимаемые меры по предотвращению дезорганизации семей с детьми в области, до сих пор остается актуальной проблема сохранения для ребенка родной (биологической) семьи, эффективное сопровождение замещающих семей.
В этой связи в рамках подпрограммы планируется внедрить ряд технологий, системных мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, социальной помощи семьям, в том числе на межведомственной основе, проживающим на территории Курганской области.
На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр помощи детям" создается ресурсный центр "Служба сопровождения семьи". В работе новой службы планируется использовать потенциал действующих на территории региона 257 культурно-образовательных центров, социальные педагоги которых осуществляют функцию участковых специалистов, и охватить 100% семей с детьми населенных пунктов, где они функционируют.
Для развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курганской области создана дифференцированная система социальной поддержки замещающих семей. Ежемесячное вознаграждение получают более 1100 замещающих семей.
Более 120 приемных родителей получают доплату к вознаграждению от 25% до 50% за воспитание детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья или проблемы в поведении. При этом в качестве поощрения приемным родителям данные выплаты продолжаются после снятия ребенка с учета в органах внутренних дел, снятия инвалидности (в течение 2 последних лет выплата продолжена 58 приемным семьям).
С 1 января 2010 года замещающие родители, чьи дети обучаются в областных профессиональных образовательных организациях, получают средства на их содержание, а в организации дети также получают бесплатное питание, одежду и обувь. Такими льготами в области пользуются более 300 детей-сирот.
В результате принимаемых мер социальной поддержки приемных семей ежегодно увеличивается количество детей в этих семьях. В 2011 году в приемных семьях в области воспитывалось 1786 детей, в 2012 году - 1861, в 2013 году - 2215, в 2014 году - 2482 ребенка.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление. В связи с необходимостью установления мер социальной поддержки усыновителям принят Закон Курганской области от 8 декабря 2010 года N 81 "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", определяющий выплату единовременного денежного пособия в размере от 20 до 800 тыс. рублей. Такая система единовременных пособий нивелирует материальные причины отказа от усыновления.
Анализ результатов усыновления детей в Курганской области говорит о положительной динамике. Если до действия закона усыновляли в год не более 40 детей, то за последние 4 года на усыновление передано 284 ребенка. В связи с принятием таких мер поддержки замещающих семей в течение 7 последних лет не возникает необходимости в усыновлении детей иностранными гражданами.
Наряду с материальными формами стимулирования замещающих родителей, в Курганской области активно применяются нематериальные.
Для оказания психолого-педагогической, социальной и иной помощи замещающим родителям в области с 2010 года действует система подготовки и сопровождения семей. В 2012 году данная система была усовершенствована. Трем учреждениям переданы полномочия по обязательному обучению граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования и социальных технологий, Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Катайский детский дом", Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганский областной детский дом N 1"). Выбрана оптимальная форма обучения для работающих граждан, используется очно-заочная форма и режим видеоконференцсвязи. В 2014 году обучено 470 кандидатов в опекуны, приемные родители и усыновители.
Кроме того, консультационные услуги, практическую помощь замещающим родителям, имеющим проблемы в воспитании и обучении детей, оказывает Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр помощи детям" (в течение 2014 года помощь оказана 95 детям и 76 замещающим родителям).
В рамках мероприятий целевой программы Курганской области "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы" при финансовой поддержке Фонда на базе 8 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы мобильные выездные службы, деятельность которых является актуальной и своевременной. В развитии данной деятельности в 2014 году планируется создание интерактивного методического объединения специалистов служб сопровождения замещающих семей.
С целью проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов и повышения профессиональной компетентности замещающих родителей в 10 государственных учреждениях созданы гостиные, для функционирования которых за счет средств Фонда ранее было приобретено соответствующее оборудование и учебно-диагностические материалы, которые апробированы при проведении методических мероприятий на базе Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганский областной детский дом N 1". В рамках настоящей подпрограммы имеющиеся диагностические материалы и социальные гостиные будут применяться в деятельности создаваемой психолого-педагогической службы поддержки замещающих семей с территориальными филиалами.
Сопровождением замещающих семей также занимаются 26 межведомственных служб, созданных при муниципальных органах опеки и попечительства. В 2014 году на сопровождении находилось 684 замещающие семьи, в которых воспитывается 861 ребенок, нуждающийся в особой помощи.
Такая деятельность осуществляется в тесном взаимодействии муниципальных органов опеки и попечительства с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем в связи с увеличением количества детей, передаваемых на воспитание в замещающие семьи, имеющимися в области ресурсами не получается охватить профессиональным сопровождением все замещающие семьи, чтобы свести возвраты детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до минимума. В 2010 году опекунами (попечителями), приемными родителями было возвращено 98 детей, в 2011 году - 57, в 2012 - 67, в 2013 - 60, в 2014 году - 46 детей. Поэтому в рамках подпрограммы планируется внедрить новые технологии, направленные на улучшение ситуации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в области сформирован комплекс мер, направленных на семейное устройство детей, оставшихся без родительского попечения, аккумуляцию данных об этих семьях, повышение качества и обеспечение беспрепятственного доступа приемных семей к необходимым социальным услугам, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.
Очевидно, что обеспечить создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, возможно путем применения программно-целевого метода, когда обеспечивается комплексный подход к решению проблем; координация деятельности органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы; оперативная коррекция и мониторинг промежуточных и конечных результатов реализации подпрограммы с привлечением общественных организаций и волонтерского движения.
Подпрограмма разработана в целях развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В основе лежит технология командной работы, позволяющая аккумулировать имеющиеся ресурсы, создавая условия для внедрения и распространения наиболее результативных технологий и методов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Технология отработана в рамках реализации целевых программ, обеспечивает организацию системной межведомственной работы, своевременную актуализацию регионального законодательства в сфере детства и совершенствование механизмов скоординированных действий на межведомственном уровне.
Алгоритм работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя несколько этапов:
организация информационного сопровождения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая систему мероприятий, направленных на информирование и просвещение населения, в том числе потенциальных замещающих родителей;
подготовка граждан к принятию ребенка на воспитание в семью, помощь в подборе детей, аккумуляция данных о гражданах, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также подготовка детей для передачи на воспитание в замещающие семьи;
создание развивающей социально-образовательной среды для семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей создание благоприятных условий воспитания приемных детей, оказание качественных социальных услуг семьям, воспитывающим приемных детей, и предотвращение возвратов детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Качественно новая система защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребует в рамках реализации подпрограммы:
совершенствования деятельности уже действующих в области служб сопровождения замещающих семей;
развития инфраструктуры служб, обеспечивающих доступность и качество услуг замещающим семьям: создание психолого-педагогической службы поддержки замещающих семей, ресурсного центра по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсного центра по профилактике социального сиротства;
применения эффективных технологий, в том числе информирования населения о формах семейного устройства детей-сирот, динамического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучения родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
повышения профессиональной компетентности специалистов, непосредственно работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, приемными родителями.
Мероприятия подпрограммы планируется осуществлять при поддержке благотворительных фондов, добровольческих инициатив.
Подпрограмма приняла участие в конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"), и получила софинансирование.
Реализация мероприятий подпрограммы, в том числе с привлечением социальных партнеров, приведет к системным изменениям в организации работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курганской области, а совершенствование программно-целевых механизмов позволит сократить возвраты детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить сопровождение замещающих семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.