Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.
В городе Кургане проживает 29737 инвалидов, что составляет около 9% от общего количества жителей областного центра (326 287 человек); из них 1192 - дети-инвалиды.
Государственная социальная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Доступная среда для инвалидов - это весь спектр комплексных процессов адаптации и планирования деятельности во всех областях жизни общества, осуществляемых с учетом жизненных потребностей инвалидов. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Несмотря на принимаемые меры, социальная инфраструктура остается неприспособленной для инвалидов, поскольку сложилась в основном до вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепившего требование по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Большинство объектов социальной инфраструктуры не оснащено пандусами, поручнями; ранее построенные объекты не соответствуют новым строительным нормам и правилам, обеспечивающим доступность для маломобильных групп населения.
Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации. Паспорта доступности созданы на все муниципальные учреждения образования, спорта и культуры (100% от общего количества внесенных в реестр приоритетных объектов). На карту доступности на общероссийском портале "Учимся жить вместе" занесена информация на 100% муниципальных учреждений образования, спорта и культуры; своевременно вносятся изменения.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, с целью создания условий для предоставления инвалидам равного доступа к услугам, в том числе обеспечение полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательных организациях. Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В образовательных учреждениях города обучаются (воспитываются) 429 детей-инвалидов, из них 239 детей школьного возраста, 190 детей посещают дошкольные образовательные учреждения. В городской очереди на получение места в детском саду числятся 69 детей, они имеют право на внеочередное обеспечение местами. Дети - инвалиды имеют возможность получать образование в условиях общеобразовательного учреждения в массовом классе по общеобразовательной программе; в условиях общеобразовательного учреждения в специальном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной программе; на дому (в соответствии с рекомендациями медицинской организации) по общеобразовательной или адаптированной программе (реализуется индивидуальный, согласованный с родителями (законными представителями) учебный план). Дети-инвалиды по зрению могут получать образование в условиях специальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52", где в образовательный процесс введена специальная подготовка, которая включает ритмику, ЛФК и массаж, социально-бытовую ориентировку, развитие осязания и мелкой моторики, организованы занятия на офтальмотренажерах.
Дети - инвалиды города Кургана имеют возможность обучаться с использованием дистанционных технологий в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения". В 2015-2016 учебном году в школе обучаются 40 детей из города Кургана; в лекотеке - 15 детей-дошкольников.
В рамках государственной программы "Доступная среда" в городе Кургане адаптированы для маломобильных групп населения 14 общеобразовательных организаций (смонтированы пандусы, проведены ремонты тамбуров, входных групп, проведены работы по адаптации санузлов).
В учреждениях культуры пандус и кнопка вызова сотрудников учреждения оборудована в МБУ ЦКиД "Современник"; в библиотечной системе города пандусы существуют в библиотеках им. В. Маяковского и общий пандус с УВД имеет библиотека им. Островского.
В учреждениях спорта беспрепятственный доступ для инвалидов обеспечен на стадион МБОУ ДО "ДЮСШ N 3", в спортивный зал МБОУ ДОД "ДЮСШ N 2". За период с 2011 по 2015 год количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающимися адаптивной физкультурой и спортом выросло на 250%.
В городе Кургане уделяется внимание методической работе с педагогами, работающими с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностям здоровья. При МБУ "Курганский городской инновационно-методический центр" организованы семинары и консультационные пункты для данной категории педагогов по темам: "Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"; "Создание образовательной среды в ОО, обеспечивающей социализацию обучающихся"; "Диагностика речевого дизонтогенеза у детей: дисфазия, дизартрия, дизритмия"; "Воспитание, обучение и реабилитация детей-инвалидов и детей с ОВЗ"; "Динамика продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия"; "Понимание инклюзии". Активно в методической работе участвуют общеобразовательные учреждения NN 36, 39, 44, 52; дошкольные образовательные учреждения NN 7, 54, 87, 122, 128. Педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации по заявленным проблемам, в том числе в дистанционной форме.
Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов - это не только обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, но и оказание помощи инвалиду в преодолении информационного барьера, развитие форм содействия занятости инвалидов, наиболее полное удовлетворение потребностей инвалидов в предоставлении социальных услуг, внедрение новых видов и форм социального обслуживания.
Проблемы создания доступной среды для инвалидов и их полноценной интеграции в общество:
- отсутствие комплексного подхода к формированию безбарьерной среды;
- не обеспечен беспрепятственный доступ к жилым домам, где проживают инвалиды;
- при оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются, в основном, потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху;
- многие объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для маломобильных групп населения, к числу таких объектов относятся муниципальные учреждения системы здравоохранения, образования культуры, физической культуры и спорта;
- в связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарно - гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей;
- существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку муниципальные учреждения культуры недостаточно приспособлены для посещения маломобильных групп населения;
- в настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов;
- услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов;
- социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти проблемы в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории города Кургана реализацию комплекса мероприятий в решении задач социализации инвалидов.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.