Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ОВЗ, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество на территории Курганской области
Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 года составляет около 13 миллионов человек (около 8,8% населения) и продолжает расти, число маломобильных граждан - более 40 миллионов человек.
В Курганской области проживает более 81000 инвалидов, из них более 3000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием "барьеров инвалидности", и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации и абилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Статистические данные государственной отчетности за 2013-2015 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи, в том числе реабилитационной детям-инвалидам и их семьям.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2016 года зарегистрировано 3224 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно (2014 год - 3234, 2013 год - 3153 ребенка).
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Показатель детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей |
183,8 |
188,5 |
182,6 |
Показатель впервые выявленной детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей |
28,7 |
24,0 |
26,2 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье (процент) |
73,3 |
85,6 |
73,0 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в интернатных организациях (процент) |
26,7 |
14,4 |
27 |
В 2015 году наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 10 до 14 лет - 34% (в 2014 году - в возрастной группе от 5 до 9 лет - 32%, в 2013 году - 32,3%), преобладают лица мужского пола (58%).
Структура заболеваний, обусловивших инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, в 2015 году осталась без изменений:
на I месте - психические заболевания и расстройства поведения - 35% (2014 год - 32%, 2013 год-32,4%);
на II месте - болезни нервной системы - 21% (2014 год - 21%, 2013 год - 21%);
на III месте - врожденные аномалии - 15% (2014 год - 17%, 2013 год - 17,3%);
на IV месте - болезни эндокринной системы - 7,3% (2014 год - 7,5%, 2013 год - 6,8%);
на V месте - болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни уха и сосцевидного отростка - 5,7% (2014 год - 6%, 2013 год - 5,5%).
В структуре психических расстройств 70% составляет умственная отсталость (2014 год - 74%, 2013 год - 73%), в структуре нервных болезней детский церебральный паралич (далее - ДЦП) и другие паралитические синдромы составляют 68% (2014 год - 72%, 2013 год-76,4%).
В структуре врожденных аномалий по-прежнему ведущее место занимают аномалии системы кровообращения - 29% (2014 год - 30,2%, 2013 год - 35,8%), удельный вес аномалий нервной системы увеличился и составил 12,5% (2014 год - 11,7%, 2013 год - 9,8%), удельный вес хромосомных нарушений остался прежним - 15,3% (2014 год - 15,3%, 2013 год - 13,5%).
Среди детей от 0 до 4 лет основными причинами инвалидности являются врожденные аномалии - 36% (2014 год - 40,5%, 2013 год - 41%), далее следуют болезни нервной системы - 32% (2014 год - 30%, 2013 год - 32%), на 3 месте - психические расстройства - 7% (2014 год - 6%, 2013 год - 5,1%).
Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.
Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области (далее - медицинские организации), и укреплению материально-технической базы специализированных организаций для детей-инвалидов на территории Курганской области.
Работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ и проведению реабилитационной работы с детьми-инвалидами в медицинских организациях включает в себя:
- в целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте первых трех лет жизни врачами педиатрами медицинских организаций в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи проводится:
динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, в том числе диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка первого года жизни с соблюдением стандарта наблюдения;
диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
- пренатальная диагностика (диагностика раннего выявления врожденных пороков у плода до родов), неонатальный и аудиологический скрининги относятся к основным медицинским технологиям в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь женщинам при родовспоможении и детям, и направлены на раннее выявление и своевременное лечение тяжелых наследственных (инвалидизирующих) заболеваний у детей раннего возраста.
Поставка в рамках мероприятий национального приоритетного проекта "Здоровье" автоматизированной комплектной лаборатории для неонатального скрининга, обучение и повышение квалификации специалистов для работы в лаборатории позволили организовать на более высоком уровне этапы неонатального скрининга. Ежегодно показатель охвата обследованием новорожденных детей на 5 наследственных заболеваний сохраняется высоким и составляет не менее 99%, в результате неонатального скрининга выявляется от 9 до 13 детей с наследственной патологией.
Для своевременного выявления тугоухости детей и ранней профилактики детской инвалидности в медицинских организациях родовспоможения и детства проводится двухэтапный аудиологический скрининг у детей первого года жизни, позволяющий своевременно провести реабилитацию тугоухости.
В целях совершенствования проведения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в области внедрены современные технологии, охват скринингом ежегодно составляет не менее 95% от родившихся детей, выявляется от 450 до 500 детей первого года жизни с нарушением слуха, по результатам скрининга 2-3 детям ежегодно проводится кохлерная имплантация;
- помощь по медицинской реабилитации детям в регионе оказывается в три этапа:
на первом этапе медицинская реабилитационная помощь детям в острый период течения заболевания или травмы осуществляется в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания, далее помощь по медицинской реабилитации оказывается в условиях профильного отделения стационара медицинских организаций в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи (преимущественно в Государственном бюджетном учреждении (далее - ГБУ) "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" и ГБУ "Курганский областной перинатальный центр", а также ГБУ "Шадринская детская больница" и 24 центральных районных больницах);
на втором этапе медицинская реабилитационная помощь детям осуществляется в стационарных условиях в медицинских и социозащитных организациях: ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", ГБУ "Курганский областной перинатальный центр", в двух специализированных медицинских организациях (домах ребенка), в трех реабилитационных центрах для детей и подростков с ОВЗ, в том числе в условиях палат "мать и дитя".
Ежегодно курс медико-социальной реабилитации и абилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ОВЗ, в том числе около 1000 детей-инвалидов.
Решаются задачи ресурсного обеспечения специализированных учреждений для детей с ОВЗ, включая внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию и абилитации, обеспечение территориальной доступности в получении такого рода услуг.
Так, с 2010 года в ГБУ "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом (далее - ДЦП).
В ГБУ "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ОВЗ в системе "мать-дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения ГБУ "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".
При поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), на базе ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов.
В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации;
на третьем этапе медицинская реабилитационная помощь детям осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях в дневных стационарах при поликлинике, в отделении реабилитации для детей с ДЦП и другими заболеваниями нервной системы ГБУ "Курганская детская поликлиника", а также в трех детских санаториях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, и восьми санаторно-оздоровительных организациях круглогодичного действия. Профиль детских санаториев соответствует ведущим позициям в структуре заболеваемости детей (заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и психоневрологические заболевания).
Ежегодно в детских санаториях получают помощь более 3000 детей, из них 150 детей-инвалидов с ДЦП и другими паралитическими синдромами.
Для предупреждения развития тяжелой психоневрологической инвалидности среди детей с патологией нервной системы в медицинских организациях проводится ранняя реабилитация:
при оказании специализированной (неврологической) медицинской помощи в отделении раннего возраста и детском неврологическом отделении ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста";
в двух специализированных домах ребенка, где осуществляется восстановительное лечение детей, включающее комплекс медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий;
в отделении реабилитации для детей с ДЦП и другими заболеваниями нервной системы ГБУ "Курганская детская поликлиника".
Материально-техническая база отделения реабилитации для детей с ДЦП и другими заболеваниями нервной системы ГБУ "Курганская детская поликлиника" соответствует стандарту оснащения для оказания медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях.
В отделении используются следующие методы реабилитации: рефлексотерапия, занятия с логопедом, массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, занятия в сенсорной комнате и терапия с использованием биологической обратной связи. Часть реабилитационных методик внедрена при поддержке Фонда.
Вместе с тем при организации мероприятий по абилитации, реабилитации и организации санаторно-оздоровительных мероприятий возникает ряд проблем:
невозможность реализации индивидуальной программы ребенка-инвалида в полном объеме (не более 65%);
низкий уровень обеспечения санаторно-курортным этапом реабилитации (не более 35% в год);
недостаточное оказание помощи по медицинской реабилитации, в том числе детям с ДЦП, в стационарных условиях медицинских организаций;
слабая организация выездных форм работы;
нехватка специалистов, прошедших обучение по медицинской реабилитации. С использованием оборудования, приобретенного за счет средств Фонда, для специалистов и родителей проводятся семинары, консультации, практические занятия по вопросам воспитания, обучения и реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, осуществляется работа служб сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
Внедрены новые технологии по организации раннего выявления и ранней комплексной помощи детям-инвалидам в возрасте до 3 лет и их семьям.
В работу медицинских организаций внедрена учетная форма "Медико-социальный паспорт семьи ребенка-инвалида" для формирования и ведения базы данных детей-инвалидов и граждан, осуществляющих уход за ними, информация о выявленных проблемах в семье ребенка-инвалида передается в соответствующие ведомства с целью их решения.
Созданы сети групп родительской самопомощи с участием родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, по вопросам профилактики и оздоровления, снижения риска инвалидизации.
Внедрены новые реабилитационные технологии, оздоровительные методики для занятий с детьми-инвалидами с использованием оборудования, приобретенного за счет средств Фонда, в том числе методики комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с ослабленным зрением, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушения речи и с малыми и затихающими формами туберкулеза младшего возраста посредством занятий лечебной физкультурой, проведением оздоровительных процедур, игр на свежем воздухе.
Реабилитационная помощь детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать поликлинику, оказывается на дому (врачом-реабилитологом, инструктором-методистом по лечебной физкультуре), для домашнего использования в семьи, имеющие детей-инвалидов, передано на договорных условиях (прокат) реабилитационное оборудование, приобретенное за счет средств Фонда.
К наиболее значимым мероприятиям, способствующим совершенствованию медицинской реабилитационной помощи детям, можно отнести:
внедрение специализированных методик реабилитации детей-инвалидов в отделении реабилитации для детей с ДЦП и другими заболеваниями нервной системы ГБУ "Курганская детская поликлиника";
создание службы сопровождения и организация работы телефонов срочного реагирования в рамках деятельности кабинетов медико-социальной помощи медицинских организаций;
совершенствование реабилитационного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях детских санаториев;
организация и обеспечение деятельности школ для родителей в медицинских организациях для обучения семей с детьми-инвалидами навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
создание службы раннего сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ с неврологическими заболеваниями и нарушениями зрения в организациях социального обслуживания.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий за 2012-2014 годы удалось достичь следующего:
на 13,5% возрос удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов;
на 12% возрос удельный вес детей до трех лет с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до трех лет с ОВЗ;
на 16% увеличился удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов;
на 12,5% возрос удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов;
в 3,2 раза увеличился удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, службы "Домашний помощник", "Социальное такси") на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами;
на 15 человек увеличилось количество трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов;
увеличилось в 3 раза число привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов;
численность волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, увеличилась в 2,2 раза;
на 12,5% возрос удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги службы сопровождения в медицинских организациях;
на 10% увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской профессиональной ориентации и врачебной профессиональной консультации при получении образования и выборе профессии.
Одним из важных направлений реабилитации и абилитации инвалидов и их интеграции в обществе является интеграция через трудовую деятельность и образование, через физическую культуру и спорт.
Из-за ограничений в здоровье подростки-инвалиды имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще.
Занятие инвалидов физической культурой и спортом можно рассматривать не только как средство реабилитации и абилитации, но и как постоянную форму жизненной активности и социальной занятости, поэтому необходимо включение в подпрограмму мероприятий, направленных на создание условий для занятий детьми-инвалидами оздоровительной физической культурой и спортом.
Важным направлением работы является формирование общественного мнения к проблеме детей с ОВЗ, воспитание толерантного отношения друг к другу. В Курганской области в недостаточной степени присутствует социальная реклама, развивающая толерантное отношение к детям-инвалидам, семьям, воспитывающим таких детей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на предупреждение и снижение уровня детской инвалидности, повышению доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте, улучшению качества жизни детей-инвалидов и детей с ОВЗ, рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе.
Реализация подпрограммы позволит реализовать комплексный межведомственный подход к решению проблем, координировать деятельность всех заинтересованных организаций и ведомств, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы.
По итогам конкурсного отбора инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации, объявленном Фондом, подпрограмма получила софинансирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.