Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XIII. Подпрограмма "Дети и семья" на 2008-2012 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование |
подпрограмма "Дети и семья" на 2008-2012 годы" (далее - подпрограмма "Дети и семья") |
Заказчик |
Правительство Курганской области |
Исполнитель-координатор |
Главное управление образования Курганской области |
Разработчики подпрограммы |
Главное управление образования Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Главное управление здравоохранения Курганской области, Управление культуры Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Управление внутренних дел по Курганской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию) |
Исполнители подпрограммы |
Главное управление образования Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Главное управление здравоохранения Курганской области, Управление культуры Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Главное управление по труду и занятости населения Курганской области, Управление внутренних дел по Курганской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию), Курганский общественный благотворительный фонд содействия защите материнства и детства "Мама" (по согласованию), общественный совет "Молодежное правительство Курганской области" (по согласованию), Областное государственное унитарное предприятие "Дети Плюс, объединение санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия" (по согласованию), Курганское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию) |
Целевые индикаторы |
1) удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; 2) удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве детей-инвалидов; 3) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве; 7) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) доля социальных сирот от общей численности детского населения |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2008-2012 годы. I этап - 2008 год; II этап - 2009-2010 года; III этап - 2011-2012 года. На каждом этапе проводится: анализ работы предыдущих лет, внесение корректив в подпрограмму "Дети и семья", в целях достижения эффективных результатов |
Перечень направлений |
1) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; |
Финансовое обеспечение |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2156796,21 тыс. рублей, в том числе: - 2142420,75 тыс. рублей - средства областного бюджета, - 162,4 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), - 14213,06 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); в том числе по годам: - 2008 год - 319610,0 тыс. рублей - средства областного бюджета; - 2009 год - 374088,63 тыс. рублей, из них: 366436,2 - средства областного бюджета, 82,4 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 7570,03 - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); - 2010 год - 574768,43 тыс. рублей, из них: 568045,4 - средства областного бюджета, 80,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 6643,03 - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию); - 2011 год - 431243,95 рублей - средства областного бюджета; - 2012 год - 457085,2 рублей - средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты |
- сокращение числа социальных сирот, до 3% от общей численности детского населения; - увеличение числа детей-сирот, переданных на воспитание в замещающую семью, до 20% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, до 83% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - уменьшение числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращённых в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до, 7% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве; - уменьшение числа организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 19%; - создание и совершенствование системных межведомственных механизмов, способствующих выполнению целевых задач региональной программы; - снижение удельного веса безнадзорных детей, до 2,9% от общей численности детского населения; - увеличение количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальную помощь, до 100% от всех нуждающихся; - увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, до 44,9% от общего количества детей-инвалидов |
Характеристика проблем, решаемых подпрограммой
В Курганской области наблюдается незначительная тенденция уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей: в 2006 году - 5760, в 2007 году - 5919, 2008 году - 5390.
Предполагается, что межведомственный характер последовательных мероприятий будет способствовать дальнейшему сокращению численности указанной категории детей к 2013 году на 10%.
Отмечается некоторое снижение количества родителей, лишенных родительских прав: в 2006 год - 806 родителей, в 2007 год - 640, в 2008 год - 634, и числа детей, родители которых лишены родительских прав: в 2006 год - 676 детей, 2007 год - 770, 2008 год - 746.
Снижение числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также количества семей с детьми, чьи родители лишены родительских прав, стало результатом совместных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области по профилактике социального сиротства.
Несмотря на предпринимаемые меры, доля детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детского населения остается достаточно высокой и составляет по состоянию на 01.01.2009 года - 3,2%.
Семейная политика в Курганской области строится исходя из признания человека высшей ценностью приоритета прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства.
Политика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно развивается и является основополагающей. В регионе используются возможности максимального семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2001 года в Курганской области реализуется модель развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях стимулирования граждан предусмотрено регулярное увеличение размеров пособий для детей, находящихся в замещающих семьях: с 500 рублей в 2001 году до 4000 руб. в 2008 году, установлены размеры вознаграждения для приемных родителей: с 700 руб. в 2001 году до 4500 руб. в 2008 году. Кроме того, приемным родителям, принявшим в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, либо ребенка, имеющего неснятую или непогашенную судимость, либо ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел, выплачивается доплата до 50% от размера вознаграждения. С 1 января 2009 года введено вознаграждение опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей в размере 4500 рублей. Все расходы, связанные с этими выплатами, взяты на областной бюджет.
Большое внимание в Курганской области уделяется информированию населения о проблеме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результатом работы в Курганской области создания систем стимулирования замещающих семей, информирования населения, социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей стало развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2008 году в замещающие семьи принято 1062 ребенка (2007 г. - 1430, 2006 г. - 989). По состоянию на 01.01.2009 года в Курганской области в замещающих семьях проживает 82% детей от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Активное развитие получила форма семейного устройства детей - приемная семья. Так, в 2008 году в приемную семью передано 379 детей (2007 г. - 461, 2006 г. - 184). В связи с увеличением случаев передачи детей в приемные семьи увеличивается количество детей в этих семьях (2008 г. - 1130, 2007 г. - 748, 2006 г. - 318).
Предполагаемое количество детей в приемных семьях к 2013 году достигнет 1800 человек.
Проводимый мониторинг показывает, что в замещающих семьях формируются стойкие привязанности и взаимоотношения между приемными родителями, членами их семей и детьми, характеризующиеся взаимным уважением и способностью разрешать конфликты.
Несмотря на предпринимаемые меры и позитивные результаты в сфере семейного устройства детей-сирот, наблюдается увеличение числа возвратов детей из замещающих семей. Если в 2007 году было 45 возвратов, то в 2008 году - 67. В связи с усовершенствованием деятельности по подготовке и сопровождению замещающих семей предполагается, что к 2013 году число возвратов сократится на 50%.
В связи с развитием семейного устройства детей ежегодно снижается количество воспитанников учреждений для детей-сирот различной ведомственной принадлежности. В 2002 году в таких учреждениях находилось 2300 воспитанников, в 2006 году - 1949, в 2007 году - 1601, в 2008 году - уже 1336 детей. При условии сохранения существующих темпов сокращения численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к 2013 году их количество сократится в среднем на 40%.
Процесс деинституционализации способствует последующей реструктуризации, государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их перепрофилирование. В последние годы закрыто 7 образовательных организаций для детей-сирот из 20.
В Курганской области по состоянию на 01.01.2009 года функционируют 2 дома ребенка, 2 детских дома-интерната, 13 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Сопровождение детей, находящихся в указанных учреждениях, осуществляют более 3,6 тыс. специалистов, в том числе: педагогов-психологов - 168, социальных педагогов - 190, юристов - 28, социальных работников - 72, специалистов по социальной работе - 150.
Деятельность указанных учреждений ориентирована на работу по организации семейного жизнеустройства детей и социально-психолого-педагогического сопровождения семей.
В последующем в рамках реализации подпрограммы "Дети и семья" планируется дальнейшее совершенствование деятельности служб по подготовке и сопровождению семей путем внедрения новых технологий и методик.
Одной из составляющих профилактики социального сиротства является выявление семей с детьми на ранних стадиях социального неблагополучия. Консолидация усилий органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, увеличение количества несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, прошедших социальную реабилитацию, внедрение инновационных социальных технологий позволили сократить количество семей, находящихся в социально опасном положении с 3595 в 2006 году до 2689 в 2008 году.
Предполагается к 2013 году снизить на 10% количество семей, находящихся в социально опасном положении, удельный вес безнадзорных детей до 2,9% от общей численности детского населения.
Наиболее социально уязвимыми остаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2009 года в области проживает 2800 семей, воспитывающих 2868 детей-инвалидов. Решение проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов требует последовательных комплексных усилий на всех уровнях государственного устройства.
Ежегодно в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проходят реабилитацию около 40% детей, социозащитными учреждениями таким семьям оказывается адресная социальная помощь, предоставляются различные виды социальных услуг.
Предполагается к 2013 году увеличить до 44,9% удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества детей-инвалидов.
Для реализации подпрограммы "Дети и семья" будут использованы кадровые, методические, материально-технические, информационные, административные ресурсы органов исполнительной власти Курганской области и подведомственных им государственных учреждений.
Кадровый ресурс составляет 20,4 тыс. человек, в том числе: в сфере социальной защиты населения - 12 тыс. чел., физкультурных работников - 3 тыс. чел., работников сферы культуры - 1,2 тыс. чел., в сфере образования - 1,5 тыс. чел., в сфере здравоохранения - 2,7 тыс. чел. Из них высшее образование имеют 68% специалистов. Правительственными наградами удостоено более 700 человек.
Указанные специалисты осуществляют деятельность более чем в 95 государственных учреждениях, которыми разрабатываются и активно внедряются инновационные социальные проекты и технологии, направленные на повышение качества и эффективности предоставляемых услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-инвалидам, часть из которых осуществляются в рамках грантовой деятельности.
Из них государственное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" имеет статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.06.2006 г. N 495). На его базе ежегодно проводятся межрегиональные и региональные конференции и семинары. Государственное учреждение "Курганский центр социальной помощи семье и детям" является областной методической площадкой по разработке, апробации и транслированию инновационных социальных технологий. Учреждение тесно взаимодействует с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Курганский государственный университет", в 2005 и 2007 годах было получателем грантов всероссийских конкурсов.
Большое значение органами исполнительной власти Курганской области уделяется вопросам повышения профессиональной компетентности специалистов государственных учреждений. Так, в течение года курсы повышения квалификации проходят около 38% сотрудников.
К разработке и реализации стратегии повышения квалификации специалистов подключены Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области" и Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения". Выработана система обучающих мероприятий, развитие которой планируется в разрезе целей и задач подпрограммы "Дети и семья".
Государственные учреждения и структуры располагают необходимой материально-технической базой.
Здания и сооружения соответствуют архитектурно-строительным нормам, санитарно-гигиеническим требованиям, а также оснащены необходимым противопожарным оборудованием.
В учреждениях имеются спортивные залы, залы лечебной физической культуры, тренажерные, спортивные площадки, оснащенные оборудованием для занятий физкультурой и спортом. Во всех учреждениях имеются медицинские пункты, оснащенные соответствующим медицинским оборудованием, в том числе физиотерапевтическим. Также имеются комнаты психологической разгрузки и соответствующие помещения и оборудование для организации досуга, отдыха и культурного развития детей, имеются необходимые автотранспортные средства, включая легковой транспорт, школьные автобусы и микроавтобусы, автомобили, оснащенные грузоподъемным механизмом для перевозки детей-инвалидов.
Воспитанники и сотрудники всех учреждений имеют возможность пользоваться современной компьютерной техникой и ресурсами Интернет. Все учреждения оснащены методическими материалами, образовательными и специализированными программами, в том числе на электронных носителях. Также оргтехникой, автотранспортом, фото- и видео оборудованием, средствами связи для работы оснащены все органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, осуществляющие полномочия по опеке и попечительству.
Для информационного сопровождения хода реализации подпрограммы исполнители также располагают достаточными ресурсами и опытом.
Органами исполнительной власти Курганской области регулярно проводятся информационные кампании по направлениям деятельности подведомственных учреждений, в том числе пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и др.
Совместно с пресс-службой Губернатора Курганской области отработаны вопросы взаимодействия с телекомпанией "Регион-45". Регулярно транслируются социально значимые видеоролики на канале "СТС", в том числе об успешных замещающих семьях, проживающих в Курганской области.
Информация по курируемым направлениям деятельности в рамках подпрограммы "Дети и семья" будет размещаться:
- на официальном сайте Правительства Курганской области;
- на официальных сайтах органов исполнительной власти Курганской области;
- в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир", районных (городских) газетах;
- в информационных бюллетенях и буклетах, выпускаемых органами исполнительной власти Курганской области.
С целью повышения эффективности реализации подпрограммы "Дети и семья" в Курганской области принята и действует нормативная правовая база Курганской области в сфере охраны прав детей, материнства, отцовства и детства, в том числе по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Органы исполнительной власти Курганской области в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Дети и семья" будут продолжать взаимодействие с общественными институтами гражданского общества.
В настоящее время в Курганской области насчитывается 41 спортивная федерация по различным видам спорта; действует 5 общественных клубов и объединений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы "Дети и семья": создание условий для системных изменений в Курганской области в организации работы по:
- профилактике социального сиротства детей, в том числе сокращения числа лишений родительских прав, реабилитации семей группы социального риска, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;
- внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Задачи подпрограммы "Дети и семья":
1) реализация системы мероприятий по профилактике социального сиротства;
2) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, психолого-педагогическое, информационное сопровождение и социальная поддержка замещающих семей;
4) постинтернатное и постпопечительское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) охрана прав и законных интересов детей, разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и профилактике социального неблагополучия семей с детьми;
6) модернизация межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) обеспечение доступности социальной реабилитации семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, информационно-методическое и кадровое обеспечение профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
8) обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение современных технологий комплексной реабилитации максимального развития имеющихся умственных и физических способностей детей-инвалидов, создание условий для беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Дети и семья" рассчитана на 2008-2012 годы.
Основные этапы реализации:
I этап - 2008 год;
II этап - 2009-2010 года;
III этап - 2011-2012 года.
На каждом этапе проводится: анализ работы предыдущих лет, внесение коррективов в подпрограмму "Дети и семья" в целях достижения эффективных результатов.
Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы "Дети и семья" составляет 2156796,21 тыс. рублей, в том числе:
- 2142420,75 тыс. рублей - средства областного бюджета,
- 162,4 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию),
- 14213,06 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
в том числе по годам:
- 2008 год - 319610,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
- 2009 год - 374088,63 тыс. рублей, из них: 366436,2 - средства областного бюджета, 82,4 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 7570,03 - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
- 2010 год - 574768,43 тыс. рублей, из них: 568045,4 - средства областного бюджета, 80,0 тыс. рублей - средства Курганского областного отделения общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию), 6643,03 - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);
- 2011 год - 431243,95 рублей - средства областного бюджета;
- 2012 год - 457085,2 рублей - средства областного бюджета.
Оценка ожидаемой эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации данной подпрограммы "Дети и семья" будет оцениваться посредством сопоставления ожидаемых программных результатов, с одной стороны, и затрат на их достижение - с другой, с учетом показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и целевыми индикаторами данной подпрограммы, распоряжением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года 410-р "О контрольных параметрах экономических и социальных показателей развития Курганской области, определяющих результативность деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области".
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации.
N |
Задача |
Количественные показатели |
Качественные показатели |
1 |
Реализация системы мероприятий по профилактике социального сиротства |
- сокращение числа социальных сирот; - сокращение количества детей, чьи родители лишены либо ограничены в родительских правах; - уменьшение числа семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; - уменьшение числа отказов от детей в лечебно-профилактических учреждениях; -увеличение количества детей, возвращенных в биологические семьи из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей |
- приостановление отрицательной тенденции воспроизведения социального сиротства и детской безнадзорности; - выстраивание эффективной системы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Курганской области и учреждений по организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы и оказанию помощи и поддержки семьям с детьми на ранних стадиях социального неблагополучия |
2 |
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных под опеку (попечительство), в приемные семьи, на усыновление (удочерение), на патронатное воспитание; - увеличение числа первично выявленных детей, передаваемых на предварительную опеку (попечительство); - уменьшение числа воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - снижение численности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение качества процесса деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение активности населения области в создании замещающих семей |
3 |
Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, психолого-педагогическое, информационное сопровождение и социальная поддержка социальная поддержка замещающих семей |
- увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных социально-психолого-педагогическим сопровождением; - увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных летним отдыхом, оздоровлением, занятостью; - увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями; - увеличение числа замещающих семей, охваченных комплексным межведомственным сопровождением; - увеличение числа кандидатов в замещающие родители, прошедших полную психодиагностику и необходимое обучение; - повышение числа успешных замещающих и патронатных семей; - сокращение количества возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа публикаций в средствах массовой информации, тиража печатной продукции, теле-, радиопередач о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- оказание своевременной квалифицированной социально-психолого-педагогической помощи; - улучшение жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их интеграция в общество; - создание при образовательных организациях для детей-сирот мобильных служб по оказанию психолого-педагогической помощи замещающим семьям; - охват всех замещающих семей комплексным сопровождением; - повышение профессиональной компетенции замещающих родителей; - успешная социализация и интеграция в социум детей из замещающих и патронатных семей; - гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих семей; - повышение информированности граждан о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание единого информационного пространства сопровождения семейного устройства |
4 |
Постинтернатное и постпопечительское сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, охваченных постинтернатным и постпопечительским сопровождением; - увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования; - увеличение доли детей из замещающих и патронатных семей, успешно адаптированных в обществе |
- эмоциональная комфортность у детей из замещающих и патронатных семей в период постинтернатного, постпопечнительского# сопровождения; - социальная зрелость и конкурентноспособность детей из замещающих и патронатных семей в период постинтернатного, постпопечительского сопровождения и после его окончания |
5 |
Охрана прав и законных интересов детей, разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и профилактике социального неблагополучия семей с детьми |
- увеличение доли инновационных социальных технологий по профилактике семейного неблагополучия; - увеличение охвата участников инновационными технологиями; - уменьшение количества семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
- повышение качества и эффективности предоставляемых социальных услуг; - повышение качества жизни семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6 |
Модернизация межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
- уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; - сокращение количества правонарушений среди несовершеннолетних |
- усиление межведомственного характера во взаимодействии органов исполнительной власти Курганской области и учреждений системы профилактики |
7 |
Обеспечение доступности социальной реабилитации семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, информационно-методическое и кадровое обеспечение профилактики социального неблагополучия семей с детьми |
- увеличение охвата семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальными услугами; - уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации |
- повышение качества жизни семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - организация досуга, занятости и самозанятости несовершеннолетних |
8 |
Обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение современных технологий комплексной реабилитации максимального развития имеющихся умственных и физических способностей детей-инвалидов, создание условий для беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры |
- увеличение охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья реабилитационными мероприятиями; - увеличение числа внедренных современных технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов; - увеличение числа объектов социальной инфраструктуры, оснащенных устройствами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
- обеспечение беспрепятственного доступа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры; - повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Описание возможных рисков, степень их влияния на реализацию подпрограммы "Дети и семья" и меры для их недопущения
N |
Риски |
Влияние рисков |
Меры по их недопущению |
1. |
Неисполнение обязательств по финансовому обеспечению реализации проекта в связи с углублением кризисных тенденций |
невозможность в полной мере реализовать подпрограммные мероприятия |
- разработка и применение прозрачной процедуры финансирования; - применение эффективной системы управления подпрограммой; - использование внутренних резервов исполнителями подпрограммы "Дети и семья"; - поиск и привлечение дополнительных источник финансирования |
2. |
Недостаточный для исполнения основных мероприятий уровень квалификации кадров соответствующих органов, являющихся основными исполнителями подпрограммных мероприятий, и их подведомственных учреждений |
снижение качества исполнения подпрограммных мероприятий |
- совершенствование системы подбора, подготовки и переподготовки кадров для нужд реализации подпрограммы; - стажировки специалистов; - персональный отбор исполнителей на основании критериев подготовленности к исполнению заданий среднего и высокого уровня сложности |
3. |
Отсутствие разработанных электронных методик сопровождения замещающих семей |
снижение темпов совершенствования работы служб по сопровождению замещающих семей; снижение качества оказываемых замещающим семьям услуг |
- предварительный, конкурсный отбор организаций для разработки электронных методик сопровождения замещающих семей; - применение аналогов электронных методик сопровождения замещающих семей, разработанных в других регионах |
4. |
Невостребованность на рынке труда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования |
снижение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования |
- определение категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, как одной из приоритетных в деятельности органов исполнительной власти Курганской области по вопросу организации их занятости в период кризиса; - организация постинтернатного и постпопечительского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов |
5. |
Завышенные ожидания о преимуществах замещающей семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих родителей |
увеличение количества возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей |
- совершенствование системы подготовки кандидатов в замещающие родители и детей к проживанию в замещающей семье; - повышение информированности кандидатов в замещающие родители и детей по всем вопросам (финансовые, психологические, юридические), связанным с создание и функционированием замещающей семьи; - постоянный мониторинг климата взаимоотношений в замещающих семьях |
6. |
Некачественное исполнение и досрочное завершение отдельных мероприятий подпрограммы "Дети и семья", невыполнение сроков их реализации, вызванное отсутствием финансирования |
неполное достижение цели и выполнение задач подпрограммы "Дети и семья" |
- применение эффективной системы управления подпрограммой "Дети и семья"; - использование внутренних резервов исполнителей подпрограммы "Дети и семья"; - поиск и привлечение дополнительных источников финансирования |
7. |
Несоблюдение сроков исполнения мероприятий в связи с новизной деятельности, трудоемкостью реализации отдельных этапов работы, наличием многочисленных организационных рисков |
неисполнение в полном объеме мероприятий |
- делегирование технических функций по организации и обеспечению реализации мероприятий подведомственным учреждениям; - привлечение к реализации мероприятий специалистов на основании критериев подготовленности к исполнению заданий среднего и высокого уровня сложности; - своевременный мониторинг и контроль за сроками реализации; - привлечение к исполнению мероприятий дополнительных специалистов |
Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма "Дети и семья" содержит следующие мероприятия.
Охрана прав и законных интересов детей: реализация Концепции государственной семейной политики Курганской области; своевременное выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия; организация комплексного межведомственного взаимодействия по предотвращению дезорганизации семьи и возможного лишения родителей родительских прав.
Меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: реализация Концепции модернизации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области; внедрение инновационных социальных технологий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; решение проблем трудоустройства несовершеннолетних, организации свободного времени, отдыха и оздоровления детей, в том числе детей-инвалидов.
Профилактика детской инвалидности: создание условий для комплексной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество; обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, к социальным услугам; внедрение инновационных социальных технологий в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Предупреждение социального сиротства: развитие системы профилактики социального сиротства с целью сохранения для ребенка кровной семьи; профилактика отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработка и внедрение новых подходов к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реализация комплексного регионального проекта информационного сопровождения семейного устройства детей-сирот; модернизация автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Социальное сопровождение и поддержка замещающих семей: принятие комплекса мер по материальному стимулированию замещающих семей; совершенствование региональной системы подготовки и сопровождения замещающих семей.
Организация работы по постпопечительскому и постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реструктуризация интернатных учреждений для детей-сирот.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" приведен в приложении 1 к Программе.
Система целевых индикаторов подпрограммы
Показатели |
Единица измерения |
2006 год (базовый, оценка) |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения |
проценты |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,0 |
2,9 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве детей-инвалидов |
проценты |
31,0 |
41,1 |
42,1 |
43,1 |
44,0 |
44,9 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
73,0 |
78,0 |
80,0 |
82,0 |
82,5 |
83,0 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
5,5 |
12,6 |
15,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
Доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
проценты |
33,8 |
27,0 |
21,0 |
19,0 |
18,0 |
17,0 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве |
проценты |
14,0 |
12,0 |
10,0 |
8,0 |
7,5 |
7,0 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение |
проценты |
54,0 |
55,0 |
56,0 |
57,0 |
58,0 |
59,0 |
Доля социальных сирот от общей численности детского населения |
проценты |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,05 |
3,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.