Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инновационное развитие организаций и трансформация ролей
управляющих и специалистов
Исторически сложилось так, что основные задачи традиционного управления кадрами в наших организациях обычно решались в рамках операций штатного замещения - работник, инспектор отдела, руководитель, которыми определялись и реализовывались соответствующие роли и функции каждой из сторон трудового договора. Качественные и количественные характеристики такого сотрудничества оцениваются с использованием ряда показателей: кадровой обеспеченности, текучести, квалифицированности, производительности и т.п., являясь производными соответствующей работы по подготовке, обучению и воспитанию кадров, они характеризовали необходимость и достаточность условий эффективного производства.
Современные условия и задачи инновационного производства неизмеримо повысили уровень требований к качественным характеристикам каждого участника производства, к их знаниям, умениям и отличительным особенностям стиля, поведения, отношений и т.п., определяющих индивидуальную роль и значимость работника в общих результатах труда. Интеллектуальная компонента достоинств человека ныне приобрела особое значение и, как свидетельствует опыт, имеет тенденцию к дальнейшему повышению. Все это не могло не повлиять на определенное усложнение управленческих процессов и значительное расширение спектров деятельности руководителей организаций и специалистов кадровых служб, призванных фокусировать ее на достижение стратегических целей производства и, интегрируя многофакторное влияние соответствующих подсистем работы с трудовым коллективом, добиваться существенного повышения его эффективности.
Таблица 1
План (примерный) творческой активности специалистов
(вузовской) организации (отдела, кафедры)
на 200... год (и отметки его выполнения)
по кварталам года (1, 2, 3, 4)
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Справочные данные | Разделы и оценка в баллах творческой активности специалиста по направлениям планируемых работ |
|-------------------+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| N | Ф.И.О |Число |Книга,|Брошюра,|Пособие|Статья|Доклад|Участие|Работа |Научно-|Повыше-|Совер-|Внедре-|Рацио|Получе-|Защита|Внедре-| Сумма |
|п/п|долж- |баллов |учеб- |методи- | по | в | на |(соав- |по по- |иссле- |ние |шенст-|ние но-|нали-|ние ав-|диссе-|ние ЭВМ|баллов,|
| |ность, |получе-|ник, |ческие |дисцип-|журна-|конфе-|торст- |вышению|довате-|квали- |вова- |вой |зато-|торско-|ртации|и РС |плани- |
| |степень|нных, |моног-|укзания |лине |ле, |рен- |во) в|качест-|льская |фикации|ние |техники|рская|го па-| | |руемых |
| | |специа-|рафия | | |сбор- |ции, |хозяйс-|ва |работа | |мето- |и пере-|рабо-|тента | | | на |
| | |листами| | | |нике |симпо-|твенных| | | |дов |дового |та | | | |2000...|
| | | | | | | |зиуме |догово-| | | |орга- |опыта | | | | |г., по|
| | | | | | | | |рах по| | | |низа- | | | | | |специа-|
| | | | | | | | |ускоре-| | | |ции | | | | | |листу |
| | | | | | | | |нию НТП| | | |работ | | | | | |(факт.)|
| | | | | | | | |и повы-| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |шению | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |эффек- | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |тивнос-| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |ти про-| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |изводс-| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |тва | | | | | | | | | | |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| | | | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | 10 | 7 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 15 | 25 | 17 | |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 1 |-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---+-------+-------+------+--------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-----+-------+------+-------+-------|
| |Всего | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Примечание: 1. В числе колонок 4-19 против соответствующих фамилий обозначают численные значения в баллах соответствующих планируемых меро-|
|приятий, а в знаменателях - латинскими цифрами указываются месяцы их ожидаемого осуществления. |
|2. Фактическое выполнение отмечается оценками в баллах в числителе и штриховкой цветным карандашом соответствующего квартала поля прямоуголь-|
|ника колонок 4-19 по исполнителям |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Учитывая множественность взаимосвязей и взаимовлияний работников, имеющих место в трудовых коллективах, не трудно представить, что происходящее усложнение процессов управленческих воздействий руководителя на персонал должно сочетаться с необходимостью индивидуализированного подхода к каждому специалисту и отдельным группам работников, с тем, чтобы наиболее полно и своевременно выявлять и вовлекать в производство резервы и возможности их творческого научно-технического потенциала и создавать условия его дальнейшего роста.
В этих целях возникает необходимость осуществления разработки и реализации соответствующих организационно-технических планов, стандартов, систем учета, мотивирования, обеспечения и мониторинга всего блока мероприятий, использование которых, будучи построенное на системном подходе и программно-целевом методе управления, способствует повышению эффективности производства.
Среди важных мер по совершению управления современным производством, связанным с его инновационным характером, высокой наукоемкостью и приоритетностью вопросов качества продукции, изменившим требования к работникам, повысивших значимость их творческого отношения к труду и профессионализма, одной из перспективных мер следует считать создание надежного механизма управления персоналом на базе оценочных характеристик инженерного труда.
Особенно важна такая работа в коллективах, осуществляющих преимущественно творческих характер труда, такие как: научно-проектно-конструкторские организации, учебные заведения, отделы и аппараты управления крупных предприятий и т.д.
Одним из приемов подобного прохода к управленческой работе может быть предлагаемый план (примерный) творческой активности специалистов вузовской организации (отдела, кафедры,:) на 200: год (и отметки его выполнения) по кварталам года, месяцам и т.д., приведенный в табл. 1.
Речь идет о планировании и учете хода реализации творческих мероприятий, что особенно связано со спецификой труда, условиями и способами их возникновения, формирования и развития. Мало того, что они должны быть сугубо индивидуализированы, да еще и для их возникновения требуется проявление особой способности руководителя, его умения вызывать и поддерживать желание специалистов осуществлять творческий поиск новых идей, проектов, их разработку и реализацию. Лишь такая схема инновационных процессов может дать приоритет и определенную эффективность производству.
В этой связи важна процедура оценки уровня творческого участия каждого специалиста (группы, отдела и т.д.) в осуществлении инновационных мероприятий. Существует ряд способов ее проведения.
Одним из наиболее подходящих для этого, по нашему мнению, является балльно-рейтинговый способ.
Форма и содержание шкалы, особенно величины ее балльных оценок должны быть согласованы с соответствующим творческим коллективом и одобрены руководством.
Используя данную шкалу, определяются суммарные значения плановых и фактических балльных величин по соответствующим видам творческих работ специалиста (или группы) на (за) определенный период. Их учет и сравнение позволяет определить вектор и динамику изменений уровня творческой деятельности специалистов и организации в целом.
"Рис. 1. График результатов выполнения плана творческой активности по исполнителям (за квартал, месяц, год)".
"Рис. 2. График оценки результатов выполнения годового плана творческой активности организации (отдела, кафедры...) по направлениям и в сравнении с предшествующим годом".
"Рис. 3. График оценки результатов выполнения плана творческой активности специалистов по предприятию, организации по годам (200... и 200... г.)".
"Рис. 4. Ступенчатый график оценки выполнения плана работ специалистом (отделом, предприятием) в баллах".
План разрабатывается на основе личных предложений каждого специалиста и исполнителя, исходя из их собственной инициативы и возможности творческого (технического, организационного) характера. Номенклатура и балльные оценки каждого из принимаемых специалистов мероприятий могут быть изменены по согласованию с руководителем, т.к. последующая аналитическая обработка плановых и фактических данных должна быть максимально унифицирована, а вносимые изменения могут вызвать необходимость соответствующих корректировок формы и содержания табл. 1.
Результаты выполнения плана подводятся исполнителями работы по соответствующим установленным временным периодам и оформляются в графической форме.
Графики оценки результатов выполнения плана по исполнителям, периодам, направлениям и по предприятию в целом приведены на рис. 1, 2, 3.
Общий уровень эффективности работы по намеченному плану дает предлагаемый развернутый по периодам года ступенчатый график, приведенный на рис. 4.
Планирование творческой активности в баллах с использование персональных компьютеров и с графической интерпретацией результатов по исполнителям, отделам, организации и временным периодам позволят одновременно оперативно и наглядно анализировать динамику изменения вектора активности работы каждого специалиста, подразделения и организации в целом, объективно оценивать значимость и напряженность их усилий, контролировать и корректировать ход выполнения намеченных планов, а также дает возможность обосновывать необходимость осуществления соответствующих управляющих воздействий на ускорение научно-технического развития организации.
В институте разработана программа автоматического расчета показателей этих графиков, которая служит хорошей базой для деловой игры на тему "Оценка квалификационного уровня менеджера", проводимой в группах студентов заочного обучения. Оценивая уровень инновационной активности студентов по выполнению ими разрабатываемых на реальном производстве мероприятий, содержащихся в двух вопросах: что вы сделали в минувшем году по плану научно-технических достижений и что вы планируете достигнуть в текущем году, получаем четкую картину результатов и возможностей. Практика использования таких мероприятий показала их высокую эффективность.
Традиционные призывы и пожелания повышать уровень научно-технических достижений в этом случае заменяется конкретной творческой работой каждого специалиста или руководителя организации, создает наглядность результативности их ролей, вызывает дух соревновательности работников и даже благоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе.
Литература
1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 447с.
2. Череповский А.П. Стратегическое развитие управления персоналом в строительстве: монография // А.П. Череповский. - Орел: изд-во ОрелГАУ, 2007. - 376 с.
А. Череповский,
доцент кафедры АПГС
Инженерно-строительного института
Орловской государственной
академии управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.