Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению фактов семейного неблагополучия и постановке на учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
2.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (КДНиЗП):
2.1.1. При поступлении информации о детях, находящихся в СОП, в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, из источников, указанных в п. 1.9. Порядка, должностное лицо КДНиЗП незамедлительно после поступления информации, с целью ее проверки, организует выезд межведомственной рабочей группы по месту жительства семьи и направляет запросы в органы и учреждения системы профилактики с целью предоставления заключения о степени опасности нахождения несовершеннолетнего в семье. В состав межведомственной рабочей группы включаются представители органов и учреждений системы профилактики под руководством должностного лица КДНиЗП, а в случае его отсутствия - специалиста КЦСОН или отдела опеки попечительства.
2.1.2. По результатам посещения семьи по месту жительства межведомственная рабочая группа отражает в акте обследования жилищно-бытовых и социальных условий семьи одну из четырех рекомендуемых форм защиты детей (приложение 1):
1) КДНиЗП рассмотреть вопрос о постановке семьи на учет, как находящейся в СОП с целью проведения индивидуальной профилактической работы;
2) отделу опеки и попечительства рассмотреть вопрос о целесообразности отобрания ребенка (детей) из семьи по причине угрозы для их жизни и здоровья;
3) органам профилактики (отдел опеки и попечительства, КЦСОН, ПДН ОМВД), рассмотреть вопрос о целесообразности временного помещения безнадзорного ребенка (безнадзорных детей) в государственное учреждение системы профилактики (социально-реабилитационный центр, социальный приют, дом ребенка, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей);
4) ребенок (дети) не нуждаются в помощи со стороны органов и учреждений системы профилактики.
2.1.3. При наличии фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего (них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, сотрудниками ОМВД составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке установленным законодательством.
2.1.4. При наличии факторов СОП, отраженных в акте обследования жилищно-бытовых и социальных условий семьи, должностными лицами КДНиЗП координируется процедура постановки на учет данной семьи (пп. 1 п. 2.1.2 Порядка), и организация межведомственного взаимодействия по проведению индивидуальной профилактической работы (раздел 3 Порядка):
1) сотрудник КДНиЗП, ответственный за работу с семьями СОП, вносит в повестку ближайшего заседания комиссии рассмотрение вопроса о постановке семьи и ребенка на учет по категории "СОП";
2) решение о постановке несовершеннолетнего и семьи на учет по категории "СОП" и организации индивидуальной профилактической работы фиксируется в протоколе заседания КДНиЗП и оформляется постановлением, которое направляется в заинтересованные ведомства (в соответствии с пунктом 3 статьи 6 120-ФЗ);
3) после принятия решения о постановке семьи, находящейся в СОП на учет, должностные лица КДНиЗП, КЦСОН, ПДН ОМВД, ШДБ, отдела опеки и попечительства, Отдела образования заносят установочные данные на семью, ребенка в единый межведомственный банк данных семей и детей, находящихся в СОП;
4) решение о постановке на учет семьи (ребенка), находящейся в СОП, принимается на заседании КДНиЗП в присутствии родителей (законных представителей) или их надлежащем уведомлении, оглашается вслед за его принятием, а в случае отсутствия законных представителей направляется почтой.
2.1.5. При наличии угрозы для жизни и здоровья ребенка, отраженных в акте обследования жилищно-бытовых и социальных условий семьи (пп. 2 п. 2.1.2 Порядка), должностные лица КДНиЗП незамедлительно информируют отдел опеки и попечительства. Порядок действий специалистов отдела опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
2.1.6. При необходимости временного помещения ребенка (детей) в государственное учреждение системы профилактики (пп. 3 п. 2.1.2 Порядка) должностные лица КДНиЗП оказывают содействие сотрудникам отдела опеки и попечительства, КЦСОН, ПДН ОМВД.
2.1.7. В случае принятия решения о том что, ребенок (дети) не нуждается в помощи со стороны органов профилактики (пп. 4 п. 2.1.2 Порядка) должностное лицо КДНиЗП направляет по запросу копию указанного акта в адрес источника информации, на основании которой осуществлен выезд рабочей группы.
2.2. Отдел опеки и попечительства:
Специалисты отдела опеки и попечительства при получении информации о несовершеннолетних, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения от субъектов межведомственного взаимодействия по Порядку, граждан:
1) в течение трех дней со дня получения таких сведений, а также при получении информации в соответствии с п. 2.1.5 Порядка обязаны провести обследование условий жизни ребенка для получения объективных сведений о ситуации в семье, составить акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме, установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423" и при установлении факта отсутствия родительского попечения обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве;
2) в случае выявления непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью принимают меры по отобранию ребенка и его устройству в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации;
3) при установлении факта отсутствия непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью и отсутствия оснований для отобрания ребенка, в течение трех дней с момента проведения обследование условий жизни ребенка, направляется информация о семье и ребенке в органы и учреждения системы профилактики, КДНиЗП в порядке ст. 9 120-ФЗ.
2.3. Государственное бюджетное учреждение комплексный центр социального обслуживания населения по городу Шадринску и Шадринскому району (КЦСОН):
2.3.1. При постановке семьи на профилактический учет изучает социально-бытовые условия семьи, ее социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и разрабатывают проект индивидуальной программы социальной реабилитации семьи и ребенка, находящихся в СОП, (далее - ИПСР) на основе планов органов и учреждений системы профилактики и в срок до следующего заседания КДНиЗП направляет разработанный проект в КДНиЗП для утверждения.
2.3.2. После утверждения КДНиЗП ИПСР обеспечивает сопровождение реализации мероприятий ИПСР, которая является обязательной для всех субъектов профилактики (п. 3 ст. 12 120-ФЗ) и организуют социальный патронаж семьи в сроки, установленные ИПСР.
2.3.3. Присоединяет к ИПСР справки, либо акты, оформленные по итогам посещения семьи по месту жительства.
2.4. Медицинские учреждения:
2.4.1. Родильный дом (в том числе женская консультация), ШДБ при проведении дородового патронажа:
1) при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного, и в случае установления факта СОП в течение трех суток передают соответствующую информацию в КДНиЗП;
2) принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребенка, профилактике отказа от ребенка;
3) при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют в течение трех дней соответствующую информацию в отдел опеки и попечительства с целью планирования мер по дальнейшему жизнеустройству новорожденного и ПДН ОМВД для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствующих ранней беременности.
2.4.2. Ответственный сотрудник родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, незамедлительно передает информацию в отдел опеки и попечительства и КЦСОН, для организации работы по профилактике отказа от ребенка.
2.4.3. Врачи-педиатры участковые и участковые медицинские сестры врачей-педиатров участковых:
1) при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
2) вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
3) осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
4) ведут учет семей, находящихся в СОП в профильном журнале;
5) при обследовании детей в образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
6) в случае установления факта СОП передают соответствующую информацию в КДНиЗП, иной орган профилактики согласно нормам ст. 9 120-ФЗ.
2.4.4. Администрация медицинского учреждения, указанного в подпункте 8 пункта 1.6 Порядка:
1) при выявлении детей, которых в больнице не навещают (более одного месяца) родители (законные представители), либо отказываются взять их из медицинского учреждения, уведомляет о данном факте отдел опеки и попечительства;
2) при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в отдел опеки и попечительства;
3) передает в КДНиЗП и ПДН ОМВД информацию о поступивших беспризорных детях.
2.4.5. Руководители медицинских учреждений, указанных в подпункте 8 пункта 1.6 Порядка, при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними (пп. 9 п. 1.5 Порядка), непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение трех часов) направляют информацию по установленной форме в КДНиЗП, отдел опеки и попечительства, в ПДН ОМВД (приложение 2).
2.4.5.1. При проведении медицинского осмотра и выявлении признаков причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, где имеются основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий, медицинский работник обязан обеспечить информирование об этом ПДН ОМВД в соответствии с Порядком информирования медицинскими учреждениями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 565н.
2.4.6. Работники учреждений здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не передаются родителям в случаях, если:
1) родители лишены или ограничены в родительских правах;
2) родители недееспособны;
3) ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
4) в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
5) дело о лишении родителей родительских прав, либо ограничении родительских прав находится на рассмотрении в суде.
Несовершеннолетние, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, незамедлительно переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации сотрудниками отдела опеки и попечительства, КЦСОН.
2.4.7. Администрация медицинского учреждения для взрослых незамедлительно (в течение трех часов) направляет в отдел опеки и попечительства информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
2.4.8. Руководитель наркологического диспансера незамедлительно (в течение трех часов с момента обращения, поступления) информируют:
1) КДНиЗП о выявленных случаях нарушения прав на образование, труд, отдых, жилище и других прав несовершеннолетних, родители которых состоят на учете у врачей-наркологов учреждения здравоохранения с диагнозом: хронический алкоголизм, наркомания;
2) отдел опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних в семьях, родители которых состоят на учете у врачей-наркологов муниципальных учреждений здравоохранения с диагнозом: хронический алкоголизм, наркомания и (или) находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию (приложение N 3).
2.4.9. Руководитель психоневрологического диспансера незамедлительно (в течение трех часов с момента обращения, поступления) направляет в КДНиЗП, отдел опеки и попечительства информацию о родителях, которые имеют несовершеннолетних детей и страдают психоневрологическими заболеваниями, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья их детей (приложение N 3).
2.5. Отдел образования и образовательные учреждения:
2.5.1. Дошкольные образовательные учреждения:
1) ежедневно при прибытии воспитанников обеспечивают их внешний визуальный осмотр;
2) при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, наличии информации о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно совместно Отделом образования направляют информацию в отдел опеки и попечительства, КДНиЗП, ПДН ОМВД.
2.5.2. Общеобразовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования:
1) ежедневно при прибытии несовершеннолетних обучающихся обеспечивают их внешний визуальный осмотр;
2) при выявлении несовершеннолетних, длительное время (более 5-ти дней) не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных организациях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, по результатам которого ставят обучающегося на внутри учрежденческий учет;
3) при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, наличии информации о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трех часов с момента выявления) направляют информацию в отдел опеки и попечительства, ПДН ОМВД.
2.6. Отдел внутренних дел России по городу Шадринску:
2.6.1. ПДН ОМВД:
1) выявляют родителей несовершеннолетних или иных законных представителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
2) ведут учет родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
3) ставят на учет в ПДН ОМВД с заведением учетно-профилактической карточки родителей, отрицательно влияющих на детей;
4) совместно с органами и учреждениями системы профилактики решают вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в СОП;
5) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних,
6) при выявлении в действиях родителей, иных законных представителей признаков состава административного правонарушения, предусмотренного действующим административным законодательством, составляют протокол об административном правонарушении.
2.6.2. Сотрудники иных подразделений органа внутренних дел России по городу Шадринску выявляют лиц, в том числе родителей или иных законных представителей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий.
2.7. Межрайонный отдел Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области в ходе проведения оперативно розыскных мероприятий и расследования уголовных дел при выявлении родителей, причастных к незаконному обороту наркотиков, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей, проживающих с ними, информируют заинтересованные органы в соответствии с нормами ст. 9 120-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.