Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере развития мировой юстиции в Курганской области
Статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Курганской области установлены 53 должности мировых судей и соответствующее им количество судебных участков.
Ежегодно доля судебных споров, рассматриваемых мировыми судьями в общем количестве дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, расположенными в Курганской области, составляет 40% уголовных дел, более 70% гражданских и 95% административных дел.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
В Законе Курганской области от 1 августа 2000 года N 356 "О мировых судьях в Курганской области" (далее - Закон Курганской области "О мировых судьях в Курганской области") определено, что организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета специально уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области" установлено, что Управление является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области по обеспечению деятельности мировых судей.
С 2001 года органами государственной власти Курганской области осуществлен ряд важных мероприятий, способствовавших развитию института мировой юстиции. Создана современная система обеспечения деятельности мировых судей, которая соответствует действующему законодательству и положениям Соглашения о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области между Правительством Курганской области и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Курганской области от 12 июля 2010 года N 216-р (далее - Соглашение). Исполнение Соглашения со стороны Правительства Курганской области возложено на Управление.
Планомерное и качественное создание оптимальных условий для осуществления мировыми судьями правосудия является главным направлением работы Управления.
С 2008 года обеспечение деятельности мировых судей осуществляется в соответствии с мероприятиями ведомственных целевых программ Управления в целях укрепления материально-технической базы судебных участков, внедрения современных информационных технологий, сохранения кадрового потенциала аппарата мировых судей.
Вместе с тем, наряду с достижениями в организационном обеспечении деятельности мировых судей, существуют проблемы, требующие дальнейшего решения на региональном уровне.
Одной из самых острых является проблема обеспечения мировых судей и аппарата мировых судей надлежащими помещениями. По состоянию на 1 июля 2014 года общая площадь служебных помещений, занимаемых мировыми судьями, составляет 5 784 кв. м, в среднем 109 кв. м на один судебный участок.
Однако часть служебных помещений не соответствует требованиям либо по причине недостаточности площадей, либо ввиду их неудовлетворительного состояния. В ряде помещений в районах Курганской области отсутствуют водоснабжение и канализация, требуется проведение текущих и капитальных ремонтов помещений, необходима замена электропроводки.
На условиях аренды используется 86% помещений от общего количества помещений, занимаемых мировыми судьями. В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
В 15 арендуемых служебных помещениях Курганской области (60% от общего количества арендуемых помещений) необходим текущий ремонт (рабочий поселок Варгаши, рабочий поселок Лебяжье, город Дал матово, город Куртамыш, город Макушино, рабочий поселок Мишкино, село Мокроусово, город Петухово, село Половинное, село Глядянское, село Целинное, село Частоозерье, рабочий поселок Юргамыш, город Шумиха, город Щучье).
На правах оперативного управления используется 4 помещения, находящиеся в областной собственности (в городе Катайске, селе Шатрово, 2 помещения в городе Кургане). В помещениях судебных участков мировых судей Катайского и Шатровского судебных районов необходим капитальный ремонт. Служебные площади судебных участков мировых судей города Кургана нуждаются в текущем ремонте.
Необходимо в течение 2015-2019 годов провести 14 текущих и 5 капитальных ремонтов в 19 помещениях, занимаемых мировыми судьями (65% от общего количества помещений занимаемых мировыми судьями).
В целях доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения требуется оборудовать все помещения мобильными пандусами и кнопками вызова согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 "Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В соответствии с частью 3 поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N Пр-3645 необходимо принять меры по обеспечению судебных участков мировых судей залами судебных заседаний. Следует отметить, что в распоряжении 44 мировых судей имеется 28 залов судебных заседаний (обеспеченность - 83%). Однако не все залы оснащены в соответствии с установленными нормами обеспечения материально-техническими средствами судов общей юрисдикции, в связи с отсутствием финансовых средств. До 2016 года необходимо обеспечить всех мировых судей залами судебных заседаний, где были бы размещены не только необходимая мебель, судебная атрибутика, но и технические средства для воспроизведения в необходимых случаях фото- и видеоматериалов, имеющихся в материалах уголовных и гражданских дел.
Кроме того, необходимы дополнительные площади для оборудования архивов судебных участков и конвойных помещений.
Существует острая потребность в дополнительном оснащении служебных помещений мебелью и иным оборудованием, создающим не только достойные условия работы сотрудникам судебных участков, но и комфортные условия посетителям, обращающимся к мировым судьям.
Еще одной из важных проблем являются вопросы технической укрепленности помещений и обеспечения безопасности мировых судей, их аппарата, создание необходимых условий размещения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации пропускного режима граждан в служебные помещения. Состояние охранной и противопожарной безопасности в ряде помещений судебных участков не приведены в соответствие с нормами и правилами безопасности, предусматривающими обязательное наличие и поддержание работоспособного состояния систем охранной и пожарной сигнализаций. В последние годы все помещения укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Требования Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" о максимальной открытости деятельности судей, доступности информации, внедрении современных информационных технологий невозможно осуществить на базе компьютерной и оргтехники, выработавших свой ресурс. Объем техники, не отвечающей предъявляемым требованиям, сегодня составляет около 60% от всей используемой техники, и в последующие годы будет увеличиваться при отсутствии ее плановой замены. В целях обеспечения бесперебойной работы ГАС "Правосудие" требуются модернизация и замена парка компьютерной техники в связи с физическим и моральным износом, а также дооснащение судебных участков мировых судей необходимой оргтехникой.
Судебные участки мировых судей оборудованы локальными вычислительными сетями, обеспечены средствами электронной связи.
Управлением в полной мере реализуются полномочия по организации дополнительного профессионального образования мировых судей в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Ежегодно курсы повышения квалификации и обучение по программе профессиональной переподготовки мировых судей, впервые назначенных на должность, проходят 20 мировых судей (38% от числа мировых судей).
Основным помощником мирового судьи является его аппарат. Сформированная в предыдущие годы структура аппарата мировых судей, состоящая из секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка, ведущего специалиста, является достаточной и обоснованной. Образовательный уровень довольно высок: 83% гражданских служащих имеют высшее образование, 17% - среднее профессиональное, большая часть из них обучаются в образовательных организациях высшего образования заочно с учетом профиля работы.
Вместе с тем наблюдается высокий уровень текучести кадров (ежегодно - 25-28% штатной численности), особенно из аппарата мировых судей Курганского и Шадринского судебных районов Курганской области.
Развитие профессионализма и повышение эффективности работы государственных гражданских служащих, закрепление кадров в структуре аппарата мировых судей являются неотъемлемой частью организационного обеспечения мировых судей.
Немаловажным фактором в ходе реализации мероприятий по организации деятельности мировых судей и сотрудников Управления в оснащении их рабочих мест является неукоснительное соблюдение и выполнение норм и требований охраны труда, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Итоги ведомственных целевых программ, реализуемых Управлением в период с 2008 года по 2014 год включительно, достижение поставленных в них целей и задач свидетельствуют об эффективности использования программно-целевого метода в выполнении мероприятий по организационному обеспечению деятельности мировых судей.
Целесообразно обеспечить преемственность ведомственных целевых программ Управления и настоящей Программы на основе применения программно-целевого метода по следующим объективным причинам:
значимость деятельности мировых судей для населения Курганской области;
тесная взаимосвязь и взаимозависимость процессов социально-экономического развития Курганской области и сферы правосудия;
особые требования к функционированию организационной структуры мировой юстиции;
многообразие взаимосвязанных проблем, эффективное решение которых возможно только при выборе комплексного подхода.
Программа разработана Управлением в соответствии с Законом Курганской области "О мировых судьях в Курганской области", Законом Курганской области от 28 декабря 2007 года N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области", постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" (далее - постановление Правительства Курганской области "О государственных программах Курганской области") и предусматривает повышение эффективности расходов областного бюджета на обеспечение деятельности мировых судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.