Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в едином воспитательном пространстве Курганской области
На территории Курганской области проживает 263,5 тыс. человек от 5 до 30 лет, что составляет 30,3% от общей численности населения. Из них 116,5 тыс. детей от 5 до 17 лет, 179,6 тыс. - молодежь от 14 до 30 лет. Из них 21 тыс. дошкольников, 95 тыс. человек - школьники, 23,4 тыс. человек - студенты образовательных организаций очной формы обучения, 124 тыс. человек - работающая молодежь.
Большая часть детей и молодых людей сосредоточена в городах и городских поселениях (66,3%), треть населения проживает на селе (33,7%).
В 2015 году в Курганской области функционируют 118 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности. Охват детей от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составил 61%.
В настоящее время в Курганской области сформирована система мер по реализации государственной молодежной политики. Во всех муниципальных образованиях области приняты целевые программы, выделены ставки специалистов по работе с молодежью. В целях формирования гражданской позиции, развития социальной активности молодежи проводятся областные мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в социальную практику, посредством их участия в проектах по укреплению гражданственности, развитию молодежного парламентаризма и лидерского потенциала молодежи, развитию деловой активности и конкурентоспособности молодых людей; поддержку общественных инициатив и развитие творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи региона, поддержку движения студенческих отрядов; проводится работа по направлению талантливых молодых людей на окружные, всероссийские и международные мероприятия.
В 2015 году в Зауралье действуют 30 учреждений, осуществляющих работу с молодежью, в том числе 29 учреждений дополнительного образования.
В общеобразовательных организациях области разрабатываются программы гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания, по формированию законопослушного поведения детей.
В системе профориентационной работы школ применяются новые формы работы, способствующие осознанному, информированному выбору выпускниками учебного заведения, выбору профессии. С целью создания интегрированной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, молодежи, отвечающей требованиям регионального рынка труда, с 2014 года реализуется региональный межведомственный проект "Профориентационный технопарк "Зауральский навигатор".
В Курганской области проживает более 34 тыс. семей, воспитывающих около 172 тыс. детей. С 2012 года в Курганской области реализуется областной проект "Школа ответственного родительства". В рамках данного проекта создан виртуальный университет для родителей, уже обучено более 800 кандидатов в приемные родители. Новым вектором деятельности в данном направлении является формирование ответственного отцовства. С этой целью в 2015 году разработан областной проект "Ответственное отцовство", который включает в себя реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин, вовлечение мужчин в семейные дела и воспитание детей, мероприятия, направленные на повышение социальной роли отца.
Согласно данным мониторинга положения молодежи в Курганской области можно отметить положительную динамику в работе с молодежью.
За три последних года увеличилось количество молодых людей, считающих, что алкоголь и табакокурение наносят вред здоровью, с 22% до 50%.
Число молодежи, системно занимающейся спортом, возросло с 26% до 37,2%. Увеличивается число молодых людей, удовлетворенных существующей поддержкой молодежи государством, и составляет 53,4%.
В последние годы удалось достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи. Уменьшилась смертность, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждой общеобразовательной организации, охватывает все составляющие образовательной системы школы.
В рамках реализации новых стандартов каждая школа разрабатывает основную образовательную программу, неотъемлемой частью которой является программа воспитания и социализации обучающихся, включающая в себя следующие приоритеты: гражданско-патриотическое направление, ориентированное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны, представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
духовно-нравственное воспитание, ориентированное на формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики, представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур, уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
правовое воспитание, включающее 4 направления деятельности (профилактика экстремизма, национализма и ксенофобии, профилактика употребления ПАВ и наркотиков, профилактика асоциального поведения, профилактика суицидального поведения) и направленное на формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур, на профилактику проявлений экстремизма;
здоровьесберегающее воспитание, ориентированное на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
экологическое воспитание, ориентированное на формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
воспитание социально активной личности, ориентированное на готовность и подготовленность обучающихся к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи;
воспитание семейных ценностей, ориентированное на содействие ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
профориентационная деятельность, ориентированная на готовность обучающихся к осознанному выбору профессии.
Увеличивается количество и обновляется содержание образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи. Разработаны 6 авторских дополнительных общеобразовательных программ: "Будущий Я", "СемьЯ", "Созидательный Я", "Социальный Я", "Школа лидера", "Школа будущего избирателя".
Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Вводятся такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3й-моделирования и другие. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков очно-заочных школ.
Реализуется отдельный комплекс мер для развития дополнительного образования детей и молодежи в сфере научно-технического творчества в Курганской области на 2015-2016 годы. Реализуются областные проекты "Академия РОСТа", "Зауральский навигатор", "Агробизнесобразование" и другие.
По результатам проводимых опросов, около 50% родителей отмечают, что именно в системе дополнительного образования ребенку удалось проявить свои способности и развить талант.
Вместе с тем система дополнительного образования Курганской области требует серьезных преобразований. Особенно остро стоят проблемы:
недоработанности региональных нормативных требований и финансово-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования;
неравномерного охвата детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных районах и городских округах;
несоответствия большинства дополнительных общеобразовательных программ современным запросам детей по содержанию и технологиям реализации, а также приоритетам социально-экономического развития региона;
недостатка программ технической направленности, программ для детей и молодежи особых категорий (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных);
отставания темпов развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования от темпов развития современной науки, техники, технологии;
возрастающего дефицита квалифицированных кадров, связанного со старением педагогических, методических и руководящих кадров отрасли.
В решении задач воспитания также остаются нерешенными следующие проблемы:
низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией;
отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся;
недостаточный уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей и подростков, что иногда приводит к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности, к асоциальным проявлениям.
Существует также тенденция нарастания следующих негативных факторов в молодежной среде:
деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе;
снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет и высокого уровня миграции молодежи оказывает отрицательное влияние на социально-экономическое развитие региона;
дефицит молодых специалистов технических специальностей, агропромышленного комплекса, педагогических и медицинских кадров, особо остро стоит проблема нехватки активной и инициативной молодежи в сельской местности;
сохраняется низкий уровень интереса молодежи к научной, творческой деятельности. Одной из причин данной проблемы является несовершенство системы выявления, продвижения и поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.
Для решения существующих проблем необходима дальнейшая интеграция ресурсов сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики: переход к единому управлению, объединение финансовых ресурсов, разработка единого календаря массовых мероприятий. Необходимо осуществить переход на систему нормативно-подушевого финансирования, обновить содержание деятельности организаций дополнительного образования детей и молодежи Курганской области. Актуальной остается системная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сферах молодежной политики, воспитания и дополнительного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.