Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере защиты прав детей, государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами
В ведении Департамента образования и науки Курганской области находится 10 организаций для детей-сирот, 11 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (ГОО), 1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении.
В указанных организациях проживают и обучаются более 2 тыс. человек человек.
Учебная, воспитательная и реабилитационная работа в ГОО и организациях для детей-сирот направлена на создание среды и условий для максимального развития личности ребенка, позволяющих социально адаптироваться в окружающей действительности.
В учреждениях реализуются образовательные программы, создаются условия для детского творчества по различным направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, духовно-патриотическому, техническому.
Государственные школы, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют коррекцию отклонений в развитии детей средствами образования и допрофессиональной подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Причем актуальным является развитие вариативных форм получения образования детьми, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии, в частности, инклюзивного образования. В связи с этим встает задача консультативного и ресурсного сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме их обучения в обычной общеобразовательной школе.
Для выполнения этой задачи необходима ресурсная база (кадровая, методическая, материальная), обеспечивающая целенаправленное сопровождение инклюзивного образования и способствующая повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в настоящее время категория детей с ограниченными возможностями здоровья значительно расширилась. В нее включены дети с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), дети с множественными нарушениями развития (далее - МНР). На основании вышеизложенного подпрограмма предусматривает создание на базе ГОО ресурсных центров инклюзивного образования, центров образования и социализации для детей с РАС и МНР.
Одним из основных направлений развития ГОО является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, федеральных государственных образовательных стандартов образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ). Внедрение стандартов требует наличия определенных материальных и кадровых условий, разработки нормативной базы учреждений, проведения мониторинга готовности к введению и мониторинга введения ФГОС ОВЗ. Реализация ФГОС ОВЗ обеспечит повышение качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, уровня социальной подготовки воспитанников.
Проблемными точками сферы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами являются несколько направлений деятельности:
деятельность по профилактике противоправного поведения воспитанников организаций для детей-сирот (далее - воспитанники из числа детей-сирот), в том числе самовольных уходов из мест проживания; организация их занятости и трудовой подготовки,
организация профориентационной и допрофессиональной подготовки обучающихся ГОО, их сопровождение в условиях профессионального образования и последующее трудоустройство;
организация постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот.
Контингент организаций для детей-сирот в последнее время изменился. В детские дома и школы-интернаты приходят подростки из биологических семей в возрасте 16-17 лет, не желающие проживать в учреждениях, имеющие негативный жизненный опыт и неправильные понятия о моральных нормах и ответственности. Сензитивный период для воспитательной работы с данными подростками давно прошел. Учреждения не располагают комплексом педагогических мер, обеспечивающих изменение ситуации. Кроме того, 4,1% воспитанников из числа детей-сирот составляют дети, возвращенные из семей граждан, утратившие доверие и доброе отношение к взрослым, не воспринимающие их требований.
В этой связи в содержание воспитательной работы в учреждениях необходимо включить комплекс мероприятий, способствующих повышению заинтересованности воспитанников из числа детей-сирот в позитивной деятельности: трудовой, досуговой, развивающей.
Профессиональная подготовка является средством социализации не только воспитанников из числа детей-сирот, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Необходимо расширить и углубить работу по сопровождению данной категории лиц в условиях допрофессиональной и профессиональной подготовки.
В Курганской области с целью реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение защиты прав и интересов выпускников названных учреждений, в том числе в части строительства нового жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведения ремон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.