Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Курганской области
По состоянию на 1 января 2017 года в Курганской области численность детей-инвалидов составляет 3286 человек (2015 год - 3224; 2014 год - 3234), детей с ОВЗ - 23127 человек (2015 год - 22769; 2014 год - 22610); из них в возрасте от 14 до 18 лет детей-инвалидов - 845 человек (2015 год - 838; 2014 год - 841), детей с ОВЗ - 3410 человек (2015 год - 3375, 2014 год - 3319).
На протяжении ряда последних лет структура заболеваний, обусловивших инвалидность у детей, сохраняется неизменной. Так, первое место в данной статистике занимают психические заболевания и расстройства поведения (37%), на втором месте - болезни нервной системы (21%), на третьем - врожденные аномалии (13%), на четвертом - болезни эндокринной системы (7,6%), на пятом - болезни глаза (5,9%), на шестом - болезни уха (5,3%). В структуре психических расстройств 70% составляет умственная отсталость, в структуре нервных болезней 68% занимают церебральный паралич и другие паралитические синдромы.
Более 76% детей-инвалидов, проживающих в Курганской области, воспитываются в семьях, более 20% - проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все эти дети нуждаются в особой заботе, защите и поддержке государства, в том числе и в вопросах их профессионального самоопределения. Как правило, при выборе профессии дети-инвалиды и их родители (законные представители) сталкиваются со следующими затруднениями: отсутствием знаний о наиболее востребованных профессиях на современном рынке труда, о формах и путях получения профессионального образования, а также неумением выстраивать реалистичные жизненные планы, карьерные стратегии.
С целью оказания необходимой помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, как находящимся на государственной обеспечении, так и проживающим в семьях, на территории Курганской области действует сеть детских учреждений различной ведомственной принадлежности, в задачи которых входит не только реабилитация, абилитация, обучение детей целевой группы, но и их предпрофессиональная подготовка.
Одной из значимых составляющих предпрофессиональной подготовки является проведение медицинской профессиональной ориентации и врачебного профессионального консультирования при получении образования и выборе профессии.
Результаты диспансеризации учитываются при организации предпрофессионального обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которое осуществляется, прежде всего, на базе образовательных организаций Курганской области разных типов и видов.
По состоянию на 1 января 2017 года в общеобразовательных организациях Курганской области обучаются 2038 детей-инвалидов и 4751 ребенок с ОВЗ, из них в возрасте от 14 до 18 лет 892 ребенка-инвалида и 1106 детей с ОВЗ:
в специальных (коррекционно-развивающих) классах обучается 1521 ребенок, из них в возрасте от 14 до 18 лет - 637 (детей-инвалидов - 241, детей с ОВЗ - 396);
в режиме инклюзии в обычных классах общеобразовательных школ - 1256 детей, от 14 до 18 лет - 620, из них - 52 дистанционно (детей-инвалидов - 214; детей с ОВЗ - 406);
в 13 государственных общеобразовательных организациях по адаптированным основным образовательным программам - 1878 детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, от 14 до 18 лет - 489 подростков, из них 146 детей-сирот (детей-инвалидов - 311; детей с ОВЗ - 178);
в организациях профессионального образования обучается подростков от 14-18 лет - 252, из них детей-инвалидов - 126.
В общеобразовательных организациях работа по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ ведется в формате элективных курсов "Твоя профессиональная карьера", кружков "Театральные ступеньки", "Юный химик", "Основы медицинских знаний", "Юный конструктор" и др.
Образовательными организациями реализуется Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в Курганской области на 2016-2020 годы (утвержден приказом Департамента образования и науки Курганской области от 31 августа 2016 года N 1309).
Кроме того, пред профессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на базе организаций, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Управлению культуры Курганской области, Департаменту здравоохранения Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области.
По состоянию на 1 января 2017 года в 9 детских домах, подведомственных Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, проживает 99 детей с инвалидностью и 44 ребенка с ОВЗ. В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе детей целевой группы, в детских домах разработаны модули воспитательных программ по профориентации, профинформированию и профконсультированию. Указанные программы, реализуемые воспитателями и инструкторами по труду, ориентированы на профессиональное самоопределение воспитанников и их успешную социализацию по выходу из детского дома.
На базе Государственного казенного учреждения дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа" организована работа по дополнительным предпрофессиональным программам спортивной подготовки для 116 детей-инвалидов с нарушением слуха, речи, зрения, интеллектуальными нарушениями.
В 2016 году завершили свое обучение по программам профессионального образования 139 студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, из них трудоустроилось 75 человек (54%), продолжили обучение 47 человек (34%).
В Курганской области также принимаются меры, направленные на оказание содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области ежемесячно проводится мониторинг регионального рынка труда по перечню востребованных профессий, в том числе для лиц с инвалидностью.
В 2014-2016 годах работодателями Курганской области заявлено 2,6 тыс. вакансий для инвалидов (2,7% от общего числа вакансий), из них наибольшее количество заявлены предприятиями обрабатывающих производств - 21%, здравоохранения - 16%, оптовой и розничной торговли - 12,6%, образования - 9,1%, сельского хозяйства - 8,9%.
Из числа вакансий, заявленных для инвалидов за три последних года, 58% приходится на рабочие профессии; среди квалифицированных рабочих требуются контролеры станочных и слесарных работ, среди неквалифицированных - подсобные рабочие, уборщики, санитары. Из числа служащих и инженерно-технических работников наиболее востребованными являются в том числе медицинские сестры, инженеры разных специальностей, консультанты и др.
За период с 2014 по 2016 годы при содействии органов службы занятости населения Курганской области трудоустроено 1,6 тыс. инвалидов и лиц с ограничениями трудоустройства по медицинским показаниям или 25% от общего числа обратившихся граждан данных категорий.
Вместе с тем, анализ результатов мониторинга ситуации в регионе позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на проделанную работу, в том числе при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), вопросы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ сохраняют свою актуальность и требуют решения.
Одной из основных проблем при трудоустройстве лиц с инвалидностью является несоответствие направлений их профессиональной подготовки, уровня образования, квалификации, опыта работы требованиям работодателей, в том числе по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда.
Для устранения данной коллизии требуется создание региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей в себя организацию продуктивного взаимодействия между организациями различной ведомственной принадлежности, разработку нормативных правовых актов.
Кроме того, в рамках данной системы необходимо обеспечить развитие содержания и форм предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с современной ситуацией на рынке труда, в том числе за счет:
расширения спектра профессиональных проб для детей различных нозологических групп;
разработки и реализации программ предпрофессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе связанным со знанием информационно-коммуникативных технологий и умением их применять в практической деятельности;
развития выездных и дистанционных форм обучения, позволяющих обеспечить предпрофессиональную подготовку маломобильных групп детей с инвалидностью и ОВЗ не только по состоянию здоровья, но и с учетом их проживания в отделенных населенных пунктах;
внедрения новых технологий и методов по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Решение вопроса качества предпрофессиональной подготовки также во многом зависит от уровня профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих профдиагностику, профинформирование, профконсультирование, дальнейшее сопровождение детей целевой группы в рамках их профессионального самоопределения.
В этой связи указанным специалистам необходима информационно-методическая помощь, предоставляемая в различных формах и видах, включая возможности ресурсно-методического центра (обучение, консультирование, подготовка и издание методических пособий и рекомендаций, создание профориентационных сайтов и др.).
Создание региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ предполагает не только межведомственное взаимодействие, но и развитие социального партнерства заинтересованных субъектов: родителей, законных представителей, общественных организаций и объединений, бизнес-структур.
Привлечение социальных партнеров к решению вопросов предпрофессиональной подготовки возможно при условии повышения уровня их информированности и осведомленности о проблемах профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, новых профессиях и имеющихся вакансиях на рынке труда.
С целью минимизации временных и финансовых затрат на создание региональной модели предполагается внедрить и отработать новые технологии, методы и формы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в "пилотных" организациях образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта.
По результатам деятельности "пилотных" организаций предусмотрено дальнейшее обобщение и распространение эффективных практик, технологий и методик работы по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.