Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере защиты прав детства, социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей в Курганской области
В Курганской области продолжают наблюдаться тенденции к снижению числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (признанных нуждающимися в социальном обслуживании): по состоянию на 31 декабря 2016 года в электронный банк данных занесены сведения о 8375 таких семьях (2015 год - 27005 семьях, 2014 год - 32886 семьях).
Вместе с тем в общем количестве социально неблагополучных семей растет число семей и детей, находящихся в социально опасном положении: 2016 год - 1648 семей и 3532 ребенка, 2015 год - 1381 семья и 2949 детей, 2014 год - 1246 семей и 2629 детей. Ежегодно более 600 детей по причине семейного неблагополучия нуждаются в прохождении курса социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, из них в 2016 году 29,9% поступили в специализированные учреждения повторно (2015 год - 7,4%, 2014 год - 4,8%).
Также в Курганской области остается стабильным количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 5401, 2013 год - 5339, 2014 год - 5245, 2015 год - 5266, 2016 год - 5337), и число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 772, 2013 год - 758, 2014 год - 733, 2015 год - 868, 2016 год - 933).
С 2015 года приоритетным направлением стало применение эффективных мер по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, на межведомственной основе, что привело к увеличению количества родителей, лишенных родительских прав (2012 год - 402, 2013 год - 396, 2014 год - 358, 2015 год - 363, 2016 год - 432), а также к увеличению числа детей, родители которых лишены родительских прав (2012 год - 489, 2013 год - 473, 2014 год - 414, 2015 - 451, 2016 год - 579).
За период реализации областных программ организована деятельность по семейному устройству детей, оставшихся без родительского попечения, что способствовало уменьшению количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 1132 ребенка, 2013 год - 910 детей, 2014 год - 598 детей, 2015 год - 591 ребенок, 2016 год - 570 детей).
В семьях граждан воспитывается 89% детей, признанных оставшимися без попечения родителей (2012 год - 80%, 2013 год - 84%, 2014 год - 87%, 2015 год - 89%). В 2011 году на воспитание в семьи граждан передано 777 детей, что составило 95% от общего числа выявленных, в 2012 году - 79%, в 2013 году - 93%, в 2014 году - 100%, в 2015 году - 100%, в 2016 году - 100%.
Несмотря на принимаемые в Курганской области меры по предотвращению дезорганизации семей с детьми, до сих пор остается актуальной проблема сохранения для ребенка условий семейного воспитания, сокращения числа лишений родительских прав.
В Курганской области проживает более 81000 инвалидов, из них более 3000 - дети. В целях повышения доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте, реализуется подпрограмма государственной программы Курганской области "Разные дети - равные возможности", софинансированная Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
В результате реализации подпрограммы "Разные дети - равные возможности" удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов увеличился на 15%; удельный вес детей до 3-х лет с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ОВЗ увеличился на 15%; удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов увеличился на 24%; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) сократился на 8,1%.
Учитывая вышеизложенное, необходимо продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на предупреждение и снижение уровня детской инвалидности, повышение доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте, улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ОВЗ, рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе.
Одним из важнейших механизмов предупреждения детского и семейного неблагополучия является социальное сопровождение семей с детьми. Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное сопровождение семей с детьми заключается в деятельности по оказанию им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
В целях повышения качества, доступности и результативности социальной помощи семьям с детьми требуется совершенствование модели социального сопровождения, ее институализация на территории Курганской области.
Одним из видов нарушения развития нервной системы у детей является синдром аутизма. Сегодня нет единого мнения о причине, вызывающей эту болезнь. Имеют место теории от генной предрасположенности (если у родителей есть больной ребенок, то вероятность рождения второго ребенка с подобным диагнозом доходит до 20-30%) до влияния низкой массы тела (НМТ) новорожденного (у детей с НМТ симптомы аутистического расстройства встречаются в несколько раз чаще).
Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, но основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:
нарушения социального взаимодействия;
трудности взаимной коммуникации;
эмоциональная дефицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.
Атипичный признак развития проявляется в возрасте около двух лет. В этом возрасте болезнь начинает прогрессировать, что приводит к постепенному отставанию развития, особенно развития речи, затрудняется общение с окружающими, особенно с детьми, ребенок с РАС не реагирует на обращение, уходит в себя. Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает состояние и прогноз развития ребенка с аутизмом. Если начать лечебную терапию в раннем возрасте, можно добиться заметных улучшений в развитии большинства детей с РАС.
В этой связи очевидна проблема осведомленности и ответственности медицинских работников детских поликлиник и педагогов детских садов в части раннего выявления ребенка с особенностями коммуникативного развития и информирования его родителей о возможных трудностях и необходимости специального консультирования.
Любая инвалидность для ребенка означает существенное ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию. Анализ форм ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов в Курганской области свидетельствует: около 30% составляют ограничения к самостоятельному передвижению, на втором месте ограничения по способности к обучению (до 26%), на третьем - способность к общению (до 15%).
Дети с РАС являются одной из наиболее уязвимых категорий детей по уровню адаптации в жизненном и образовательном пространстве.
Статистика констатирует, что если не оказывать детям с РАС лечебно-коррекционную помощь, то до 70% аутистов с годами становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в постоянной, ежеминутной помощи посторонних.
В настоящее время в Курганской области реабилитационная и абилитационная помощь детям с РАС и семьям, их воспитывающим, оказывается медицинскими, образовательными, социозащитными организациями.
Проведение мониторинга потребностей семей с детьми с РАС в услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты обеспечит контроль за эффективностью региональной межведомственной системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, в которых они воспитываются.
Требуется повысить уровень социальной включенности детей с РАС в сферу образования и занятости, исключить дефицит реабилитационных и абилитационных услуг, обеспечить их своевременность и высокое качество психолого-медико-социальной реабилитации и абилитации. С этой целью на базе государственных организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения создаются специализированные структурные подразделения: службы, кабинеты коррекционной терапии, интегративные площадки, арт-терапевтические мастерские, профориентационные студии, реализующие новые технологии реабилитации и коррекции коммуникативных и социальных проблем детей и подростков с РАС.
Реализация подпрограммы "Ты не один: комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра" в 2017-2018 годах позволит организовать в Курганской области комплексную помощь детям с РАС начиная с раннего возраста, семьям, в которых они воспитываются.
Более 76% детей-инвалидов, проживающих в Курганской области, воспитываются в семьях, более 20% - проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все эти дети нуждаются в особой заботе, защите и поддержке государства, в том числе и в вопросах их профессионального самоопределения. Как правило, при выборе профессии дети-инвалиды и их родители (законные представители) сталкиваются со следующими затруднениями: отсутствием знаний о наиболее востребованных профессиях на современном рынке труда, о формах и путях получения профессионального образования, а также неумением выстраивать реалистичные жизненные планы, карьерные стратегии.
С целью оказания необходимой помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, как находящимся на государственной обеспечении, так и проживающим в семьях, на территории Курганской области действует сеть детских учреждений различной ведомственной принадлежности, в задачи которых входит не только реабилитация, абилитация, обучение детей целевой группы, но и их предпрофессиональная подготовка.
Одной из значимых составляющих предпрофессиональной подготовки является проведение медицинской профессиональной ориентации и врачебного профессионального консультирования при получении образования и выборе профессии.
Образовательными организациями реализуется Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в Курганской области на 2016-2020 годы (утвержден приказом Департамента образования и науки Курганской области от 31 августа 2016 года N 1309).
Кроме того, предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на базе организаций, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Управлению культуры Курганской области, Департаменту здравоохранения Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области.
По состоянию на 1 января 2017 года в 9 детских домах, подведомственных Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, проживает 99 детей с инвалидностью и 44 ребенка с ОВЗ. В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе детей целевой группы, в детских домах разработаны модули воспитательных программ по профориентации, профинформированию и профконсультированию. Указанные программы, реализуемые воспитателями и инструкторами по труду, ориентированы на профессиональное самоопределение воспитанников и их успешную социализацию по выходу из детского дома.
В 2016 году завершили свое обучение по программам профессионального образования 139 студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, из них трудоустроилось 75 человек (54%), продолжили обучение 47 человек (34%).
В Курганской области также принимаются меры, направленные на оказание содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области ежемесячно проводится мониторинг регионального рынка труда по перечню востребованных профессий, в том числе для лиц с инвалидностью.
В 2014-2016 годах работодателями Курганской области заявлено 2,6 тыс. вакансий для инвалидов (2,7% от общего числа вакансий), из них наибольшее количество заявлены предприятиями обрабатывающих производств - 21%, здравоохранения - 16%, оптовой и розничной торговли - 12,6%, образования - 9,1%, сельского хозяйства - 8,9%.
Вместе с тем, анализ результатов мониторинга ситуации в регионе позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на проделанную работу, в том числе при финансовой поддержке Фонда, вопросы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ сохраняют свою актуальность и требуют решения.
Одной из основных проблем при трудоустройстве лиц с инвалидностью является несоответствие направлений их профессиональной подготовки, уровня образования, квалификации, опыта работы требованиям работодателей, в том числе по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда.
Для устранения данной коллизии требуется создание региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей в себя организацию продуктивного взаимодействия между организациями различной ведомственной принадлежности, разработку нормативных правовых актов.
Кроме того, в рамках данной системы необходимо обеспечить развитие содержания и форм предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с современной ситуацией на рынке труда, в том числе за счет:
расширения спектра профессиональных проб для детей различных нозологических групп;
разработки и реализации программ предпрофессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе связанным со знанием информационно-коммуникативных технологий и умением их применять в практической деятельности;
развития выездных и дистанционных форм обучения, позволяющих обеспечить предпрофессиональную подготовку маломобильных групп детей с инвалидностью и ОВЗ не только по состоянию здоровья, но и с учетом их проживания в отделенных населенных пунктах;
внедрения новых технологий и методов по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Решение вопроса качества предпрофессиональной подготовки также во многом зависит от уровня профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих профдиагностику, профинформирование, профконсультирование, дальнейшее сопровождение детей целевой группы в рамках их профессионального самоопределения.
В этой связи указанным специалистам необходима информационно-методическая помощь, предоставляемая в различных формах и видах, включая возможности ресурсно-методического центра (обучение, консультирование, подготовка и издание методических пособий и рекомендаций, создание профориентационных сайтов и др.).
Создание региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ предполагает не только межведомственное взаимодействие, но и развитие социального партнерства заинтересованных субъектов: родителей, законных представителей, общественных организаций и объединений, бизнес-структур.
Привлечение социальных партнеров к решению вопросов предпрофессиональной подготовки возможно при условии повышения уровня их информированности и осведомленности о проблемах профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, новых профессиях и имеющихся вакансиях на рынке труда.
С целью минимизации временных и финансовых затрат на создание региональной модели предполагается внедрить и отработать новые технологии, методы и формы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в "пилотных" организациях образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта.
По результатам деятельности "пилотных" организаций предусмотрено дальнейшее обобщение и распространение эффективных практик, технологий и методик работы по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.