Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Курганской области
Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 (далее - Стратегия развития), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (далее - Государственная программа Российской Федерации), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года", постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области".
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.
В Курганской области проживает 78562 инвалида, что составляет около 9% от общего количества жителей Курганской области.
В течение 2016 года впервые установлена инвалидность 6289 гражданам, из них 482 - дети в возрасте до 18 лет (в 2010 году соответственно 6910 и 509, в 2011 году - 7223 и 483, в 2012 году - 7427 и 462, в 2013 году - 6692 и 462, в 2014 году - 6692 и 471, в 2015 году - 6288 и 462).
Уровень первичной инвалидности взрослого населения в 2016 году незначительно повысился и составил 85,1 на 10 тысяч взрослого населения (в 2015 году - 83,8 на 10 тысяч взрослого населения).
В 2016 году незначительно вырос уровень первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста: в 2010 году - 52,8; в 2011 году - 53,7; в 2012 году - 54,6; в 2013 году - 52,1; в 2014 году - 51,3; в 2015 году - 49,9; в 2016 году - 52,4 на 10 тысяч трудоспособного населения.
В 2016 году значительно снизился уровень первичной инвалидности лиц пенсионного возраста: в 2010 году - 161,8; в 2011 году - 173,1; в 2012 году - 179,9; в 2013 году - 163,3; в 2014 году - 163,1; в 2015 году - 231,5; в 2016 году - 145,1 на 10 тысяч населения пенсионного возраста.
Причинами высокого уровня инвалидности являются: рост заболеваний по основным инвалидизирующим классам болезней, низкая обеспеченность врачебными кадрами, старение населения области.
В структуре первичной инвалидности по полу преобладают мужчины - 51,3%. В структуре первичной инвалидности по возрасту преобладают лица пенсионного возраста - 60,1%. В структуре первичной инвалидности по тяжести превалируют инвалиды 3 группы - 48,5%. В структуре первичной инвалидности по классам болезней в 2016 году впервые на 1 ранговое место вышли злокачественные новообразования с удельным весом 33%, 2 место - болезни системы кровообращения - 27,4%, 3 место - болезни глаза и его придаточного аппарата - 6,8%.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Реализация целевой программы Курганской области "Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 390, целевой программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 555 "О целевой программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы", государственной программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 506 "О государственной программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов", позволила осуществить в Курганской области ряд мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. В 2016 году в Курганской области на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов проведены работы по адаптации 8 объектов: 5 общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и 3 муниципальных дошкольных образовательных учреждений - на сумму более 20 млн. рублей (в 2015 году - 32 объектов на сумму более 34 млн. рублей).
Действуют пункты проката технических средств реабилитации в 16 комплексных центрах социального обслуживания населения Курганской области.
В 84% органов государственной власти и 65% органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области имеются версии сайтов для инвалидов по зрению.
Областной специальной библиотекой им. В.Г. Короленко ежегодно пополняется библиотечный фонд литературой специальных форматов для незрячих и слабовидящих граждан.
В целях обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов, максимального развития их потенциала и интеграции в общество в Курганской области принята и реализуется государственная программа Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" (подпрограмма "Разные дети - равные возможности"), утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 26 мая 2014 года N 225.
Уже несколько лет в Курганской области образовательные услуги детям-инвалидам предоставляются дистанционно. В 2010 году в Кургане создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганская областная школа дистанционного обучения" для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. На сегодняшний день в данном учреждении получают знания 120 детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья из городов и районов области. Это практически в 6 раз больше, чем в 2009 году, когда Курганская область в числе первых регионов России приступила к организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
Не остаются без внимания и дети-инвалиды дошкольного возраста. При Государственном бюджетном учреждении "Центр помощи детям" созданы группы кратковременного пребывания детей, приобретено игровое оборудование для обучения и реабилитации.
В организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности работают 28 учебных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью создания безбарьерной среды жизнедеятельности детей-инвалидов и реализации их реабилитационных мероприятий организациями социального обслуживания разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, проекты.
На базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" с 2012 года действуют службы раннего сопровождения, предоставляющие медико-социальные реабилитационные услуги детям от 0 до 3 лет с неврологическими заболеваниями и нарушениями зрения.
В деятельность Государственного бюджетного учреждения "Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Курганский центр социальной помощи семье и детям" внедрены коррекционно-развивающие программы для детей раннего возраста от 0 до 4 лет и их родителей, обучающихся приемам ухода и способам общения с детьми, имеющими нарушения в развитии.
В реабилитационных центрах и ряде комплексных центров социального обслуживания населения действуют лекотеки, игротеки, в том числе выездные (мобильные) игротеки, в рамках работы которых проводятся игровые сеансы для детей, обучающие занятия для родителей, выдается реабилитационное оборудование для занятий с ребенком-инвалидом в домашних условиях.
С апреля 2014 года на базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" реализуется проект "Реабилитационный центр на дому", софинансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В проекте, основной целью которого является максимально возможное развитие детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, принимают участие 50 семей с детьми-инвалидами.
Для повышения доступности и качества услуг семьям с детьми, имеющими тяжелые двигательные и речевые нарушения, в реабилитационных центрах продолжена работа палат "мать и дитя", где ежегодно до 50 детей-инвалидов совместно с родителями проходят курс медико-социальной реабилитации.
В Государственном бюджетном учреждении "Курганский центр социальной помощи семье и детям", Государственном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району" в пилотном режиме организована работа служб социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. С 2014 года на социальном сопровождении находятся 100 семей с детьми-инвалидами, которым в зависимости от индивидуальных потребностей оказывается материальная помощь, предоставляются социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые услуги, в домашних условиях проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей-инвалидов.
С целью координации проводимой работы по социальной поддержке инвалидов, а также более активного вовлечения в данный процесс общественности распоряжением Губернатора Курганской области от 28 января 2009 года N 17-р "О Совете при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов" образован Совет при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов (далее - Совет). В состав Совета входят руководители всех крупных общественных организаций инвалидов Курганской области, представители региональных органов исполнительной власти, реабилитационных учреждений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с формированием доступной среды жизнедеятельности, обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение, осуществлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организацией обучения и трудовой занятости инвалидов, лекарственным обеспечением данной категории граждан. Решения Совета доводятся до заинтересованных региональных органов государственной власти, ведомств и администраций муниципальных образований Курганской области.
В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ) в 2015 году на территории Курганской области проведена значительная работа, направленная на интеграцию в общество граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На уровне области распоряжением Правительства Курганской области от 13 октября 2015 года N 276-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Курганской области" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Курганской области (далее - "дорожная карта"). "Дорожные карты" утверждены также всеми муниципальными районами (городскими округами) Курганской области.
В настоящее время принято 24 областных закона и других нормативных правовых акта, регулирующих вопросы обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Проведена работа по внесению изменений в административные регламенты предоставления населению государственных и муниципальных услуг, назначены специалисты по работе с инвалидами, ответственные за сопровождение и оказание им необходимой помощи, проведено инструктирование специалистов по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности.
В целях совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов с 1 января 2016 года органами исполнительной власти Курганской области начата работа по разработке и реализации перечня мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), и предоставлению информации об исполнении этих мероприятий в федеральную службу медико-социальной экспертизы.
В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 13 августа 2013 года N 245-р "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности Курганской области" с 2013 года органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проводится работа по паспортизации указанных объектов на предмет доступности для инвалидов.
В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями по проведению обследования и паспортизации, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации.
В областной реестр включено 1123 объекта, паспорта доступности сформированы на 1123 объекта (100% от общего количества приоритетных объектов, включенных в реестр), на карту доступности на общероссийском портале "Учимся жить вместе" занесена информация на 1123 объекта (100%) при плановом целевом индикаторе 100%.
Трудовая деятельность для инвалида является не только способом экономически обеспечить свое существование, но и фактом реализации своих способностей, а также позволяет ему быть полноценной частью современного общества.
В 2016 году в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 1257 инвалидов, из них трудоустроено 294 человека - 23,4% (в 2014 году - 31,8%, в 2015 году - 26%).
Инвалиды трудоустраивалась преимущественно в организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности:
13,6% - сельское хозяйство (по профессиям: сторож (вахтер), диспетчер, слесарь-ремонтник, водитель);
18% - государственное управление (по профессиям: специалист, подсобный рабочий, бухгалтер, начальник отдела, делопроизводитель, судебный пристав);
3,7% - обрабатывающие производства (по профессиям: инструктор, специалист по кадрам, сторож, контролер КПП, начальник цеха, слесарь-сборщик);
7,1% - образование (по профессиям: учитель, уборщик производственных и служебных помещений, секретарь, воспитатель);
13,2% - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (по профессиям: бухгалтер, дворник, охранник, продавец непродовольственных товаров, уборщик, упаковщик).
В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда при наличии в индивидуальной программе реабилитации инвалида рекомендаций о прохождении профессионального обучения органы службы занятости организуют профессиональное обучение безработных граждан по профессиям, имеющим устойчивый спрос со стороны работодателей. В 2016 году прошли профессиональное обучение 30 безработных граждан, имеющих группу инвалидности, по профессиям: оператор котельной, кладовщик, бухгалтер, слесарь-электрик по ремонту автомобилей, парикмахер, инспектор по кадрам, делопроизводитель, пользователь ПК с 1С: Бухгалтерией, менеджер по продажам, охранник.
В 2016 году в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2016 году, государственной программы Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области" в мероприятии по возмещению работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество, приняли участие 4 предприятия. Приступили к работе 9 инвалидов и 9 наставников.
Проблему организации досуга граждан с ограниченными возможностями здоровья эффективно решают общественные организации. Вместе с тем потенциал взаимодействия государства с общественными организациями используется не в полной мере. Поэтому необходимо осуществление ряда мер, направленных на государственную поддержку общественных организаций в сфере оказания социальных услуг в установленных законом формах, путем участия в финансировании различных фестивалей, инвалидного спорта, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.
Это обусловливает необходимость продолжения практики реализации областной государственной программы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Следует отметить, что ситуация по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Курганской области характеризуется отсутствием комплексного подхода к ее формированию. Не обеспечен беспрепятственный доступ к жилым домам, где проживают инвалиды. Практически отсутствует общественный транспорт, доступный для инвалидов. При оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются в основном потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху.
Некоторые ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Курганской области.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Курганской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарно-гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей.
Большое значение приобретает решение проблемы оснащения специальными приспособлениями государственных организаций социального обслуживания населения Курганской области, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалидам.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры Курганской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидами.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории Курганской области реализацию комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
ухудшение социально-экономической ситуации;
недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
неэффективное взаимодействие соисполнителей Государственной программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.