Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сельских территорий Курганской области
Развитие Курганской области на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны Правительства Курганской области к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 40-р, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения уровня экологической безопасности в Курганской области;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Курганской области) и городских поселений в Курганской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности зауральского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 1991 по 2013 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 31 процент, если в 1991 году она составляла 497 тыс. человек и 45 процентов от общей численности населения Курганской области, то в 2013 году - 340,9 тыс. человек и 38,9 процента соответственно. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4 процента от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2012 году - 53,5 тыс. человек (14,0 процента).
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2013 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 13353,3 рубля (68,5 процента к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3-5 раз ниже городского населения.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 510 общеобразовательных школ, из которых 82 процента составляют сельские школы.
В связи с демографической ситуацией за последние пять лет количество сельских школ сократилось на 17,8 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50-60 лет, в связи с чем материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 10 процентов зданий школ требует капитального ремонта. В 3 школах имеются здания, которые признаны аварийными и закрыты, в связи с чем образовательный процесс этих школ организован с уплотнением обучения в 2 смены или в приспособленных зданиях. Взамен закрытых аварийных школ требуется новое строительство.
Новое строительство ведется крайне низкими темпами. Так, за период с 2003 года по 2014 год введено в эксплуатацию лишь 5 школ на 885 мест.
В целях ликвидации аварийных школ, создания современных условий и повышения качества образования необходимо осуществлять строительство новых школ на сельских территориях, в которых развивается сельское хозяйство, фермерство.
В настоящее время первичную медико-санитарную помощь населению Курганской области, проживающему в сельской местности, оказывают 24 центральные районные больницы, в состав которых входят 21 врачебная амбулатория, 4 участковые больницы, 626 фельдшерско-акушерских пунктов, 114 фельдшерских пунктов. Из них 3 процента фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов имеют радиус обслуживания более 8 километров, 16 процентов зданий фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов требуют капитального ремонта, 32 процента зданий размещаются в ветхих зданиях, имеющих ограниченно-работоспособное состояние, 8 процентов расположены во встроенных, пристроенных, приспособленных помещениях школ, детских садов, жилых домов и не отвечают современным санитарным нормам и требованиям.
Начата поэтапная замена фельдшерско-акушерских пунктов, не соответствующих санитарным нормам и правилам. Заменены 4 фельдшерско-акушерских пункта и 1 модульная врачебная амбулатория (Мишкинский район). Однако этих мер недостаточно, с каждым годом техническое состояние ухудшается и все больше зданий фельдшерско-акушерских пунктов остро нуждаются в замене.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Курганской области действует 706 культурно-досуговых учреждений, 96 процентов которых расположены в сельской местности. Обеспеченность учреждениями клубного типа составляет 88,2 процента, библиотеками - 68,2 процента.
Далеко не везде состояние и оснащение учреждений культуры отвечает требованиям времени и потребностям людей.
В Курганской области из 682 зданий сельских культурно-досуговых учреждений 201 (29,5 процента) требуют капитального ремонта, 23 здания (3,4 процента) находятся в аварийном состоянии.
На 1 января 2014 года в Курганской области насчитывалось 2367 (2013 год - 2305) спортивных объектов, в том числе: 19 стадионов, 738 спортивных залов, 1244 плоскостных спортивных сооружений, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.
Обеспеченность населения Курганской области спортивными объектами составляет: спортивными залами - 59,0 процента от норматива, плоскостными спортивными сооружениями - 73,6 процента от норматива.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. В 2013 году миграционная убыль населения Курганской области в целом составила 6824 человека, в том числе в сельской местности - 5918 человек. По сравнению с 2012 годом миграционная убыль по Курганской области снизилась на 20,8 процента, в сельской местности выросла на 1,18 процента.
Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программного подхода, в том числе постановки задачи, опр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.