Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Курганской области
Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития потребительского рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.
В Курганской области функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей возложены на Управление Роспотребнадзора по Курганской области. ДЭР является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции координацию и реализацию мероприятий в области защиты прав потребителей.
Для обеспечения взаимодействия всех составляющих системы защиты прав потребителей в Курганской области создан координационный совет по вопросам содействия развитию потребительского рынка и защиты прав потребителей в Курганской области, который возглавляет Губернатор Курганской области.
Анализ ситуации на потребительском рынке в Курганской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
По данным Управления Роспотребнадзора по Курганской области, в 2017 году было выявлено 2727 нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей (в 2016 году - 2274 нарушения).
Основная доля выявленных нарушений приходится на сферу торговли - 2301 нарушение, или 84,3% (в 2016 году - 1869 нарушений, или 82,2%), сферу оказания услуг общественного питания - 152 нарушения, или 5,6% (в 2016 году - 53 нарушения, или 2,3%), деятельность в сфере оказания медицинских услуг - 70 нарушений, или 2,6% (в 2016 году - 103 нарушения, или 4,5%).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Курганской области совместно с Консультационным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" было рассмотрено 1698 письменных обращений граждан (в 2016 году - 2151), кроме того, оказана консультативная помощь 3572 потребителям (422 консультации на 100 тысяч жителей Курганской области) (в 2016 году - 4494 потребителям (516 консультаций на 100 тысяч жителей Курганской области)). Наблюдается тенденция к снижению количества консультаций по вопросам защиты прав потребителей.
Основная доля поступивших письменных обращений приходится на следующие сферы:
торговля: 686 обращений, или 40,4% (2016 год - 38,5%) - продажа продовольственных товаров ненадлежащего качества, сложно-технических товаров бытового назначения, реализация некачественных изделий легкой промышленности;
оказание жилищно-коммунальных услуг: 285 обращений, или 16,8% (2016 год - 26,5%);
деятельность на финансовом рынке: 109 обращений, или 6,4% (2016 год - 9,5%);
оказание услуг связи: 95 обращений, или 5,6% (2016 год - 3,7%);
оказание транспортных услуг: 71 обращение, или 4,2% (2016 год - 1,0%).
Всем потребителям оказана консультационная помощь, разъяснены их права при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, в судебные органы направлено 96 исковых заявления в защиту прав потребителей, выдано 32 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, консультирование по вопросам, относящимся к защите прав потребителей, проводилось специалистами органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (в 2017 году было оказано 485 консультаций). По информации органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, в 10 из них имеются специалисты, к обязанностям которых относится рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав потребителей.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на потребительском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" в 2017 году исследовано 10442 пробы продовольственного сырья и пищевых продуктов по санитарно-химическим, физико-химическим, микробиологическим и другим показателям, из которых не соответствовало установленным требованиям 378 (3,6%) (в 2016 году из 11532 пробы не соответствовало требованиям 472 (4,1%)).
Изъято из оборота в 2017 году 186 партий (3147 кг) пищевых продуктов и продовольственного сырья (в 2016 году - 739 партий (6524 кг)).
Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.