Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Курганской области
Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 (далее - Стратегия развития), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (далее - Государственная программа Российской Федерации), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года", постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области".
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Реализация целевой программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 555 "О целевой программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы", государственной программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 506 "О государственной программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов", позволила осуществить в Курганской области комплекс мер по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 13 августа 2013 года N 245-р "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности Курганской области" с 2013 года органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проводится работа по паспортизации указанных объектов на предмет доступности для инвалидов.
В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями по проведению обследования и паспортизации, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
В областной реестр включено 1127 объектов, паспорта доступности сформированы на 1127 объектов (100% от общего количества приоритетных объектов, включенных в реестр), на карту доступности на общероссийском портале "Учимся жить вместе" занесена информация на 1127 объектов (100%) при плановом целевом индикаторе 100%.
На уровне области распоряжением Правительства Курганской области от 13 октября 2015 года N 276-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Курганской области" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Курганской области. "Дорожные карты" утверждены также всеми муниципальными районами (городскими округами) Курганской области.
В настоящее время принято 24 областных закона и других нормативных правовых акта, регулирующих вопросы обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Проведена работа по внесению изменений в административные регламенты предоставления населению государственных и муниципальных услуг, назначены специалисты по работе с инвалидами, ответственные за сопровождение и оказание им необходимой помощи, проведено инструктирование специалистов по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности.
В 86% органов государственной власти и 77% органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области имеются версии сайтов для инвалидов по зрению.
В 2018 году в Курганской области на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов проведены работы по адаптации 71 объекта: 3 объекта здравоохранения, 5 объектов в сфере труда и занятости, 21 - культуры, 35 - социальной защиты, 4 - физической культуры и спорта, 3 - образования на сумму более 37 млн. рублей (в 2017 году - 71 объект на сумму более 30 млн. рублей).
В 2018 году улучшилась ситуация по обеспечению доступности для инвалидов транспортных средств на территории областного центра. Перевозчиками приобретено 9 низкопольных автобусов, 30 автобусов переоборудованы для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, которые работают на 18 городских маршрутах регулярных перевозок. В 2018 году не менее 50% парка автобусов оснащены автоматической системой оповещения об остановках.
Решаются вопросы установки на перекрестках дорожных знаков "Слепой пешеход" и звуковых сигналов. В 2017 оборудовано 10 перекрестков в городах Кургане и Шадринске, Куртамышском, Петуховском и Целинном районах.
На базе Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" отрыт круглосуточный диспетчерский центр связи для глухих для оказания экстренной и иной социальной помощи. Ежегодно проводятся курсы по обучению русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих.
В целях формирования и развития среды общения инвалидов на базе государственных учреждений социального обслуживания реализуется инновационный проект "Университет третьего возраста". В 2018 году около 4 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов прошли обучение на факультетах университета (от 1 до 6 факультета). Всего с 2010 года обучено 24,5 тыс. пожилых людей и инвалидов.
Библиотечный фонд Государственного казенного учреждения "Областная специальная библиотека им. В.Г. Короленко" ежегодно пополняется литературой специальных форматов для незрячих и слабовидящих граждан.
С целью координации проводимой работы по социальной поддержке инвалидов, а также более активного вовлечения в данный процесс общественности распоряжением Губернатора Курганской области от 28 января 2009 года N 17-р "О Совете при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов" образован Совет при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов (далее - Совет). В состав Совета входят руководители всех крупных общественных организаций инвалидов Курганской области, представители региональных органов исполнительной власти, реабилитационных учреждений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с формированием доступной среды жизнедеятельности, обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно- курортное лечение, осуществлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организацией обучения и трудовой занятости инвалидов, лекарственным обеспечением данной категории граждан. Решения Совета доводятся до заинтересованных региональных органов государственной власти, ведомств и администраций муниципальных образований Курганской области.
Однако следует отметить, что ситуация по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Курганской области характеризуется отсутствием комплексного подхода к ее формированию. Не обеспечен беспрепятственный доступ к жилым домам, где проживают инвалиды. При оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются в основном потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху
Некоторые ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Курганской области.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Курганской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарно- гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей.
Большое значение приобретает решение проблемы оснащения специальными приспособлениями государственных организаций социального обслуживания населения Курганской области, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалидам.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры Курганской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидами.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории Курганской области реализацию комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
ухудшение социально-экономической ситуации;
недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
неэффективное взаимодействие соисполнителей Государственной программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.