Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния кадровой обеспеченности в сфере здравоохранения Курганской области
Основной проблемой развития здравоохранения в Курганской области является дефицит врачебных кадров.
Кадровые ресурсы здравоохранения Курганской области по состоянию на 1 января 2020 года составили 1 990 врачей и 7 973 средних медицинских работника. В медицинских организациях, обслуживающих сельское население, работают 532 врача и 2 832 средних медицинских работника (из них на фельдшерско-акушерских пунктах - 461 средний медицинский работник).
За 2019 год численность врачей уменьшилась на 59 человек (на 2,9%), средних медицинских работников - на 189 человек (на 2,3%).
На 1 января 2020 года в Курганской области средний показатель обеспеченности врачами составил 23,8 человека на 10 тысяч населения (в Российской Федерации - 44,1, в Уральском федеральном округе - 38,3);
средний показатель обеспеченности средними медицинскими работниками - 95,5 человека на 10 тысяч населения (в Российской Федерации - 93,6, в Уральском федеральном округе - 97,7).
Обеспеченность на 10 тысяч населения врачебными кадрами в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиники, поликлинические отделения), - 12,1 (в 2018 году - 12,1), средними медицинскими работниками - 45,6 (в 2018 году - 45,6).
Показатель соотношения количества единиц штатных должностей "врач: средний медицинский персонал" в 2019 году в Курганской области составил 1:2,7 (в 2018 году - 1:2,7), в Уральском федеральном округе - 1:2,6, в Российской Федерации - 1:2,1.
Уровень укомплектованности физическими лицами штатных должностей:
врачами - 42,4% (в 2018 году - 41,5%);
средним медицинским персоналом - 62,7% (в 2018 году - 62,2%).
Коэффициент совместительства: врачей - 1,7 (в 2018 году - 1,9), средних медицинских работников - 1,3 (в 2018 году - 1,4). По отдельным врачебным специальностям коэффициент совместительства составляет более 2,0 (врачи-патологоанатомы). Из числа средних медицинских работников высокую нагрузку имеют лаборанты клинико-диагностических лабораторий, рентгенлаборанты.
Штатами медицинских организаций утверждено 4 693 единицы. Не занято 1 366,25 (29,1%) единицы штатной врачебной должности и 2 251,25 (17,7%) единицы штатной должности средних медицинских работников.
Для замещения утвержденных штатных должностей (при рекомендуемом коэффициенте совместительства не выше 1,2) дефицит медицинских кадров составляет 828 врачей и 848 средних медицинских работников.
Таблица 2. Возрастная структура врачей в Курганской области
До 36 лет |
36 - 45 лет |
46 - 50 лет |
51 - 55 лет |
старше 56 лет |
27,1% |
17,7% |
10,5% |
9,8% |
34,5% |
Средний возраст врачей составляет 47,5 года.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 2. Возрастная структура средних медицинских работников в Курганской области
До 36 лет |
36 - 45 лет |
46 - 50 лет |
51 - 55 лет |
старше 56 лет |
26,2% |
27,4% |
14,4% |
11,2% |
20,7% |
Средний возраст средних медицинских работников составляет 43 года.
В 2019 году убыло 206 врачей, прибыло 139 врачей.
Естественная убыль врачей составила 88 человек (42,7% от выбывших): пенсия - 77 человек, инвалидность - четыре человека, смерть - семь человек, на учебу (в интернатуру, ординатуру по направлению Департамента здравоохранения Курганской области) выбыло пять врачей (2,4%). За пределы Курганской области выехало 65 врачей (31,6% от выбывших врачей).
Средних медицинских работников прибыло 547 человек, выбыло 729 человек.
В Курганской области организовано целевое обучение специалистов по программам специалитета и программам ординатуры. Подготовка осуществляется в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Тюменский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В 2019 году на первый курс по договору о целевом обучении поступил 151 человек, в ординатуру - 45 человек.
Возврат выпускников после окончания высшего образовательного учреждения в среднем составляет 45% (2019 год - 38 человек (47,5%), 2018 год - 43 человека (42,6%). Возврат значительно снизился с 2019 года после введения нового образовательного стандарта, отменяющего интернатуру.
75% выпускников шестого курса по данным анкетирования планируют поступление в ординатуру, только 30% готовы работать в первичном звене.
В 2020 - 2024 годы в Курганскую область ожидается прибытие 896 выпускников образовательных организаций высшего образования, обучающихся в рамках целевого приема, при этом естественная убыль врачей с учетом возрастной структуры (доля врачей в возрасте старше 40 лет в Курганской области - 60%) за пять лет ориентировочно составит 621 человек (врачей пенсионного возраста старше 60 лет - 471 человек, ежегодно убывают в другие регионы - не менее 30 человек, то есть за пять лет - 150 человек.
Таким образом, к 2025 году реальный прирост составит 275 врачей, общее количество физических лиц - не более 2 265 человек (целевой показатель - 2 818 человек), дефицит - 553 врача. При этом показатель обеспеченности врачами (с учетом коэффициента совместительства 1,2) на 10 тысяч населения составит 26,8 (целевой показатель - 35,7, на 1 января 2020 года - 23,9).
В Курганской области осуществляется подготовка специалистов в одной образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курганский базовый медицинский колледж"), в котором обучается более 2 000 студентов, из них - 1 268 студентов, обучающихся на бюджетной основе, по договору - 959 студентов.
Потребность в среднем медицинском персонале составляет 418 специалистов, в частности: фельдшеры - 51 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 222 человека, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 54 человека, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 14 человек.
Возврат студентов, обучающихся на бюджетных местах и подлежащих трудоустройству, - 59,5% (174 человек), в том числе: фельдшера - 55 человек (62,5%), медицинские сестры - 101 человек (68,7%), акушерки - 18 человек (47,4%).
В качестве мер социальной поддержки для лиц, обучающихся по договорам о целевом обучении по программам специалитета и ординатуры, предусмотрена денежная выплата в размере 1,5 тысячи рублей в виде стипендии; на 2020 год выделено 17,1 миллиона рублей.
После получения свидетельства об аккредитации специалиста в 2019 году трудоустроилось 38 врачей (в том числе по специалитету "лечебное дело" - 11 человек, "педиатрия" - семь человек, по программам ординатуры - 12 человек) и 174 специалиста со средним медицинским образованием (2018 год - 43 врача (в том числе по специалитету "лечебное дело" - 11 человек, "педиатрия - восемь человек, по программам ординатуры - пять человек) и 168 специалистов со средним медицинским образованием).
В целях привлечения и закрепления молодых специалистов Правительством Курганской области применяются следующие меры социальной поддержки:
приобретается ведомственное жилье (за 2011 - 2019 годы приобретено 123 квартиры, в том числе 56 квартир для нужд центральных районных больниц в целях формирования специального жилого фонда для привлечения медицинских работников в сельскую местность (2011 год - 11, 2012 год - 20, 2013 год-25, 2014 год - 16, 2015 год - 15, 2016 год - 14, 2017 год - девять, 2018 год - 10, 2019 год - три); на 2020 год выделено 10,0 миллиона рублей на приобретение ведомственного жилья, что позволит привлечь на работу в медицинские организации 30 специалистов с высшим медицинским образованием, за 2021 - 2025 годы запланировано привлечь 120 молодых специалистов;
предоставляется медицинским работникам субсидия за счет средств областного бюджета на погашение ипотечного жилищного кредита в размере 500 тысяч рублей; в случае, если оба супруга являются молодыми врачами, предоставляется один миллион рублей; с 2017 года субсидию получили 42 врача (2017 год - восемь, 2018 год - 12, 2019 год - 22);
выплачивается подъемное пособие молодым врачам-специалистам в размере 100 - 150 тысяч рублей; с 2012 года подъемное пособие получили 415 человек (2012 год - 54, 2013 год - 72, 2014 год - 64, 2015 год - 53, 2016 год - 50, 2017 год - 72, 2018 год - 25, 2019 год - 25); на 2020 год выделено пять миллионов рублей, что позволит привлечь на работу в медицинские организации 50 специалистов с высшим медицинским образованием, за 2021 - 2025 годы запланировано привлечь 200 молодых специалистов;
компенсация за аренду жилого помещения в размере от трех до десяти тысяч рублей; на 2020 год выделено 2,8 миллиона рублей;
всего в бюджете Курганской области в 2019 году на дополнительные меры поддержки молодых врачей было запланировано 44,106 миллиона рублей, на 2020 год - 42,9 миллиона рублей.
Ключевой действующей мерой привлечения и закрепления врачей и среднего медицинского персонала в сельских медицинских организациях являются программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер", реализуемые при федеральной поддержке.
За семь лет реализации в Курганской области программы "Земский доктор" на работу в сельские медицинские организации привлечен 261 специалист (2012 год - 44, 2013 год - 36, 2014 год - 24, 2015 год - 44, 2016 год - 29, 2017 год - 46, 2018 год - 20, 2019 год - 18).
Программа "Земский фельдшер" на территории Курганской области реализуется с 2018 года. В 2018 году выплату получили 12 специалистов со средним медицинским образование, в 2019 году - 17 специалистов.
На 2020 год выделено 60,75 миллиона рублей в целях реализации программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер", что позволит привлечь на работу в сельскую местность 32 специалиста с высшим медицинским образованием и 31 специалиста со средним медицинским образованием, в 2021 - 2025 годах запланировано привлечь в сельскую местность 128 врачей и 124 фельдшера.
Данные меры социальной поддержки необходимо продолжить. Для привлечения медицинских кадров в Курганскую область:
сформирован перечень вакансий медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием в разрезе медицинских организаций (постоянно актуализируется). Информация о потребности в медицинских работниках регулярно направляется в центр занятости, а также размещается в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет" на официальных сайтах медицинских организаций, Департамента здравоохранения Курганской области, а также "trudvsem.ru" (Работа в России), "trud.kurganobl.ru", "Хандхантер", "Зарплата.ру", "Работа 10096", "Город работ (город Курган)" с указанием заработной платы, мер поддержки при трудоустройстве;
направлен перечень вакансий медицинских работников с высшим медицинским образованием в девять медицинских образовательных учреждений высшего образования;
проводятся регулярные встречи со студентами шестого курса медицинских образовательных учреждений высшего образования;
главными врачами медицинских организаций осуществляется персональное сопровождение каждого студента - целевика, сотрудниками кадровой службы Департамента здравоохранения Курганской области - каждого вновь прибывающего специалиста.
В Курганской области обеспечен рост заработной платы медицинских работников. За 2017 - 2019 годы средняя заработная плата врачей увеличилась на 30,4% и составила 234% к средней заработной плате по Курганской области, средних медицинских работников - на 32% (111,7% к средней заработной плате по Курганской области), младших медицинских работников - на 68,4% (98,1% к средней заработной плате по Курганской области).
Таблица 2. Средняя заработная плата в здравоохранении Курганской области
N п/п |
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 полугодие 2020 года |
||||
Уровень заработной платы, тысяч рублей |
% к средней заработной плате по Курганской области |
Уровень заработной платы, тысяч рублей |
% к средней заработной плате по Курганской области |
Уровень заработной платы, тысяч рублей |
% к средней заработной плате по Курганской области |
Уровень заработной платы, тысяч рублей |
% к Средней заработной плате по Курганской области |
||
1. |
Средняя заработная плата по Курганской области |
22257,0 |
|
24682,0 |
|
26510,8 |
|
28631,6 |
|
2. |
Средняя заработная плата врачей |
47605,0 |
213,9 |
53569,0 |
217,0 |
62065,0 |
234,1 |
65107,0 |
227,4 |
3. |
Средняя заработная плата среднего медицинского персонала |
22455,5 |
100,9 |
26101,0 |
105,7 |
29611,9 |
111,7 |
32216,0 |
112,5 |
4. |
Средняя заработная плата младшего медицинского персонала |
15445,4 |
69,4 |
24384,0 |
98,8 |
26012,7 |
98,1 |
29485,0 |
103,0 |
Уровень заработной платы молодым врачам-специалистам обеспечен не ниже 150% от прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности за текущий год (средней заработной платы по экономике Курганской области).
Несмотря на принимаемые меры, кадровая ситуация в сфере здравоохранения продолжает ухудшаться - снижается число физических лиц врачей и средних медицинских работников, обеспеченность врачебными кадрами (отработав два - три года, специалисты уезжают в другие регионы), как следствие - снижение доступности медицинской помощи. Основная причина - более высокая заработная плата на одну ставку и более развитая инфраструктура в соседних регионах (средняя заработная плата по экономике в Курганской области - 28,6 тысячи рублей, Тюменской области - 44,5 тысячи рублей, Ямало-Ненецком автономном округе - 91,1 тысячи рублей).
Необходимо дальнейшее повышение заработной платы медицинских работников, приведение оплаты труда медицинских работников в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи, повышение престижа профессии медицинского работника, социального статуса и мотивации работников системы здравоохранения.
Осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка медицинских работников.
Таблица 3. План целевой подготовки медицинских работников организаций с высшим и средним медицинским образованием
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Годы |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
1. |
Подготовка врачей-специалистов по специальностям: |
Человек |
166 |
180 |
190 |
200 |
210 |
210 |
|
1) |
лечебное дело |
Человек |
111 |
125 |
130 |
130 |
130 |
130 |
|
2) |
педиатрия |
Человек |
51 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
|
3) |
стоматология |
Человек |
3 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
4) |
фармация |
Человек |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2. |
Подготовка по программам ординатуры |
Человек |
74 |
120 |
150 |
170 |
200 |
200 |
|
3. |
Подготовка средних медицинских работников: |
Человек |
445 |
445 |
445 |
445 |
445 |
445 |
|
1) |
лечебное дело |
Человек |
195 |
195 |
195 |
195 |
195 |
195 |
|
2) |
акушерское дело |
Человек |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
3) |
сестринское дело |
Человек |
225 |
225 |
225 |
225 |
225 |
225 |
|
4) |
лабораторная диагностика |
Человек |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
В соответствии с частью первой и частью второй статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации" право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельность в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов".
Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сертификаты, выданные до 1 января 2021 года, будут действовать до окончания указанного в них срока.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" с началом 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться только через процедуру аккредитации. Всего три вида аккредитации: первичная (при окончания обучения), первичная специализированная (при профессиональной переподготовке) и периодическая аккредитация (аналог подтверждения сертификата).
В целях обеспечения соблюдения на территории Курганской области требований действующего законодательства при осуществлении поэтапного перехода к процедуре аккредитации специалистов медицинские работники зарегистрировались на портале медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, расположенном в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет" (далее - портал медицинского и фармацевтического образования).
По состоянию на 1 января 2020 года на портале медицинского и фармацевтического образования зарегистрировано 2 110 человек медицинских работников Курганской области.
Портал медицинского и фармацевтического образования с 2016 года является инструментом управления образовательной активностью и учета ее результатов и содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования:
1) формальное образование (дополнительные профессиональные программы повышения квалификации);
2) неформальное образование (образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций (образовательные мероприятия);
3) самообразование (интерактивные образовательные модули).
Непрерывное медицинское образование станет неотъемлемой частью
прохождения периодической аккредитации.
Непрерывное медицинское образование перейдет в обязательный режим для всех, это значит, что медицинские работники должны проходить образовательные мероприятия в непрерывном режиме, а не раз в пять лет, как это было раньше. Когда именно проходить мероприятия - решать должен медицинский работник, он может самостоятельно планировать вебинары и посещать конференции. Участвовать в непрерывном медицинском образовании могут специалисты с высшим и средним медицинским образованием.
Анализ состояния кадровых ресурсов здравоохранения Курганской области выявил основные проблемы:
низкий уровень обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками;
снижение престижа работы на должностях врачей и средних медицинских работников основных специальностей, обеспечивающих основной объем доступности медицинской помощи;
высокая доля специалистов предпенсионного и пенсионного возраста;
недостаточная доля пополнения отрасли молодыми специалистами;
несоответствие уровня заработной платы медицинских работников выполняемому объему работы;
низкий уровень предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам;
неадекватность численности и структуры медицинских кадров объемам выполняемой деятельности, задачам и направлениям модернизации здравоохранения;
несбалансированность медицинского персонала по структуре между врачами общего профиля и узкими специалистами; врачами и сестринским персоналом; городской и сельской местностью; медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов помощи;
недостаточное использование методов планирования численности медицинского персонала;
рост тенденции оттока из системы здравоохранения Курганской области молодых и опытных специалистов.
Отсутствие мотивационных стимулов к работе в государственной системе здравоохранения (низкая заработная плата, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, недостаточная возможность профессионального роста) привели к снижению престижа профессии, уменьшению притока молодых специалистов.
Для решения вышеобозначенных проблем и разработана данная Подпрограмма.
Направления реализации Подпрограммы соответствуют региональной составляющей федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" национального проекта "Здравоохранение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.