Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения Курганской области
Площадь Курганской области составляет 71,5 тысячи км2.
В Курганской области 24 муниципальных района, девять городов, из них два - областного подчинения: город Курган (315,3 тысячи человек) и город Шадринск (74,9 тысячи человек).
Областной центр (город Курган) расположен в центральной части региона, в связи с этим часть районов, расположенных на границе с другими регионами Уральского федерального округа и Республикой Казахстан, являются удаленными и труднодоступными.
Плотность населения на 1 января 2020 года - 11,5 человека на км2.
Особенностями возрастного состава населения Курганской области являются: высокий удельный вес населения старше трудоспособного возраста - 30,3% (2018 год - 29,2%, 2017 год - 28,5%, 2016 год - 27,9%) и относительно низкая доля трудоспособного населения - 50,3% (2018 год - 49,5%, 2017 год - 50,4%, 2016 год - 51,3%). По Российской Федерации в 2018 году доля лиц старше трудоспособного возраста составила 25,4%, по Уральскому федеральному округу - 23,1%, доля лиц трудоспособного возраста - 56% по Российской Федерации и 56,8% по Уральскому федеральному округу.
Одной из основных сложившихся негативных тенденций социально-экономического развития Курганской области является нестабильная демографическая ситуация, которая характеризуется естественной убылью населения из-за превышения уровня смертности над рождаемостью.
Численность населения Курганской области, по данным Росстата, на 1 января 2020 года составила 827 166 человек (на 1 января 2019 года - 834 701 человек), за 2019 год население уменьшилось на 7 535 человек (за 2018 год - на 10 819 человек, за 2017 год - на 8 572 человека). Более всего убыло взрослое трудоспособное население.
Причиной сокращения численности населения являются естественная и миграционная убыль.
Высока миграция экономически активного населения Курганской области, в том числе медицинских работников, в соседние, активно развивающиеся регионы.
Данные факторы являются определяющими при выработке организационных и управленческих решений в организации оказания медицинской помощи населению Курганской области.
В 2019 году в сравнении с 2018 годом произошли следующие изменения основных показателей, характеризующих демографическую ситуацию и состояние здоровья населения в Курганской области:
снижение на 9,8% уровня рождаемости (с 10,2 до 9,2 случая на 1 000 населения), родилось на 955 человек меньше;
снижение на 0,6% показателя общей смертности (с 15,4 до 15,3 случая на 1000 населения), умерло на 266 человек меньше;
рост на 17,3% показателя естественной убыли населения (с-5,2 до - 6,1 случая на 1000 населения);
снижение на 25,7% показателя младенческой смертности (с 6,6 до 4,9 случая на 1 000 родившихся живыми);
рост на 1,4% смертности в трудоспособном возрасте (с 635,9 до 644,8 случая на 100 тысяч человек трудоспособного населения);
снижение на 3,7% смертности от болезней системы кровообращения (с 577,8 до 556,5 случая на 100 тысяч населения);
рост на 3% смертности от новообразований, включая злокачественные (с 250,5 до 258,0 случая на 100 тысяч населения);
снижение на 24,9% смертности от болезней органов дыхания (с 69,2 до 52,0 случая на 100 тысяч населения);
снижение на 19,6% смертности от туберкулеза (с 18,4 до 14,8 случая на 100 тысяч населения);
снижение на 3,4% смертности от внешних причин (с 143,2 до 138,4 случая на 100 тысяч населения).
На территории Курганской области расположены:
два городских округа с населением 387 016 человек, что составляет 46,8% от общей численности населения Курганской области;
24 муниципальных района, общая численность составляет 440 150 человек, что составляет 53,2% от общей численности населения Курганской области, включающих:
13 городских поселений с общей численностью 133 315 человек;
354 сельских поселения с общей численностью 306 835 человек, в том числе: с числом жителей до 500 человек - 158, от 500 до 1 000 человек - 121, от 1 000 до 2 000 человек - 51, от 2 000 до 3 000 человек - 7, от 3 000 до 5 000 человек - 9, от 5 000 до 7 000 - 6, от 7 000 до 10 000 - 2.
Таблица 1. Характеристика муниципальных образований Курганской области
N п/п |
Наименование муниципального образования Курганской области (районного центра) |
Расстояние от города Кургана до районного центра (км) |
Численность населения на 1 января 2019 года |
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста |
Показатель общей смертности населения в 2019 году |
1. |
Город Курган (областной центр) |
- |
312364 |
34,6 |
14,0 |
2. |
Муниципальное образование - город Шадринск |
144 |
74652 |
34,1 |
13,4 |
3. |
Альменевский район Курганской области (село Альменево) |
200 |
9233 |
38,4 |
15,9 |
4. |
Белозерский район Курганской области (село Белозерское) |
48 |
14795 |
43,9 |
17,8 |
5. |
Варгашинский район Курганской области (рабочий поселок Варгаши) |
37 |
18411 |
37,6 |
16,5 |
6. |
Далматовский район Курганской области (город Далматово) |
192 |
24559 |
43,9 |
19,4 |
7. |
Звериноголовский район Курганской области (село Звериноголовское) |
120 |
7337 |
41,8 |
21,5 |
8. |
Каргапольский район Курганской области (рабочий поселок Каргаполье) |
84 |
29278 |
38,2 |
16,3 |
9. |
Катайский район Курганской области (город Катайск) |
220 |
20890 |
40,9 |
15,7 |
10. |
Муниципальное образование "Кетовский район" (село Кетово) |
14 |
62112 |
31,0 |
10,8 |
11. |
Куртамышский район Курганской области (город Куртамыш) |
95 |
28350 |
40,2 |
17,9 |
12. |
Лебяжьевский муниципальный округ Курганской области (рабочий поселок Лебяжье) |
100 |
13022 |
41,3 |
18,2 |
13. |
Макушинский муниципальный округ Курганской области (город Макушино) |
125 |
14999 |
39,0 |
16,9 |
14. |
Мишкинский район Курганской области (рабочий поселок Мишкино) |
100 |
14653 |
42,3 |
19,9 |
15. |
Мокроусовский район Курганской области (село Мокроусово) |
222 |
11221 |
36,1 |
16,0 |
16. |
Петуховский район Курганской области (город Петухово) |
180 |
16530 |
37,4 |
16,9 |
17. |
Притобольный район Курганской области (село Глядянское) |
68 |
10227 |
39,3 |
17,1 |
18. |
Половинский район Курганской области (село Половинное) |
86 |
12711 |
43,3 |
15,4 |
19. |
Сафакулевский район Курганской области (село Сафакулево) |
214 |
9878 |
44,1 |
17,8 |
20. |
Целинный район Курганской области (село Целинное) |
230 |
14244 |
43,9 |
17,8 |
21. |
Частоозерский район Курганской области (село Частоозерье) |
242 |
5083 |
40,3 |
17,7 |
22. |
Шадринский район Курганской области (город Шадринск) |
144 |
24752 |
41,9 |
17,8 |
23. |
Шатровский район Курганской области (село Шатрово) |
160 |
15159 |
45,0 |
17,8 |
24. |
Шумихинский муниципальный округ Курганской области (город Шумиха) |
145 |
24745 |
41,4 |
16,8 |
25. |
Щучанский район Курганской области (город Щучье) |
180 |
19185 |
38,0 |
17,7 |
26. |
Юргамышский район Курганской области (поселок Юргамыш) |
66 |
18776 |
38,7 |
15,6 |
|
По Курганской области |
- |
827166 |
30,3 |
15,2 |
10 (41%) муниципальных районов Курганской области имеют население менее 15 тысяч населения, от 15 до 20 тысяч человек населения - 6 (25%) муниципальных районов Курганской области, от 20 до 30 тысяч человек - 6 (25%) муниципальных районов Курганской области, свыше 30 тысяч человек - один (4,1%) муниципальный район Курганской области.
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста по Курганской области составляет 29,8%, в сельских районах - 32,6%.
Удаление от города Кургана (областной центр) более 100 км имеют 13 (54,1%) муниципальных районов Курганской области и город Шадринск, более 200 км - 6 (25%) муниципальных районов Курганской области.
Показатель общей смертности по Курганской области за 2019 год составил 15,3 случая на 1 000 населения; 23 (96%) муниципальных района Курганской области имеют превышение среднеобластного показателя смертности, ниже среднеобластного показателя имеют город Курган, город Шадринск, а также один (4,2%) муниципальный район Курганской области (муниципальное образование "Кетовский район" (село Кетово)).
Для оказания медицинской помощи населению Курганской области организована трехуровневая система оказания медицинской помощи:
первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (в центральных районных больницах (далее - ЦРБ), городских, районных, участковых больницах, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи);
второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;
третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.
Медицинские организации первого уровня:
21 ЦРБ (Государственное бюджетное учреждение (далее - ГБУ) "Альменевская центральная районная больница", ГБУ "Белозерская центральная районная больница", ГБУ "Варгашинская центральная районная больница", ГБУ "Глядянская центральная районная больница", ГБУ "Далматовская центральная районная больница", ГБУ "Звериноголовская центральная районная больница", ГБУ "Каргапольская центральная районная больница имени Н.А. Рокиной", ГБУ "Катайская центральная районная больница", ГБУ "Кетовская центральная районная больница", ГБУ "Куртамышская центральная районная больница имени К.И. Золотавина", ГБУ "Лебяжьевская центральная районная больница", ГБУ "Мишкинская центральная районная больница", ГБУ "Мокроусовская центральная районная больница", ГБУ "Петуховская центральная районная больница", ГБУ "Половинская центральная районная больница", ГБУ "Сафакулевская центральная районная больница", ГБУ "Целинная центральная районная больница", ГБУ "Частоозерская центральная районная больница", ГБУ "Шатровская центральная районная больница", ГБУ "Щучанская центральная районная больница", ГБУ "Юргамышская центральная районная больница");
ГБУ "Курганская поликлиника N 1";
ГБУ "Курганская поликлиника N 2";
ГБУ "Курганская детская поликлиника";
ГБУ "Шадринская городская больница";
Публичное акционерное общество "Курганский машиностроительный завод" (по согласованию);
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области" (по согласованию).
Медицинские организации второго уровня:
ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница";
ГБУ "Курганский областной наркологический диспансер";
ГКУ "Курганская областная психоневрологическая больница";
ГБУ "Курганский областной кожно-венерологический диспансер";
ГБУ "Курганский областной врачебно-физкультурный диспансер";
ГБУ "Курганский областной центр профилактики и борьбы со СПИД";
ГКУ "Курганский областной Центр медицинской профилактики";
ГБУ "Курганский областной центр медицины катастроф";
ГБУ "Курганская детская стоматологическая поликлиника";
ГБУ "Шадринская больница скорой медицинской помощи";
ГКУ "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер";
ГБУ "Шадринский областной психоневрологический диспансер";
ГБУ "Шадринская детская больница";
ГБУ "Шумихинская центральная районная больница";
ГБУ "Макушинская центральная районная больница";
ГБУ "Шадринская центральная районная больница";
ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника";
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения города Кургана "Курганская городская стоматологическая поликлиника" (по согласованию);
Частное учреждение здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Курган" (по согласованию).
Медицинские организации третьего уровня:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);
ГБУ "Курганская областная клиническая больница";
ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста";
ГБУ "Курганский областной кардиологический диспансер";
ГБУ "Курганский областной онкологический диспансер";
ГБУ "Курганский областной перинатальный центр";
ГБУ "Курганская больница N 2";
ГБУ "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн";
ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер";
ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи".
Общая сеть государственных медицинских организаций, расположенных на территории Курганской области, включает 59 учреждений (юридические лица), в том числе:
больничные учреждения, оказывающие стационарную медицинскую помощь, - 43;
учреждения, оказывающие только амбулаторно-поликлиническую помощь, - 8;
учреждения здравоохранения особого типа - 5;
санаторно-курортное учреждение - 1;
прочие учреждения - 2.
Стационарную помощь оказывают 43 медицинские организации, в том числе:
центр федерального уровня - 1;
центр областного уровня - 1;
госпиталь областного уровня - 1;
специализированные больницы областного уровня - 2;
больницы областного уровня - 2;
диспансеры областного уровня - 7;
больницы скорой медицинской помощи городского уровня - 2;
больницы городского уровня - 2;
ЦРБ - 24;
санаторно-курортное учреждение - 1.
Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают 50 медицинских организаций, в том числе:
самостоятельные поликлиники городского уровня - 4;
стоматологические поликлиники - 2;
центр федерального уровня - 1;
центр областного уровня - 1;
госпиталь областного уровня - 1;
больницы областного уровня - 2;
диспансеры областного уровня - 8;
больницы скорой медицинской помощи городского уровня - 2;
больницы городского уровня - 2;
ЦРБ - 24;
специализированные больницы областного уровня - 2;
учреждение особого типа - 1.
На 1 января 2020 года первичную медико-санитарную помощь населению Курганской области оказывают 35 амбулаторно-поликлинических учреждений.
С целью обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Курганской области:
утверждены схемы маршрутизации по всем основным профилям медицинской помощи, в том числе при остром коронарном синдроме и остром нарушении мозгового кровообращения;
кроме того, утверждены схемы маршрутизации пациентов при необходимости выполнения отдельных диагностических исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, колоноскопии) в плановом и экстренном порядке по тарифам обязательного медицинского страхования;
разработан алгоритм оказания медицинской помощи больным при острых респираторных вирусных заболеваниях, гриппе и пневмонии и алгоритм работы участкового врача-терапевта по диспансерному наблюдению пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями;
во все приказы, алгоритмы своевременно вносятся изменения с целью приведения в соответствие с действующим законодательством.
С целью приближения квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется выездная работа врачебных бригад ЦРБ в фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАПы).
Сформировано 65 выездных (мобильных) врачебных бригад областных специализированных медицинских организаций и ЦРБ, в том числе в рамках работы агитпоезда "Мы выбираем жизнь" и "Поезда здоровья" (в составе врачей-специалистов: уролога, эндокринолога, невролога, психиатра, нарколога, гериатра, кардиолога, офтальмолога, фтизиатра, дерматовенеролога, онколога).
Организована работа санитарной авиации. В Курганской области функционирует 18 вертолетных площадок. В 2019 году осуществлено 235 вылетов, эвакуирован 231 пациент из отдаленных населенных пунктов, в том числе 29 детей (из них пять - до одного года).
Расходы на оказание медицинской помощи в Курганской области в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи (далее - ТПГГ) ежегодно увеличиваются.
Утвержденная стоимость ТПГГ на 2020 год составляет 15 199 535,83 тысячи рублей (в 2019 году - 14 412 572,21 тысячи рублей, рост на 5,5%), в том числе стоимость программы обязательного медицинского страхования на 2020 год - 11 986 192,60 тысячи рублей, или 78,86% от стоимости всей ТПГГ (в 2019 году - 11 283 577,80 тысячи рублей, рост на 6,2%).
Однако сохраняется дефицит финансирования ТПГГ за счет бюджетных ассигнований бюджета Курганской области.
Одной из самых значительных проблем здравоохранения Курганской области является дефицит врачебных кадров: обеспеченность врачами в области - 23,8 человека на 10 тысяч населения в 2019 году - самая низкая в Российской Федерации (по Российской Федерации - 43,4), что не может не влиять на доступность и качество оказываемой медицинской помощи.
Необходима реализация комплекса мер по привлечению медицинских работников в Курганскую область с обеспечением уровня заработной платы не ниже установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
Наиболее значимыми вызовами в сфере охраны здоровья граждан в Курганской области являются:
старение населения (увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста);
неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи;
отказ в предоставлении бесплатных медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за оказание этих услуг, что влечет за собой нарастание социальной напряженности в обществе;
отток квалифицированных кадров из государственной системы здравоохранения.
Отмечается недостаточный уровень качества оказания медицинской помощи и ее доступности для населения. Отмечаются нарушения в территориальном планировании медицинской инфраструктуры в Курганской области.
Сохраняется высокий износ инфраструктуры здравоохранения, а также моральное ее устаревание, которое не позволяет использовать современные технологии в здравоохранении.
Отмечается высокая степень износа автомобилей скорой медицинской помощи класса В со сроком эксплуатации свыше пяти лет, а также износа санитарного автотранспорта медицинских организаций, включая ЦРБ, что обуславливает необходимость его обновления.
В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи требуется осуществить мероприятие по приобретению медицинских изделий для медицинских организаций, в том числе первичного звена здравоохранения, для дооснащения (переоснащения) их в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Имеющееся в медицинских организациях медицинское оборудование характеризуется высокой степенью износа, а также моральным устареванием. Обновлению подлежит диагностическое оборудование (аппараты рентгеновские, маммографы, флюорографы, аппаратура для проведения ультразвуковых исследований, лабораторное оборудование). Также подлежат оснащению кабинеты поликлиник, фельдшерских пунктов (далее - ФП), ФАПов, врачебных амбулаторий (далее - ВА) и участковых больниц.
Уровень потребления алкоголя и уровень потребления табака в Курганской области остаются еще достаточно высокими и составляют соответственно 5,2 литра на человека и 32% взрослого населения, что наряду с нерациональным питанием и низкой физической активностью, недостаточной мотивацией граждан к сохранению и укреплению своего здоровья является угрозой возникновения и развития ряда заболеваний, особенно у мужчин трудоспособного возраста.
Основным направлением профилактики инфекционных заболеваний является повышение уровня привитости населения и качество проводимых прививок. Требуется развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
Необходимо совершенствовать обеспечение отдельных категорий граждан по медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Несмотря на снижение младенческой смертности, повышение выявляемости заболеваний у детей, показатели детской и младенческой смертности в Курганской области превышают средние показатели по Российской Федерации. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Недостаточно развита единая база данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов.
Не в полной мере развита паллиативная медицинская помощь, включая выездную патронажную службу, предоставление необходимых лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных, и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.
Появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций требуют постоянного поддержания высокого уровня противоэпидемической готовности.
Требуется создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, что обеспечит ее цифровую трансформацию и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.
Разработка Программы определена выше обозначенными проблемами, а также необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") и Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года").
На государственном уровне механизмом решения стратегических задач развития Российской Федерации является реализация национальных проектов по 13 направлениям социально-экономического развития.
С 1 января 2019 года Курганская область участвует в реализации 10 федеральных проектов, входящих в национальные проекты "Здравоохранение" и "Демография", направленные на стабилизацию демографической ситуации, улучшение доступности, качества и комфортности медицинской помощи:
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи";
"Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями";
"Борьба с онкологическими заболеваниями";
"Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами";
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)";
"Развитие экспорта медицинских услуг";
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" ("Укрепление общественного здоровья");
"Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение";
"Финансовая поддержка семей, имеющих детей".
Соответствующие мероприятия федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография" учтены в Программе.
В целях исполнения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" при согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Курганской области, направленная на снижение смертности населения и повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, которая утверждена распоряжением Правительства Курганской области от 30 июня 2020 года N 127-р "О региональной программе модернизации первичного звена здравоохранения Курганской области".
Мероприятия региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Курганской области учтены в Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.