Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 21 мая 2001 г. N 511/13-13
Перечень
профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки
учащихся общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка к Перечню профессий рабочих и должностей служащих
для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
Главная задача профессиональной подготовки в учреждениях среднего общего образования - обеспечение социальной защищенности выпускников общеобразовательных учреждений за счет получения ими профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации.
В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений может быть повышена за счет правильного выбора профессий, а также качественного обучения.
Профессии, включенные в Перечень профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях (в дальнейшем - Перечень) (приложение 1), отбирались с учетом следующих требований:
- быть интересны для учащихся и включать обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту;
- востребованы на рынке труда;
- не сопряжены с вредными и опасными условиями труда;
- не связаны с использованием материально-технической базы повышенной сложности.
Повышение качества профессиональной подготовки может быть достигнуто разработкой соответствующей учебно-программной документации, учебных материалов, кооперацией учреждений общего среднего и начального профессионального образования при организации обучения. Целесообразно проводить профессиональную подготовку с выходом, в зависимости от сложности профессии, на уровень 2-го или 3-го разряда Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом регламентация уровня квалификации позволит эффективно контролировать объем получаемых учащимися профессиональных знаний и умений.
Перечень предназначен для практических работников среднего общего образования, а также для разработчиков программ профессиональной подготовки.
Перечень является нормативным документом федерального уровня и составлен на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), принятого постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 и введенного в действие с 1 января 1995 г. (далее в тексте - Общероссийский классификатор (ОК 016-94), и Перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 N 1362.
Перечень содержит код профессии по Общероссийскому классификатору (ОК 016-94) (графа 2); наименование профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки (графа 3); ориентировочное время, необходимое для профессиональной подготовки (графа 4); тарифный разряд, который может быть присвоен в установленном порядке после прохождения профессиональной подготовки (графа 5).
Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных учреждений по профессиям Перечня может проводиться в средних общеобразовательных школах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), на базе учреждений начального профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
Для профессиональной подготовки возможно использование вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы (приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) (до 5 часов в неделю, в 9-м классе и до 12 часов в неделю в 10-м и 11-м классах - всего 986 часов за 9-й, 10-й и 11-й классы). Возможно также использование часов, отведенных на образовательную область "Технология" (по 3 часа в неделю в 9-м классе и по 2 часа в неделю в 10-м и 11-м классах - всего 238 часов за 9-й, 10-й и 11-й класс), в случае совпадения содержания обучения данной предметной области и содержания обучения по профессии. При этом ряду профессий, например таких, как оператор электронно-вычислительных машин, изготовитель художественных изделий из дерева, чертежник, плодоовощевод, цветовод, и многих других, по желанию учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих), обучение можно начинать ранее 9-го класса.
Ориентировочное время обучения, указанное в графе 4 Перечня, определено на основании опыта обучения на производстве, а также на основании опыта обучения в учреждениях начального профессионального образования.
При составлении учебно-программной документации для профессиональной подготовки по рабочим профессиям Перечня необходимо исходить из требований тарифно-квалификационных характеристик, приведенных в ЕТКС. Для должностей служащих необходимо ориентироваться на Сборник тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих (Минтруд России, 1996 г.).
Значительная часть профессий Перечня (отмечены *)) соответствуют Перечню профессий и специальностей начального профессионального образования, в части специализаций. При составлении учебно-программной документации для профессиональной подготовки по этим профессиям необходимо учитывать требования Государственного стандарта начального профессионального образования.
Порядок утверждения рабочих учебных планов и программ, а также согласования сроков профессионального обучения учащихся общеобразовательных учреждений устанавливается органами управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации.
Профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях завершается сдачей квалификационных экзаменов в установленном порядке. Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку по профессии Перечня и успешно сдавшим приемной комиссии экзамены, выдается свидетельство государственного образца (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 1994 г. N 183), где указывается полученный уровень квалификации. Форма свидетельства приведена в приложении 2. Необходимым условием для выдачи учащимся данного свидетельства является наличие у общеобразовательного учреждения лицензии и свидетельства о государственной аккредитации по программам профессиональной подготовки.
В случае нехватки времени проводится профессиональная подготовка без присвоения разряда. В этом случае после окончания профессиональной подготовки учащиеся получают справку с указанием объемов полученных профессиональных знаний и умений для дальнейшего доучивания в учреждениях начального профессионального образования или образовательных учреждениях службы занятости по сокращенным программам. Форма справки приведена в приложении 3.
При организации профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ необходимо использовать как специально издаваемую для этих целей учебную литературу, так и соответствующую учебную литературу для начального профессионального образования с учетом требований учебных программ.
Перечень открыт для дополнений и изменений. Предложения по изменениям и дополнениям Перечня могут вносить как юридические, так и физические лица на основе разработанных документов, согласованных с местными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами. Предложения необходимо направлять в Минобразование России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.