Приказ Минобразования РФ от 11 апреля 2002 г. N 1356
"Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации"
Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июля 2006 г. N 177 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 774 и от 30 января 2002 г. N 73 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст.1496, N 43, ст.4239; 2002, N 6, ст.579), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 958 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации" (по заключению Минюста России от 24.05.2000 N 3937-ЭР в государственной регистрации не нуждается).
Министр |
В.Филиппов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2002 г.
Регистрационный N 3473
Положение
о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации
1. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации (далее именуется - Высшая аттестационная комиссия) осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Положения о Министерстве образования Российской Федерации, а также настоящего Положения.
2. Главными задачами Высшей аттестационной комиссии являются:
обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребности общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.
3. Высшая аттестационная комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:
разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом изменений, вносимых в Номенклатуру специальностей научных работников;
разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук, аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца;
проводит анализ защищенных диссертаций и в установленном порядке представляет для заинтересованных организаций соответствующую информацию;
определяет перечень ведущих научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов докторских диссертаций;
разрабатывает положение об экспертном совете;
совместно с заинтересованными организациями подготавливает рекомендации по результатам экспертизы научных и технических программ и проектов;
участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
4. Высшая аттестационная комиссия имеет право:
принимать решения по апелляциям на решения президиума Высшей аттестационной комиссии;
заслушивать отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;
привлекать высококвалифицированных специалистов для экспертизы диссертационных работ и проверки деятельности диссертационных советов;
получать в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность от организаций, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, независимо от их ведомственной подчиненности, и в случае необходимости информацию от федеральных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров;
созывать в установленном порядке межведомственные совещания для обсуждения проблем, связанных с совершенствованием государственной системы аттестации;
осуществлять в пределах своей компетенции международное сотрудничество по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
издавать Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, а также подготавливать для опубликования другие материалы, связанные с аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
5. Высшая аттестационная комиссия совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями проводит работу по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников.
6. Высшая аттестационная комиссия формируется из числа ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Состав Высшей аттестационной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства образования Российской Федерации, согласованному с федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук, другими организациями и обновляется один раз в три года не менее чем на одну треть.
Заседания Высшей аттестационной комиссии созываются не реже двух раз в год и проводятся при наличии не менее половины ее состава. Решения Высшей аттестационной комиссии принимаются большинством не менее двух третей голосов, присутствующих на заседании членов Комиссии.
7. К числу основных вопросов, входящих в компетенцию членов Высшей аттестационной комиссии, относятся:
подготовка в соответствии со своей компетенцией рекомендаций президиуму Высшей аттестационной комиссии, связанных с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, по организации сети диссертационных советов и совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических работников;
контроль за деятельностью диссертационных советов;
рассмотрение в соответствии со своей компетенцией поступающих в Высшую аттестационную комиссию апелляций, предложений, заявлений, жалоб и принятие по ним заключений.
8. Для оперативного решения текущих вопросов аттестации Высшая аттестационная комиссия формирует из числа ее членов президиум. Персональный состав президиума Высшей аттестационной комиссии утверждается Министром образования Российской Федерации по представлению председателя Высшей аттестационной комиссии. В работе президиума Высшей аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие все члены Высшей аттестационной комиссии.
Решения президиума принимаются открытым голосованием большинством не менее двух третей голосов от числа участвующих в заседании с правом решающего голоса.
К числу основных вопросов, входящих в компетенцию президиума Высшей аттестационной комиссии, относятся:
решение вопросов о создании диссертационных советов по защите, докторских и кандидатских диссертаций, утверждение их персонального состава и установление перечня научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;
решение вопросов о прекращении и приостановление деятельности диссертационных советов на основании заключений экспертных советов;
контроль за деятельностью диссертационных советов, заслушивание отчетов руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;
присуждение на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученой степени доктора наук;
принятие решения о выдаче диплома кандидата наук;
присвоение по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученого звания профессора по специальности или доцента по специальности;
решение вопросов об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения установленного порядка защиты диссертаций;
лишение в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке ученых степеней и ученых званий;
восстановление ученых степеней и ученых званий в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке лицам, ранее лишенным этих ученых степеней и ученых званий;
принятие в соответствии со своей компетенцией решений о нострификации (приравнивании) документов о присуждении ученых степеней и ученых званий, полученных лицами в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий*;
принятие в соответствии со своей компетенцией решений о переаттестации российских граждан, имеющих ученые степени и ученые звания, которые им присуждены (присвоены) в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий;
принятие решений по апелляциям на решения диссертационных советов, связанным с присуждением (лишением, восстановлением) ученых степеней, а также ученых (научно-технических) советов, связанных с присвоением ученых званий;
формирование экспертных советов.
Решения президиума Высшей аттестационной комиссии о создании (переутверждении, прекращении или приостановлении деятельности) диссертационных советов оформляются приказами Высшей аттестационной комиссии.
9. Высшую аттестационную комиссию возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от обязанностей Правительством Российской Федерации. Председатель Высшей аттестационной комиссии имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от обязанностей Правительством Российской Федерации. Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии назначается и освобождается от обязанностей Правительством Российской Федераций.
Председатель Высшей аттестационной комиссии руководит работой Высшей аттестационной комиссии, президиума Высшей аттестационной комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на Высшую аттестационную комиссию задач.
Председатель Высшей аттестационной комиссии:
организует работу Высшей аттестационной комиссии и президиума Высшей аттестационной комиссии, распределяет обязанности между заместителями председателя Высшей аттестационной комиссии;
подготавливает предложения Высшей аттестационной комиссии и ее президиуму по кандидатурам председателей экспертных советов Высшей аттестационной комиссии;
подписывает в пределах своей компетенции решения Высшей аттестационной комиссии, президиума Высшей аттестационной комиссии по вопросам государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дипломы о присуждении ученых степеней и аттестаты о присвоении ученых званий;
представляет Высшую аттестационную комиссию по вопросам взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также другими государственными, общественными и международными организациями.
Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие президиума, экспертных советов Высшей аттестационной комиссии и Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации;
подписывает в пределах своей компетенции решения Высшей аттестационной комиссии и ее президиума по вопросам государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дипломы о присуждении ученых степеней и аттестаты о присвоении ученых званий.
10. Для контроля за научным уровнем диссертаций, их научной и практической ценностью, работой диссертационных советов, единством требований при аттестации, а также для подготовки рекомендаций Высшей аттестационной комиссии президиум Высшей аттестационной комиссии формирует экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Экспертные советы формируются с учетом рекомендаций высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, научных и научно-производственных объединений, других организаций и утверждаются приказами Министерства образования Российской Федерации сроком на три года с последующим обновлением состава не менее чем на одну треть.
Участие ученых и специалистов в работе системы аттестации научных и научно-педагогических кадров рассматривается и учитывается как важная сторона их общественно-научной деятельности.
11. Организационное и техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии осуществляется Департаментом государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации.
12. Финансирование деятельности Высшей аттестационной комиссии осуществляется бюджетными ассигнованиями, выделенными на содержание Министерства образования Российской Федерации.
13. Высшая аттестационная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
______________________________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 6, ст. 580).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования РФ от 11 апреля 2002 г. N 1356 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2002 г.
Регистрационный N 3473
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2002 г. N 98, в приложении к "Российской газете", 2002 г., N 26, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 июня 2002 г. N 24
Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июля 2006 г. N 177 настоящий приказ признан утратившим силу