Приказ Минтранса РФ от 24 апреля 2002 г. N 55
"Об утверждении Положения о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации"
Приказом Минтранса РФ от 1 марта 2010 г. N 47 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации.
2. Руководителям государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" принять положения настоящего приказа к исполнению.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.Г.Смирнова.
Министр |
С. Франк |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июля 2002 г.
Регистрационный N 3551
Положение
о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 24 апреля 2002 г. N 55)
I. Общие положения
1. Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - Положение) устанавливает порядок регулирования движения судов в целях обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации.
2. Диспетчерское регулирование движения судов обеспечивается диспетчерскими службами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (далее - ГБУВПиС), федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") в необходимом для судовладельцев объеме и осуществляется в соответствии с настоящим Положением и на основании договоров, заключаемых между ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") и судовладельцами.
3. Диспетчерскому регулированию движения судов подлежат самоходные суда и буксируемые (толкаемые) составы, используемые для перевозки грузов и пассажиров.
4. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации осуществляется диспетчерскими службами ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") во взаимодействии с судовладельцами и диспетчерским аппаратом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих в порту.
5. На реках, на которых возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока (далее - зарегулированные реки), каналах, а также участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания (далее - регулируемый участок), диспетчерское регулирование является обязательным для судов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.
На реках, на которых отсутствуют или имеются искусственные водоподпорные сооружения с судоходным шлюзом только на одном из них (далее - незарегулированные и частично зарегулированные реки), диспетчерское регулирование может осуществляться во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна, которые устанавливаются ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") по согласованию с Государственной речной судоходной инспекцией бассейна.
6. Формирование несамоходных и буксирных судов в составы производится в соответствии со схемами, подготовленными судовладельцами и утвержденными ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее - ГРСИ бассейна).
II. Организация работы диспетчерских служб ГБУВПиС (ФГУП "КиМ")
7. Диспетчер на внутреннем водном транспорте, осуществляющий диспетчерское регулирование движения судов, является организатором безопасного судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Положения.
8. Диспетчер подразделений ГБУВПиС (ФГУП "КиМ"):
8.1. Принимает меры для обеспечения безопасного плавания судов на контролируемом участке водного пути, в районе гидросооружений, своевременно передает на суда оперативную информацию по вопросам безопасности судоходства.
8.2. Осуществляет контроль за соответствием габаритов судов и составов габаритам пути, шлюзов, мостов, соблюдением установленных запасов воды под днищем.
8.3. Заблаговременно информирует судовладельцев о решениях, принятых ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") совместно с ГРСИ бассейна, по ограничению движения судов, связанному со строительством, ремонтом и эксплуатацией сооружений на внутренних водных путях, и осуществляет диспетчерское регулирование в соответствии с этим решением.
8.4. Передает на суда по заявкам капитанов (вахтенных начальников) и судовладельцев информацию о путевых условиях в соответствии с положением об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях Российской Федерации, а также об опасных для плавания судов явлениях.
8.5. Передает на суда по радиотелефонной связи или другим способом диспетчерские распоряжения судовладельца по выполнению рейсового задания или иным вопросам.
8.6. В установленном порядке незамедлительно сообщает руководству ГБУВПиС (ФГУП "КиМ"), ГРСИ бассейна и судовладельцу о транспортных происшествиях.
Оказывает содействие по доставке пассажиров в пункт назначения на транзитных маршрутах.
Координирует работы по ликвидации последствий аварий, эксплуатационных происшествий и аварийных разливов нефтепродуктов.
8.7. Принимает меры к выполнению утвержденных в установленном порядке графиков и расписаний движения пассажирских и грузовых судов, обеспечивает своевременный пропуск судов через шлюзы, а также по регулируемым участкам пути.
8.8. Осуществляет планирование и пропуск судов и составов через шлюзы в соответствии с правилами пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.
8.9. В случае вынужденной остановки судна в пути выявляет ее причину и сообщает об этом судовладельцу.
8.10. Ведет график движения или дислокацию (возможна электронная версия), на которых в зависимости от возложенных на него функций, фиксирует данные о движении судов, их нахождении в порту.
На графике или дислокации указываются название судна, судовладелец, арендатор, количество пассажиров, род и количество груза, пункты отправления и назначения.
8.11. Передает судовладельцу в согласованном с ним порядке информацию о дислокации судов.
8.12. Информирует по запросу капитанов (вахтенных начальников) о расстановке природоохранных объектов и пунктах комплексного обслуживания флота.
8.13. Передает по запросу заинтересованного диспетчера информацию об отклонениях от утвержденных расписаний движения пассажирских судов на транзитных маршрутах.
8.14. Ведет следующую документацию:
журнал регистрации транспортных происшествий;
журнал телефонограмм (факсимильных сообщений);
журнал распоряжений;
журналы (подшивки, файлы данных) прогнозов погоды и путевых условий;
журнал приема-сдачи дежурств.
8.15. Запрашивает и получает в согласованном порядке от диспетчерского аппарата юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих в порту, информацию о транспортных происшествиях, прибытии, отправлении и стоянке судов на акватории порта, а также о проследовании судов транзитом.
9. Диспетчерские службы ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") смежных бассейнов информируют друг друга о подходе судов к границам бассейна с указанием названия судна, судовладельца, арендатора, а также рода и количества груза, количества пассажиров, пункта назначения, полагаемого и фактического времени подхода.
10. Диспетчерские службы ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") получают информацию от судовладельца или судовладельцев об организации им/ими временного диспетчерского пункта для управления работой флота на временно используемых внутренних водных путях (экспедиционный завоз) или в местах сосредоточения технических средств добычи и погрузки нерудных строительных материалов.
III. Взаимодействие капитана судна с диспетчерскими службами
11. С целью обеспечения контроля за безопасностью судоходства при подходе к границам ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") и к пунктам местонахождения диспетчерских, которые оказывают услуги судовладельцам по регулированию движения и стоянки судов (далее - контрольный пункт), капитан (вахтенный начальник) судна передает диспетчеру ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") следующую информацию:
о названии и классе судна, судовладельце, арендаторе, габаритах и техническом состоянии судна, максимальной осадке, а также о пунктах отправления и назначения, роде и количестве груза, количестве пассажиров;
о дате и времени выхода судна в рейс из пункта отправления;
о полагаемом времени прибытия в пункт назначения;
о вынужденной или намеренной остановке в пути и ее окончании, повреждении знаков навигационного ограждения, транспортном происшествии, загрязнении водной среды;
о неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на судне.
12. При невозможности передачи информации, изложенной в пункте 11 настоящего Положения, капитан (вахтенный начальник) судна доводит ее до судовладельца, последний доводит эту информацию до диспетчера ГБУВПиС (ФГУП "КиМ").
IV. Пропуск судов по регулируемым участкам водных путей
13. Пропуск судов по регулируемым участкам осуществляется диспетчерской службой ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") или уполномоченным ей диспетчерским аппаратом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующим в порту.
14. Границы участков на внутренних водных путях, где осуществляется обязательное диспетчерское регулирование движения судов, нахождение контрольных пунктов на них устанавливаются ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") по согласованию с ГРСИ бассейна и после утверждения государственной службой речного флота объявляются в местных правилах плавания и обязательных постановлениях по портам.
15. Временное введение обязательного диспетчерского регулирования движения на участке объявляется в извещениях судоводителям и в оперативной путевой информации.
16. Диспетчер контрольного пункта осуществляет контроль за подходом к регулируемому участку и движением по нему всех судов.
17. Исходя из сложившейся дислокации судов и с учетом фактической гидрометеорологической обстановки диспетчер контрольного пункта дает разрешение на отход судов из пунктов и рейдов ожидания и движение по участку.
При этом он должен своевременно передавать на суда оперативную информацию по вопросам безопасности и об особенностях плавания по участку, движущихся и стоящих судах, а также изменениях в навигационной обстановке.
V. Руководство движением судов по внутренним водным путям разрядов "О" и "М"
18. Диспетчер ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") принимает решение о выходе на участки внутренних водных путей разряда "О" судам класса "Р" и разряда "М" судам класса "О", руководствуясь прогнозом погоды и установленными судам ограничениями по ветро-волновому режиму или ледовым условиям плавания.
Капитаны (вахтенные начальники) таких судов при подходе к участку внутреннего водного пути разрядов "О" или "М" сообщают диспетчеру ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") об установленных судну ограничениях по ветро-волновому режиму и загрузке, а также по ледовым условиям плавания и запрашивают разрешение на продолжение движения.
19. Диспетчер ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") должен:
передавать на суда рейсовый и уточняющий прогнозы погоды, а также штормовые предупреждения при плавании их по внутренним водным путям разрядов "О" и "М";
знать местонахождение закрепленных в обслуживаемом районе разряда "М" аварийно-спасательных (буксирных) судов и иметь с ними радиосвязь с тем, чтобы при необходимости привлечь их для оказания помощи терпящим бедствие судам.
20. Любой диспетчер, получивший от судна сигнал бедствия, сообщает всем судам, находящимся в данном районе, его координаты и предлагает принять участие в спасении судна, людей и имущества.
Капитан судна, получивший сигнал бедствия, оказывает помощь людям, терпящим бедствие, если эта помощь может быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
21. Для судов класса "О" и выше при выходе их на участки внутренних водных путей разряда "О", а для судов класса "М" и выше при выходе их на участки внутренних водных путей разряда "М" (кроме Ладожского и Онежского озер) устанавливается следующий порядок:
21.1. Капитаны судов самостоятельно принимают решение о выходе на участки внутренних водных путей разрядов "О" и "М", руководствуясь прогнозом погоды и установленными судам ограничениями по ветро-волновому режиму или ледовым условиям плавания.
21.2. О принятом решении, времени выхода, полагаемом и фактическом прохождении участка разрядов "О" и "М" капитан докладывает диспетчерской службе ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") и делает соответствующую запись в судовом журнале.
При невозможности передачи информации диспетчеру ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") она передается капитаном диспетчеру ближайшего диспетчерского пункта.
22. В случае возникновения гидрометеорологических условий, при которых не обеспечивается безопасность плавания, диспетчер ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") вправе запретить или приостановить движение судов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливается порядок регулирования движения судов в целях обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации.
Диспетчерскому регулированию подлежат самоходные суда и буксируемые (толкаемые) составы, используемые для перевозки грузов и пассажиров.
Диспетчерское регулирование является обязательным на реках с возведенными искусственными водоподпорными и судоходными сооружениями, изменившими естественный режим стока, каналах, а также участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания.
Определяются функции диспетчера, порядок взаимодействия капитана судна с диспетчерскими службами, пропуск судов по регулируемым участкам водных путей.
Приказ Минтранса РФ от 24 апреля 2002 г. N 55 "Об утверждении Положения о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июля 2002 г.
Регистрационный N 3551
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 24 июля 2002 г. N 134, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 июля 2002 г. N 30
Приказом Минтранса РФ от 1 марта 2010 г. N 47 настоящий приказ признан утратившим силу