Приказ ФПС РФ от 14 июня 2002 г. N 375
"Об утверждении Положения об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации"
В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст.2021) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Положение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Морской департамент.
Директор |
К.В.Тоцкий |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2002 г.
Регистрационный N 3574
Положение
об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации
(утв. приказом ФПС РФ от 14 июня 2002 г. N 375)
I. Общие положения
1. Органы морской охраны Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - органы морской охраны) - органы управления (Морской департамент, морские отделы региональных управлений), государственные морские инспекции региональных управлений, центры государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальные пограничные координационные центры, отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых катеров, обеспечивающие реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации (далее именуется - Государственная граница) на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охраны биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и за их пределами, где в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российская Федерация обладает правами на сохранение и использование биологических ресурсов, а также Азовского и Каспийского морей (далее именуются - морские биологические ресурсы) и осуществлению государственного контроля в указанной сфере.
2. Органы морской охраны в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФПС России и настоящим Положением.
3. Структура и штат органов морской охраны утверждаются директором ФПС России.
4. Морской департамент является структурным подразделением ФПС России.
Морские отделы, центры государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальные пограничные координационные центры являются подразделениями управлений региональных управлений.
Государственные морские инспекции являются филиалами управлений региональных управлений.
Отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых катеров являются морскими соединениями и частями, входящими в состав региональных управлений.
Положение о Морском департаменте утверждается директором ФПС России. Положения о морском отделе, центре государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальном пограничном координационном центре, государственной морской инспекции, отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей, отдельного дивизиона пограничных сторожевых кораблей, отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров утверждаются начальником соответствующего регионального управления.
II. Основные задачи
5. Основными задачами органов морской охраны являются:
осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов;
участие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;
координация использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
участие в защите и охране Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах;
участие в выполнении возложенных на войска Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба) задач и обеспечение деятельности указанных войск;
привлечение в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.
III. Основные функции
6. Основными функциями органов морской охраны являются:
6.1. Государственный контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.
6.2. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.
6.3. Во взаимодействии с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрана биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
6.4. Участие в поддержании режима Государственной границы на море, правовых режимов территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации.
6.5. Участие в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, пограничный режим, режим в морских пунктах пропуска через Государственную границу.
6.6. Взаимодействие, в пределах своей компетенции, с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти по вопросам поисково-спасательного обеспечения на море.
6.7. Участие в работе комиссий по лицензированию рыбохозяйственной деятельности, а также бассейновых научно-промысловых и региональных рыбохозяйственных советов.
6.8. Сотрудничество и взаимодействие, в пределах своей компетенции, с пограничными и рыбоохранными органами (службами береговой охраны), поисково-спасательными службами иностранных государств.
6.9. Участие в осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации, норм международного права и международных договоров Российской Федерации по предотвращению загрязнения морской среды в районах несения службы кораблями, катерами и судами.
6.10. Осуществление анализа и контроля за перечислением средств, взыскиваемых в качестве штрафов, предъявленных исков и средств, поступающих от реализации задержанных промысловых судов и рыбопродукции.
6.11. Содействие оперативным органам Пограничной службы в реализации результатов оперативной деятельности.
6.12. Осуществление контроля за состоянием радиационной и химической обстановкой в пунктах базирования соединений и воинских частей.
6.13. Подготовка предложений по нормам обеспечения основными образцами вооружения, военной и специальной техники, шкиперо-техническим имуществом, нормам расхода ресурсов и горючего органами морской охраны, а также порядку принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта, эксплуатации и списания образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с нормативными правовыми актами ФПС России.
6.14. Подготовка предложений о потребностях в финансовых средствах на закупку, эксплуатацию, ремонт вооружения, военной и специальной техники, шкиперо-технического имущества, технических средств органов морской охраны, а также осуществление контроля за расходованием указанных средств по назначению.
6.15. Участие в организации и контроле за осуществлением материального обеспечения органов морской охраны.
6.16. Участие в кадровом обеспечении служебной деятельности органов морской охраны.
6.17. Организация специальной подготовки личного состава органов морской охраны.
6.18. Участие в работе межведомственных групп по вопросам, относящимся к компетенции органов морской охраны.
6.19. Участие в предупреждении, выявлении и пресечении попыток пересечения террористами Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, а также незаконного перемещения на этих участках оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера. Участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
6.20. Участие в пресечении контрабандной деятельности на морских, речных и озерных участках Государственной границы, незаконного перемещения через нее грузов, товаров и животных.
6.21. Участие в обеспечении обязательств Российской Федерации по договорам Российской Федерации в пределах своей компетенции.
6.22. Организация и осуществление учетов, необходимых для выполнения задач органами морской охраны, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФПС России.
6.23. Изучение и обобщение опыта служебной деятельности, опыта соответствующих органов иностранных государств, внедрение положительных результатов в служебную деятельность.
6.24. Участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов морской охраны.
6.25. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в пределах своей компетенции.
6.26. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
6.27. Подготовка предложений для принятия решений по охране Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.
IV. Основные права
7. В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст.1861; 1996, N 50, ст.5610; 1997, N 29, ст.3507; 1998, N 31, ст.3805, 3831; 1999, N 23, ст.2808; 2000, N 32, ст.3341, N 46, ст.4537; 2001, N 13, ст.1147; 2002, N 1 (часть I), ст.2), федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст.6273; 2001, N 33 (часть I), ст.3429; 2002, N 12, ст.1093), от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694; 1999, N 7, ст.879; 2001, N 33 (часть I), ст.3429) органы морской охраны имеют следующие основные права:
7.1. Осуществлять контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил пересечения Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах.
7.2. В пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации сопровождать российские и иностранные суда.
7.3. Предлагать судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в территориальное море Российской Федерации.
7.4. Предлагать судну изменить курс, если он ведет в запретный или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения или может повлечь другое нарушение режима плавания.
7.5. Останавливать судно и производить его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. Останавливать судно, если имеются достаточные основания считать, что это судно произвело незаконный сброс вредных веществ во внутренних водах, в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
7.6. Снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
7.7. Преследовать, останавливать, осматривать и задерживать российские и иностранные суда, нарушившие международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а при преследовании по горячим следам и за его пределами - конвоировать их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения.
7.8. Останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие разведку и промысел живых ресурсов, перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на другие суда, разведку и разработку неживых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования и иную деятельность в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а в случае нарушения указанными судами федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации преследовать, задерживать и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).
7.9. Проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной вышеперечисленными федеральными законами, а также орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности.
7.10. Патрулировать районы промысла, а также районы, в которых проходят пути миграции и нагул анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
7.11. Осуществлять контроль за освоением пользователями квот добычи (вылова) морских биоресурсов и вести учет добычи (вылова) морских биологических ресурсов пользователями по их видам, периодам и районам промысла.
7.12. Вносить предложения о приостановлении и аннулировании лицензий на промышленное рыболовство, а также лицензий (разрешений) на добычу (вылов) морских биологических ресурсов.
7.13. По запросам заинтересованных федеральных органов исполнительной власти направлять им необходимую информацию о деятельности пользователей морскими биологическими ресурсами, связанной с промыслом.
7.14. Получать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе необходимую информацию от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, в том числе и навигационную, метеорологическую, гидрографическую.
7.15. Вносить в установленном порядке предложения и участвовать в пределах своей компетенции в проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам сохранения и использования морских биологических ресурсов.
7.16. Участвовать в пределах своей компетенции в международных переговорах по проблемам сохранения и использования морских биологических ресурсов, осуществлять международное сотрудничество с соответствующими органами иностранных государств.
7.17. Совместно с Госкомрыболовством России устанавливать морские контрольные пункты (точки) и осуществлять в них контрольно-проверочные мероприятия на промысловых судах при входе (выходе) их в исключительную экономическую зону Российской Федерации.
7.18. Приостанавливать деятельность, нарушающую федеральное законодательство и международные договоры Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.
7.19. Задерживать нарушителей федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда.
7.20. В соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в суды Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей, изъятых орудий лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого.
7.21. Вести производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов морской охраны.
7.22. Производить дознание по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами Пограничной службы), а также о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 (в части касающейся контрабанды, задержанной в отсутствие таможенных органов Российской Федерации) Уголовного кодекса Российской Федерации.
7.23. Применять оружие против нарушителей федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов морской охраны подвергается непосредственной опасности, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие, обусловленные сложившимися обстоятельствами, меры.
8. Реализовывать иные права, установленные законодательством Российской Федерации.
V. Организация работы
9. Органы морской охраны осуществляют свою деятельность во взаимодействии с войсками и другими органами Пограничной службы и с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, учреждениями и иными организациями, имеющими отношение к вопросам, входящим в компетенцию органов морской охраны.
10. Органы морской охраны возглавляют начальники (командиры), назначаемые и освобождаемые от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальники (командиры) имеют заместителей.
Начальники (командиры):
осуществляют управление органами морской охраны;
определяют, в пределах установленной компетенции, задачи, функции подчиненных органов морской охраны, должностные и специальные обязанности военнослужащих и гражданского персонала;
несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы морской охраны задач;
утверждают планы работы;
готовят предложения о выделении финансовых средств на обеспечение органов морской охраны вооружением, военной и специальной техникой, шкиперо-техническим имуществом, эксплуатацию и ремонт вооружения;
готовят предложения по созданию и реорганизации органов морской охраны;
готовят предложения по кандидатам для назначения на должности в органах морской охраны, а также о присвоении сотрудникам органов морской охраны звания заслуженных специалистов;
готовят предложения об освобождении от должности военнослужащих и гражданского персонала органов морской охраны;
в пределах предоставленных прав применяют поощрения и налагают взыскания на военнослужащих и гражданский персонал органов морской охраны;
готовят предложения об изменении структуры и штатов подчиненных органов морской охраны, о прохождении военной службы военнослужащими и осуществлении трудовой деятельности гражданским персоналом;
организует планирование и предоставление отпусков военнослужащим и гражданскому персоналу органов морской охраны;
обеспечивают соблюдение режима секретности;
пользуются правами, предоставленными им нормативными правовыми актами ФПС России;
осуществляют контроль за служебной деятельностью органов морской охраны;
осуществляют другие права в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФПС России.
11. В отсутствие начальников (командиров) их обязанности исполняет один из заместителей.
Заместители осуществляют полномочия начальников (командиров) в соответствии со своими должностными обязанностями.
12. Делопроизводство в органах морской охраны осуществляется в порядке, установленном правовыми актами ФПС России.
13. Финансирование, материально-техническое и иное обеспечение органов морской охраны, военнослужащих и гражданского персонала осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами ФПС России.
VI. Контроль и надзор за деятельностью органов морской охраны
14. Контроль за деятельностью органов морской охраны осуществляется директором ФПС России, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством, нормативными правовыми актами ФПС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ФПС РФ от 14 июня 2002 г. N 375 "Об утверждении Положения об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2002 г.
Регистрационный N 3574
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 7 августа 2002 г. N 145, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 августа 2002 г. N 31
Приказом ФСБ РФ от 23 сентября 2004 г. N 611 настоящий приказ признан утратившим силу