Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 мая 2002 г. N АШ-1347/05
"О согласовании размещения заказов у единственных источников (поставщиков) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд"
О совершенствовании работы по согласованию размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) см. также письмо Минэкономразвития РФ от 11 октября 2002 г. N АШ-2818/05
Проведенный сравнительный анализ обращений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, на размещение заказов у единственных источников (поставщиков) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд показал, что за последнее время участились факты, когда в адрес Министерства направляются документы без предоставления достаточных обоснований выбора поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг.
Бюджетным кодексом Российской Федерации конкурс определен как основной способ размещения заказа для государственных нужд. При этом статьей 9 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс.
Размещение заказов у единственного источника (поставщика) на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 30 "Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд в следующих случаях:
при наличии срочной потребности в продукции, в связи, с чем проведение конкурса нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем проведение конкурса нецелесообразно с учетом затрат времени;
если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена.
Минэкономразвития России рассматривает и принимает решение о согласовании размещения заказов у единственных источников (поставщиков) строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, государственные заказчики - федеральные органы исполнительной власти нередко в качестве обоснования выбора единственных исполнителей проектных, подрядных, реставрационных, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ приводят аргументы, что организациями выполнен определенный объем работ в предыдущие годы и они зарекомендовали себя "высококвалифицированными организациями". При этом в предыдущие годы размещение заказов у организаций-исполнителей осуществлялось без проведения конкурсов, хотя в Российской Федерации имеется значительной количество организаций, способных выполнить указанные выше работы, и мнение государственного заказчика, пока это не подтверждено конкретными результатами конкурса, носит субъективный характер.
Нередко государственные заказчики обращаются в Минэкономразвития России о согласовании размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг у организаций, которые в предыдущие годы были выбраны на конкурсной основе, не учитывая при этом изменение конъюнктуры рынка, создания ряда новых организаций с прогрессивными технологиями, а следовательно, возможности предоставления этими организациями на российском рынке более эффективных и менее затратных коммерческих предложений.
Не может служить основанием для выбора организаций в качестве единственных исполнителей работ на режимных объектах наличие лицензии соответствующих органов. Учитывая, что статьей 5 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ организатору конкурса предоставлено право устанавливать требования к участнику конкурса, предоставление сведений о наличии лицензий может быть учтено в документации о предварительном отборе, конкурсной документации при проведении открытого конкурса.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за проведением конкурсов, не будет принимать положительное решение по вопросу согласования заказов в перечисленных выше случаях и просит принять меры по обеспечению выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающих конкурсное размещение заказа как основного способа государственных закупок при выборе поставщиков продукции и услуг, а также исполнителей проектных, подрядных, реставрационных, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.
|
А.В.Шаронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что обоснованием выбора единственных исполнителей проектных, подрядных, реставрационных, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ не может служить аргумент, что организациями выполнен определенный объем работ в предыдущие годы и они зарекомендовали себя высококвалифицированными специалистами. Также обоснованием не может служить выбор организации на конкурсной основе в предыдущие годы. Минэкономразвития РФ не будет принимать положительное решение по вопросу согласования заказов в перечисленных выше случаях. Действующее законодательство предусматривает конкурсное размещение заказа как основной способ государственных закупок при выборе поставщиков продукции и услуг, а также исполнителей работ.
Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 мая 2002 г. N АШ-1347/05 "О согласовании размещения заказов у единственных источников (поставщиков) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд"
Текст письма официально опубликован не был