Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 29. Регистрация кандидатов в органы местного самоуправления
1. Регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов, выдвинутых по общетерриториальному списку и в едином многомандатном округе, а также кандидатов на должность главы муниципального образования - избирательной комиссией муниципального образования. Регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии составленного (составленных) в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона заявления (заявлений) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 18 настоящей статьи. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. На регистрацию должны быть представлены также две фотографии кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов) размером 4 х 5.
2. При передаче документов на регистрации действует правило, установленное пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона. Передача документов на регистрацию производится не позднее чем за 35 дней до дня выборов до 18 часов по местному времени.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
4. Избирательная комиссия проверяет достоверность и законность представленных документов: правомерность процедуры выражения поддержки кандидатур, правильность оформления подписных листов, достоверность данных, содержащихся в подписных листах. По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссии, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
5. О каждом проведении проверки в обязательном порядке извещаются все представившие установленное количество подписей для регистрации кандидата (списка кандидатов) кандидаты, представители избирательных объединений, избирательных блоков.
6. Проверке подлежат либо все представленные подписи, либо часть подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата (списка кандидатов). Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов) до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, учитывается только одна подпись.
9. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
10. Недействительными считаются:
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
- подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 3 статьи 28 настоящего Закона сведений либо с указанием этих сведений в неполном или сокращенном виде, за исключением сокращений, не препятствующих однозначному восприятию этих сведений;
- подписи, собранные до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии списка кандидатов и представления избирательной комиссии необходимых документов;
- подписи, признанные недействительными на основании пункта 5 статьи 28 настоящего Закона;
- подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
- все подписи в подписном листе в случае, если данные о лице, собирающем подписи, отсутствуют, либо указаны не полностью, либо внесены не собственноручно, либо подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, либо если эта подпись недостоверна;
- подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что данные об избирателе были внесены не самим избирателем и не лицом, собиравшим подписи.
Недостоверными считаются:
- подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом; такие подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссией в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
12. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
13. О результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
14. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
15. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата, списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
16. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, если избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам голосования меньше 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета.
17. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Пункт 18 статьи 29 настоящего Закона вступает в силу после проведения первых после вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
18. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном законом порядке.
19. Избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случаях невыполнения требований настоящего Закона. Решение об отказе в регистрации должно быть принято в сроки, установленные пунктом 20 настоящей статьи, и в течение суток копия решения с изложением оснований отказа должна быть выдана кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока. Основаниями отказа могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 1 статьи 26 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, федеральным законом для регистрации кандидата, списка кандидатов;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов;
ж) несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом создание избирательного фонда не обязательно);
з) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;
л) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 42 настоящего Закона;
м) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленный настоящим пунктом, является исчерпывающим.
20. Регистрация кандидатов, баллотирующихся по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (кроме тех кандидатов, которые выдвинуты одновременно в составе общетерриториального списка кандидатов), производится в 5-дневный срок, а кандидатов по общетерриториальному избирательному округу (по общетерриториальным спискам) - в 7-дневный срок со дня представления документов на регистрацию. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее дня, следующего за днем регистрации кандидатов по общетерриториальному списку, представляет копии общетерриториального списка кандидатов с указанием об их регистрации в окружные избирательные комиссии тех избирательных округов, по которым выдвинуты соответствующие кандидаты из общетерриториального списка. Решение о регистрации кандидатов, баллотирующихся по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и одновременно включенных в список кандидатов, производится не позднее трех дней с момента получения окружной избирательной комиссией копии общетерриториального списка кандидатов, при этом в решении обязательно отмечается факт регистрации кандидата и в составе списка кандидатов. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении. Данные о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) публикуются в местной печати не позднее 3-х дней после их регистрации.
21. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации.
22. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об отмене его регистрации.
23. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, заверенного соответствующей избирательной комиссией, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение могут быть произведены не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, выбывших из списка кандидатов, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением некоторых кандидатов.
24. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном избирательном округе либо более чем в одном общетерриториальном списке. Кандидат, зарегистрированный по избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован по этому же округу как кандидат от избирательного объединения. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом по общетерриториальному списку кандидатов и одновременно по одному из одномандатных избирательных округов.
25. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в статье 57 настоящего Закона.
26. В случае наступления указанных в пункте 25 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
27. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
28. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.