Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Красноярского городского Совета
от 31 мая 2005 г. N 6-109
Городская целевая Программа
"Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2005-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Городская целевая Программа "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2005-2010 годы |
Основания для разработки Программы |
Решение Красноярского городского Совета от 28.01.2005 N В-72 "О бюджете города на 2005 год" |
Заказчик Программы | Администрация города |
Основной разработчик Программы |
Главное управление экономики и планирования администрации города |
Цели и основные задачи Программы: |
- повышение доступности кредитования на строительство или приобретение готового жилья для молодых красноярских семей за счет снижения процентных ставок по жилищным кредитам, предоставляемым в рамках Программы уполномоченными финансово-кредитными организациями; - консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым красноярским семьям возможности льготного кредитования под пониженную процентную ставку для строительства или приобретения готового жилья, улучшения жилищных условий; - формирование долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых красноярских семей по улучшению жилищных условий |
Сроки реализации Программы |
2005-2010 годы |
Объемы и источники финансирования |
150 млн.руб. за счет средств бюджета города, в том числе: 2005 год - 10 млн.руб.; 2006 год - 20 млн.руб.; 2007 год - 30 млн.руб.; 2008 год - 30 млн.руб.; 2009 год - 30 млн.руб.; 2010 год - 30 млн.руб. |
Основные исполнители Программы: |
Специализированное муниципальное предприятие "Городское ипотечное агентство" (подлежит созданию во II-III квартале 2005 года); главное управление экономики и планирования администрации города; управление муниципального жилья администрации города; управление информации администрации города; финансовое управление администрации города |
Ожидаемые результаты реализации Программы: |
Повышение доступности жилищного кредитования для молодых красноярских семей через снижение процентной ставки по льготным жилищным кредитам, получаемым в рамках Программы молодыми красноярскими семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях. Привлечение в жилищную сферу города дополнительных инвестиций за счет бюджетных и внебюджетных источников. Стимулирование стабильного и долгосрочного интереса молодежи к трудовой деятельности. Развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление статуса семейных отношений и снижение социальной напряженности в городском сообществе |
Контроль за исполнением Программы |
Главное управление экономики и планирования |
1. Основные понятия, участники и условия реализации Программы
1.1. Льготный жилищный кредит - кредит, получаемый молодой семьей - участником Программы в уполномоченной финансово-кредитной организации по льготной процентной ставке для строительства или приобретения готового жилья, улучшения жилищных условий. Льготный жилищный кредит предоставляется на срочной, возвратной и платной основе, на условиях, определяемых правилами предоставления кредитов уполномоченной финансово-кредитной организации и настоящей Программой.
1.2. Молодая семья (молодая красноярская семья) - семья, в которой оба супруга (мать или отец в неполных семьях с детьми) не достигли 37-летнего возраста, выразили желание участвовать в Программе для получения льготного жилищного кредита на улучшение собственных жилищных условий, отвечающая следующим критериям:
- супруги (мать или отец в неполных семьях с детьми) имеют регистрацию по месту жительства на территории города Красноярска;
- молодая семья имеет постоянный самостоятельный источник дохода;
- молодая семья в рамках реализации настоящей Программы признана в установленном администрацией города порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приоритет в предоставлении права участия в Программе предоставляется работникам муниципальных предприятий и учреждений, муниципальным служащим.
1.3. Специализированное муниципальное предприятие "Городское ипотечное агентство" (далее - Агентство) - специально созданное администрацией города муниципальное предприятие для реализации целевых проектов и программ, утвержденных органами местного самоуправления и направленных на снижение процентных ставок по жилищным кредитам; стимулирование жилищного строительства; развитие муниципального жилищного фонда, городской инженерной и социальной инфраструктуры; формирование и развитие городского фондового рынка.
1.4. Уполномоченная финансово-кредитная организация - банк или иная организация, осуществляющая кредитование населения на цели строительства или приобретения готового жилья - победитель открытого конкурса, проведенного администрацией города, действующая на условиях Соглашения, заключенного с Агентством по итогам открытого конкурса. Уполномоченная финансово-кредитная организация осуществляет контроль за целевым использованием полученного молодой семьей льготного жилищного кредита (только на цели строительства или приобретения готового жилья для личного (семейного) пользования).
Уполномоченная финансово-кредитная организация по условиям заключенного с Агентством Соглашения принимает на себя обязательства по полному и своевременному возврату Агентству сумм осуществленного Агентством софинансирования льготных жилищных кредитов.
Количество уполномоченных финансово-кредитных организаций - участников Программы не ограничивается.
1.5. Соглашение - письменное соглашение, заключаемое с целью реализации настоящей Программы в соответствии с конкурсными условиями между Агентством и уполномоченной финансово-кредитной организацией - победителем открытого конкурса, проведенного администрацией города. Соглашением устанавливается порядок и условия софинансирования льготных жилищных кредитов, предоставляемых молодым семьям, порядок их финансового обслуживания, сопровождения и возвратности, а также обязательства и ответственность сторон.
1.6. Управление муниципального жилья - орган администрации города, осуществляющий первичный прием граждан и ведение реестра молодых семей, признанных соответствующими требованиям настоящей Программы (далее - реестр). Молодой семье в рамках реализации настоящей Программы, признанной в установленном администрацией города порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и соответствующей требованиям Программы, предоставляется выписка из реестра для последующего обращения в уполномоченные финансово-кредитные организации для определения платежеспособности молодой семьи и возможности предоставления ей льготного жилищного кредита.
1.7. ГУЭиП (главное управление экономики и планирования) - орган администрации города, осуществляющий функции:
- координатора исполнения Программы;
- организатора проведения конкурсного отбора уполномоченных финансово-кредитных организаций;
- планирования параметров Программы на очередной финансовый год, а также инициирования в случае необходимости внесения изменений в бюджет города в течение финансового года.
1.8. Финансовое управление - орган администрации города, осуществляющий финансирование предоставляемых Агентству в рамках реализации настоящей Программы долгосрочных беспроцентных бюджетных кредитов, контроль их использования.
1.9. Управление информации - орган администрации города, ответственный за широкое освещение реализации Программы в средствах массовой информации, формирование положительного имиджа Программы, выполнение функций, связанных с информационным обеспечением Программы.
2. Экономическое обоснование Программы
2.1. В современных условиях большинство молодых семей не имеет финансовой возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Повышение уровня социальной защищенности молодежи, создание условий для долгосрочного льготного кредитования молодых семей на приобретение собственного жилья, улучшение жилищных условий резко повышают мотивацию молодежи к труду, снижая социальное напряжение, вызываемое проблемами бездомности, наркомании, пьянства, отсутствия стимулов для стабильной трудовой деятельности, укрепляют статус семейных отношений, способствуя улучшению демографической ситуации. Как показывает мировой опыт, для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости детей на каждую семью в среднем 2,14. В России за последнее десятилетие XX века по оценке экспертов он уменьшился до 1,17.
Социологические исследования относят жилищные условия и финансовую обеспеченность молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Жилье как экономическое благо обладает свойством длительного пользования, а затраты семьи на приобретение и содержание жилья составляют существенную часть семейного бюджета. Таким образом, особую актуальность представляет решение задачи по формированию целевых механизмов, с помощью которых молодые красноярские семьи могли бы улучшать свои жилищные условия при посильной финансовой нагрузке на семейный бюджет.
Кроме того, строительство жилья обладает значительным мультипликативным эффектом и является катализатором развития многих отраслей городской экономики (промышленности, производства строительных материалов, разнообразных потребительских товаров), решает проблемы жилищно-коммунального и бытового хозяйства, сферы услуг, социальные проблемы (в том числе проблемы занятости населения), позволяет реально стабилизировать экономику города и стимулировать ее поступательное развитие.
Несмотря на высокие темпы строительства жилья, в городе сохраняется его ощутимый дефицит. В настоящее время обеспеченность жильем в городе Красноярске на одного человека составляет в среднем 19,0 кв.м общей жилой площади при социальной норме 22 кв.м на человека. Увеличивается количество человек, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
Количество семей,
состоящих на учете для улучшения жилищных условий по месту жительства
и месту работы на муниципальных предприятиях, в учреждениях
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год по состоянию на 28.02.2005 |
15640 семей | 15744 семьи | 16290 семей | 17222 семьи | 17538 семей | 18038 семей |
Несмотря на то, что в настоящее время собственные доходы и сбережения не позволяют большинству граждан самостоятельно приобрести жилье по рыночной стоимости, население рассматривается как основная "целевая" категория инвесторов жилищного строительства. Во-первых, в связи с тем, что именно население является "конечным" потребителем жилья, и, во-вторых, в связи с имеющейся в последние годы тенденцией роста реальных доходов населения, особенно "среднего класса", в том числе среди молодежи (табл. 1, 2). Рост доходов стимулирует желание и готовность населения инвестировать собственные и заемные денежные средства в улучшение жилищных условий.
Таблица 1.
Динамика
изменения среднедушевых денежных доходов населения города, руб./мес.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год (прогноз) |
2006 год (прогноз) |
2007 год (прогноз) |
2682,2 | 4097,4 | 5018,6 | 6374,8 | 7594,4 | 9044,1 | 10543,5 | 12177,4 |
Таблица 2.
Динамика
изменения среднемесячной заработной платы по городу, руб.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год (прогноз) |
2006 год (прогноз) |
2007 год (прогноз) |
2747,9 | 3916,1 | 5471,0 | 6726,6 | 8500,0 | 10352,5 | 12182,5 | 14186,6 |
Таким образом, эффективное взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по формированию на территории города доступной системы кредитования молодых красноярских семей для строительства и приобретения готового жилья является одним из приоритетных направлений социально-экономической стратегии органов местного самоуправления города Красноярска.
2.2. Основной финансово-экономической проблемой, реально сдерживающей широкое развитие жилищного кредитования населения, являются высокие процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками по кредитам на строительство и приобретение жилья, которые на сегодняшний день при действующей ставке рефинансирования Центрального Банка РФ 13% годовых составляют 15-19% годовых (без учета дополнительных и сопутствующих расходов).
Расходы, связанные с получением, финансовым обслуживанием и погашением дорогостоящих заемных средств, являются непосильным финансовым бременем для среднестатистической молодой красноярской семьи.
Самостоятельно коммерческие банки не готовы существенно снижать ставку по предлагаемым жилищным кредитам в основном по причинам:
- регулирующего воздействия ставки рефинансирования Центрального банка РФ (в настоящее время 13% годовых);
- высокого уровня реальных инфляционных процессов и сохраняющейся общей нестабильностью российской экономики;
- достаточно высоким уровнем ставок по депозитам (7-13% годовых), за счет которых в основном и формируются кредитные ресурсы большинства российских банков;
- собственных высоких накладных расходов, связанных с содержанием дорогостоящего банковского персонала;
- нежеланием акционеров коммерческих банков (собственников) снижать доходность финансово-кредитных операций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования на современном этапе развития российской экономики, показывает невозможность реализации классической экономической модели жилищного кредитования доступного широким слоям населения и требует применения программно-целевых методов по созданию финансово-организационных условий, в первую очередь для молодых красноярских семьей# по получению доступных долгосрочных льготных жилищных кредитов для улучшения собственных жилищных условий, в том числе за счет привлечения на возвратной основе средств бюджета города.
2.3. В современной практике органами государственной власти и муниципального самоуправления на территории Российской Федерации применяются в основном два способа оказания поддержки целевым группам населения с целью повышения доступности приобретения жилья:
- субсидирование первоначального взноса (единовременная финансовая помощь в размере 10-20% от стоимости квартиры);
- субсидирование части процентной ставки по жилищным кредитам, получаемым в российских банках.
В рамках настоящей Программы предложен механизм софинансирования льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми красноярскими семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях, который позволяет обеспечить:
- снижение на 15-30% ставки по льготным жилищным кредитам на всем периоде действия жилищного кредита. Молодая семья получает возможность самостоятельного обслуживания и гашения льготного жилищного кредита на посильных для семейного бюджета финансовых условиях;
- длительный положительный социально-экономический эффект на всем периоде действия жилищного кредита, предоставленного молодой красноярской семье, независимо от возможного изменения текущего финансового состояния городского бюджета;
- адресность оказываемой социальной поддержки;
- эффективное привлечение внебюджетных средств;
- возвратность бюджетных средств.
3. Основные цели, сроки и механизм реализации Программы
3.1. Программа имеет целевой характер и направлена на повышение доступности для молодых красноярских семей, в том числе из числа работников бюджетной сферы, льготного жилищного кредитования за счет пониженной (льготной) процентной ставки, удлинения сроков кредитования.
Программой предусматривается осуществление беспроцентного софинансирования за счет средств бюджета города льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми красноярскими семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях.
Финансирование Программы осуществляется на возвратной основе через специально создаваемое для этой цели специализированное муниципальное предприятие "Городское ипотечное агентство", которому на условиях, предусмотренных решением о бюджете города, предоставляются целевые беспроцентные бюджетные кредиты на сроки, определяемые сроками жилищного кредитования в уполномоченных финансово-кредитных организациях. За счет полученных целевых беспроцентных бюджетных кредитов Агентство осуществляет на возвратной основе софинансирование льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях, на условиях, установленных настоящей Программой, и в порядке, определенном администрацией города. Расходы по содержанию штата Агентства компенсируются за счет вознаграждения за выполнение работ по договорам, заключаемым с администрацией города, иной деятельности Агентства.
Кроме повышения доступности жилищного кредитования для молодых красноярских семей достигаются важные стратегические задачи по вовлечению в инвестиционные процессы в жилищной сфере городской экономики личных средств граждан, создаются условия для привлечения дополнительных внебюджетных средств от банков, страховых и инвестиционных компаний, пожертвований, целевых взносов. Важное значение имеет создание системной муниципальной поддержки молодых красноярских семей по улучшению жилищных условий, что окажет положительное влияние на укрепление института семьи, повышение статуса материнства и отцовства, создаст условия по улучшению демографической ситуации на территории города.
3.2. Механизм адресной муниципальной поддержки молодых красноярских семей через оказание софинансирования (на возвратной и безвозмездной основе) льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми семьями в уполномоченных финансово-кредитных организациях, является наиболее эффективной формой целевой бюджетной поддержки социально-ориентированной городской Программы. Бюджетные средства инвестируются на возвратной основе, при этом молодая семья принимает "посильное финансовое бремя" по самостоятельному обслуживанию льготного жилищного кредита за счет сниженной (льготной) процентной ставки, удлинения сроков жилищного кредитования.
3.3. Первичное обращение молодой семьи с заявлением на право участия в реализации настоящей Программы осуществляется в управление муниципального жилья администрации города. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается администрацией города. В случае признания молодой семьи соответствующей требованиям настоящей Программы данные о молодой семье вносятся в реестр, с предоставлением молодой семье выписки. Выписка из реестра является основанием для обращения молодой семьи в уполномоченную финансово-кредитную организацию для определения платежеспособности молодой семьи. При исчерпании годового объема финансирования Программы, установленного бюджетом города, прием молодых семей, внесение новых данных в реестр, предоставление выписок из реестра, осуществляемые управлением муниципального жилья в рамках реализации настоящей Программы, приостанавливается до увеличения объема финансирования Программы либо принятия бюджета города на очередной финансовый год в порядке, определенном бюджетным законодательством с установленным объемом финансирования Программы.
Управление муниципального жилья в срок не менее чем за два рабочих дня до начала приема молодых семей обязано опубликовать официальное уведомление о дате, времени и месте начала приема молодых семей в рамках реализации настоящей Программы в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
3.4. Определение платежеспособности молодой семьи производится уполномоченной финансово-кредитной организацией по принятым ею правилам и процедурам кредитования, с учетом условий заключенного с Агентством Соглашения.
3.5. Софинансирование льготных жилищных кредитов, осуществляемое Агентством, регулируется условиями Соглашения, заключаемого между уполномоченной финансово-кредитной организацией и Агентством на основании результатов открытого конкурса.
3.6. Порядок взаимодействия участников Программы, ведение реестра, а также размеры осуществляемого софинансирования льготных жилищных кредитов, предоставляемых молодым красноярским семьям в рамках Программы, устанавливается администрацией города.
3.7. Нецелевое использование молодой семьей полученного льготного жилищного кредита может являться основанием для требования со стороны Агентства перед уполномоченной финансово-кредитной организацией о досрочном погашении льготного жилищного кредита.
3.8. Срок реализации Программы: 2005-2010 годы.
4. Система контроля за ходом исполнения Программы
Общий контроль за реализацией Программы, координацию действий участников Программы, формирование заявок на финансирование Программы при составлении бюджета города на очередной финансовый год, а также при внесении изменений в бюджет города в течение финансового года осуществляет главное управление экономики и планирования администрации города.
Контроль за целевым использованием молодыми семьями льготных жилищных кредитов осуществляет уполномоченная финансово-кредитная организация, выдавшая льготный жилищный кредит.
Контроль за своевременностью и полнотой возврата Агентством беспроцентных бюджетных кредитов, полученных Агентством в рамках реализации настоящей Программы, осуществляет финансовое управление администрации города.
5. Информационное обеспечение Программы
Успешная реализация настоящей Программы невозможна без формирования положительного имиджа, раскрытия социальной направленности и важности повышения доступности жилищного кредитования для молодых красноярских семей, стимулирования развития ипотечно-кредитного механизма финансирования жилищного строительства на территории города. С целью решения поставленных задач информационного обеспечения Программы необходимо широкое и системное освещение через средства массовой информации проводимой органами городского самоуправления политики повышения доступности жилищного кредитования молодых красноярских семей, стимулирования жилищного строительства, развития социальной и инженерной инфраструктуры на территории города.
6. Предполагаемые результаты реализации Программы:
1) снижение на 15-30% ставки по льготным жилищным кредитам, выдаваемым уполномоченными финансово-кредитными организациями, удлинение сроков льготного жилищного кредитования повышает доступность жилищного кредитования для молодых красноярских семей, снижает финансовую нагрузку на семейный бюджет по получению, обслуживанию и возврату льготного жилищного кредита, на посильных финансовых условиях обеспечивает возможность молодым семьям улучшения собственных жилищных условий;
2) формирование долгосрочной системной муниципальной поддержки молодых красноярских семей по улучшению ими жилищных условий;
3) на 1 рубль размещенных на возвратной основе бюджетных средств привлекается от 2 до 7 рублей внебюджетных средств;
4) высокая "прозрачность" механизма адресной социальной поддержки;
5) эффективное воздействие на вывод "из тени" доходов граждан и предприятий;
6) мультипликативный эффект, стимулирующий развитие различных секторов городской экономики;
7) развитие и закрепление положительных демографических тенденций, укрепление статуса семейных отношений, материнства, отцовства, снижение социальной напряженности в городском сообществе; формирование в молодежной среде стимулов для стабильной и эффективной трудовой деятельности;
8) при выполнении предусмотренных настоящей Программой ежегодных объемов софинансирования льготных жилищных кредитов за 6-летний период действия Программы (2005-2010 годы) более 650 молодых красноярских семей смогут получить льготные жилищные кредиты на общую сумму более 370 млн. рублей. Инвестиции в строительный и жилищный сектор с учетом собственных средств молодых семей составят более 430 млн. рублей;
9) рост авторитета муниципальной власти.
7. Мероприятия,
ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение Программы
Наименова- ние мероприятий |
Сроки испол- нения |
Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий (количественные показатели) |
Социально-экономические показатели эффективности реализации программных мероприятий или программы |
Главный распоряди- тель, получатель бюджетных средств |
Объем финансирования из бюджета города (тыс.руб.) |
||||||
всего | в том числе по годам | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
Выделение долгосроч- ных беспроцент- ных бюджетных кредитов специализи- рованному МП "Городское ипотечное агентство" |
В тече- ние финан- сового года |
- снижение на 15-30% ставки по льготным жилищным кредитам, выдаваемым уполномоченными финансово-кредитны- ми организациями, для молодых семей. Удлинение сроков жилищного кредитования. Тем самым существенно повышается доступность жилищного кредитования для молодых красноярских семей, снижается финансовая нагрузка на семейный бюджет; - в течение срока действия Программы, по предварительным расчетам примерно 650 молодых красноярских семей смогут получить долгосрочные льготные жилищные кредиты на строительство или приобретение готового жилья, улучшение жилищных условий |
- создание устойчивой системной муниципальной поддержки молодых семей в их самостоятельном улучшении жилищных условий; - за счет мультипликативного эффекта дополнительное развитие строительной и жилищной сферы экономики города, стимулирование создания новых рабочих мест в различных отраслях промышленности, в том числе в жилищно-коммунальном комплексе; - привлечение в жилищную сферу города дополнительных инвестиций за счет бюджетных и внебюджетных источников; - формирование эффективных стимулов по выводу "из тени" доходов граждан, предприятий; - стимулирование стабильного и долгосрочного интереса молодежи к трудовой деятельности; - развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление статуса семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - рост авторитета муниципальной власти |
Администра- ция города Красноярс- ка, специализи- рованное МП "Городское ипотечное агентство" |
150000 |
10000 |
20000 |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
8. Ассигнования
из бюджета города на реализацию Программы
Главный распорядитель бюджетных средств |
Раздел, подраздел |
Целевая статья |
Вид расхо- дов |
Сумма затрат (тыс.руб.) | ||||||
всего | в том числе по годам | |||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Администрация города Красноярска |
1006 | 523 04 00 | 485 | 150 000,0 | 10 000,0 | 20 000,0 | 30 000,0 | 30 000,0 | 30 000,0 | 30 000,0 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета от 31 мая 2005 г. N 6-109 "Об утверждении городской целевой Программы "Молодой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.