Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Постановлению администрации г.Красноярска
от 29 декабря 2005 г. N 688
Положение
о методике планирования муниципального долга города Красноярска
I. Цели и задачи методики
Основными целями планирования муниципального долга являются:
- обеспечение исполнения в полном объеме долговых обязательств города Красноярска;
- определение возможности исполнения имеющихся долговых обязательств за счет доходов бюджета города Красноярска;
- определение экономически безопасного уровня муниципального долга города Красноярска.
Основными задачами планирования муниципального долга являются:
- повышение эффективности муниципальных заимствований города Красноярска (далее - заимствование);
- оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города Красноярска в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета города;
- развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
В качестве базовых показателей, определяющих ограничения в проведении муниципальной заемной политики, следует признать:
1. Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Долговую емкость бюджета города.
3. Доступный на рынке капитала объем средств с приемлемыми условиями по стоимости и срочности.
Данные показатели являются основой для оценки связанных с долгом рисков, возникающих при исполнении бюджета города Красноярска.
Главным в управлении муниципальным долгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и его реальными источниками погашения на любом временном участке.
II. Основные термины и определения
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
Долговая емкость бюджета города (ДЕ) определяется как превышение доходов бюджета города Красноярска с учетом поступлений от продажи муниципального имущества над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период - превосходить финансовый год.
Долговая емкость бюджета города определяет предельные объемы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счет доходов бюджета города.
Прямые обязательства - это обязательства, которые предполагают выплаты в объемах, в сроках и на условиях, которые установлены заранее.
В прямые обязательства включаются:
- кредитные соглашения и договоры;
- займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении городом Красноярском бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- соглашения и договоры, заключенные от имени города Красноярска, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств города Красноярска прошлых лет;
- просроченная кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Условное обязательство определяется как обязательство города Красноярска по предоставленной муниципальной гарантии.
Заимствования города Красноярска классифицируются по целям их привлечения на следующие виды:
- заимствования, которые привлекаются для погашения уже существующих долговых обязательств города Красноярска;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов бюджета города - краткосрочные заимствования, которые привлекаются в пределах финансового года на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города;
- инвестиционные заимствования - заимствования, которые привлекаются для финансирования капитальных расходов.
III. Взаимосвязь процесса планирования муниципального долга
с бюджетным процессом
Взаимосвязь процесса планирования муниципального долга с бюджетным процессом города Красноярска исходит из самой цели планирования долга - обеспечения исполнения своевременно и в полном объеме прямых и условных обязательств города.
Участие системы планирования долга в бюджетном процессе начинается уже на стадии планирования бюджета города - это оценка долговой емкости бюджета города и определение инвестиционных возможностей города Красноярска.
На этапе исполнения бюджета города в соответствии с программой внутренних заимствований привлекаются заемные средства для обеспечения финансирования расходов бюджета города, т.е. на покрытие кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города, дефицита бюджета города, рефинансирования муниципального долга и финансирования инвестиционных проектов.
Качество и эффективность управления долгом непосредственно влияют на бюджетный процесс, поскольку стоимость обслуживания заимствований непосредственно отражается на исполнении расходной части бюджета города.
IV. Планирование прямых и условных обязательств
Департамент финансов администрации города Красноярска разрабатывает
проект программы внутренних заимствований города Красноярска,
обеспечивает привлечение и погашение заемных средств в рамках указанной
программы.
Процесс планирования долга и условных обязательств состоит из двух
этапов:
- планирования расходов по погашению и обслуживанию уже принятых
обязательств города Красноярска;
- планирования объемов вновь привлекаемых долговых и условных
обязательств.
Основной целью планирования, погашения и обслуживания уже имеющегося
муниципального долга является оценка возможности его погашения за счет
доходов бюджета города в планируемом финансовом году.
Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств
являются:
- прогноз доходов бюджета города, поступлений от продажи
муниципального имущества г.Красноярска;
- прогноз текущих расходов бюджета города;
- потребность бюджета города в капитальных расходах бюджета города,
определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики г.Красноярска;
- потребность в предоставлении муниципальных гарантий города
Красноярска, определяемая на основе приоритетов экономической политики
города Красноярска;
- информация о существующих прямых и условных обязательствах
г.Красноярска, внесенная в муниципальную долговую книгу города
Красноярска.
Департамент финансов администрации города Красноярска на основе
исходной информации определяет:
- долговую емкость бюджета города;
- необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных
обязательств, исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения
прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным
обязательствам города Красноярска не превышают долговой емкости бюджета
города;
- прогноз возможного объема предоставления муниципальных гарантий
города Красноярска;
- структуру долга в рамках подготовки проекта бюджета города на
очередной финансовый год и разрабатывает в соответствии с ограничениями,
установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой
емкостью бюджета города, программу внутренних заимствований на очередной
финансовый год.
По результатам процесса планирования долга и условных обязательств
составляется сводный график погашения и обслуживания имеющихся и
возникающих обязательств, который передается в систему бюджетного
планирования при формировании бюджета города на соответствующий
финансовый год.
Расчет долговой емкости необходимо производить на текущий финансовый
год и на плановый период (2 года), а также в двух вариантах -
оптимистическом и консервативном. Кроме того, планирование должно
осуществляться поквартально и помесячно.
Расчет долговой емкости бюджета города осуществляется по следующей
процедуре.
В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных
рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета города
без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных
обязательств, ДЕ :
i
ДЕ = Доходы + Поступления от продажи муниципального имущества -
i i
- Текущие Расходы , где
i
Доходы - доходы, поступившие в бюджет города, в i-м периоде;
i
Поступления от продажи муниципального имущества - поступления в
бюджет города в i-м периоде от продажи имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
Текущие Расходы - текущие расходы бюджета города без учета расходов
i
на обслуживание существующих долговых и условных обязательств,
произведенные в i-м периоде.
Набор ДЕ для всех периодов (например, кварталов) представляет собой
i
долговую емкость бюджета города на выбранном интервале времени
ДЕ = {ДЕ }, i=1,...,N, где N - число периодов в интервале расчета.
i
Долговая емкость бюджета города является прогнозной величиной и
определяется в процессе бюджетного планирования, исходя из сценарных
условий социально-экономического развития города Красноярска
(оптимистического и консервативного).
Доступная долговая емкость бюджета города (далее - доступная
долговая емкость) определяется как разница между долговой емкостью и
сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и
ожидаемых платежей по исполнению муниципальных гарантий в каждом периоде
интервала расчета.
Если значение доступной долговой емкости отрицательно, то оно
показывает какой объем заимствований необходимо осуществить для
вынужденного рефинансирования или частичного досрочного погашения
имеющихся долговых обязательств.
Если значение доступной долговой емкости положительно, то оно
показывает, какой объем доходов может быть направлен на финансирование
капитальных расходов (инвестиционной программы), а также на досрочное
погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты
будущих лет. Положительное значение доступной долговой емкости дает
возможность привлечения новых заимствований.
Расчет доступной долговой емкости осуществляется по следующей
формуле:
ДДЕ= ДЕ - СГ ,
i i
где:
ДЕ - долговая емкость в i-м периоде;
i
СГ - сводный график платежей по погашению и обслуживания прямых
i
обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в i-м
периоде;
i - порядковый номер периода.
4.1. Планирование расходов по погашению и обслуживанию имеющихся
долговых обязательств
Основной целью планирования погашения и обслуживания имеющегося
долга и условных обязательств является оценка возможности их исполнения
за счет доходов бюджета города в планируемом интервале времени.
Исходной информацией для расчетов являются:
- объем и условия привлечения имеющихся долговых обязательств;
- долговая емкость бюджета города.
На основе данных об объеме и условиях привлечения долговых и
условных обязательств составляется сводный график обслуживания и
погашения долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению
условных обязательств.
Расчет сводного графика осуществляется по следующей формуле:
СГ = SUM (Погашение + Обслуживание ) + SUM Ожидаемый платеж ,
i j ij ij k ik
где:
Погашение - расходы на погашение долгового обязательства j в i-м
ij
периоде;
Обслуживание - расходы на обслуживание долгового обязательства j в
ij
i-м периоде;
Ожидаемый платеж - ожидаемый платеж по k-му условному
ik
обязательству в i-м периоде.
Для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей
по обслуживанию и погашению долговых обязательств и ожидаемых платежей по
условным обязательствам в данном периоде, СГ :
i
Набор СГ для всех периодов представляет собой сводный график
i
обслуживания и погашения долговых обязательств и ожидаемых платежей по
исполнению условных обязательств, СГ = {СГ }, i=1,...,N, где N - число
i
периодов в интервале расчета.
Результатом планирования погашения и обслуживания имеющихся долговых
обязательств являются:
- сводный график погашения и обслуживания существующих долговых
обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым
муниципальным гарантиям, СГ;
- выявленная потребность в заимствованиях на рефинансирование
имеющихся долговых обязательств;
- возможность вычисления доступной долговой емкости бюджета города
для новых заимствований, ДДЕ .
i
4.2. Планирование вновь привлекаемого муниципального долга и
условных обязательств
Процедура принятия решений о привлечении муниципальных заимствований
включает следующие этапы:
- определение потребностей в привлечении заимствований;
- определение объемов привлекаемых заимствований;
- выбор заемных инструментов.
Потребность в привлечении заимствований определяется отдельно:
- на рефинансирование;
- на покрытие кассовых разрывов;
- на покрытие дефицита бюджета города;
- на инвестиционные цели.
Объемы операций по рефинансированию, по заимствованиям на покрытие
кассовых разрывов, дефицита бюджета города и инвестиционным
заимствованиям, предоставлению муниципальных гарантий вычитаются из
доступной долговой емкости, по очередности устанавливаемой настоящим
Положением.
Выбор заемных инструментов осуществляется на основании следующих
критериев в порядке значимости:
- величины рисков;
- сроков погашения;
- стоимости обслуживания.
При планировании вновь привлекаемого муниципального долга и условных
обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения на объемы обязательств и на расходы по их
обслуживанию, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- ограничения на величину расходов по обслуживанию и погашению
долговых обязательств и ожидаемой ответственности по условным
обязательствам, накладываемые доступной долговой емкостью бюджета города
ДДЕ для новых заимствований.
Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как
разница между долговой емкостью бюджета города и сводным графиком
погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по
исполнению муниципальных гарантий (ДДЕ ):
i
ДДЕ = ДЕ - СГ , для каждого i=1,...,N, где:
i i i
ДЕ - долговая емкость в i-м периоде;
i
СГ - платежи по исполнению уже принятого муниципального долга и
i
условных обязательств;
i - период расчета;
N - число периодов расчета в интервале планирования.
Сумма ДДЕ для всех периодов представляет собой доступную долговую
i
емкость бюджета города для новых заимствований на выбранном интервале
планирования ДДЕ = {ДДЕ }, i=1,...,N.
i
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна
на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых
заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна
в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны
два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо
года внутри интервала планирования, то необходимо провести
рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств
с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета города.
Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и
обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения
рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
- если доступная долговая емкость положительна для каждого
планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более
короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает
кассовый разрыв бюджета города. Кассовый разрыв, возникший при исполнении
бюджета города, в этом случае может быть устранен с помощью
рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся
обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем
году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва.
Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и
обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале
планирования является свободными средствами бюджета города, которые могут
быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение долговых обязательств с целью снижения
долговой нагрузки на бюджеты будущих лет.
Планирование привлечения долговых и условных обязательств
производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых
заимствований, ДДЕ, делится на три части (данное соотношение выполняется
для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕ + ДДЕ + ДДЕ , где:
у п о
ДДЕ - часть доступной долговой емкости бюджета города,
у
предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь
принимаемым условным обязательствам ("резерв по возможной
ответственности");
ДДЕ - часть доступной долговой емкости бюджета города, отводимая на
п
платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых
обязательств;
ДДЕ - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой
о
емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета города, возникающий
вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕ устанавливается в объеме
о
не менее 20% ДДЕ.
4.2.1. Процесс планирования вновь привлекаемых долговых обязательств
Планирование вновь привлекаемых долговых обязательств осуществляется
на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели:
- потребность в заимствованиях на рефинансирование для погашения уже
существующих обязательств;
- потребность в заимствованиях на покрытие временных кассовых
разрывов, возникающих при исполнении бюджета города в пределах
финансового года;
- потребность в заимствованиях на покрытие дефицита бюджета города;
- потребность в инвестиционных заимствованиях, привлекаемых для
финансирования капитальных расходов бюджета города и погашаемых вне
пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Планирование заимствований на рефинансирование:
Процедура планирования заимствований на рефинансирование
производится в первоочередном порядке и включает в себя следующие этапы:
- определение возможных объемов привлечения новых заимствований и их
структуры по срокам до погашения;
- выбор конкретных видов вновь привлекаемых долговых обязательств.
Результатом этого этапа является определение новой доступной
долговой емкости бюджета города для долговых обязательств.
Планирование заимствований на покрытие дефицита бюджета города
Процедура планирования заимствований на покрытие дефицита бюджета
города производится во вторую очередь и включает в себя следующие этапы:
1. Определение потребности в заимствованиях. Потребность формируется
в рамках бюджетного планирования в форме величины дефицита бюджета
города.
2. Выбор заимствований осуществляется на основании стоимости
заимствования. Стоимость заимствования должна быть минимальной.
Результатом процедуры планирования заимствований для покрытия
дефицита бюджета города является подбор заемных средств с составлением
графика их обслуживания и погашения.
Планирование заимствований на финансирование кассовых разрывов
Планирование заимствований на финансирование кассовых разрывов на
планируемый год производится в третью очередь и включает в себя следующие
этапы:
1. Определение потребности в заимствованиях. Потребность формируется
в рамках бюджетного планирования в форме величины и длительности кассовых
разрывов.
2. Выбор заимствований осуществляется на основании следующих
критериев:
- сроки привлечения определяются длительностью кассовых разрывов;
- стоимость заимствований должна быть минимальной.
Результатом процедуры планирования заимствований на финансирование
кассовых разрывов является подбор заемных средств с составлением графика
их обслуживания и погашения.
Планирование инвестиционных заимствований:
Финансирование капитальных расходов бюджета города осуществляется в
первую очередь за счет поступлений в бюджет города Красноярска средств от
продажи акций и земельных участков, находящихся в муниципальной
собственности, во вторую очередь - за счет инвестиционных заимствований.
Потребность в инвестиционных заимствованиях планируется в пятую
очередь и включает в себя следующие этапы:
1. Определение возможных объемов привлечения инвестиционных
заимствований и их структуры по срокам до погашения.
2. Выбор конкретных видов вновь привлекаемых долговых обязательств.
Для принятия решений о привлечении заемных средств для
финансирования капитальных расходов бюджета города вводится показатель
относительной стоимости капитальных расходов бюджета города. Данный
показатель представляет собой выраженное в процентах отношение разницы
средневзвешенной доходности к погашению средств, привлекаемых на
финансирование капитальных расходов бюджета города, и ожидаемого темпа
прироста совокупного индекса цен в строительстве за приемлемый для города
Красноярска период отсрочки осуществления капитальных расходов к
ожидаемому темпу прироста совокупного индекса цен в строительстве за этот
период отсрочки.
Критерием принятия решения о привлечении заемных средств для
финансирования капитальных расходов бюджета города Красноярска является
отрицательное значение относительной стоимости капитальных расходов
бюджета города.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется
департаментом экономики администрации города Красноярска. Инвестиционная
программа представляется в форме упорядоченного по
социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов
(программ) со сроками их реализации и с графиками их финансирования.
Затем определяется объем инвестиционных заимствований по следующей
процедуре:
1. Из упорядоченного перечня инвестиционных проектов выбирается
проект, реализация которого предусматривается на соответствующий
финансовый год. Срок реализации проекта определяет целевую начальную дату
погашения заимствований с учетом доступности заемных инструментов на
рынке заимствований. На основе рыночной оценки строится график
обслуживания и погашения предполагаемого заимствования, j:
Погашение + Обслуживание . Этот график вычитается из ДДЕ и образуются
j j n
новые значения доступной долговой емкости для новых долговых
обязательств:
*
ДДЕ = ДДЕ - (Погашение + Обслуживание ).
n n j j
*
2. Если после выбора очередного проекта из списка ДДЕ оказывается
n
положительной на всем интервале планирования и долговые обязательства
города Красноярска с учетом нового заимствования удовлетворяют
ограничениям федерального законодательства и нормативно-правовых
документов города Красноярска, то проект считается отобранным для
финансирования в планируемом интервале, а объем планируемых заимствований
увеличивается.
3. Процедура повторяется для следующего по списку проекта пока:
- для очередного проекта не будут нарушены ограничения,
устанавливаемые федеральным законодательством и нормативно-правовыми
документами администрации города Красноярска на объемы муниципального
долга и его обслуживания;
- ДДЕ не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов
n
интервала планирования;
- список проектов не исчерпается.
Результатом данной процедуры является определение списка
инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы в
планируемом году.
4.2.2. Процесс планирования новых условных обязательств
Планирование новых условных обязательств (гарантий) представляет
собой процесс отбора планируемых к выдаче гарантий в объемах допускаемых
ограничениями по долговой емкости и производится в четвертую очередь.
Отбор осуществляется из списка планируемых гарантий, упорядоченного
по приоритетности гарантий, составляемого департаментом финансов
администрации города Красноярска.
Планирование вновь принимаемых условных обязательств (гарантий)
состоит из следующих этапов:
1. Из упорядоченного списка гарантий, начиная с его начала,
поочередно выбираются гарантии. Для каждой выбранной гарантии k строится
график ожидаемых платежей, ОП . Этот график вычитается из ДДЕ ,
гарантия k у
и образуются новые значения доступной долговой емкости, отводимой на
покрытие ответственности по новым гарантиям:
*
ДДЕ = ДДЕ - ОП
n у гарантия k
2. С учетом рассматриваемой гарантии определяется общий объем
*
планируемых к выдаче гарантий и проверяется значение ДДЕ . Если значение
* у
ДДЕ оказывается положительной на всем интервале планирования, то
у
гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
3. Процедура повторяется для следующей по списку гарантии пока:
- значение ДДЕ хотя бы в одном из периодов интервала планирования
y
не окажется отрицательным;
- список гарантий не исчерпается.
Результатом данной процедуры планирования является список
планируемых к принятию в будущем периоде условных обязательств, а также
график ожидаемых платежей по этим условным обязательствам.
V. Управление рисками
Основной целью управления рисками является их минимизация. С точки зрения основных подходов минимизации выделяют риски, источники возникновение которых являются подконтрольными администрации города Красноярска (кредитный риск, юридические риски, риск ликвидности, риск платежа), и риски, связанные с внешними условиями, которые неподконтрольны администрации города Красноярска (риск процентной ставки, риск рефинансирования, валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа).
Принципы минимизации подконтрольных рисков:
- повышение качества перспективного финансового планирования;
- построение оценки долговой емкости бюджета города на основе прогнозов экономического развития и финансового состояния города Красноярска;
- планирование структуры и объема муниципального долга из условия, что объем расходов на погашение и обслуживание обязательства в каждом периоде не должен превышать величину долговой емкости в данном периоде, основанной на сценарных условиях социально-экономического развития города Красноярска (оптимистического и консервативного);
- анализ кредитоспособности получателя муниципальной гарантии на стадии выдачи гарантии, а также мониторинг его финансового состояния на протяжении всего срока действия гарантии;
- проведение детальной юридической экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью полной детализации всех условий контрактов.
Принципы минимизации неподконтрольных рисков:
- для существующих долговых обязательств - их рефинансирование с учетом минимизации рисков;
- для вновь привлекаемых долговых обязательств - отказ от привлечения заимствований, которым присущи значительные риски.
Заместитель Главы города -
начальник департамента финансов |
Г.Н.Фазлеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.