Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Распоряжению Правительства Красноярского края
от 15 января 2009 г. N 7-Р
Программа дополнительных мер
снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2009 году
1. Паспорт программы дополнительных мер
Наименование Программы |
Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2009 году (далее - Программа). |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти края |
Агентство труда и занятости населения Красноярского края. |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; |
Срок реализации Программы |
2009 год; |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе. |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения края. |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 4. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 702,0 млн.рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 666,9 млн.рублей; средства бюджета Красноярского края - 35,1 млн.рублей. |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения края) на уровне не выше 3,1% к концу 2009 года; |
Показатели результативности Программы |
прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 4,0 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 11,6 тысяч временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 24,9 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан; создание не менее 1,6 тысячи новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; оказание адресной финансовой поддержки не менее 2,1 тысячи жителей края, переехавшим в другую местность для работы постоянного или временного характера. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
В 4 квартале 2008 года на рынке труда Красноярского края наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников;
активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 31 декабря 2008 года 20 организаций края заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем:
в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации находятся 2,5 тысячи человек (Назаровский филиал ОАО ПО "Красноярский завод комбайнов" (879 человек), ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов" (750 человек), ОАО "Краснокаменское рудоуправление" (234 человека), ОАО "Канский машиностроительный завод "Сегмент" (250 человек), вагонное депо Красноярской железной дороги (г.Иланск) (250 человек) и другие организации);
в отпусках по инициативе администрации - 0,9 тысячи человек (Локомотивное депо Красноярской железной дороги (565 человек) (г.Иланск), ООО "Канский ЛДК" (81 человек), ООО "Комбинат строительных конструкций" (г. Канск) (87 человек) и другие организации);
в простое по вине администрации - 0,4 тысячи человек (ОАО "Красный Яр-Шина" (335 человек), ООО "Минусинский мелькомбинат" (19 человек) и другие организации);
рост задолженности по выплате заработной платы. По состоянию на 21 декабря 2008 года 45 организаций Красноярского края имели задолженность по заработной плате в общей сумме 565,0 млн.рублей. Основная часть задолженности по заработной плате приходится на организации авиационной отрасли (ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ОАО "Сибавиатранс"), строительные организации (ООО "Стройтехника", ООО "Стройком-плюс").
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года, увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс.человек - с 27,2 до 36,1 тыс.человек).
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях края может сократиться на 33,2 тыс. человек, в том числе в лесном комплексе (на 11, 9 тыс.человек), машиностроении (на 6,7 тыс. человек), строительстве (7,1 тыс. человек), транспорте (4,5 тыс. человек), металлургическом комплексе (2,7 тыс. человек). Массовые увольнения на 1 квартал 2009 года уже заявлены в 42 организациях края. Наиболее крупные объемы высвобождения планируют ОАО "Русская Инжиниринговая компания" (425 человек с 14.02.2009), ООО "Красноярский завод тяжелого машиностроения" (411 человек с 26.02.2009), ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" (959 человек с 27.02.2009), ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (1178 человек с 01.03.2009), ООО "Канский завод "Биоэтанол" (668 человек с 01.02.2009).
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 155 тыс.человек (на 30% по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники составят не менее 23,0 тыс.человек.
Сокращение численности работающих в организациях края повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.
Реализация ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Красноярского края на 2009-2011 годы", утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 N 113-р, позволит в 2009 году:
трудоустроить при содействии службы занятости 90,0 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 38 тыс.человек;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 10,3 тыс.человек;
оформить на досрочную пенсию порядка 1,6 тысячи безработных граждан.
В целом, государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 300,0 тысяч жителей Красноярского края.
Указанных мер не достаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 67 тыс.человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 4,3% от численности экономически активного населения. При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в территориях:
с моноэкономической структурой производства (Курагинский район - градообразующее предприятие ОАО "Краснокаменский рудник", г.Лесосибирск - "Лесосибирский ЛДК" и другие муниципальные образования);
трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных и северных районах (Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Ермаковский, Енисейский, Краснотуранский, Пировский, Саянский, Туруханский и другие районы).
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях, необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;
развитие территориальной трудовой мобильности населения края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Красноярского края составляет 3,5 тыс.человек, кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 6,1 тыс.человек. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как аппаратчики и машинисты горнодобывающих и горно-обогатительных установок, станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, формовщики, сварщики, вальцовщики, водители, машинист подвижного оборудования, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава.
Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда прогнозируется снижение на 30% (с 44,0 тыс.человек до 30,8 тыс.человек) численности иностранных работников, прибывших в Красноярский край.
3. Система мероприятий Программы
Система мероприятий приведена в приложении N 1 к Программе.
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. Перечень организаций, для работников которых будет реализовываться указанное мероприятие, профессии работников, находящихся под риском увольнения, направления и объемы профессионального обучения приведены в приложении N 3.1 к Программе.
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрены мероприятия:
по организации общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы общественных работ приведены в приложении N 3.2 к Программе;
по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по муниципальным образованиям края приведена в приложении N 3.3 и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением, рейтинга территорий края по уровню развития и поддержки малого бизнеса (предпринимательский потенциал, качество мер поддержки).
По задаче 3 "Повышение территориальной трудовой мобильности населения края" предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. Основными работодателями для переезда граждан являются организации, реализующие инвестиционные проекты на территории края - ОАО "Богучанская ГЭС", ОАО "Буреягэсстрой", ЗАО "Регион", ЗАО "Организатор строительства Богучанского алюминиевого завода", ОАО "КрасноярскГазДобыча", ЗАО "Полюс", ООО "Полюс-Щит", ОАО "Соврудник", ЗАО "Васильевский рудник", ООО "Сибирский Магнезит", ЗАО "Ванкорнефть", ЗАО "РН-строй", ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз", КГУ "Краевое управление автомобильных дорог". Также к реализации мероприятий программы будут привлечены подрядные организации, выигравшие необходимые тендеры на участие в реализации инвестиционных проектов. Численность участников мероприятия по муниципальным образованиям края и направления их переезда приведены в приложении N 3.4 к Программе. Профессионально-квалификационный состав рабочих мест на инвестиционных проектах приведен в приложении N 3.5 к Программе. Трудоустройство на рабочие места на инвестиционных проектах предполагается как для жителей Красноярского края (включая население по месту размещения проектов), так и для квалифицированных специалистов других регионов Российской Федерации.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и направления профессионального обучения, виды общественных работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Перечень организаций Красноярского края, в которых будут реализовываться мероприятия Программы (работники которых находятся под риском увольнения по состоянию на 14.01.2009), приведен в приложении N 3 к Программе. Указанный перечень в период реализации Программы будет дополняться за счет организаций, включенных в мониторинг Минздравсоцразвития в связи с возникновением риска массового увольнения работников. Кроме того, в реализации мероприятий Программы участвуют:
организации, проводящие на собственной учебной базе опережающее обучение для работников, находящихся под риском увольнения, для их дальнейшего трудоустройства на существующие рабочие места;
организации, создающие временные рабочие места в рамках общественных работ.
4. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Красноярского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет краевого бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета края.
Управление краевого казначейства перечисляет субсидии получателям бюджетных средств - краевым государственным бюджетным учреждениям центрам занятости населения в соответствии с бюджетной росписью.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливает Правительство края.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения" осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
За счет краевого бюджета финансируются: опережающее обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; оплата проезда учащихся к месту обучения и проживания.
Опережающее профессиональное обучение работников будет организовано на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на рабочих (учебных) местах организаций по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников на этом или на других предприятиях, организацию предпринимательской деятельности. Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятия "Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах" осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем по постоянному месту работы;
в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем, создающим временные рабочие места либо органом местного самоуправления;
в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработного), проживающих в трудоизбыточных территориях - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) либо органом местного самоуправления, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.
Положение о возможности участия занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) должно быть внесено в трудовой договор.
Возмещение расходов работодателю на организацию общественных работ производится на основании счетов-фактур, актов выполненных работ, копий приказов о создании временных общественных работ, списков участников и расчетных ведомостей по оплате труда. Возмещение работодателю затрат на заработную плату производится в размере не более минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и начисления на фонд оплаты труда).
За счет краевого бюджета финансируются: транспортные расходы, инвентарь, частичное возмещение заработной платы (с учетом районного коэффициента и начисления на фонд оплаты труда).
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ. Распределение средств по городским округам и муниципальным районам края утверждается Правительством Красноярского края.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются в размере годового пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана. Указанные расходы могут производится# до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Финансирование программных мероприятий за счет краевого бюджета осуществляется в форме грантов безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности в размере до 100 тыс. рублей по итогам конкурса бизнес-планов на основании соглашения, заключенного между безработным гражданином и агентством труда и занятости населения Красноярского края. Порядок проведения конкурса и условия предоставления финансовой поддержки определяются постановлением Правительства Красноярского края.
Реализация мероприятия "Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера" осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Красноярского края.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и краевого бюджета;
подготовку информации и отчетов для Правительства Красноярского края о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы предусмотрена на 2009 год. Предусмотрены следующие этапы с учетом специфики реализации мероприятий Программы (сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению, организационные мероприятия по организации общественных работ, самозанятости и переезда граждан):
Мероприятие |
Объемы реализации мероприятий (численность участников, тыс.человек) |
|
1 этап |
2 этап |
|
(январь-март 2009 года) |
(апрель-декабрь 2009 года) |
|
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения |
0,5 |
3,5 |
Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях |
5,0 |
19,9 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
0,1 |
0,5 |
Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера |
0,2 |
1,9 |
6. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Красноярскому краю на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства краевого бюджета.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 702,0 млн. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 666,9 млн. рублей (95,0% от общего объема финансирования);
средства бюджета Красноярского края - 35,1 млн. рублей (5,0% от общего объема финансирования).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении N 2 к Программе.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения профессионального обучения - не менее 4,0 тыс. человек;
на 11,6 тысячи временных рабочих мест в рамках общественных работ - не менее 24,9 тыс. человек;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 1,6 тыс. человек, в том числе 1,0 тыс. человек - на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, организовавшими собственное дело;
в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера - не менее 2,1 тыс. человек.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. Численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 48,0 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составит 3,1% от численности экономически активного населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.