Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к решению краевого Совета
народных депутатов
от 12 мая 1993 г. N 12-2
Временное положение
по разграничению компетенции между органами власти и управления
по вопросам недропользования на территории Красноярского края
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом "О недрах", Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законом РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения между органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Красноярского края.
Отношения по использованию недр на территории автономных округов регулируются на основе договоров между краевым, Таймырским и Эвенкийским Советами народных депутатов.
1.3. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Красноярского края, ее рационального использования и охраны недр.
1.4. Регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:
- определения объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по краю;
- выдачи лицензий на пользование недрами;
- установления квот на поставку добываемого минерального сырья и продуктов его переработки;
- установления и взимания платежей, связанных с пользованием недрами;
- государственного контроля и надзора в области недропользования;
- закрепления в форме договоров Красноярскгеолкома, администрации края, администрации района, города с недропользователем.
1.5. Регулирование отношений недропользования осуществляется на основе принципа невмешательства государственных органов и органов самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанную с пользованием недрами за исключением случаев, указанных в законодательстве РФ.
Недропользователи вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов государственных органов, органов самоуправления и действий должностных лиц, принятых за рамки их компетенции и ущемляющих права недропользователей.
II. Разграничение компетенции органов власти и управления
2.1. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления на основе настоящего Положения.
2.2. Ведению краевого Совета народных депутатов подлежит:
- утверждение краевой программы развития и использования материально - сырьевой базы;
- утверждение порядка регулирования отношений недропользования на территории Красноярского края;
- установление совместно с администрацией края договорных отношений по вопросам недропользования с Таймырским и Эвенкийским автономными округами;
- утверждение перечня объектов лицензирования на территории края, порядка и условий предоставления их в пользование;
- выбор совместно с Красноярскгеолкомом конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий. Согласование условий проведения конкурса (условия вовлечения объектов лицензирования в освоение) или аукциона по представлению администрации края;
- совместно с Красноярскгеолкомом определение победителей конкурса на право недропользования по представлению администрации края и при наличии положительного заключения экспертной комиссии;
- утверждает конкретные размеры регулярных платежей за право пользования недрами по каждому месторождению по представлению администрации края;
- установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за пользование недрами, поступающих в краевой бюджет;
- установление скидки за истощение недр;
- установление льгот и преимуществ по платежам в краевой бюджет;
- решение вопросов об освоении месторождения полезных ископаемых с участием иностранного капитала;
- принятие решений о зачете сумм предстоящих платежей в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
Краевой Совет народных депутатов вправе:
- получать от органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления своих функций;
- запрещать строительство экологически вредных объектов;
- проводить экспертизу материалов, обосновывающих и регламентирующих выдачу лицензии на право недропользования;
- проверять обоснованность устанавливаемых условий недропользования и соответствия предполагаемых заявителем показателей недропользования оговоренным условиям конкурса или аукциона;
- утверждать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий недропользователей от платежей, поступающих в бюджет, а также установлению льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в краевой бюджет;
- участвовать в разработке и оценке оптимального варианта недропользований в части осуществления социальных, экономических, экологических, правовых интересов населения территории;
- формировать экспертные комиссии на паритетных началах совместно с Красноярскгеолкомом;
- приостанавливать или досрочно прекращать права на пользование недрами в случае непринятия мер Красноярскгеолкомом при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.
2.3. Ведению краевой администрации подлежит осуществление практической работы по определению и реализации стратегии развития минерально-сырьевого комплекса, разработке совместно с Красноярскгеолкомом условий конкурса (условий вовлечения объектов лицензирования в освоение и представление их на согласование в краевой Совет народных депутатов, разработка и заключение договоров социально-экономического сотрудничества с недропользователями, а также контроль за выполнением данных договоров.
Краевая администрация совместно с Красноярскгеолкомом проводит конкурсы по представлению недр в пользование. Краевая администрация производит предварительное определение победителя конкурса на право пользования недрами и представляет его на утверждение в краевой Совет народных депутатов и Красноярскгеолком.
Краевая администрация самостоятельно или по предложению краевого Совета народных депутатов может подвергнуть технической, экологической, финансовой и другой экспертизе проектные и фактические показатели деятельности действующих предприятий, проходящих процесс лицензирования с целью определения их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и определяет условия, на которых действующим предприятиям предоставляется лицензия, подтверждающая их право на пользование недрами.
Вносит на утверждение в краевой Совет народных депутатов конкретные размеры регулярных платежей, сроки (этапности) их взимания и условия, при которых они могут меняться.
2.3.1. Главное управление экономики администрации края:
- разрабатывает стратегию развития и использования минеральносырьевой базы края, осуществляет функции заказчика по разработке краевой программы развития минерально-сырьевого комплекса с подключением к ее разработке научно-исследовательских институтов и других организаций;
- организует реализацию краевой программы развития минеральносырьевого комплекса, определяет объем необходимых для этой цели инвестиций;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкурсных проектов на получение лицензий;
- разрабатывает предложения по определению форм и размеров регулярных платежей за право недропользования по каждому месторождению. Разрабатывает предложения по срокам (этапности) их взимания. Согласовывает окончательные размеры и условия взимания регулярных платежей по результатам конкурса, вносит свои предложения по их пересмотру, а также готовит проекты решений о замене этих платежей в полном размере или частично полезными ископаемыми или иной продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг и направляет их в комиссию администрации по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края;
- готовит предложения о возможности дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий недропользователей от платежей, поступающих в краевой бюджет, а также установлению льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в краевой бюджет, и направляет их через комиссию администрации края в краевой Совет народных депутатов;
- участвует в определении квот на добычу и реализацию полезных ископаемых, продуктов их переработки, согласовывает их и направляет в Красноярскгеолком и комиссию администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края;
- рассматривает схемы, программы, технико-экономические обоснования, технические проекты в области недропользования и готовит заключения по ним;
- совместно с Красноярскгеолкомом согласовывает с соответствующим Советом народных депутатов предварительный выбор и резервирование земельного участка в целях недропользования;
- совместно с заинтересованными комитетами и управлениями администрации края готовит проекты договоров о социально-экономическом сотрудничестве между краевой администрацией и недропользователем и направляет их в комиссию администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края;
- совместно с комитетом по управлению государственным имуществом готовит необходимые документы для подготовки решений о создании акционерных обществ открытого типа с участием населения и комитетов по государственному и муниципальному имуществу;
- оказывает методологическую помощь администрациям районов, городов в заключении ими договоров о социально - экономическом сотрудничестве с недропользователями;
- осуществляет организационную работу по размещению и созданию предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых;
- участвует в подготовке актов, регулирующих отношения недропользования в крае.
Главное управление экономики администрации края вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- вносить в комиссию администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края, и Красноярскгеолком, по согласованию с краевым комитетом по государственному имуществу края и финансовым управлением предложения о зачете сумм предстоящих платежей в краевой бюджет в качестве долевого оклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия;
- вносить предложения в краевую и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием;
- ставить вопрос о досрочном прекращении или приостановлении права пользования недрами.
2.3.2. Управление по экологии и природным ресурсам администрации края:
- организует проведение экологической экспертизы пакета документов на получение лицензий;
- координирует деятельность экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения;
- организует учет экологически вредных объектов и оценку состояния природной среды;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкурсных проектов и проведению аукционов на получение лицензий и их оформлению;
- координирует работы по определению квот на добычу и реализацию полезных ископаемых;
- подготавливает проекты актов, регулирующих отношения недропользования в крае;
- взаимодействует, координируя работу Красноярскгеолкома, комитета по охране природы, Енисейского округа Госгортехнадзора, а также управлений и комитетов администрации края по вопросам недропользования;
- организует работу комиссии администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края.
Управление по экологии и природным ресурсам администрации края вправе:
- получать информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- ставить вопрос о запрещении строительства экологически вредных объектов.
2.3.3. Финансовое управление администрации края:
- готовит свои предложения по установлению или пересмотру форм и размеров платежей за пользование недрами;
- участвует в определении размеров регулярных платежей и согласовывает конкретные размеры по каждому месторождению по результатам конкурса;
- дает свои заключения о возможности установления дополнительных к предусмотренным законодательством оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в краевой бюджет, а также льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в краевой бюджет и направляет их в Красноярскгеолком и в комиссию администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края, и краевой Совет народных депутатов;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкурсных проектов и проведению аукционов на получение лицензий;
- организует финансирование мероприятий по регулированию отношений недропользования в крае;
- организует финансирование природоохранных мероприятий;
- обеспечивает исполнение бюджета края, проводит мероприятия по обеспечению поступления предусмотренных законодательством доходов по экономному расходованию бюджетных средств строго по целевому назначению;
- осуществляет в установленном порядке взаимные расчеты краевого бюджета с республиканским бюджетом Российской Федерации, бюджетами автономных округов, районов и городов;
- организует работу по исчислению и взиманию федеральных, краевых и местных налогов и сборов, платежей при пользовании недрами.
Финансовое управление администрации края вправе:
- получать от недропользователей материалы, необходимые для составления проекта бюджета и исполнения бюджета края, отчетные данные, необходимые для финансирования, контроля за выполнением субъектами предпринимательской деятельности обязательств по платежам в бюджет и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета края предприятий, учреждений, организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также при непредставлении отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств.
2.3.4. Ведению Красноярскгеолкома подлежит:
- разработка с участием специалистов научно исследовательских институтов федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы края во взаимодействии с Главным управлением экономики администрации края;
- выполнение функций единого заказчика геолого - разведочных работ, осуществляемых за счет федерального бюджета;
- согласование условий специального водопользования с органами, регулирующими их использование, и выдача разрешения на бурение скважин на воду;
- участие совместно с органами государственного управления края в координации и согласовании внешнеэкономических связей предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в области геологии и использования минеральных ресурсов края;
- государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей;
- государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
- ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;
- учет имеющихся и вновь выделяемых объектов лицензирования, подготовка предложений о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение или зачисления в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых;
- создание краевого фонда геологической информации; распоряжение по согласованию с администрацией края и краевым Советом информацией, полученной за счет средств краевого бюджета;
- предоставление на платной основе субъектам предпринимательской деятельности геологической информации о наличии и запасах полезных ископаемых;
- проведение расчетов по установлению видов и размеров платежей за пользование недрами;
- обоснование размеров квот на добычу полезных ископаемых;
- совместно с краевым Советом народных депутатов и по представлению администрации края производит выбор конкурсного или аукционного способа предоставления права на пользование недрами;
- совместно с администрацией края организует и проводит конкурсы на предоставление права пользования недрами;
- совместно с краевым Советом народных депутатов определение победителя конкурса на право недропользования, по представлению администрации края и при наличии положительного заключения экспертной комиссии;
- организационное обеспечение государственной системы лицензирования (информационной, научно - аналитической, экономической, юридической подготовки материалов и их оформления);
- предварительное согласование с органами местного самоуправления отвода земель под объекты лицензирования до объявления конкурса;
- разработка совместно с администрацией края условий конкурса (условий вовлечения объектов лицензирования в освоение) на предоставление права пользования недрами;
- согласование условий конкурса с краевым Советом народных депутатов и органами местного самоуправления районов, городов, на территории которых находятся объекты лицензирования;
- решение вопроса о досрочном прекращении приостановлении или ограничении права недропользования в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр во взаимодействии с Енисейским округом Госгортехнадзора, краевым комитетом по охране природы, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Красноярского края и другими государственными органами.
Красноярскгеолком вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Красноярского края и занимающихся изучением недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, информацию для участия в разработке программ развития использования минерально-сырьевой базы края и создания фондов геологической информации;
- вносить предложения в администрацию края и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием;
- принимать в установленном порядке меры по устранению нарушений правил геологического изучения недр, их использования, а также использования геологической информации.
2.3.5. Ведению органов местного самоуправления районов и городов края подлежит:
- решение вопроса о предоставлении земельных участков для разработки полезных ископаемых;
- выдача разрешений на занятие хозяйственной деятельностью;
- государственный контроль за использованием и охраной земель;
- организация проведения экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций;
- определение совместно с Красноярскгеолкомом победителя конкурса и совместная выдача лицензий на право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения и совместная выдача лицензий;
- разработка и заключение договоров социально экономического сотрудничества между районом и недропользователем;
- государственная регистрация предприятий различных организационноправовых форм, осуществляющих недропользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- установление совместно с Красноярскгеолкомом платежей за право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- представление налоговых и иных льгот и преимуществ предприятиям с учетом значения их деятельности для населения соответствующей территории в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход соответствующего бюджета;
- согласование условий проведения конкурсов на предоставление прав недропользования на своей территории;
- участие в работе комиссии администрации края на проведение конкурсов.
Органы местного самоуправления районов и городов вправе:
- приостановить строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории;
- запретить проведение на подведомственной территории реализацию проектов, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия, на основании заключений соответствующих органов, осуществляющих контроль и надзор;
- приостановить работы по пользованию недрами на земельных участках в случаях, определенных законодательством Российской Федерации;
- ввести ограничения на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это использование может создать угрозу жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
2.4. Территориальное управление государственного комитета по антимонопольной политике:
- согласовывает пакет документов по лицензированию недропользования на предварительном этапе их прохождения;
- участвует в работе комиссии администрации края по подготовке решений, связанных с использованием недр на территории края;
- ставит вопрос о приостановлении или досрочном прекращении права пользования недрами в случае нарушения антимонопольного законодательства.
2.5. Ведением и основными задачами Енисейского округа Госгортехнадзора являются:
- организация и осуществление государственного горного надзора в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по охране недр и переработке минерального сырья.
2.5.1. Енисейский округ Госгортехнадзора осуществляет государственное регулирование и надзор в области:
- соблюдения норм и правил, требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы, общераспространенные полезные ископаемые и переработку минерального сырья, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
2.5.2. Енисейский округ Госгортехнадзора в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- участвует в разработке требований (правил и норм) по рациональному использованию и охране недр;
- согласовывает условия лицензирования на пользование недрами;
- взаимодействует с органами Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр в осуществлении контроля за правильностью разработки месторождений (включая гидроминеральные) в части выемки запасов и комплексности использования полезных ископаемых;
- согласовывает (представляет) горноотводные акты для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных);
- регистрирует горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- согласовывает списание с учета горнодобывающих предприятий запасов полезных ископаемых;
- выдает разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых;
- согласовывает годовые планы развития горных работ, нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых и осуществляет контроль за их выполнением;
- согласовывает и контролирует нормативы потерь полезных ископаемых на всех технологических переделах предприятий по переработке минерального сырья, контролирует соблюдение учета минерального сырья и продуктов его переработки;
- организует выборочное проведение экспертизы на соответствие требованиям охраны недр проектов производств;
- согласовывает задания на проектирование и проекты на строительство предприятий по добыче и переработке минерального сырья в части охраны недр;
- участвует в проведениях налоговой инспекцией проверок правильности исчисления сумм платежей за право на пользование недрами.
Енисейскому округу Госгортехнадзора предоставляется право:
- проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции;
- давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм по вопросам охраны недр;
- приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право ведения разрешенной деятельности в случае нарушения условий действия разрешения (лицензий);
- прекращать самовольное пользование недрами и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.