Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разделы программы
1. Обоснование необходимости разработки
и принятия программы
Программа "Развитие системы воспитания и дополнительного образования города Красноярска" на 2009-2011 годы (далее - программа) поддерживает процесс проектно-программного управления муниципальной системой образования и предназначена стать механизмом реализации концептуальных идей городского социокультурного развития.
Для стремительно развивающегося города становится характерной идеология креативности как наиболее соответствующая стандартам города инноваций, партнерства и согласия. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.
Креативный образ жизни - это, прежде всего, деятельность, в основе которой лежат индивидуальное творческое начало, навык и талант. Именно поэтому творческий потенциал людей рассматривается как стратегический резерв развития городов, который вытесняет на отдаленный план такие их достоинства, как месторасположение, природные ископаемые и доступ к рынку. Города стали источником разработки технологических, концептуальных и социальных решений проблем роста.
Настоящая программа разработана с учетом анализа исходной ситуации в системе дополнительного образования. По данным на 01.01.2008, в 29 учреждениях дополнительного образования обучаются 32319 воспитанников, что составляет 40,5% от общего числа детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования. Кроме того, в общеобразовательных школах функционируют 22 структурных подразделения и 262 объединения дополнительного образования. Программы дополнительного образования также реализуются в учреждениях культуры (13,01% учащихся), спорта (5,46%), в структурных подразделениях управления молодежной политики администрации города Красноярска (0,02% учащихся).
С одной стороны, существует тенденция увеличения количества услуг в сфере дополнительного образования, в том числе рассчитанных на разные категории детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, из группы риска, дошкольников).
С другой стороны, очевидно, что в системе дополнительного образования в основном обучаются дети возраста 6-12 лет, что составляет 73% от общего числа занимающихся. Во многом это объясняется ориентированностью реализуемых программ дополнительного образования на интересы и потребности учащихся младшего и среднего школьного возраста. Нередко они ограничиваются трансляцией культурных норм и образцов по типу "умелые руки", а формы организации деятельности воспитанников строятся по принципу классно-урочной системы. Вследствие этого уменьшается число воспитанников более старшего возраста (13-14 лет - 19%, 14-17 лет - 8%).
Занятость старшеклассников представлена следующим образом: более 30% учащихся осваивают программы дополнительного образования в рамках довузовской подготовки, 8% - в учреждениях дополнительного образования, около 20% - в спортивных объединениях. В конечном итоге около 40% подростков и молодежи не определились с выбором. Хотя проведенный опрос показал, что многих старшеклассников привлекает деятельность в области дизайна, архитектуры, медиа- и информационно-коммуникационных технологий, участие в молодежных проектах и другое.
Все это указывает на необходимость разработки системы поддержки креативного образа жизни современного детства и юношества средствами дополнительного образования, где формируются деятельные образы и представления о будущем города и своем месте в нем. Именно с такой миссией сегодня все чаще начинают связывать социальную эффективность и востребованность дополнительного образования.
Чтобы эффективно способствовать процессам городского развития, система дополнительного образования и воспитания должна играть три взаимосвязанные роли, отражающие три составляющих креативных центров - технологию, талант и толерантность.
Обозначенные общегородские контексты развития системы дополнительного образования позволяют сформулировать требования к формам организации и новому содержанию образовательной деятельности старшеклассников.
Очевидно, что интеллектуальный потенциал молодого поколения вне решения вопроса о способах становления национальной, культурной и городской идентичности может остаться лишь потенциалом. В связи с этим становится актуальным вопрос о поиске форм продуктивной соорганизации взрослых-профессионалов и учащихся, особенно тех, кому от 13 до 17 лет. Эти формы соорганизации должны включать в себя механизмы, обеспечивающие преемственность культурных традиций, и механизмы, позволяющие подросткам и старшеклассникам выстраивать эффективные образы своего будущего с опорой на интеллектуальные, культурные, средовые ресурсы и возможности своего города.
Работа с задачами возраста каждого нового поколения, преемственность между образовательными программами, ориентированными на разный возраст, должны позволить вплотную приблизиться к решению вопроса о формировании способностей, обеспечивающих возможность человеку действовать самостоятельно и эффективно в новых, зачастую непредсказуемых условиях.
В 2008 году сформирована система требований и критерии оценки инновационных программ дополнительного образования в городе Красноярске, что позволяет учреждениям дополнительного образования и структурам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях разрабатывать инновационные дополнительные образовательные программы, направленные на:
формирование у ребенка (подростка, старшеклассника) способностей к обнаружению новых возможностей действия, мышления, коммуникации в связи с изменением социокультурных условий жизнедеятельности;
становление его культурной и гражданской идентичности как фактора, обеспечивающего процессы самореализации, самодеятельности и саморазвития личности ребенка, принятие им ответственности за свое собственное будущее и будущее родного города.
2. Основные цели, задачи и сроки
реализации программы
Цель настоящей программы: модернизация муниципальной системы дополнительного образования через создание нового поколения образовательных программ как инновационного ресурса развития города.
Новый формат программ рассматривается как механизм самоопределения современных подростков и старшеклассников по отношению к тенденциям развития большого города.
В настоящее время процессы самоопределения подростков и юношества часто подменяются искаженными образами жизни, транслируемыми средствами массовой информации, "гламурной" рекламой, глянцевыми журналами или попадают под влияние тех взрослых, которые, отказавшись от собственных возможностей, оказались неуспешными в жизни. Не случайно по статистике дети подросткового и юношеского возраста составляют основную часть детей из группы риска - безнадзорных, правонарушителей. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 70% являются старшеклассниками.
Отсюда вывод о необходимости поддержки процессов самоопределения подростков, в том числе за счет развитой инфраструктуры системы дополнительного образования, ориентированной на следующие креативные секторы экономики:
- наука и технологии;
- техническое творчество и изобретательство;
- социальный менеджмент;
- реклама;
- архитектура;
- ремесла и промыслы;
- моделирование одежды;
- кино, телевидение, радио и Интернет;
- исполнительское искусство;
- визуальное (изобразительное) искусство и графический дизайн;
- писательское и издательское дело;
- музеи и наследие.
Учитывая содержание деятельности указанных отраслей, можно выделить как минимум четыре перспективных направления образовательных программ в системе дополнительного образования:
1) управленческие технологии;
2) научно-технические технологии;
3) гуманитарные технологии;
4) социальные технологии.
Так, программа может рассматриваться как своеобразная инфраструктура для создания нового поколения программ в муниципальной сфере дополнительного образования, способная обеспечить социальную эффективность и в перспективе инвестиционную привлекательность современного дополнительного образования.
Основные задачи программы:
развитие научно-технического, исследовательского и изобретательского творчества детей, подростков и юношества;
развитие детско-юношеского общественного движения как пространства становления гражданских ценностей и норм;
оформление системы поддержки креативного образа жизни современного детства и юношества посредством реализации муниципальных проектов по организации информационной подростково-юношеской среды и новых форм образовательного досуга;
оформление профессиональных сообществ, обеспечивающих становление корпоративной и профессиональной идеологии у педагогов дополнительного образования;
увеличение охвата детей системой дополнительного образования.
Срок реализации программы: 2009-2011 годы.
3. Механизм реализации программы
Источником финансирования городской целевой программы является бюджет города Красноярска.
Заказчиком программы является администрация города Красноярска.
Главное управление образования администрации города Красноярска осуществляет следующие функции в ходе реализации программы:
а) организационные:
проведение открытых конкурсов инновационных проектов и программ дополнительного образования;
организация работы стажерских площадок для педагогических команд образовательных учреждений по тиражированию образовательных проектов и программ нового формата;
организация ежегодного "Школьного форума" (системы открытых массовых мероприятий) как общегородской площадки по презентации и экспертизе образовательных результатов и достижений учащихся системы дополнительного образования и места для проведения ими исследования и проектирования городской среды;
б) методические:
научно-методическое и информационное сопровождение работ по реализации комплекса программных мероприятий;
издание сборника инновационных образовательных программ дополнительного образования;
в) контрольные:
ежеквартальный контроль за реализацией программных мероприятий по срокам, содержанию, финансовым затратам и ресурсам.
Открытый конкурс инновационных образовательных программ в системе дополнительного образования (далее - конкурс) является одним из механизмов управления программой, которая связывает концептуальные идеи городского социокультурного развития со способами их реализации посредством дополнительного образования и воспитания.
Конкурс призван создать условия для разработки нового поколения программ в системе дополнительного образования города Красноярска как механизма образовательной политики в различных сферах общественной жизни.
Целями конкурса являются:
- включение учащихся в современные технологии мышления, коммуникации, деятельности посредством научно-технического, исследовательского, изобретательского творчества, развития детско-юношеского общественного движения как пространства становления гражданских ценностей и норм;
- разработка нового содержания образования и освоение эффективных форм организации работы с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся;
- выявление и поддержка педагогических команд, способных создавать и реализовывать инновационные образовательные программы;
- создание условий для становления профессионального сообщества педагогов-проектировщиков в системе дополнительного образования.
Образовательные программы могут быть представлены по таким направлениям, как управленческие технологии, научно-технические технологии, гуманитарные технологии, социальные технологии.
При рассмотрении программ, подаваемых на конкурс, будут применены следующие оценочные критерии:
- программа должна предусматривать решение таких образовательных задач, которые актуальны и практически значимы для всех участников программы;
- участниками программы должны стать дети, подростки и молодежь из всех районов города, в том числе проживающие в условиях редуцированной среды (с ограниченными возможностями, с отклоняющимся поведением, оставшиеся без попечения родителей);
- программа должна содержать описание результатов, а также возможные механизмы их тиражирования;
- программа должна предусматривать механизмы деятельности по формированию сообщества педагогов-проектировщиков.
По итогам реализации программ-победителей организуется работа стажерских площадок по передаче опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ дополнительного образования, а также издается сборник инновационных программ и методических разработок.
Образовательные результаты и достижения учащихся, оформленные в рамках реализации инновационных образовательных программ, ежегодно представляются на "Школьном форуме".
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Функции муниципального заказчика при выполнении мероприятий программы осуществляют главное управление образования администрации города Красноярска, муниципальные учреждения дополнительного образования детей, муниципальные общеобразовательные учреждения (исполнители).
Контроль за исполнением программы осуществляет департамент социальной политики администрации города Красноярска.
4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств в процессе реализации программы
Экономическую эффективность расходования бюджетных средств можно оценить, применив следующие целевые показатели:
Показатели |
Плановый период (года) |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Охват подростков и старшеклассников в системе дополнительного образования |
27% |
30% |
40% |
Охват детей из группы риска в системе дополнительного образования |
10% |
10% |
10% |
Охват детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования |
1% |
1,5% |
2% |
Количество инновационных образовательных программ |
16 |
24 |
32 |
Педагоги дополнительного образования, вовлеченные в инновационную деятельность |
35% |
47% |
54% |
Охват подростков, старшеклассников, педагогов, ставших участниками "Школьного форума" |
8000 школьников, 115 педагогов |
8000 школьников, 115 педагогов |
8000 школьников, 115 педагогов |
5. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется путем сопоставления плановых показателей ожидаемых результатов реализации программы с фактическими результатами по каждому году в течение всего срока реализации программы.
6. Мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий (количественные показатели) |
Социально-экономические показатели эффективности реализации программных мероприятий или программы |
Орган, ответственный за исполнение мероприятий программы |
Объемы финансирования из бюджета города (в тыс. руб.) |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
I. Проведение городского конкурса инновационных программ дополнительного образования | |||||||||
1.1.Проведение аналитического семинара в рамках городского конкурса инновационных проектов и программ дополнительного образования по следующим направлениям: |
2009-2010 годы |
не менее 24 программ-победителей. Увеличение числа вовлеченных подростков и старшеклассников в систему дополнительного образования не менее чем на 13% (в 2007 г. - 27%; в 2010 г. -40%). Вовлечение детей из группы риска не менее 10% от общего охвата вовлеченных. |
увеличение инновационных программ дополнительного образования. Включение подростков, молодежи в социально позитивную деятельность и, как результат, снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних подростков и молодежи, вовлеченных в программы дополнительного образования |
главное управление образования администрации города Красноярска |
1140,0 |
1000,0 |
70,00 |
70,00 |
|
1.1.1. Научно-технические технологии |
|
увеличение охвата подростков и молодежи научно-технической деятельностью на 13% |
увеличение инновационных образовательных программ научно-технической направленности. Профессиональное самоопределение старшеклассников Снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних подростков |
главное управление образования администрации города Красноярска |
250,0 |
250,0 |
0,00 |
0,00 |
|
1.1.2. Управленческие технологии |
|
увеличение охвата подростков и молодежи, занимающихся в клубах, центрах, объединениях на 15% |
увеличение инновационных образовательных программ в сфере управленческих технологий. Увеличение количества подростков, молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической и гражданской направленности |
250,0 |
250,0 |
0,00 |
0,00 |
||
1.1.3. Гуманитарные технологии |
|
увеличение охвата подростков и молодежи, занимающихся в клубах, центрах, объединениях на 15% |
увеличение инновационных образовательных программ гуманитарной направленности. поддержка способных и талантливых подростков и старшеклассников. Профессиональное самоопределение старшеклассников. |
250,0 |
250,0 |
0,00 |
0,00 |
||
1.1.4. Социальные технологии |
|
увеличение охвата подростков и молодежи, занимающихся в клубах, центрах, объединениях на 15% |
социализация детей с ограниченными возможностями, детей из группы риска. Снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних |
250,0 |
250,0 |
0,00 |
0,00 |
||
Итого по подразделу I: |
1140,00 |
1000,00 |
70,00 |
70,00 |
|||||
II. Ежегодный "Школьный форум" как система общегородских массовых мероприятий по презентации и экспертизе образовательных результатов и достижений учащихся системы дополнительного образования | |||||||||
2.1.Организация и проведение ежегодного "Школьного форума" |
2009 -2011 годы |
не менее 15 городских массовых мероприятий. Охват 23000 школьников города (из них не менее 70% - старшеклассники и подростки, не менее 3% - дети с ограниченными возможностями здоровья), участие 350 педагогов |
вовлечение школьников города в систему практико-ориентированных, социально значимых проектов и программ в системе дополнительного образования |
главное управление образования администрации города Красноярска |
1260,00 |
400,00 |
430,00 |
430,00 |
|
Итого по подразделу II: |
1260,00 |
400,00 |
430,00 |
430,00 |
|||||
III. Работа стажерских площадок по передаче опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ дополнительного образования | |||||||||
3.1.Организация работы стажерской площадки по передаче опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ дополнительного образования |
2009 -2011 годы |
работа 12 стажерских площадок. Повышение профессионального уровня 40 управленческих и педагогических команд |
оформление профессионального сообщества педагогов дополнительного образования, обеспечивающего становление корпоративной и профессиональной идеологии. Повышение качества реализуемых программ дополнительного образования |
главное управление образования администрации города Красноярска |
400,00 |
200,00 |
100,00 |
100,00 |
|
Итого по подразделу III: |
400,00 |
200,00 |
100,00 |
100,00 |
|||||
Всего |
2 800,00 |
1600,00 |
600,00 |
600,00 |
Начальник главного
управления образования |
Н.И. Жилинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.