Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
Программа
информатизации детского образования в городе Красноярске
на 1998-2000 годы
31 марта 2000 г.
Паспорт
Программы информатизации детского образования в городе Красноярске
на 1998-2000 годы
Разработчики | Управление образования администрации г.Красноярска. Общественный координационный совет по информатике, вы- числительной технике и связи г.Красноярска. |
|
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является формирование условий для вы- полнения федеральных стандартов, учебных планов в об- области компьютерного образования и создание предпо- сылок для его дальнейшего развития. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: - найти и заставить работать механизмы привлечения средств в сферу информатизации школьного образования; - обеспечить постоянное улучшение материально-техни- ческого обеспечения информатики в образовательных уч- реждениях города из разных источников финансирования; - привлечь общественность, ВУЗы, предприятия и учреж- дения города для решения проблем в области информати- зации образования; - осуществлять поддержку лучших учителей, использую- щих компьютер в учебной деятельности; - постоянно проводить общегородские мероприятия в об- ласти детской информатики; - осуществлять поддержку в области информатики выпу- скников школ из малообеспеченных семей, детей-сирот, трудных подростков; - осуществлять специальную компьютерную подготовку среди допризывной молодежи; - организационно и финансово поддерживать функциони- рование городской информационной образовательной сети. |
|
Этапы | Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап - 1998 год. 2 этап - 1999-2000 годы. |
|
Конкретные дей- ствия по решению задач Программы на 1 этапе (1998 год) |
Приоритетами 1 этапа являются: - формирование современной материально-технической базы информатизации школьного образования; - поддержка учителя, использующего компьютерные тех- нологии в своей профессиональной деятельности; - уточнение и дальнейшая разработка Программы на 2 этап по ряду пунктов (инновационный комплекс, механиз- мы финансирования, информационные образовательные се- ти подготовка, переподготовка и повышение квалифика- ции учителей и др.). |
|
Прогнозируемый результат выпол- нения 1 этапа: |
Результатом 1 этапа станет: - сохранение городских традиций в области детской ин- форматики; - материально-техническое обеспечение учебного про- цесса 50% школ города; - формирование и поддержка подростковых клубов, моло- дежных центров, в том числе и ВСТЦ "Патриот", по месту жительства; - поддержка и сохранение в школе лучших учителей в области информационных технологий; - подготовка условий для создания инновационных уч- реждений в области школьной информатики. |
|
Действия по ре- шению задач Про- граммы на 2 эта- пе (1999-2000 годы) |
Приоритетами 2 этапа являются: - продолжение формирования современной материально- технической базы информатизации школьного образования, подростковых клубов, молодежных центров; - создание инновационного комплекса в области инфор- матизации детского образования; - создание действенной системы подготовки, перепод- готовки и повышения квалификации учителей, использую- щих компьютер в своей профессиональной деятельности; - разработка Программы информатизации детского обра- зования в г.Красноярске на следующие 3-5 лет. |
|
Общая оценка стоимости реали- зации Программы |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в т.ч. в под- ростковых клубах, молодежных центрах Обслуживание, ремонт и модернизация Поддержка учителя Материально-техническое обеспечение ком- пьютерных подростковых клубов, молодеж- ных центров Проведение мероприятий, в том числе на ежегодный городской фестиваль для допризывной молодежи "Электронный полигон" Создание инновационного комплекса Разработка Программы Городской бюджет Краевой бюджет Внебюджетные средства |
14 млн. 300 тыс.руб. 36 тыс.руб. 2 млн.руб. 64 тыс.500 руб. 36 тыс.руб. 1 млн.510 тыс.руб., из них 240 тыс.руб.- городской бю- джет; 14 тыс.руб.; 810 тыс.руб.- краевой бюд- жет; 65 тыс. 500 тыс.руб. - краевой бюд- жет; 16 млн. 540 тыс.руб. 16 млн. 540 тыс.руб. 1 млн. 270 тыс.руб. |
Прогнозируемый результат выпол- нения 2 этапа |
Результатом 2 этапа станет: - умножение городских традиций в области детской ин- форматики; - материально-техническое обеспечение учебного про- цесса во всех школах города; - система разработки и внедрения предметных информа- ционных образовательных технологий; - построение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя информатики и создание нормальных условий для его работы; - полноценное функционирование информационной образо- вательной сети. Таким образом, в г.Красноярске к концу 2000 года бу- дет создано детское информационное образовательное пространство, которое позволит дать качественную под- готовку в области информатизации каждому ребенку, допризывнику, курсанту ВСТЦ "Патриот", вне зависимости от того, в каком районе города он живет. |
|
Исполнители | Управление образования администрации г.Красноярска. Районные отделы образования г.Красноярска. |
|
Контроль за ис- полнением |
Городской Совет. |
Программа действий в области информатизации детского образования
в городе Красноярске на 1998-2000 годы
1. Цели и задачи
Целью Программы является формирование условий для выполнения федеральных стандартов, учебных планов в области компьютерного образования и создание предпосылок для его дальнейшего развития.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- найти и заставить работать механизмы привлечения средств в сферу информатизации школьного образования;
- обеспечить постоянное улучшение материально-технического обеспечения информатики в образовательных учреждениях города из разных источников финансирования;
- привлечь общественность, ВУЗы, предприятия и учреждения города для решения проблем в области информатизации образования;
- осуществлять поддержку лучших учителей, использующих компьютер в учебной деятельности;
- постоянно проводить общегородские мероприятия в области детской информатики;
- организационно и финансово поддерживать функционирование городской образовательной сети.
Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап - 1998 год, 2 этап - 1999-2000 годы.
2. Действия по решению задач программы на 1 этапе (1998 год)
Приоритетами 1 этапа являются:
- формирование современной материально-технической базы информатизации школьного образования;
- поддержка учителя, использующего компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности;
- уточнение и дальнейшая разработка Программы на 2 этап по ряду пунктов (инновационный комплекс, механизмы финансирования, информационные образовательные сети, подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и др.).
2.1. Инновационный комплекс в области информатизации
детского образования
Специфика информационных образовательных технологий такова, как показывает мировая и российская практика, что без изменения содержания существующих в школах предметных учебных областей гармонично встроить компьютер в образовательный процесс не удается. Нужны достаточно серьезные исследования, эксперименты, новые программы. Необходимо создать инновационный комплекс в области информационных образовательных технологий.
Под инновационным комплексом понимается научная лаборатория, состоящая из разработчиков информационных образовательных технологий, компьютерный Центр, где будут проходить первые проверки и адаптация технологий, школа - экспериментальная площадка, куда разработанные технологии будут внедряться в первую очередь.
Для решения вопросов по конкретным задачам, механизмам их решения, структурам на 1 этапе необходимо провести конкурс проектов программ, экспериментальных образовательных технологий, результатом которого и будет создание на 2 этапе инновационного комплекса в области информатизации образования.
2.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для того, чтобы обеспечить 146 школ города вычислительной техникой в количестве, достаточном для выполнения обязательного базового учебного плана, необходимо поставить 13-15 компьютеров в каждую школу.
Кроме вычислительной техники необходимо соответствующее программное обеспечение и методические материалы. По подсчетам эксперта стоимость комплексного образовательного пакета, обеспечивающего основные требования базисного учебного плана, составляет на сегодняшний день 20% от стоимости оборудования. На первом этапе предполагается приобрести компьютеры в те образовательные учреждения города, где есть соответствующие условия ее правильной и интенсивной эксплуатации (учителя, помещения, мебель и т.д.).
Закупка оборудования будет осуществляться на конкурсной основе.
2.3. Поддержка и материально-техническое обеспечение работы учителя,
использующего компьютер в учебной деятельности
В условиях постоянно снижающегося внимания к информатике в школе основной проблемой становится уход из школ наиболее квалифицированных специалистов: инженеров и учителей. Чтобы остановить этот процесс, необходимо решить целый комплекс проблем (условия работы, техническая база, программное обеспечение, повышение квалификации, обслуживание техники и т.д.).
Опросы наиболее квалифицированных учителей информатики показали, что основной причиной их сегодняшней неудовлетворенности пребывания в школе является неудовлетворенность работой, которая, в свою очередь, связана с невозможностью работать на современном компьютерном оборудовании. Поэтому на 1 этапе необходимо принять решение о выделении современного персонального компьютера в конкретный класс под конкретного учителя.
Для поиска долговременных решений необходимо финансирование рабочей группы, состоящей из управленца, учителя, психолога, экономиста, специалистов по аппаратным и программным компьютерным средствам, специалиста ВУЗа.
Результатом деятельности группы станет разработка реальной программы по созданию нормальных условий для работы учителя информатики, его профессионального роста. В программе должна быть заложена тенденция все большей престижности и привлекательности работы учителем.
2.4. Городская образовательная сеть
На 1 этапе необходимо:
- провести модернизацию существующего коммуникационного оборудования;
- провести два проектировочных семинара по разработке коммуникационных образовательных проектов, подготовке модераторов;
- установить и поддерживать разработками новые современные сетевые технологии общения и передачи информации (файловый сервер, Web-сервер на локальной сети, MIRC и др.);
- подключить первую очередь образовательных учреждений города (7 Центров школьной информатики, 12 передовых школ) к глобальной сети "Интернет";
- создать специальный образовательный Фонд, из которого будет оплачиваться график детских образовательных учреждений. Средства Фонда только на треть должны состоять из бюджетных средств, остальные - за счет предприятий и коммерческих фирм города;
- разработать программу дальнейшего развития сети и ее интеграции в краевую образовательную сеть.
2.5. Ежегодные городские мероприятия в области детской информатики
В условиях, когда мы не можем вкладывать достаточных средств в развитие информатики на местах, в школах, не можем поддержать в необходимой мере образовательный процесс, нам остается попытаться сохранить важнейшие и самые массовые мероприятия в области детской информатики:
1) детский компьютерный Фестиваль (ежегодно, мартовские каникулы);
2) летняя компьютерная Школа (Нортландия) для детей 12-14 лет (ежегодно, август);
3) конференция учителей, использующих компьютер в учебном процессе;
4) городской фестиваль для допризывной молодежи "Электронный полигон" (ежегодно, апрель).
Система мероприятий объединяет компьютерное сообщество людей, неравнодушных к детской информатике, пропагандирует новые информационные технологии, дает возможность полноценного профессионального общения детей и взрослых, что ведет к росту их квалификации, выделяет и поощряет детей, имеющих особые способности к информатике.
2.6. Оценка стоимости 1 этапа реализации Программы за счет средств
городского бюджета
Мероприятия | Сумма |
Материально-техническое обеспечение обра- зовательного процесса (компьютеры) 1 млн. 300 тыс.рублей Проведение мероприятий 94 тыс.рублей Всего: 1 млн. 394 тыс.рублей |
Кроме этого, планируется привлечь внебюджетные средства на проведение компьютерного фестиваля, конкурса инновационных проектов.
2.7. Прогнозируемый результат выполнения 1 этапа
Результатом 1 этапа станет:
- сохранение городских традиций в области детской информатики;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса 50% школ города;
- поддержка и сохранение в школе лучших учителей в области информационных технологий;
- подготовка условий для создания инновационных учреждений в области школьной информатики.
3. Действия по решению задач программы на 2 этапе
(1999-2000 годы)
Приоритетами 2 этапа являются:
- продолжение формирования современной материально-технической базы информатизации школьного образования;
- создание инновационного комплекса в области информатизации детского образования;
- создание действенной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, использующих компьютер в своей профессиональной деятельности;
- разработка программы информатизации детского образования в г.Красноярске на следующие 3-5 лет.
3.1. Формирование инновационного комплекса в области информатизации
детского образования
На основании проведенного конкурса проектов формируются структурные образования, состоящие из двух, трех научно-исследовательских лабораторий, нескольких Центров информационных технологий, 5-7 школ города, где и проводится основная работа по созданию, апробации и внедрению информационных технологий в учебный процесс. К разработкам должны быть подключены ведущие в этой области ВУЗы города. Финансирование комплекса должно быть смешанным. Бюджетная часть должна включать: финансирование штатов лабораторий (на 50%), оборудование лабораторий (на 30%), доплаты методистам Центров и учителям школ, принимающим активное участие в адаптации технологий (100%).
3.2. Продолжение материально-технического обеспечения
образовательного процесса
После выполнения задач 1 этапа на 2 этапе необходимо обеспечить оборудованием еще 80 школ города, для чего потребуется 10 млн.рублей (6 млн.рублей - в 1999 году, 4 млн.рублей - в 2000 году). По экспертным оценкам стоимость программного обеспечения в 1999-2000 годах возрастет и составит 30% от стоимости оборудования.
С 2000 года необходимо заложить деньги на возможный ремонт техники и модернизацию. Практика обслуживания компьютерного оборудования показывает, что оно достаточно надежно, и стоимость послегарантийного ремонта редко достигает 5% от стоимости оборудования. Модернизация требует больших средств и составляет 20% от стоимости оборудования. Таким образом, общая стоимость обслуживания, ремонта и модернизации техники, приобретенной в 1998 году, составит 2 млн.рублей.
3.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации
учителей, использующих компьютер в своей профессиональной деятельности
Основываясь на результатах рабочей группы, в 1999 году необходимо провести мероприятия по созданию нормальных условий для работы учителя, его профессионального роста.
Совместно с ВУЗами города, существующими Центрами подготовки в области компьютерных технологий, Институтом усовершенствования учителей предстоит создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.
Для создания такой системы необходимо:
- определить объем и глубину необходимых учителю знаний и умений;
- на конкурсной основе определить структуры, которые могут дать качественно и в полном объеме то, что учителю нужно;
- выработать критерии и провести аттестацию таких учреждений.
Система таких учреждений должна быть достаточно разветвленной, и учитель вправе сам выбрать, где ему учиться, что приведет к конкуренции между подобными учреждениями, а следовательно, - к повышению качества обучения и установлению разумных цен.
На начальном этапе необходимо выделить некоторые бюджетные средства на повышение квалификации учителей (60 тысяч - в 1999 году). Однако уже в 2000 году разумно перейти к системе, когда учитель из личных средств оплачивает переподготовку или повышение своей квалификации, имея в виду, что это приведет, в конечном счете, к повышению его заработной платы на основном рабочем месте.
Общий объем финансирования по реализации мероприятий по поддержке учителя на 2 этапе будет известен только после окончания первого этапа.
3.4. Городская образовательная сеть
На 2 этапе необходимо:
- провести необходимые мероприятия по интеграции городской сети в краевую образовательную сеть;
- приобрести необходимое оборудование для подключения большей части (70%) образовательных учреждений, молодежных центров районных и городского комитетов по делам молодежи к краевой информационной образовательной сети;
- провести подготовку учителей - пользователей сети и коммуникационных образовательных проектов;
- создавать наполнение сети;
- подключить 50% школ города к глобальной сети "Интернет", а также комитеты по делам молодежи города и их центры;
- финансировать Фонд телекоммуникаций, из которого будет оплачиваться график детских образовательных учреждений.
3.5. Проведение ежегодных городских мероприятий в области
детской информатики
В 1999-2000 годах необходимо создать систему районных детских компьютерных фестивалей, чтобы каждый ребенок мог попасть на фестиваль. Городской фестиваль должен стать финальной частью детского компьютерного движения.
Районные фестивали: ноябрьские, январские каникулы.
Городской детский компьютерный фестиваль: мартовские каникулы.
Летняя компьютерная Школа (Нортландия) для детей 12-14 лет (ежегодно, август).
В 1999 году должна появиться летняя компьютерная Школа для детей 14-16 лет (ежегодно, август).
Конференция учителей, использующих компьютер в учебном процессе.
Городской фестиваль допризывной молодежи "Электронный полигон" (ежегодно, апрель).
Решением Красноярского городского Совета от 31 марта 2000 г. N В-250 в пункт 3.6 настоящего Приложения внесены изменения
3.6. Оценка стоимости 2 этапа реализации Программы за счет средств
городского бюджета
Мероприятия | Сумма 1999 года | Сумма 2000 года |
Материально-техническое обеспече- ние образовательного процесса 7 млн.800 7 млн.120 (компьютеры, программное обеспе- тыс.руб. тыс.руб. чение) Проведение мероприятий 80 тыс. - бюджет 14 тыс.руб. 94 тыс.руб. Всего: 7 млн.814 7 млн.214 тыс.руб. тыс.руб. |
3.7. Прогнозируемый результат выполнения 2 этапа
Результатом 2 этапа станет:
- умножение городских традиций в области детской информатики;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса во всех школах города;
- система разработки и внедрения предметных информационных образовательных технологий;
- построение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя информатики и создание нормальных условий для его работы;
- полноценное функционирование информационной образовательной сети.
Таким образом, в городе Красноярске к концу 2000 года будет создано детское информационное образовательное пространство, которое позволит дать качественную подготовку в области информатизации каждому ребенку, вне зависимости от того, в каком районе города он живет.
4. Система образования в области информатизации
и общественность
Нельзя недооценивать исключительно важную роль, которую играет общественность во взаимоотношениях с властью, управленцами разных уровней, и, в целом, в системе школьного образования.
Через свои структуры - общественные Советы, родительские конференции, клубы и др., взаимодействуя с системой образования и системой управления, общественность:
- осуществляет экспертизу идущих в образовании процессов, оценивая их с иной собственной стороны;
- инициирует принятие новых решений;
- воздействует на другие структуры - участников околообразовательного сотрудничества, помогая, например, в реализации механизмов финансирования.
Поэтому необходимо поддержать существующие общественные структуры в области информатизации школьного образования и инициировать появление новых.
5. Пропаганда задач программы в органах власти
и управления среди руководителей производственных
и коммерческих предприятий и организаций
Для пропаганды Программы и информирования о процессе ее реализации необходимо:
- распространение информационных бюллетеней;
- приглашение всех заинтересованных сторон к участию в общегородских мероприятиях в области информатизации детского образования;
- отражение процессов информатизации в средствах массовой информации.
6. Система организации контроля за исполнением
программы
Для осуществления контроля на 1 этапе необходимо разработать критерии качественной и количественной оценки выполнения названных этапов Программы.
Будет практиковаться общественный аудит.
Основной контроль осуществляет Красноярский городской Совет.
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета от 1 июля 1998 г. N В-116 "О Программе информатизации детского образования в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.