Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
от 28 декабря 1998 г. N 16-143
Межведомственная программа
"Здоровье детей г.Красноярска на 1999-2000 годы"
Паспорт
Межведомственной программы
"Здоровье детей г.Красноярска на 1999-2000 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы | Межведомственная программа "Здоровье детей |
| | г.Красноярска на 1999-2000 годы" |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Основание для разра- |Закон Российской Федерации "Об образовании", |
|ботки Программы |постановление Правительства РФ от 10.08.98 |
| |N 917 "О концепции государственной политики в |
| |области здорового питания населения Российской |
| |Федерации на период до 2005 года", Указ Прези- |
| |дента РФ от 19.02.98 N 210 "О продлении дейст- |
| |вия Президентской программы "Дети России", |
| |представление ЦГСЭН |
По-видимому, в предыдущей строке допущена опечатка. Дату "19.02.98" следует читать "19.02.96"
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Государственный |Красноярский городской Совет |
|заказчик | |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Основной разработчик |Управление образования администрации г.Крас- |
|Программы |ноярска |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Цели и задачи |Создание для детей и подростков |
|Программы |здоровой среды в образовательных учреждениях |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Исполнители |Управление образования администрации г.Красно- |
| |ярска |
| | |
| |Главное управление здравоохранения администра- |
| |ции г.Красноярска |
| | |
| |Управление социальной защиты населения админи- |
| |страции г.Красноярска |
| | |
| |Комитет по физической культуре, спорту и туриз-|
| |му администрации г.Красноярска |
| | |
| |Комитет по делам молодежи администрации |
| |г.Красноярска |
| | |
| |Образовательные учреждения |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Объемы и источники |Общий объем необходимых финансовых средств |
|финансирования |для реализации Программы в: |
| | |
| |- 1999 году - 6030 тыс.руб.; |
| | |
| |- 2000 году - 19000 тыс.руб. |
| | |
| |за счет городского бюджета |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Укрепление и сохранение здоровья детей, |
|результаты |предупреждение школьной патологии |
|-----------------------+-----------------------------------------------|
|Организация контроля |Красноярский городской Совет, |
|за исполнением |комитет по социальной политике |
\-----------------------------------------------------------------------/
I. Анализ социально-экономической,
педагогической и медицинской ситуации
Здоровье населения - главная проблема нашей страны, так как весь государственный потенциал (и экономический, и творческий), все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, развития науки и культуры - все достигается на основе сохранения и поддержания здоровья населения страны.
Вместе с тем современная социальная и экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: нестабильность правовых и моральных критериев, забастовки, безработица, миграция населения, задолженности по зарплате и другие. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни людей. Эти перемены повлияли прежде всего на психическое здоровье населения. Они провоцируют социальную и психологическую дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности.
Происходящие процессы особенно болезненно сказываются на детях. В городе постоянно увеличивается число брошенных детей, растет количество детей с нарушением психического и физического развития.
Не лучше обстоит дело и с физическим здоровьем детей. По данным управления здравоохранения лишь 12% детей, прошедших медицинский осмотр, оказались практически здоровыми, остальные имеют функциональные нарушения и отклонения или хроническую патологию. Высокая заболеваемость детей обусловлена снижением иммунитета вследствие неблагоприятных экологических факторов, витаминной недостаточностью, отсутствием профилактической стоматологической помощи, йодной профилактики патологии щитовидной железы, профилактики гельминтозов. Очень важна инфицированность детей микобактериями туберкулеза - 70% детей являются инфицированными и требуют профилактического лечения. Необходима вакцинопрофилактика всех инфекционных заболеваний.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время, требует долгосрочных программ мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья детей.
В связи с этим здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей. Вся предыдущая практика образования способствовала появлению различных форм школьной патологии: нарушение осанки (62%), функциональные нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (24,5%), нервно-психические расстройства (20-30%), близорукость - до 33,3% в начальной школе и более 60% у выпускников школ. Появление альтернативных учебных заведений с увеличенной учебной нагрузкой, внедрение авторских программ, не имеющих медико-физиологического обоснования, компьютеризация школы, интенсификация учебного процесса усугубили данную ситуацию. Поэтому одной из основных задач системы образования является создание для детей здоровой среды в образовательных учреждениях города. Для этого необходим межведомственный подход, сотрудничество и консолидация органов образования и здравоохранения, социальной защиты и других служб и управлений администраций, а также общественности школы и родителей.
II. Цели, задачи и основные направления
реализации Программы
Целью Программы является создание для детей и подростков здоровой среды в образовательных учреждениях города Красноярска. Она включает решение следующих задач:
1. Мониторинг здоровья детей города. Создание компьютерной программы "Банк здоровья детей и подростков" для образовательных учреждений города. Анализ состояния здоровья детей с внедрением новых методик, критериев и тестов с разработкой медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны здоровья детей.
2. Создание ситуации заинтересованности медицинского работника, воспитателя и учителя в сохранении здоровья детей:
- учет показателей здоровья детей в детских коллективах;
- разработка критериев оценки динамики здоровья детей в группах и в классе в течение года и методов материального поощрения учителя, воспитателя и врача по результатам оценки здоровья детей;
- учет показателей состояния здоровья детей при аттестации воспитателя, учителя и при аккредитации учреждения;
- оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
3. Создание ситуации заинтересованности детей в сохранении собственного здоровья:
организация работ по гигиеническому воспитанию детей и родителей (лиц, их заменяющих).
4. Пропаганда здорового образа жизни:
- создание на канале телевидения постоянного учебного цикла "Уроки здоровья" - нового для начальной и средней школы - в рамках действующих учебных программ;
- оформление в местной печати постоянной рубрики "Хочу быть здоровым";
- издание популярной литературы о здоровье для детей, родителей и учителей;
- реклама здорового образа жизни в средствах массовой информации;
- проведение конкурсов школьных сочинений, рисунков, фильмов, программ, КВН и др. на тему здоровья;
- тиражирование и внедрение Программы и методических разработок учебника "Экологическая азбука";
- подготовка, организация и проведение городской экологической олимпиады для начальной школы;
- разработка процедуры оценивания и поощрения участников КВН, олимпиад, летних школ, конкурсов и т.п.;
- организация подготовки материалов по Программе "Здоровье - подрастающему поколению" для представления на Web-сервере ГУО.
5. Разработка и внедрение имеющихся разработок по сохранению и развитию здоровья школьников:
- использование ресурсов базовых образовательных учреждений здоровья для разработки и комплексного внедрения здоровьеразвивающих технологий и режимов обучения с различными формами медицинского обслуживания детей;
- внедрение методов профилактики наркомании у детей школьного возраста;
- разработка нового подхода в оценке здоровья детей с целью получения комплексной информации о функциональном состоянии ребенка для выявления донозологических состояний и своевременной профилактики, а также для эффективной организации индивидуального подхода в обучении;
- проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности детей к обучению;
- проведение экономического обоснования затрат при внедрении всех здоровьесохраняющих подходов в сравнении с контрольной школой и оценка экономического эффекта;
- открытие в районных Центрах диагностики психолого-педагогических консультаций для семьи и школы;
- формирование группы по экспертной оценке деятельности базовых (пилотных) учреждений;
- создание совместно с ЦГСЭН санитарно-гигиенических паспортов школ города с целью анализа существующей ситуации и выдачи практических рекомендаций по улучшению гигиенических условий среды обучения и учебного процесса; лицензирование образовательных учреждений.
6. Адресная помощь нуждающимся детям:
- через усиление питания;
- через психолого-медико-педагогическую реабилитацию;
- через устройство и содержание муниципальных приютов, детских домов, специальных (коррекционных) учреждений;
- через обеспечение адаптации в образовательном учреждении;
- через организацию летнего труда и отдыха детей.
III. Основные этапы реализации Программы
1999 год, январь-декабрь
1. Приобретение мебели по росту детей и приведение в соответствие с нормами освещенности в классных комнатах.
2. Приобретение аптечек неотложной помощи.
3. Разработка и утверждение нормативно-правового обеспечения Программы.
4. Создание информационного обеспечения Программы (приложение) и компьютерной программы "Банк здоровья детей и подростков" для образовательных учреждений города.
5. Внедрение и контроль доказавших свою эффективность здоровьесохраняющих режимов (метод офтальмотренажа, метод ранней диагностики снижения зрения, режим динамических поз, введение координаторных физминуток, сезонной минерализации пищи и т.п.) в пилотных образовательных учреждениях. Проведение сравнительного анализа полученных результатов с контрольной школой или классами.
6. Разработка критериев оценки динамики состояния здоровья детей в группе и классе в течение года и методов материального поощрения воспитателей и учителей по их результатам работы за год.
7. Разработка блока здоровья детей в требованиях при аттестации воспитателя и учителя и при аккредитации образовательного учреждения.
8. Внедрение методов профилактики наркомании у детей школьного возраста.
9. Разработка лекционных курсов по здоровьеразвивающим принципам и методам обучения для учителей.
10. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и родителей.
11. Реклама здоровья в средствах массовой информации; проведение конкурсов, олимпиад среди школьных сочинений, рисунков, фильмов, программ, КВН и др. на тему здоровья.
12. Разработка программ непрерывного экологического образования для учащихся 2 ступени.
2000 год, январь-август
1. Лицензирование образовательных учреждений.
2. Разработка критериев ранней диагностики и коррекции функциональной готовности детей к обучению.
3. Разработка нового подхода в оценке здоровья детей в декретированных возрастах с целью получения комплексной информации о функциональном состоянии ребенка для выявления донозологических состояний и своевременной профилактики, а также для эффективной организации индивидуального подхода в обучении. Необходимость такой разработки назрела, т.к. существующая в настоящее время система ежегодных осмотров поглощает огромный финансовый ресурс, не давая полезного результата.
4. Комплексное обследование дважды в год детей экспериментальных групп и классов, где внедрены новые технологии в обучении и физическом воспитании в сравнении с контрольными классами.
5. Проведение по желанию родителей и детей оценки уровня готовности детей к обучению с выдачей индивидуальных рекомендаций для них и педагогов.
6. Создание совместно с ЦГСЭН санитарно-гигиенических паспортов школ города с целью контроля и выдачи практических рекомендаций по улучшению гигиенических условий среды обучения и учебного процесса; лицензирование соответствия СанПиН образовательных учреждений.
7. Проведение экономического обоснования затрат при внедрении всех здоровьесохраняющих подходов в сравнении с контрольным образовательным учреждением и оценка экономического эффекта.
8. Создание на канале телевидения постоянного учебного цикла "Уроки здоровья" - нового для начальной и средней школы - в рамках действующих учебных программ.
9. Оформление в местной печати постоянной рубрики "Хочу быть здоровым".
10. Издание популярной литературы о здоровье для детей, родителей и учителей.
11. Публикации в центральной печати по результатам годичного эксперимента с указанием источника финансирования.
12. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и родителей.
2000 год, сентябрь-декабрь
1. Создание при районных центрах медико-физиологических и психологопедагогических консультаций для семьи и школы.
2. Формирование группы по экспертной оценке деятельности пилотных учреждений здоровья.
3. Оформление отчета о результатах трехлетней деятельности по Программе.
4. Внедрение положительного опыта в школах города Красноярска.
5. Научные публикации в центральной печати по результатам трехгодичного эксперимента с указанием организации, поддержавшей данную Программу.
IV. Механизм реализации
Программа "Здоровье детей г.Красноярска" является межведомственной, отрабатывается и реализуется на 3-х организационных уровнях:
1. Уровень образовательных учреждений.
Всесторонне Программа здоровья детей на 1 этапе в пилотных школах и дошкольных образовательных учреждениях, а затем во всех образовательных учреждениях включает следующие компоненты:
- формирование здоровой среды школы, в т.ч. комплексное внедрение здоровьесохраняющих и здоровьеразвивающих технологий, режимов обучения с различными формами медицинского обслуживания детей;
- лечебно-профилактическая деятельность;
- физическое воспитание;
- школьная медицинская служба;
- питание;
- образование в области здоровья;
- банк здоровья детей;
- вовлечение родителей и общественности.
2. Районный уровень.
Программа на районном уровне включает в себя:
- методическое сопровождение через районные Центры диагностики и коррекции;
- организацию психологической службы;
- информационную поддержку;
- адресную помощь нуждающимся;
- организацию питания;
- приведение в соответствие с нормами освещенности школ.
3. Городской уровень.
Межведомственная программа на городском уровне подразумевает:
- координацию и сотрудничество различных служб, ведомств;
- подготовку нормативно-правовой базы с ориентацией на создание здоровой среды для обучения детей;
- приобретение школьной мебели по росту учащихся;
- организацию городского конкурса "Школа здоровья";
- создание специального отдела в городской психолого-медикопедагогической консультации;
- лицензирование;
- информационное обеспечение (разработка пакета и закупка программных средств "Банк здоровья детей", приложение).
Школа, претендующая на статус "Школа здоровья", должна обеспечить создание здоровой среды в школе и соответствовать следующим требованиям:
1) школа должна соответствовать требованиям СанПиНа;
2) медицинское обслуживание в образовательных учреждениях должно быть ориентировано на раннюю диагностику и профилактику заболеваний, и особой строкой в отчетах должно проходить "школьные болезни" (снижение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистые заболевания, нервнопсихические расстройства);
3) учебно-воспитательный процесс должен быть построен по здоровьеразвивающим принципам (в режиме динамических поз, с физминутками, офтальмотренажем), длительность перемен и уроков, а также количество учебных часов должны соответствовать гигиеническим требованиям. Сам режим учебного процесса и его содержание должны формировать стереотипы культуры труда у детей;
4) в образовательных учреждениях должно вестись образование в области здоровья на основе введения идей охраны здоровья в содержание уже имеющихся предметов, а не введения дополнительного занятия сверх программы. Через содержание учебно-воспитательного процесса должен формироваться престиж здоровья, здорового образа жизни;
5) физическое воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие ребенка;
6) служба питания должна способствовать сохранению здоровья и обеспечивать полноценное гармоничное физическое развитие;
7) консультирование, психологическая и социальные службы должны создавать позитивную атмосферу в дошкольных учреждениях и школе;
8) все вновь введенные экспериментальные программы должны подвергаться компетентной экспертизе по влиянию их на здоровье детей;
9) в образовательных учреждениях должен проводиться мониторинг здоровья, создаваться банк здоровья детей.
Методическое обеспечение Программы осуществляет отдел валеологии, который планируется открыть при городской межведомственной медикопсихологопедагогической консультации.
V. Ожидаемые результаты
1. Повышение эффективности психологической и медицинской помощи детям и улучшение социально-психологической ситуации в городе.
2. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
3. Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
4. Уменьшение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний и искоренение вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики).
В целом предполагается, что создание здоровой среды в образовательных учреждениях, профилактические мероприятия благодаря внедрению здоровьесохраняющих технологий потребуют меньших финансовых вложений, чем лечение и реабилитация детей, теряющих здоровье без этих мероприятий. Планируется экспериментально на примере нескольких школ подсчитать экономический эффект с экстраполяцией в масштабе города.
VI. Система мероприятий и финансовые расходы на их реализацию
в 1999 году
Перечень мероприятий | Сроки | Организаторы работы |
Затра- ты |
Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Нормативно-правовое до УО, УЗ Принятие нор- обеспечение Программы. 01.09.99 мативно-пра- Разработать проекты вового акта документов: - Положение о профилак- тике заболеваний у де- тей; - Положение о городс- ком конкурсе "Школа здоровья"; - Положение о базо- вой школе; - изменения в Положе- ние о ГМППК и Уставы районных Центров диагностики и кор- рекции; - постановление ад- министрации города о введении дополнитель- ных ставок врачей в ОУ и утверждение их функциональных обя- занностей; - Целевая программа Департамент Улучшение де- "Индустрия детского продовольст- тского пита- питания". венных ре- ния сурсов и мар- кетинга. 2. Приведение в со- ежеме- УО, руководи- Получение ли- ответствие с требова- сячно тели ОУ цензий ниями санитарно-ги- гиенических условий ОУ, лицензирование учреждений. 3. Лечебно-профилак- ежеме- 407 Укрепление тические мероприятия: сячно тыс.руб. здоровья де- - профилактические УЗ тей прививки; - витаминизация; УЗ йодная профилактика; - профилактика ин- УЗ, УО фекционных заболева- ний, гельминтозов; - мероприятия по УЗ, УО предупреждению ка- риеса; - повышение иммун- УО, ОУ ного статуса у де- тей. 4. Совершенствование по осо- ГКФКиС Повышение системы физического бому уровня двига- воспитания детей графи- тельной под- (организация специ- ку готовленнос- альных медицинских ти и укрепле- групп). ние здоровья детей. Моти- вация занятий оздоровитель- ными формами физической культуры 5. Создание системы до Департамент Качество и разнообразного пита- 01.09.99 продовольст- разнообразие ния с учетом индиви- венных ресур- питания дуальных предпочте- сов и марке- ний детей. тинга, базо- вые школы 6. Создание системы с УО, УЗ, обра- Обеспечение психологической и ме- 01.02.99 зовательные методической дико-социальной помо- учреждения работы всех щи в образовательных школ. Откры- учреждениях. тие отдела валеологии в ГМППК. Соз- дание Центра развития ре- бенка 7. Введение дополни- УЗ 394,1 Создание шко- тельных 67,75 ставок тыс.руб. льной медици- врачей в ОУ. нской службы 8. Подготовка и пере- еже- ИПК, ГМЦ Подготовка подготовка кадров. годно специалистов по валеологи- ческой дея- тельности 9. Укрепление учеб- ежеме- УО 5000 Приобретение но-материальной ба- сячно тыс.руб. школьной ме- зы образовательных бели, обору- учреждений (мебель дования и по росту, освещен- проведение в ность, школьные ап- соответствии течки неотложной с нормами ос- освещенности ОУ 10. Адресная помощь: ежеквар- УО, УСЗ, 8000 Проект пос- - организация летне- тально КДМ, ГСК тыс.руб. тановления го отдыха детей и Главы города подростков; "Об организа- - усиление питания; ции летнего - психолого-медико- труда и отды- педагогическая реа- ха детей билитация. 11. Переход на новую до УЗ, базовые 180,6 Создание систему оценки сос- 01.12.99 школы (КГПУ - тыс.руб. стандартного тояния здоровья де- школа N 11, комплекта тей и формирование КГУ - школы методик и ин- банка данных. NN 106, 17) формационной базы по меди- ко-биологи- ческим и мор- фофункциона- льным и пси- хологическим составляющим состояния здоровья де- дей (разра- ботка и внед- рение крите- риев нормати- вов для оцен- ки развития и степени адап- тации к учеб- ной и физи- ческой нагру- зке детей). Городской банк данных оценки и ва- леологической экспертизы морфофункцио- нального и психологичес- кого развития детей. Система учета и динамичес- кого наблюде- ния за детьми со школьной неуспеваемос- тью и социа- льной неуст- роенностью. Создание ком- плекта стан- дартизованных методик по диагностике школьных трудностей 12. Комплексная оцен- до УЗ, УО, ГМППК, Критерии и ка состояния образо- 10.12.99 ГМЦ, базовые нормативы для вательной среды. школы оценки эффек- тивности раз- вивающейся среды. Система диаг- ностики семе- йной среды, неблагоприят- ной для здо- ровья и раз- вития ребен- ка. Система диаг- ностики неб- лагоприятных факторов про- цесса обуче- ния. Система оцен- ки эффектив- ности медико- профилактиче- ских, санита- рно-гигиени- ческих мероп- риятий в ОУ. Методика оце- нки состояния образователь- ной среды, создание меж- ведомственной системы оцен- ки параметров среды, небла- гоприятных и опасных для здоровья де- тей, городс- кой банк дан- ных. |
||||
Итого, кроме п.1, 10 6030 тыс.руб. |
Примечания:
УЗ - управление здравоохранения
УО - управление образования
ОУ - образовательные учреждения
ГМППК - городская медико-психолого-педагогическая консультация
ГМЦ - городской методический Центр
УСЗ - управление социальной защиты
ГКФКиС - городской комитет по физической культуре и спорту
КДМ - комитет по делам молодежи
КГПУ - Красноярский государственный педагогический университет
КГУ - Красноярский государственный университет
КМА - Красноярская медицинская академия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.