Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению городского Совета
от 2 июня 1999 г. N 19-173
Программа
"Совершенствование организации школьного питания
города Красноярска на основе индустриализации в 2000 году"
7 июня 2000 г.
Паспорт Программы
"Совершенствование организации школьного питания
города Красноярска на основе индустриализации в 2000 году"
Наименование Программы | Совершенствование организации школьного пи- тания города Красноярска на основе индуст- риализации в 2000 году |
Государственный заказчик | Администрация города Красноярска |
Основание для разработки Программы |
Решение Красноярского городского совете от 28.12.98 N 16-143 "Об утверждении Межведом- ственной программы "Здоровье детей г.Красно- ярска на 1999-2000 годы" |
Основные разработчики Программы |
Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации г.Красноярска |
Цель и задачи Программы | Цель - создание индустриальной системы шко- льного питания, способной обеспечить учащих- ся общеобразовательных школ города Красно- ярска рациональным и качественным питанием в соответствии с действующими нормативными до- кументами с учетом половозрастных особеннос- тей детей, сезона года и экологических фак- торов региона Задачи: - концентрация производства продукции в ин- дустриальном объединении школьного питания; - индустриализация системы школьного пита- ния; - развитие и укрепление материально-техни- ческой базы предприятий, освоение новых технологий; - унификация ассортимента продукции, предла- гаемой учащимся общеобразовательных школ; - ресурсное обеспечение предприятий школьно- го питания с максимальным использованием производственного потенциала местных товаро- производителей и сырьевой базы края; - финансово-социальная защита предприятий школьного питания и совершенствование норма- тивно-правовой базы |
Исполнители | Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации г.Красноярска Управление образования администрации г.Крас- ноярска Финансовое управление администрации г.Крас- ноярска Главное управление здравоохранения админист- рации г.Красноярска Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г.Красноярска Главное управление кадров администрации г.Красноярска Комитет по управлению муниципальным имущест- вом администрации г.Красноярска Предприятия школьного питания |
Объемы и источники финансирования |
Финансовые средства из бюджета города - 8386,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы позволит обеспечить рациональное и качественное питание подрас- тающего поколения, модернизировать производ- ство, увеличить рентабельность действующих предприятий и создать новые рабочие места |
Контроль за исполнением | Красноярский городской Совет Глава города Красноярска |
Концепция Программы
"Совершенствование организации школьного питания
города Красноярска на основе индустриализации в 2000 году"
Цель: создание индустриальной системы школьного питания, способной обеспечить учащихся общеобразовательных школ г.Красноярска рациональным и качественным питанием в соответствии с действующими нормативными документами с учетом половозрастных особенностей детей, сезона года и экологических факторов региона.
Развитие системы школьного питания осуществляется на основе индустриализации путем внедрения новых технологий с элементами быстрого питания, укрепления материально-технической базы предприятий посредством перехода к крупному промышленному производству продукции, позволяющему выйти на качественно новый уровень обслуживания учащихся общеобразовательных школ города.
Индустриализация процесса производства продукции школьного питания это концентрация приготовления готовой фасованной, дозированной продукции на крупном муниципальном базовом комбинате школьного питания. Доставка в школьные столовые производится централизовано, специализированным автотранспортом.
Адаптация и реконструкция существующих школьных столовых предусматривается в соответствии с индустриализацией производства и современными методами обслуживания.
Поставка сырья и готовой продукции индустриальному объединению школьного питания в основном осуществляется местными товаропроизводителями на договорной основе.
Контроль качества сырья и готовой продукции возлагается на аналитическую лабораторию индустриального объединения школьного питания. Сертификацию услуг массового питания индустриального объединения и школьных столовых производит орган сертификации при Красноярском государственном торгово-экономическом институте.
Создание индустриального объединения школьного питания, реконструкция школьных столовых, приобретение средств транспортировки финансируются за счет лизинга, бюджета города, кредита из бюджета города. Функционирование предприятий других форм собственности осуществляется на средства инвесторов, спонсоров и за счет собственных средств предприятия.
Реструктуризация существующей системы управления с целью четкого разграничения и координации деятельности всех элементов системы школьного питания.
Регулярное обучение и переподготовка кадрового состава системы школьного питания.
Правовое регулирование и социальная поддержка (предоставление льгот по налогообложению, потреблению электро-, теплоэнергии и коммунальным платежам) деятельности системы школьного питания и отношений между всеми ее элементами направляются на обеспечение устойчивого финансового состояния предприятий.
Внедрение Программы, разработанной на основе данной концепции, предусматривает развитие новых взаимоотношений между предприятиями системы школьного питания, учреждениями образования и демократизацию управления.
Настоящая концепция принята комиссией по социальной политике Красноярского городского Совета и определяет основные направления разработки Программы "Совершенствование организации школьного питания города Красноярска на основе индустриализации в 2000 году".
I. Анализ социально-экономической ситуации
в системе школьного питания
Одной из основных задач администрации г.Красноярска является сохранение интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения. По последним данным в городе Красноярске 8440 учащихся имеют хронические заболевания, что составляет 7,2% от общего количества школьников. Наиболее высокая заболеваемость наблюдается в первом и выпускных классах общеобразовательных школ. Важнейшим фактором сохранения здоровья детей школьного возраста является рациональное и качественное питание. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток, различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшают работоспособность и выносливость. При построении рационального питания молодого организма необходимо также учитывать социальные факторы, такие, как ускорение темпа жизни, изменение характера обучения в школе, занятия физкультурой и спортом, производственные занятия.
Питание школьников не отвечает физиологическим требованиям как по качественным, так и по количественным показателям. Оно по калорийности и по содержанию основных пищевых компонентов не составляет даже 10% суточной потребности организма (в то время как любой прием пищи должен обеспечивать как минимум 15 % такой потребности). Кроме того, не всегда соблюдаются основные принципы организации питания: режим, пищевое разнообразие, объем обеда.
Развитие рыночных отношений оказало влияние на инфраструктуру города Красноярска и привело к распаду прежней системы школьного питания. Изначально созданная как дотационная, находящаяся на полном финансировании из государственного бюджета, имеющая льготы по обеспечению сырьем и оборудованием, при переходе к новым формам хозяйствования и резком сокращении выделения денежных средств из бюджета традиционная система обслуживания школьников горячим питанием стала нерентабельной, что привело к ухудшению организации питания детей и подростков.
В настоящее время организацией питания учеников занимаются как специализированные предприятия (муниципальные и частные в количестве 9, которые обслуживают 100 школ или более 78 % от их общего числа), так и сами школы. К тому же численность школ, пытающихся автономно решать проблему питания своих учеников, растет. Последнюю тенденцию вряд ли можно признать нормальной. Почти все они имеют убытки от такого вида деятельности, поэтому практически экономическая самостоятельность школ получается мнимой. Действительно профессионально самим учебным заведениям с такой задачей не справиться. Широкие знания и практические навыки должны быть в таком деле: технологические, организационно-управленческие, медицинские, экономические. Цена некомпетентности получается высокой - ущерб здоровью детей. Отсюда вывод вполне закономерный - организацией школьного питания должны заниматься только профессионалы.
Специализированные предприятия питания переживают не лучшие времена. Комбинаты питания имеют устаревшую материально-техническую базу, работают на оборудовании с большим процентом физического и морального износа. Основные экономические показатели развития данной отрасли полностью зависят от внешнего фактора - состояния финансирования и почти не определяются собственными усилиями комбинатов. Выполняя важную социальную задачу, они находятся на грани экономического краха. Особенно это актуально для узкоспециализированных предприятий. Об экономической заинтересованности в результатах конечной работы в таких условиях речи не идет, а это противоречит внутренним интересам любого предприятия, особенно при действии рыночных законов. Данные конкретного анализа свидетельствуют о том, что предприятия питания, ориентированные на различные виды деятельности (не только на организацию кормления школьников), имеют по сравнению с узкоспециализированными более стабильные экономические показатели и положительные финансовые результаты. Такой смешанный тип деятельности позволяет им своевременно реагировать на возникающие проблемы, например, режим работы школ (каникулы), недостаточное финансирование.
Назрела практическая потребность конструктивно решать проблему школьного питания. Организация современной системы школьного питания в городе должна стать центром внимания всех заинтересованных сторон: администрации города, управления образования, руководителей общеобразовательных школ, предприятий системы школьного питания, родителей.
II. Цель и задачи Программы
Цель: создание индустриальной системы школьного питания, способной обеспечить учащихся общеобразовательных школ г.Красноярска рациональным и качественным питанием с учетом половозрастных особенностей детей, сезона года и экологических факторов региона.
Основные задачи Программы:
- укрепление материально-технической базы индустриального объединения школьного питания и школьных столовых, техническое их дооснащение с целью эффективного решения социальной задачи - комплексного, быстрого и качественного обеспечения школьников горячими завтраками и обедами;
- разработка и внедрение с учетом возрастного фактора и экологической обстановки в регионе научно-обоснованного меню для предприятий системы школьного питания;
- определение объемов продовольственного сырья и готовой продукции (в том числе фасованной и дозированной) для обеспечения непрерывности процессов производства завтраков и обедов на предприятиях системы школьного питания. Установление круга поставщиков сырья и продуктов;
- осуществление доставки завтраков и обедов (в виде полуфабрикатов высокой степени готовности) в школьные столовые в функциональных емкостях, обеспечивающих максимальное сохранение качества продукции;
- определение потребности школьных столовых, обслуживаемых индустриальным объединением, в многоразовой и одноразовой посуде;
- проведение сертификации по предоставлению услуг предприятиями системы школьного питания;
- осуществление постоянного контроля за качеством продовольственного сырья, пищевых добавок, готовой продукции на предприятиях системы школьного питания;
- определение объемов и источников финансирования технического перевооружения и индустриализации системы школьного питания, удешевление стоимости завтраков, обедов для школьников;
- совершенствование системы управления организации школьного питания г.Красноярска с целью четкого разграничения функций и координации деятельности всех заинтересованных сторон;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий школьного питания;
- проведение постоянной пропаганды принципов здорового и культурного питания среди школьников на основе современных требований медицины;
- правовое регулирование и социальная поддержка предприятий системы школьного питания (предоставление льгот по налогообложению, по оплате электро- и теплоэнергии, коммунальным платежам) для обеспечения устойчивого финансового состояния.
Главные направления Программы
1. Развитие и укрепление материально-технической базы предприятий системы школьного питания. Индустриализация производства продукции.
2. Организация рационального питания школьников.
3. Определение структуры управления организацией школьного питания.
4. Финансовые затраты на осуществление мероприятий Программы.
III. Развитие и укрепление материально-технической базы предприятий
системы школьного питания. Индустриализация производства продукции
С целью повышения уровня индустриализации школьного питания, полного перевода школьных столовых на комплексное снабжение полуфабрикатами высокой степени готовности, внедрения в практику принципиально новых технологий приготовления сбалансированных, физиологически обоснованных рационов питания школьников предлагается провести техническое переоснащение и модернизацию школьных столовых муниципальных образовательных учреждений города.
1. Проведение строительно-монтажных и пусконаладочных
работ в комбинате школьного питания и школьных
столовых - 763,7 тыс.руб.
2. Техническое дооснащение школьных столовых
города - 7622,3 тыс.руб.
Поставка сырья и готовой фасованной дозированной продукции индустриальному объединению школьного питания будет осуществляться местными товаропроизводителями на конкурсной основе в соответствии с решением Красноярского городского Совета от 01.07.97 N 5-35 "Об обязательных конкурсах при организации закупки продукции для муниципальных нужд" и заключенными договорами.
Важнейшей составляющей индустриализации школьного питания должно стать максимальное использование производственного потенциала предприятий продовольственного комплекса города и края, что позволит обеспечить учащихся продуктами питания длительного хранения, максимальной степени готовности в порционных упаковках.
В настоящее время предприятия продовольственного обеспечения города и края располагают достаточными мощностями по выпуску продукции, необходимой для организации рационального питания школьников.
Ответственные исполнители: департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг, управление образования, финансовое управление, администрации районов, руководители предприятий системы школьного питания, руководители школ.
Сроки исполнения: 2000 год.
IV. Организация рационального питания школьников
Одной из основных задач системы школьного питания является обеспечение рационального и качественного питания учащихся, восполнение энергетических затрат подрастающего организма при увеличении умственных и физических нагрузок.
Основными принципами рационального питания являются следующие:
- соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам;
- соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма;
- сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров и углеводов, а также белков и жиров растительного и животного происхождения);
- использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод и разнообразной зелени;
- правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ;
- строгое соблюдение режима питания.
Рациональное цикличное меню отвечает вышеуказанным требованиям, разработано в соответствии с действующими нормативными документами с учетом возрастных особенностей детей и экологических факторов региона при условии соблюдения режима питания, позволяющего наиболее полно обеспечить физиологические потребности и восполнить энергетические затраты детского организма.
Предлагаемое меню, учитывающее покупательские предпочтения учащихся и мнение родителей, предполагает как комплексное горячее питание, так и свободный выбор блюд и требует внесения изменений в режим питания учащихся путем увеличения перерыва на обед с 15 минут до 30 минут.
Ответственные исполнители: департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг, управление образования, главное управление здравоохранения, администрации районов, руководители предприятий системы школьного питания, руководители школ.
Сроки исполнения: 2000 год.
V. Определение структуры управления организацией школьного питания
Развитие рыночных отношений, изменение организационно-правовых форм и форм собственности учреждений образования и предприятий общественного питания привели к необходимости определения структуры системы управления школьным питанием и механизма взаимодействия всех подразделений. Реорганизация системы управления школьным питанием предполагает создание единой структуры, основными звеньями которой являются органы управления с четко разграниченными полномочиями, строящие взаимоотношения между собой по принципу демократизации с целью обеспечения эффективной работы системы.
Предлагаемая структура управления основана на взаимодействии подразделений по шести основным направлениям:
- управление производственными процессами;
- управление финансами;
- управление основными фондами;
- управление кадрами;
- управление качеством;
- управление вопросами маркетинга.
Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации города непосредственно и через торговые отделы администраций районов руководит работой индустриальных объединений, управляет производственными процессами и кадровым составом предприятий, определяет единое направление совершенствования форм и методов обслуживания школьников, продовольственного обеспечения, внедрения индустриальной технологии производства продукции, развития материальнотехнической базы.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и управление образования администрации г.Красноярска управляют основными фондами предприятий системы школьного питания, т.е. являются распорядителями зданий и оборудования. Органы управления строят свою работу с предприятиями школьного питания на договорных отношениях, в основу которых заложены принципы равной ответственности.
Управление финансами находится в ведении управления образования и финансового управления администрации города, которые совместно определяют объемы, порядок, формы и механизм финансирования питания учащихся и учреждений образования.
Финансовое управление и управление образования администрации города через структурные подразделения администраций районов (РОО, РайФО) оказывают финансовую помощь вновь создаваемому индустриальному объединению на развитие и укрепление материально-технической базы, техническую оснащенность, покрытие расходов, связанных с обслуживанием учащихся.
Решение вопросов управления качеством продукции, планирование ее производства и сбыта возлагается на индустриальное объединение, включающее в свою структуру маркетинговые отделы и отделы сбыта, а также аналитические лаборатории по качеству.
Ответственные исполнители: департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг, комитет по управлению муниципальным имуществом, управление образования, финансовое управление, администрации районов, руководители предприятий системы школьного питания, руководители школ.
Сроки исполнения: 2000 год.
VI. Финансовые затраты на осуществление мероприятий Программы
Таблица 6.1.
Финансовые затраты на осуществление мероприятий Программы
в 2000 год
N п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки испол- нения мероп- риятий (год) |
Заказчики и исполнители мероприятий |
Финансовые затраты (тыс.руб.) |
Источники финансиро- вания |
I. Техническое доосна- 2000 год Управление 7622,3 Бюджет щение школьных сто- капитально- города ловых города (приоб- го строите- ретение торгово-тех- льства ад- нологического обору- министрации дования), в т.ч. города, уп- согласно договору равление поставки оборудова- образования ния от 17.01.2000 администра- N 1701/023 с ООО ции города, "Компания "Торговый департамент дизайн" (в сумме недвижимос- 137188,0 у.е.) ти админи- страции города Проведение строите- 2000 год Управление 763,7 Бюджет льно-монтажных и капитально- города пусконаладочных ра- го строите- бот по установке льства ад- оборудования для министрации модернизации и до- города, уп- оснащения столовых равление муниципальных обра- образования зовательных учреж- администра- дений города, ции города, департамент недвижимос- ти админи- страции города в т.ч. оплата прое- ктно-изыскательских работ согласно до- говору 450,0 Итого: 8386,0 |
Таблица 6.2.
Основные этапы реализации и финансовые затраты на осуществление
мероприятий Программы в 2000 году
N п/п |
Перечень мероприятий |
Сроки испол- нения мероп- риятий (год) |
Исполнители мероприятий |
Финансовые затраты (тыс.руб.) |
Источники финансиро- вания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Техническое доосна- 2000 год Управление 7622,3 Бюджет щение школьных сто- капитально- города ловых муниципальных го строите- образовательных уч- льства ад- реждений города, министрации в т.ч. согласно до- города, уп- говору поставки обо- равление рудования от образования 17.01.2000 администра- N 1701/023 с ООО ции города, "Компания "Торговый департамент дизайн" (в сумме недвижимос- 137188,0 у.е.), ти админи- из них: страции - приобретение тер- города 1795,8 моконтейнеров; - приобретение и 291,5 установка кипятиль- ников непрерывного действия; - приобретение и ус- 1419,0 тановка низкотемпе- ратурных холодильных шкафов; - приобретение тор- 104,8 гового оборудования; - приобретение и ус- 4011,2 тановка конвекцион- ных печей Проведение строите- 2000 год Управление 763,7 Бюджет льно-монтажных и капитально- города пусконаладочных ра- го строите- бот по установке льства ад- оборудования для министрации модернизации и доос- города, уп- нащения школьных равление столовых муниципаль- образования ных образовательных администра- учреждений города, ции города, в т.ч. оплата прое- департамент 450,0 ктно-изыскательских недвижимос- работ согласно до- ти админи- говору страции города Итого: 8386,0 |
VII. Финансово-социальная защита предприятий школьного питания
Выполнение предприятиями системы школьного питания социальной задачи - обеспечения горячим питанием учеников школ города невозможно без экономической заинтересованности предприятий в конечных итогах хозяйственно-финансовой деятельности (стабильный уровень заработной платы работников, превышение доходов над расходами). Ориентация в своей работе в основном на внешние факторы (бюджетное финансирование, которое в последнее время не является устойчивым и своевременным) приводит к негативным финансовым результатам - убыточности предприятий, занимающихся организацией школьного питания.
Для повышения экономической устойчивости и заинтересованности предприятия в решении рассматриваемой социальной задачи (обеспечения школьников горячими завтраками и обедами) и для удешевления стоимости питания необходимо практически решать следующие задачи:
1) сохранить минимальную наценку на продукцию школьного комбината питания;
2) отнести предприятия питания, занимающиеся организацией школьного питания, к льготной группе потребителей по электрической и тепловой энергии;
3) использовать преимущественно прямые поставки для организации завоза продуктов и сырья на индустриальное объединение от предприятий пищевой промышленности и сельскохозяйственных предприятий.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа "Совершенствование организации школьного питания города Красноярска на основе индустриализации в 2000 году" предусматривает практическое решение важной социальной проблемы города - рационального и качественного питания подрастающего поколения. Внедрение Программы предполагает получение следующих результатов:
- реорганизация существующей системы школьного питания с введением элементов быстрого питания, перевод на экологически чистые и витаминизированные продукты при оказании необходимой финансовой поддержки;
- реализация Программы позволит значительно улучшить здоровье подрастающего поколения и снизить заболеваемость школьников на 20%;
- внедрение многоканального финансирования позволит развить систему школьного питания и обеспечить ее своевременное финансирование (городской бюджет, банковский кредит);
- использование предлагаемой системы быстрого питания позволит улучшить финансово-экономическое положение предприятий школьного питания и повысить рентабельность действующих предприятий до 26%;
- внедрение данной Программы также позволит создать новые рабочие места по цепочке взаимодействия.
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета от 2 июня 1999 г. N 19-173 "О Программе "Совершенствование организации школьного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.