Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
от 12 октября 1999 г. N 20-206
Программа
"Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и СПИДа
среди молодежи"
1. Паспорт Программы
Наименование Городская целевая программа "Профилактика наркомании,
Программы токсикомании, алкоголизма и СПИДа среди молодежи"
(далее - Программа).
Нормативно-правовые - постановление Правительства Российской Федерации
основания для от 03.06.95 N 542 "О федеральной целевой программе
разработки "Комплексные меры противодействия злоупотреблению
Программы наркотиками и их незаконному обороту на
1995-1997 годы";
- Федеральный закон "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации";
- постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных
направлениях государственной молодежной политики
в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.92
N 543 "О первоочередных мерах по реализации
Всемирной декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей в 90-е годы";
- приказ Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации от 18.05.94 N 68
"Об утверждении примерных положений об
учреждениях психологической помощи населению".
Заказчик Администрация г.Красноярска в лице комитета
Программы по социальной политике.
Цель и задачи Главной целью Программы является профилактика
Программы наркомании, создание предпосылок для последующего
снижения уровня наркомании.
Основными задачами Программы являются организация
медико-психологической, социальной помощи,
формирование здорового образа жизни, сохранение и
развитие специализированных медицинских учреждений.
Срок реализации 1999 год.
Программы
Система организации Контроль за ходом выполнения Программы
контроля за осуществляется комитетом по социальной политике
реализацией администрации г.Красноярска.
Программы
Объем и источник Объем финансирования, необходимый для реализации
финансирования Программы - 1771,0 тыс.руб.
Программы Источник финансирования - бюджет г.Красноярска,
в том числе:
комитет по делам молодежи - 947 тыс.руб.,
главное управление здравоохранения - 800 тыс.руб.,
управление социальной защиты - 24 тыс.руб.
В тексте Программы используются следующие условные сокращения:
КДМ - комитет по делам молодежи администрации
г.Красноярска;
УЗ - главное управление здравоохранения администрации
г.Красноярска;
УО - управление образования администрации г.Красноярска;
КНД - краевой наркологический диспансер;
ОППН ГУВД - отдел по предупреждению правонарушений
несовершеннолетними УВД г.Красноярска;
СМИ - средства массовой информации.
2. Постановка проблемы
Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью превратилось в последнее десятилетие в серьезную проблему, приобретающую все более угрожающий характер и сопровождающуюся рядом негативных тенденций.
Общее количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, по учетам краевого наркологического диспансера составляет более 8 тысяч человек, причем статистика учтенной наркологической патологии является далеко не полной. В краевом центре каждый четвертый ребенок и подросток хотя бы один раз пробовал наркотик.
По оценке Сибирского Межведомственного Центра Психического здоровья СО РАМН в зоне повышенного риска наркотизации находится 1/4 детей, подростков и молодежи.
Ежегодно число потребителей наркотиков среди подростков возрастает в 1.5 раза, среди детей - в 1.6 раза. Рост злоупотреблений наркотическими средствами неразрывно связан с ростом наркопреступности.
Наблюдается увеличение осложнений наркомании - заболеваний гепатитом, венерическими заболеваниями, СПИДом.
Вместе с тем на фоне высоких темпов распространения наркомании, и в первую очередь в молодежной среде, нет мер, адекватных сложившейся ситуации. Программа профилактики наркомании, принятая на 1997 год, полностью не реализована, принимаемые меры осуществляются бессистемно.
Факторы, влияющие на формирование отношения к наркотикам:
Уровень информированности в большей степени определяет то, как поведет себя подросток в критической ситуации. Около половины всех больных наркоманией начинали употребление, имея недостаточную информацию о вреде и последствиях приема наркотиков. Низкий уровень знаний о проблеме приводит к неправильному отношению к наркозависимым людям, снижает шанс на получение помощи и поддержку друзей. К тому же присутствует правовая безграмотность в вопросах хранения и распространения наркотических средств.
Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы относятся искаженная самооценка и ощущение безвыходности. Подростки и ученическая молодежь в силу возрастных причин и социальной дезадаптации находятся объективно перед выбором: преодолеть последствия своего внутреннего конфликта за счет совершенствования своего внутреннего мира или же компенсировать свою неустроенность применением наркотиков.
Дополнительным условием наркотизации учеников является конфликт в школе, дошедший до уровня агрессивности.
Семейные факторы. К ним относятся: низкий уровень информированности родителей о проблеме, семейное неблагополучие, отстраненность родителей от своих детей.
Конфликтные ситуации в семье и недееспособность родителей разрешить эту ситуацию речевым способом создают предпосылки для наркотизации подростков. Продолжительный неразрешенный конфликт с родителями, которые придерживаются авторитарных форм общения со своими детьми, может послужить стимулом к их экспериментированию с наркотиками.
Абсолютное большинство учеников (по данным исследования, проведенного в г.Красноярске Сперанским А.В.) стараются решить конфликты в семье, доводя смысл своих позиций до родителей. Практически такая форма решения семейных конфликтов является очень важным профилактическим средством против наркомании в ученической среде. Если подростки и молодежь не находят адекватного решения конфликтной ситуации в семье, возможны обращения к наркотикам.
Социокультурные факторы во многом могут оказаться определяющими в отношении подростков к наркотикам. Наличие и популярность мифов о наркотиках, скрытая реклама наркотиков в СМИ могут привести ребенка к сознательному стремлению попробовать наркотическое средство.
Фактор коммуникабельности среды наркоманов способствует распространению наркомании. Контакты различных степеней формируются очень стремительно, свыше половины наркоманов имеют более 10 знакомых, употребляющих наркотики. Это несет опасность быстрого распространения наркотических средств в местах наибольшей концентрации детей, подростков, молодежи - в школах, училищах, средне-специальных и высших учебных заведениях города.
У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации - с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой - безучастность или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей.
Проблема аддиктивного поведения (addiction - пагубная привычка, порочная склонность) у несовершеннолетних является чрезвычайно актуальной, поскольку оно приводит к деградации личности детей и подростков, их социальной дезадаптации, устойчивому криминальному поведению. Данная проблема требует комплексного подхода к ее решению с обеспечением межведомственного взаимодействия, координирующегося на муниципальном уровне. Однако, несмотря на ряд принимаемых мер, усилия органов здравоохранения, образования, внутренних дел, других ведомств носят разрозненный характер; кроме того, они направлены в основном на преодоление уже существующих проявлений болезни, ее "внешних признаков".
В настоящее время наиболее социально приемлемым является оказание помощи подросткам и молодежи в специализированном учреждении. Такое учреждение сможет одновременно выполнять функции методического и координирующего органа по организации в регионе профилактической, психолого-педагогической и социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы с зависимостью.
Такой центр мог бы использоваться в качестве экспериментальной площадки для проведения исследований по проблемам коррекции и профилактики наркоманического и токсикоманического поведения детей и подростков, отработки реабилитационных моделей, программ и технологий, организации обучения и стажировки специалистов, обмена опытом по параллельным проектам, разрабатываемым в рамках международного сотрудничества.
Настоящая Программа позволит в значительной мере решить обозначенные проблемы.
3. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является профилактика наркомании, создание предпосылок для последующего снижения уровня наркомании.
Основными задачами Программы являются организация медикопсихологической, социальной помощи, формирование здорового образа жизни, сохранение и развитие специализированных медицинских учреждений.
4. Механизм реализации Программы и контроль
за ходом ее исполнения
Ведущим субъектом в механизме реализации Программы является молодежный центр профилактики наркомании.
Исполнителями программных мероприятий могут выступать учреждения здравоохранения и образования, научно-исследовательские организации, органы социальной защиты, отделы по работе с молодежью, а также общественные и иные организации различных форм собственности.
Контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности всех служб, задействованных в ней, осуществляет комитет по социальной политике администрации г.Красноярска.
По завершении реализации Программы вновь созданные структуры (центр профилактики наркомании, медико-психологические центры) продолжают функционировать в системе соответствующих отраслей.
5. Мероприятия по реализации Программы на 1999 год
N п/п |
Мероприятия по реализации Программы |
Сроки исполне- ния |
Исполнители | Фин. затраты, тыс.руб. Источник - бюд- жет города |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационная работа 1.1. Создание молодежного октябрь- КДМ, комитет 400,0 центра профилактики нар- ноябрь по социальной в т.ч. 200,0 - комании. 1999 г. политике, де- по ФЗП - разработка учредитель- партамент ных документов; недвижимости - решение вопроса о вы- делении помещения под центр; - комплектование центра высококвалифицированными кадрами; - приобретение и монтаж необходимого оборудова- ния 1.2. Проведение городской декабрь, Комитет по 1,0 научно-практической кон- 1999 г. социальной ференции "Профилактика политике, наркомании среди молоде- КДМ, КНД, жи и подростков" общественные организации, ученые, со- циологи 1.3. Рассмотрение, утвержде- 1999 г. Молодежный 60,0 ние и финансирование центр профи- программ и проектов по лактики нар- профилактике наркомании комании, и пропаганде здорового экспертная образа жизни, представ- комиссия ляемых администрациями районов, учебными заве- дениями, клубами и но- сящих локальный харак- тер 2. Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни 2.1. Сбор и анализ информации Весь пе- Молодежный 5,0 о состоянии наркозависи- риод центр профи- мости в городе; взаимо- лактики нар- действие и обмен инфор- комании, мацией со службами, ОППН ГУВД, участвующими в профилак- комиссия по тике наркомании. делам несо- Проведение социологичес- вершеннолет- ких исследований, мони- них, УО, КНД торинг уровня распрост- раненности злоупотребле- ния наркотическими веще- ствами среди обучающихся, воспитанников образова- тельных учреждений 1999 г. Молодежный 8,0 2.2. Проведение конкурса центр про- профессиональных худож- филактики ников-оформителей на наркомании лучший плакат, рекламный щит, буклет на тему про- филактики наркомании и размещение их в вузах, училищах, школах города 2.3. Обеспечение населения постоян- Молодежный 22,0 качественной и достовер- но центр профи- ной информацией о проб- лактики нар- леме наркозависимости, комании, уп- методах лечения, реаби- равление ин- литации и профилактики: формации и - выпуск информационных связей с об- листовок, буклетов, щественностью брошюр и т.д. по профи- лактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни для разных категорий населения; - подготовка материалов в СМИ для активной нас- тупательной пропаганды; - создание цикла проб- лемных передач на теле- видении и радио 2.4. Реализация программ 1999 г. Управление 24,0 "Жизнь без наркотиков", социальной "Молодежь к молодежи" защиты на- селения 2.5. Продолжение деятельности 1999 г. Молодежный 100,0 пилотных или базовых центр про- школ по профилактике филактики наркомании и токсикома- наркомании, нии у подростков с раз- УО работкой конкретных ме- тодик и технологий 2.6. Оказание поддержки ежеме- Молодежный 20,0 детским и молодежным сячно центр про- организациям на кон- филактики курсной основе, чья наркомании, деятельность направле- УО на на профилактику наркомании и пропаган- ду здорового образа жизни 2.7. Продолжение развития постоян- КДМ, УО 60,0 системы детских и но подростковых клубов, муниципальных учреж- дений дополнительного образования, чья ра- бота направлена на детей и подростков, относящихся к группе риска 2.8. Психологическое кон- постоян- Молодежный 20,0 сультирование, диаг- но центр про- ностика для подрост- филактики ков, начавших зло- наркомании употребление нарко- тическими средствами без сформировавшейся зависимости 2.9. Индивидуальные и постоян- Молодежный 20,0 групповые консульта- но центр про- ции, тренинги для не- филактики совершеннолетних и их наркомании родителей, студенческой молодежи, оказавшихся в кризисной ситуации, связанной со злоупот- реблениями наркотичес- кими средствами 2.10.Ведение семейных кон- постоян- Молодежный 20,0 сультаций, работа ро- но центр про- дительской гостиной для филактики детей с девиантным по- наркомании ведением 2.11.Организация работы постоян- Молодежный 30,0 "телефона доверия" но центр про- филактики наркомании 2.12.Психологическая реаби- постоян- Молодежный 20,0 литация и социальная но центр про- адаптация детей и под- филактики ростков группы риска наркомании 3. Организация лечебной работы 3.1. Развитие сети сущест- постоян- УЗ 600,0 вующих подростковых но центров медико-психо- логической помощи: - на базе ГДБ N 1 для Администра- трех районов города; ции Железно- дорожного, Октябрьско- го, Центра- льного райо- нов - на базе ГДП N 5 Администра- ция Кировс- кого района 3.2. Создание в районах го- УЗ 200,0 рода на базе амбулатор- но-поликлинических уч- реждений медико-психо- логических центров: - на базе ГДБ N 7 Администра- ция Ленинс- кого района - на базе ГП N 10 Администра- ция Сверд- ловского района 4. Научное, методическое и кадровое обеспечение 4.1. Лекционные занятия, се- ежеквар- Молодежный 10,0 минары для сотрудников тально, центр про- школ, лицеев и коллед- ежеме- филактики жей, социальных педаго- сячно наркомании гов, руководителей детских клубов по прин- ципам организации рабо- ты по профилактике нар- козависимости 4.2. Проведение тренингов и декабрь Молодежный 16,0 семинарских занятий для центр про- специалистов, выезжающих филактики в летние оздоровительные наркомании лагеря 4.3. Обучение консультантов декабрь Молодежный 10,0 для работы телефона центр про- доверия филактики наркомании 4.4. Организация обучения ежеквар- Молодежный 10,0 врачей подростковых и тально центр про- детских кабинетов по филактики вопросам ранней диаг- наркомании ностики и профилактики наркомании 4.5. Сотрудничество с педа- постоян- Молодежный 15,0 гогическими и медицинс- но центр про- ким училищами, педагоги- филактики ческим университетом, наркомании медицинской академией с целью подготовки грамот- ных специалистов по воп- росам антинаркотического просвещения для дальней- шей работы по профилак- тике на местах 4.6. Разработка на конкурсной 4 квар- Молодежный 50,0 основе, создание и тира- тал центр про- жирование методических 1999 г. филактики рекомендаций по формиро- наркомании ванию негативного отно- шения к потреблению нар- котиков для педагогов, воспитателей, социальных работников, родителей 4.7. Создание аудио- и видео- 4 квар- Молодежный 40,0 теки по профилактике и тал центр про- предупреждению распрост- 1999 г. филактики ранения наркомании и наркомании предоставление этих ма- териалов для проведения мероприятий 4.8. Повышение квалификации 1999 г. Молодежный 10,0 специалистов в области центр про- профилактики и лечения филактики наркомании наркомании, Изучение опыта профи- УЗ лактики наркомании в г.Санкт-Петербурге и г.Новокузнецке, других регионах Итого: 1771,0 |
6. Оценка предполагаемой эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы даст возможность решения неотложных вопросов улучшения наркологической и медико-психологической помощи несовершеннолетним г.Красноярска, создаст основу для разработки и реализации долгосрочной программы охраны здоровья населения и позволит:
- повысить выявляемость несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами;
- обеспечить более квалифицированное и эффективное оказание медицинской помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим наркотическими и токсическими веществами;
- более полно и качественно охватить население мероприятиями по профилактике наркомании.
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета от 12 октября 1999 г. N 20-206 "О Программе "Профилактика наркомании, токсикомании,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.