Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
от 6 июня 2000 г. N 24-266
Программа
экологического образования и воспитания населения города Красноярска
на 2000-2004 годы
Паспорт программы
Наименование Программа экологического образования и воспитания
Программы населения города Красноярска на 2000-2004 годы
Основания для - постановление Правительства Российской
разработки Программы: Федерации от 03.11.94 N 1208 "О мерах по
улучшению экологического образования населения";
- постановление администрации Красноярского края
от 10.02.97 N 69-П "Об утверждении программы
действий администрации края в области
экологического образования населения
Красноярского края до 2000 года";
- решение Красноярского городского Совета
от 22.09.98 N 14-130 "Об утверждении Положения
о внебюджетном экологическом фонде г.Красноярска"
Заказчик Администрация города Красноярска
Основные разработчики Управление по экологии и природным ресурсам,
Программы управление образования администрации города
Цель и задачи Цель Программы - развитие экологического
Программы самосознания населения как одного из компонентов
становления местного самоуправления.
Для реализации этой цели необходимо решение пяти
основных задач:
1. Создание системы всеобщего непрерывного
экологического образования.
2. Создание системы экологического просвещения
населения.
3. Организация взаимодействия органов местного
самоуправления, общественных организаций и
населения по вопросам экологии.
4. Формирование научно-методического обеспечения
системы экологического образования и просвещения
населения.
5. Формирование нормативно-правового обеспечения
экологического образования и просвещения
населения
Ответственные и Управление образования администрации города;
исполнители управление по экологии и природным ресурсам
администрации города; природоохранные
организации; образовательные учреждения;
экологические общественные организации
Объемы финансирования Объем необходимых финансовых средств для
реализации Программы:
2000 год - 1925,0 тыс.руб.;
2001 год - 2145,0 тыс.руб.;
2002 год - 1925,0 тыс.руб.;
2003 год - 1825,0 тыс.руб.;
2004 год - 1815,0 тыс.руб.
Основной источник Городской внебюджетный экологический фонд
финансирования
Другие источники Красноярский краевой внебюджетный экологический
финансирования фонд; собственные средства исполнителей, гранды,
спонсорская и благотворительная помощь,
городской бюджет (в рамках бюджета)
Ожидаемые конечные Через создание системы непрерывного
результаты экологического образования и воспитания
привлечение широких слоев населения к решению
вопросов по экологическому оздоровлению
г.Красноярска.
Улучшение состояния окружающей среды
Организация контроля Красноярский городской Совет;
за исполнением администрация города
I. Анализ состояния экологического образования
и воспитания в городе Красноярске
Экологическое образование становится обязательной составляющей всеобщей базовой подготовки. Развитие экологических знаний происходит в наше время столь бурно, что полученные ранее представления устаревают несколько раз на протяжении жизни и трудовой деятельности одного поколения.
Экология как понятие приобрела интегральный характер, обогатилась новыми знаниями и стала наукой, которая затрагивает все формы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально принято как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики. Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации "Об образовании", Указом Президента Российской Федерации от 04.02.94 N 236 "О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
Основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и содействующего устойчивому развитию общества. На сегодняшний день экологическое образование в г.Красноярске представлено в сфере школьного, вузовского и дополнительного образования: в учебные планы введены предметы экологического профиля, функционируют станции юных натуралистов, туристические объединения, экологобиологические центры, общественные объединения, осуществляющие экологическое образование детей и подростков. Важным звеном являются зимние и летние экологические школы, школьные и студенческие олимпиады и конференции. В практике школьного и вузовского образования особое место занимает международное сотрудничество, осуществляемое под эгидой ЮНЕСКО и фонда Сороса ("Химия и жизнь", "Комплексное использование экосистем" Великобритания, "Экология и культура здоровья" - США, "Водные мира" Германия).
Творческое сотрудничество вузов с КИЦ СО РАН позволило создать и юридически оформить базовые выпускающие кафедры гидробиологии и ихтиологии (КГУ), экологической информатики (КГТУ), экологической биотехнологии (СибГТУ). На базе института вычислительного моделирования СО РАН организовано чтение курсов одновременно для студентов нескольких вузов, таких, как "Экологическая биофизика" (КГУ, КГТУ), "Экологическая биотехнология" (КГУ, КГТУ, СибГТУ) и др.
Вместе с тем, в настоящее время отмечается несоответствие между уровнем развития экологического образования и нарастанием негативных изменений в окружающем мире. Преодоление этой ситуации возможно через создание системы непрерывного экологического образования (семья, детский сад, школа, вуз, послевузовское образование и просвещение населения). Такой подход подразумевает постоянное пополнение знаний об окружающей природной среде, о потенциальной угрозе для здоровья человека и возможных мерах защиты от экологической опасности.
Отсутствие нормативно-правового регулирования и эффективного государственно-общественного управления, неразвитость материальнотехнической и научно-методической базы, несоответствие финансового, информационного и кадрового обеспечения экологического образования населения не позволяет сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании.
Нет нормативно-правовой базы для организации обязательной экологической подготовки учителей, работников дошкольных и внешкольных организаций, кадров управления и производства.
В настоящее время экологическое образование не имеет достаточного финансового обеспечения, несмотря на то, что для этого имеется необходимая законодательная база (постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1208).
II. Концептуальные положения Программы
Основные концептуальные положения экологического образования.
1. Мир представляет собой сложную систему взаимодействий, так что изменения одних его элементов неизбежно приводят к изменению других элементов и всей системной целостности.
2. Природа и общество представляют собой неделимое и противоречивое целое.
3. Изменения в биосфере, вредные для человека и общества, есть следствие, прежде всего, отсутствия мер регулирования взаимодействия общества и природы.
Программа строится на принципе открытости для всех реальных и потенциальных ее участников.
Цель Программы - развитие экологического самосознания населения как одного из компонентов становления местного самоуправления.
Для реализации этой цели необходимо решение пяти основных задач:
1. Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования.
2. Создание системы экологического просвещения населения.
3. Организация взаимодействия органов местного самоуправления, общественных организаций и населения по вопросам экологии.
4. Формирование научно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения населения.
5. Формирование нормативно-правового обеспечения экологического образования и просвещения населения.
III. Механизм реализации Программы
В основу механизма реализации Программы положен проектный подход, который позволяет максимально эффективно использовать различные формы активности населения, образовательных, информационных и культурных структур, власти и хозяйствующих субъектов.
Программа реализуется на трех организационных уровнях:
1. Уровень образовательных учреждений.
Программа в организованном детском (подростковом, юношеском) коллективе включает следующие направления работ:
- разработка и внедрение технологий экологического образования в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе и системах среднего специального и высшего профессионального образования;
- создание базовых образовательных учреждений для отработки технологий и методик экологического образования;
- проведение массовых экологических мероприятий развивающего характера (турниров, конкурсов, фестивалей, олимпиад, экскурсий, природоохранных акций и др.);
- проведение научно-методических конференций школьников и студентов, участие в реализации международных программ и проектов по экологическому образованию;
- разработка и издание на конкурсной основе учебно-методических пособий, учебников;
- проведение экологических мероприятий, ориентированных на практическую деятельность (экспедиции, школьные лесничества, природоохранные акции, мониторинг, инвентаризация памятников природы в окрестностях, субботники и т. д.);
- оснащение образовательных учреждений лабораторным оборудованием, учебно-методической литературой;
- организация системы обязательного повышения уровня экологической подготовки для педагогических работников;
- организация филиала муниципального детского образовательного центра;
- подготовка специалистов экологического профиля для природоохранных органов, промышленных предприятий и учебных заведений города.
2. Уровень экологических общественных организаций:
- методическое обеспечение деятельности и финансовая помощь общественным экологическим объединениям (организациям, движениям, клубам и т.д.);
- проведение природоохранных акций, субботников и других социальнозначимых мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспитанию экологического мышления и культуры населения;
- организация конференций, семинаров по экологическим проблемам с привлечением общественности города.
3. Уровень администрации города.
1) принятие администрацией города правовых актов, регулирующих следующие вопросы:
- организация муниципального экологического образовательного учреждения;
- проведение городского конкурса СМИ "Экология и здоровье";
- организация постоянно действующего лектория по пропаганде экологических знаний.
2) экологическое просвещение через средства массовой информации:
- организация постоянно действующей рубрики в газете "Городские новости";
- социальная реклама на ТВ;
- освещение всех городских социально-значимых экологических акций.
Контроль за реализацией Программы осуществляет городской Совет.
Текущее управление осуществляется Правлением внебюджетного экологического фонда г.Красноярска.
Правление экологического фонда обеспечивает:
- разработку ежегодного плана мероприятий по реализации основных программных задач на основе конкурса проектов;
- организацию независимой экспертизы заявок, представленных на конкурс проектов по реализации программных мероприятий;
- научно-методическое, информационное и организационное сопровождение работ по реализации комплекса программных мероприятий;
- контроль за ходом и результатом выполнения работ.
Исполнителями проектов мероприятий Программы могут выступать учебно-методические и образовательные учреждения, научноисследовательские институты, общественные организации, средства массовой информации, муниципальные учреждения и предприятия различных форм собственности.
Порядок подготовки и принятия ежегодного плана мероприятий разрабатывает Правление фонда в соответствии с основными задачами Программы и исходя из планируемого финансирования.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств внебюджетного экологического фонда г.Красноярска и иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
На реализацию Программы внебюджетный экологический фонд города выделяет до 10% планируемых поступлений. Источники и объемы финансирования ежегодно уточняются.
V. Мероприятия по выполнению Программы
1. Внедрение технологий экологического образования для руководителей промышленных предприятий и общественности города - 480 тыс. рублей.
2000 год - 150,0 тыс.руб.
2001 год - 150,0 тыс.руб.
2002 год - 100,0 тыс.руб.
2003 год - 50,0 тыс.руб.
2004 год - 30,0 тыс.руб.
2. Организация системы повышения уровня экологической подготовки для педагогических работников детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования - 500 тыс. рублей:
- проведение обучающих семинаров и научно-практических конференций педагогов детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в области экологического образования - 400 тыс.руб.
2000 год - 80,0 тыс.руб.
2001 год - 80,0 тыс.руб.
2002 год - 80,0 тыс.руб.
2003 год - 80,0 тыс.руб.
2004 год - 80,0 тыс.руб.;
- участие педагогических работников в реализации международных программ и проектов по экологическому образованию - 100 тыс.руб.
2000 год - 20,0 тыс.руб.
2001 год - 20,0 тыс.руб.
2002 год - 20,0 тыс.руб.
2003 год - 20,0 тыс.руб.
2004 год - 20,0 тыс.руб.
3. Проведение массовых экологических мероприятий развивающего характера (турниры, конкурсы, фестивали, олимпиады, экскурсии, праздники и т.д.) - 800 тыс.руб.
2000 год - 140,0 тыс.руб.
2001 год - 150,0 тыс.руб.
2002 год - 160,0 тыс.руб.
2003 год - 170,0 тыс.руб.
2004 год - 180,0 тыс.руб.
4. Проведение научно-практических конференций, исследовательских работ школьников и студентов - 700 тыс.руб.
2000 год - 140,0 тыс.руб.
2001 год - 140,0 тыс.руб.
2002 год - 140,0 тыс.руб.
2003 год - 140,0 тыс.руб.
2004 год - 140,0 тыс.руб.
5. Проведение экологических мероприятий, ориентированных на практическую деятельность, создание системы детских общественных работ в области природоохранной деятельности - 2400 тыс. рублей:
- профильные лагеря, экспедиции, школьные лесничества - 2400,0 тыс. руб.
2000 год - 400,0 тыс.руб.
2001 год - 500,0 тыс.руб.
2002 год - 500,0 тыс.руб.
2003 год - 500,0 тыс.руб.
2004 год - 500,0 тыс.руб.
6. Создание и поддержка деятельности экологических объединений на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования по отработке технологий и методик экологического образования, организация детского экологического движения "Экоинтернет" - 250 тыс.руб.
2000 год - 50,0 тыс.руб.
2001 год - 50,0 тыс.руб.
2002 год - 50,0 тыс.руб.
2003 год - 50,0 тыс.руб.
2004 год - 50,0 тыс.руб.
7. Оснащение образовательных учреждений учебно-методической литературой, разработка и издание на конкурсной основе учебников и методических пособий по региональным экологическим проблемам - 600 тыс. руб.
2000 год - 150,0 тыс.руб.
2001 год - 150,0 тыс.руб.
2002 год - 120,0 тыс.руб.
2003 год - 90,0 тыс.руб.
2004 год - 90,0 тыс.руб.
8. Выпуск информационно-пропагандистской продукции (рекламные ролики, листовки, стенды, плакаты) - 300 тыс.руб.
2000 год - 60,0 тыс.руб.
2001 год - 60,0 тыс.руб.
2002 год - 60,0 тыс.руб.
2003 год - 60,0 тыс.руб.
2004 год - 60,0 тыс.руб.
9. Организация филиала муниципального детского образовательного центра - 2650 тыс.руб.
2000 год - 500,0 тыс.руб.
2001 год - 650,0 тыс.руб.
2002 год - 500,0 тыс.руб.
2003 год - 500,0 тыс.руб.
2004 год - 500,0 тыс.руб.
10. Проведение Дней защиты от экологической опасности - 880 тыс. руб.
2000 год - 220,0 тыс.руб.
2001 год - 180,0 тыс.руб.
2002 год - 180,0 тыс.руб.
2003 год - 150,0 тыс.руб.
2004 год - 150,0 тыс.руб.
11. Оплата работы специалистов, привлекаемых для проведения экспертизы проектов на основе договоров - 75 тыс.руб.
2000 год - 15,0 тыс.руб.
2001 год - 15,0 тыс.руб.
2002 год - 15,0 тыс.руб.
2003 год - 15,0 тыс.руб.
2004 год - 15,0 тыс.руб.
Итого по годам:
2000 год - 1925,0 тыс.руб.
2001 год - 2145,0 тыс.руб.
2002 год - 1925,0 тыс.руб.
2003 год - 1825,0 тыс.руб.
2004 год - 1815,0 тыс.руб.
Всего: 9635,0 тыс.руб.
VI. Социально-экономический эффект от реализации Программы
В результате реализации Программы к 2005 году будут созданы условия для реального воздействия на общественное сознание и для постоянного повышения уровня экологической культуры населения, улучшения состояния окружающей среды в городе.
Реализация Программы обеспечит экономию финансовых ресурсов за счет координации, объединения усилий и устранения дублирования деятельности различных ведомств и организаций по решению приоритетных задач экологического образования и воспитания населения города, позволит привлечь необходимое дополнительное финансирование и повысить отдачу средств, инвестируемых в экологическое образование населения.
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета от 6 июня 2000 г. N 24-266 "О Программе экологического образования и воспитания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.