Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Программе "Неотложные меры по
совершенствованию работы с
городской недвижимостью
на 2000-2001 годы"
Концепция разработки и внедрения автоматизированной
информационной системы единого муниципального кадастра
Введение
Цель данного документа - представить перспективное общее видение деятельности администрации г.Красноярска по созданию информационной системы единого муниципального кадастра, путей и способов разработки и внедрения системы, предполагаемых результатов. Документ подготовлен на основе изучения различных материалов: законов и законодательных актов различных уровней власти по созданию и ведению кадастров земли и недвижимости.
1. Анализ ситуации в городе Красноярске
В настоящее время участниками земельно-имущественных отношений на территории города Красноярска выступают: департамент недвижимости, земельное управление, МУП "Городское жилищное агентство", департамент градостроительства, ГУЮ "Регистрационная палата", организации технической инвентаризации.
Сегодня ни одна операция с недвижимостью не может быть совершена без посещения всех этих организаций. Однако несогласованная работа участников земельно-имущественных отношений приводит к увеличению сроков оформления операций с недвижимостью, удорожанию работ и услуг. Для оформления любой операции с недвижимостью требуется от шести месяцев до года.
Существенным тормозом оформления сделок с недвижимостью является разный уровень технической оснащенности этих организаций. Если земельное управление в течение шести лет ведет работу по созданию автоматизированной системы земельного кадастра, что дает ему возможность автоматизировать процесс оформления документов, сформировать электронную, графическую и текстовую базы данных и оснастить рабочие места современной вычислительной техникой, то работа в некоторых других организациях по созданию ведомственных кадастров находится в начальной стадии.
Информационные системы по учету объектов недвижимости на территории города, которые ведутся в этих организациях, зачастую дублируют друг друга и являются закрытыми для органов власти. Стоит отметить, что для ведения и поддержания информационных банков данных требуются значительные средства и ресурсы, которых не хватает в полной мере и, как результат, не происходит развитие существующих информационных систем, что тормозит создание цивилизованных земельно-имущественных отношений в г.Красноярске.
2. Действующие информационные системы
управления землей и недвижимостью
В целях повышения эффективности использования муниципального имущества, рационального использования земельного фонда города было проведено преобразование комитета по управлению муниципальным имуществом в департамент недвижимости.
Основными направлениями деятельности департамента недвижимости по выполнению плана социально-экономического развития города Красноярска являются:
- создание комплексной информационной системы эффективного управления муниципальной собственностью - автоматизированной системы единого муниципального кадастра;
- на основе данных информационной системы выработка и реализация единой политики в области использования городских земель и муниципального имущества;
- увеличение доходной части бюджета города за счет повышения эффективности использования городских земель и муниципального имущества;
- приращение муниципального имущества путем приема-передачи, купли, постановки на учет.
Земельным управлением с 1992 года ведутся работы по созданию автоматизированной системы земельного кадастра г.Красноярска. Сформирована кадастровая схема города и разработана система, позволяющая решать вопросы регистрации землепользователей и земельных участков на электронной карте города. Организована работа по ведению дежурного электронного плана в производственном режиме. Произведено ценовое зонирование земель г.Красноярска.
С помощью электронной карты города проводится работа по определению санитарно-защитных зон предприятий города. Ведется формирование списков налогоплательщиков - физических лиц.
На основании данных инвентаризации, а также по спискам районных отделов землеустройства составляются перечни владельцев гаражей, овощехранилищ и частных жилых домов. Ведется автоматизированная база данных, позволяющая пополнять, хранить и обрабатывать данные о субъектах права (физических и юридических лицах), объектах права (земельных участках), вещных правах, сервитутах, ограничениях, сервитутных правах, целях использования, залогах, аренде первичной и субаренде.
В автоматизированном режиме ведется поземельная книга, готовятся договора аренды, осуществляется государственный контроль за использованием земель, выдаются справки для организаций и граждан, готовятся сведения для налоговой инспекции.
Земельное управление совместно с комитетом по архитектуре и градостроительству создают электронный опорный план города, включающий в себя основные объекты инфраструктуры города (здания, сооружения, дороги, ЛЭП и пр.).
Комитетом по архитектуре и градостроительству ведется градостроительный кадастр, целью которого является сбор достоверной информации о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях использования территорий и объектов недвижимости в градостроительстве, другой информации, необходимой для градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости.
Организации технической инвентаризации осуществляют инвентаризацию и учет недвижимости на территории города. Сформированная база данных по объектам недвижимости не имеет привязки к электронной карте города и закрыта для сторонних пользователей. В настоящее время информационные ресурсы организаций технической инвентаризации используются как справочный материал.
3. Пути разработки и внедрения информационной системы
единого муниципального кадастра
Создание в городе информационной системы единого муниципального кадастра создает предпосылки развития цивилизованных земельноимущественных отношений, повышения эффективности их регулирования, обеспечения органов самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и физических лиц достоверной информацией об объектах недвижимости, организации единой системы регистрации, учета и управления недвижимостью, проведения государственной политики в области комплексного социально-экономического развития города.
Разработка и внедрение информационной системы единого муниципального кадастра предполагает создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение кадастра недвижимости на основе государственного земельного кадастра путем информационного и технологического совмещения программнотехнических комплексов с базами данных об объектах земельноимущественного комплекса и регистрации прав на недвижимое имущество.
Под единым муниципальным кадастром понимается распределенная информационная система на базе электронной карты города и единых справочников, объединяющая различные реестры и кадастры, характеризующие комплексное социально-экономическое развитие города.
Единое представление разнородной информации позволит преодолеть ведомственную разобщенность, узость видения проблем отдельными структурными подразделениями администрации, а объективность в оценке ситуации на основе актуальной информации позволит избежать ошибок при принятии решений в разрешении конфликтов, реализации долгосрочных проектов и программ.
Выполнение мероприятий по разработке и внедрению информационной системы единого муниципального кадастра, ведению адресного реестра объектов недвижимости осуществляется специалистами департамента недвижимости администрации г.Красноярска, муниципальными предприятиями, с привлечением специалистов научных учреждений и органов регистрации.
Основными пользователями информационной системы единого муниципального кадастра являются: Красноярский городской Совет, администрация города, департамент недвижимости, земельное управление г.Красноярска, МУП "Городское жилищное агентство", департамент градостроительства, комитет по архитектуре и градостроительству, организации технической инвентаризации, ГУЮ "Регистрационная палата", другие заинтересованные учреждения и организации, физические лица.
Наполнение информационной системы единого муниципального кадастра осуществляется из соответствующих источников ведения различных кадастров и реестров: земельного, градостроительного, адресного, муниципального имущества, данных технической инвентаризации объектов недвижимости.
На первом этапе создания автоматизированной информационной системы (АИС) единого муниципального кадастра (2000 год) предусматриваются мероприятия по изучению проблемы, проектированию АИС, разработка структур программно-аппаратного комплекса АИС, приобретение, монтаж и запуск в эксплуатацию части аппаратного комплекса, проведение обучения персонала, наполнение баз данных, управление проектом.
В составе АИС единого муниципального кадастра предусматривается создание следующих программных модулей:
- система ведения реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- система ведения городского земельного кадастра;
- система ведения реестра муниципального имущества;
- система ведения банка данных городского предприятия технической инвентаризации;
- система ведения городского градостроительного кадастра;
- система ведения адресного реестра объектов недвижимости.
Учетные объекты системы объединяются посредством единого адресного реестра и кадастровых номеров. Создание и ведение адресного реестра на территории г.Красноярска возложено на департамент недвижимости согласно постановлению администрации города от 31.01.2000 N 25 "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г.Красноярске".
Второй этап создания системы единого муниципального кадастра (2001 год) предусматривает мероприятия по приобретению, монтажу и настройке оставшейся части аппаратного комплекса, обучению персонала, сдаче автоматизированной системы в эксплуатацию, учету изменений в законодательной базе и адаптации АИС к этим изменениям.
Также предусматривается дальнейшая интеграцию АИС с городскими информационными системами, такими, как система адресной социальной помощи, системы учета объектов городской инженерной инфраструктуры, состояния окружающей среды и другими городскими информационными системами.
Информационная система единого муниципального кадастра должна быть реализована для аппаратной платформы IBM РС в клиент-серверной идеологии, оперировать с единым информационным ядром, иметь модульный принцип построения и функционировать в локальной или распределенной сети в качестве как клиентского, так и отдельного самостоятельного приложения.
Учитывая накопленный в городе опыт создания и эксплуатации кадастровых информационных систем, важным требованием является возможность интеграции данных, совместимость используемых форматов графической и атрибутивной информации.
В условиях реформирования управленческих систем, изменений в федеральном и региональном законодательстве одним из важных критериев является открытость системы к изменениям и наращиванию.
4. Предполагаемые результаты
Объединение информационных систем всех участников земельноимущественных отношений в департаменте недвижимости администрации города позволит сформировать единую налогооблагаемую базу на недвижимое имущество и оперативно производить ее корректировку, наладить технологический процесс прохождения документов, снизить финансовую нагрузку на участников земельно-имущественных отношений.
Кроме того, станет возможным решать следующие задачи управления муниципальным имуществом:
- обеспечение информационной основы для реализации функций управления городским хозяйством;
- значительное пополнение местного бюджета за счет совершенствования и развития земельно-имущественных отношений и механизмов управления городской недвижимостью;
- снижение затрат на управление городским хозяйством за счет повышения оперативности принятия управленческих решений;
- снижение цены ошибки принятия управленческих решений за счет оперативного доступа к банку данных достоверной информации.
Объединение важных для жизнедеятельности города информационных систем создаст основу для создания системы информационного обеспечения выборных процессов.
После введения информационной системы единого муниципального кадастра в работу ожидается значительное сокращение сроков оформления любой операции с недвижимостью; повышение эффективности решения задач управления городскими землями, недвижимостью и инфраструктурой. Практика показывает, что если на территории проведена инвентаризация земель и имущества, то платежи собираются на 99%.
Сравнение средств, затраченных на инвентаризацию городских земель и ведение земельного кадастра, инвентаризацию и ведение реестра муниципальной собственности, с поступлениями в бюджет города платежей за земли и муниципальное имущество показывает, что затраченные средства окупаются в несколько раз.
Информация о затратах на инвентаризацию земель
и поступлении средств от земельных платежей
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Затрачено средств на инвентариза- цию земель, тыс.руб. 7199 5292 2450 3748 Получено средств от земельных платежей, тыс.руб. 19300 44500 41100 45100 |
Информация о затратах на инвентаризацию муниципального имущества
и поступлении средств от арендных платежей
1998 | 1999 | |
Затрачено средств на инвентаризацию муниципального имущества, тыс.руб. 702 3264 Получено средств от арендных платежей, тыс.руб. 53552 64835 |
О наличии резервов взимания платежей свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день в г.Красноярске поступления платежей за землю и недвижимость составляют 7.1% бюджета города, тогда как сфера управления недвижимостью в городах, где функционируют комплексные информационные кадастровые системы, приносит от 30% до 60% доходной части бюджета города (по данным "В.Хаксколд. Введение в городские информационные системы").
Реализация системы единого муниципального кадастра позволит перейти к развитию информационных систем города, созданию цивилизованных земельно-имущественных отношений и повышению доходной части бюджета города.
Одним из основных источников возврата средств является платное информационное обслуживание организаций и физических лиц.
Основной показатель экономии затрат на создание и ведение единого муниципального кадастра при внедрении автоматизированной информационной системы - годовой экономический эффект, представляющий собой суммарную экономию всех ресурсов (живого и овеществленного труда), который получают организации в результате внедрения автоматизированной системы и который рассчитывается по формуле:
ЭГ = ЭА - (ЕН х КС), где:
ЭГ - годовой экономический эффект, получаемый в результате внедрения и эксплуатации автоматизированной системы единого муниципального кадастра;
ЭА - суммарная экономия от автоматизации, учитывающая изменение себестоимости получения и предоставления кадастровой информации.
ЕН - нормативный коэффициент единовременных затрат, равный 0.15;
КС - затраты на создание и внедрение системы.
Суммарная экономия от автоматизации процессов создания и ведения единого муниципального кадастра может быть получена как разность себестоимости предоставляемой информации, получаемой при ручном способе и с использованием автоматизированной информационной системы. Такая суммарная экономия может быть рассчитана по формуле:
ЭА = (СР - СА) х NN х R х D, где:
NN - количество потребителей кадастровой информации;
R - среднее количество запросов, поступающих от одного потребителя;
D - среднее количество документов, предоставляемых по запросу потребителя;
СР - себестоимость одного предоставляемого документа при ручной подготовке;
СА - себестоимость одного предоставляемого документа с использованием автоматизированной системы.
Срок окупаемости затрат ТОК определяется по формуле:
ТОК = КС/ЭГ,
или
ЕР = 1/ТОК, где:
ЕР - коэффициент экономической эффективности.
Расчет экономической эффективности внедрения и эксплуатации автоматизированной системы единого муниципального кадастра проведен с использованием показателей г.Красноярска (по данным статистической отчетности департамента недвижимости, земельного управления и МУП "Городское жилищное агентство" за 1999 год):
- площадь земель города - 34813 га;
- количество земельных участков - 37534, объектов муниципальной собственности - 18760;
- количество активных потребителей кадастровой информации: землепользователей - 23531, арендаторов муниципальной собственности 2150;
- средняя интенсивность запросов одного потребителя кадастровой информации - 2 раза в год.
Среднее количество документов, предоставляемых по запросу, - 4, стоимость одного документа при традиционном способе подготовки - 166.98 руб. (2 МРОТ), стоимость одного документа при автоматизированной подготовке - 83.49 руб. (1 МРОТ).
Таким образом, суммарная экономия от автоматизации информационных процессов составит:
ЭА = (166.98 - 83.49) х (23531 + 2150) х 2 х 4 = 17.15 млн.руб.
Годовой экономический эффект от реализации Программы:
ЭГ = 17.15 - (0.15 х 27.9) = 12.97 млн.руб. в год.
Срок окупаемости затрат на реализацию Программы:
ТОК = 27.9/12.97 = 2.2 года.
Коэффициент экономической эффективности:
ЕР = 1/2.2 = 0.45.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.