Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разделы программы
1. Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Программа "Развитие системы воспитания и дополнительного образования города Красноярска" на 2009-2011 годы (далее - программа) поддерживает процесс проектно-программного управления муниципальной системой образования и предназначена стать механизмом реализации концептуальных идей городского социокультурного развития.
Для стремительно развивающегося города становится характерной идеология креативности как наиболее соответствующая стандартам города инноваций, партнерства и согласия. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.
Креативный образ жизни - это, прежде всего, деятельность, в основе которой лежат индивидуальное творческое начало, навык и талант. Именно поэтому творческий потенциал людей рассматривается как стратегический резерв развития городов, который вытесняет на отдаленный план такие их достоинства, как месторасположение, природные ископаемые и доступ к рынку. Города стали источником разработки технологических, концептуальных и социальных решений проблем роста.
Настоящая программа разработана с учетом анализа исходной ситуации в системе дополнительного образования. По данным на 01.01.2008, в 29 учреждениях дополнительного образования обучаются 32 319 воспитанников, что составляет 40,5% от общего числа детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования. Кроме того, в общеобразовательных школах функционируют 22 структурных подразделения и 262 объединения дополнительного образования. Программы дополнительного образования также реализуются в учреждениях культуры (13,01% учащихся), спорта (5,46%), в структурных подразделениях управления молодежной политики администрации города Красноярска (0,02% учащихся).
С одной стороны, существует тенденция увеличения количества услуг в сфере дополнительного образования, в том числе рассчитанных на разные категории детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, из группы риска, дошкольников).
С другой стороны, очевидно, что в системе дополнительного образования в основном обучаются дети возраста 6-12 лет, что составляет 73% от общего числа занимающихся. Во многом это объясняется ориентированностью реализуемых программ дополнительного образования на интересы и потребности учащихся младшего и среднего школьного возраста. Большинство из них имеют художественно-эстетическую и физкультурно-спортивную направленности. Нередко они ограничиваются трансляцией культурных норм и образцов по типу "умелые руки", а формы организации деятельности воспитанников строятся по принципу классно-урочной системы. Вследствие этого уменьшается число воспитанников более старшего возраста. В 2007 году из общего числа учащихся учреждений дополнительного образования дети 13-14 лет составляли 19%, 14-17 лет - 8%.
Благодаря реализации городской целевой программы "Развитие системы воспитания и дополнительного образования города Красноярска, утвержденной решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-366, в 2008 году за счет внедрения инновационных проектов и программ занятость старшеклассников в системе дополнительного образования возросла на 12%. Однако, около 40% подростков и молодежи не могут определиться с будущим профессиональным выбором. Хотя проведенный опрос показал, что многих подростков и старшеклассников привлекает деятельность в области дизайна, архитектуры, технического творчества, естественно-научных исследований и информационно-коммуникационных технологий.
Тем более, что приоритет развития фундаментальных наук, в том числе естественно-научного творчества учащихся, на современном этапе социально-экономического развития страны, обозначен Д.А.Медведевым в ежегодном послании Федеральному Собранию и национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
Реализация образовательных программ, направленных на развитие детских способностей в области научно-технического, естественно-научного творчества, требует создания соответствующей материально-технической базы. Наиболее целесообразным видится оснащение образовательных учреждений по принципу "школьного технопарка", включающего в себя инструменты и оборудование, создающие развивающую творческую среду для учащихся, обеспечивающие исследовательскую, изобретательскую деятельность.
В 2008 году сформирована система требований и критерии оценки инновационных программ дополнительного образования в городе Красноярске, что позволяет учреждениям дополнительного образования и структурам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях разрабатывать инновационные дополнительные образовательные программы.
2. Основные цели, задачи и сроки
реализации программы
Цель настоящей программы: модернизация муниципальной системы дополнительного образования через создание нового поколения образовательных программ как инновационного ресурса развития города.
Новый формат программ рассматривается как механизм самоопределения современных подростков и старшеклассников по отношению к тенденциям развития большого города.
В настоящее время процессы самоопределения подростков и юношества часто подменяются искаженными образами жизни, транслируемыми средствами массовой информации, "гламурной" рекламой, глянцевыми журналами или попадают под влияние тех взрослых, которые, отказавшись от собственных возможностей, оказались неуспешными в жизни. Не случайно по статистике дети подросткового и юношеского возраста составляют основную часть детей из группы риска - безнадзорных, правонарушителей. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 70% являются старшеклассниками.
Отсюда вывод о необходимости поддержки процессов самоопределения подростков, в том числе за счет развитой инфраструктуры системы дополнительного образования, ориентированной на следующие креативные секторы экономики:
- наука и технологии;
- техническое творчество и изобретательство;
- социальный менеджмент;
- реклама;
- архитектура;
- ремесла и промыслы;
- моделирование одежды;
- кино, телевидение, радио и Интернет;
- исполнительское искусство;
- визуальное (изобразительное) искусство и графический дизайн;
- писательское и издательское дело;
- музеи и наследие.
Учитывая содержание деятельности указанных отраслей, можно выделить как минимум четыре перспективных направления образовательных программ в системе дополнительного образования:
1) управленческие технологии;
2) естественно-научные, научно-технические технологии;
3) гуманитарные технологии;
4) социальные технологии.
Принимая во внимание стратегические национальные приоритеты развития можно выделить естественно-научные и научно-технические технологии как перспективное направление образовательных программ в системе дополнительного образования.
Так, программа может рассматриваться как своеобразная инфраструктура для создания нового поколения программ в муниципальной сфере дополнительного образования, способная обеспечить социальную эффективность и в перспективе инвестиционную привлекательность современного дополнительного образования.
Основные задачи программы:
развитие научно-технического, исследовательского и изобретательского творчества детей, подростков и юношества;
развитие детско-юношеского общественного движения как пространства становления гражданских ценностей и норм;
оформление системы поддержки креативного образа жизни современного детства и юношества посредством реализации муниципальных проектов по организации информационной подростково-юношеской среды и новых форм образовательного досуга;
оформление профессиональных сообществ, обеспечивающих становление корпоративной и профессиональной идеологии у педагогов дополнительного образования;
увеличение охвата детей системой дополнительного образования.
Срок реализации программы: 2009-2011 годы.
Постановлением администрации г.Красноярска от 18 марта 2011 г. N 73 в раздел 3 настоящего Приложения внесены изменения
3. Механизм реализации программы
Источником финансирования городской целевой программы является бюджет города Красноярска.
Заказчиком программы является администрация города Красноярска.
Главное управление образования администрации города Красноярска осуществляет следующие функции в ходе реализации программы:
а) организационные:
проведение открытых конкурсов инновационных проектов и программ дополнительного образования;
организация работы стажерских площадок для педагогических команд образовательных учреждений по тиражированию образовательных проектов и программ нового формата;
организация ежегодного "Школьного форума" (системы открытых массовых мероприятий) как общегородской площадки по презентации и экспертизе образовательных результатов и достижений учащихся системы дополнительного образования и места для проведения ими исследования и проектирования городской среды;
б) методические:
научно-методическое и информационное сопровождение работ по реализации комплекса программных мероприятий;
издание сборника инновационных образовательных программ дополнительного образования;
в) контрольные:
ежеквартальный контроль за реализацией программных мероприятий по срокам, содержанию, финансовым затратам и ресурсам.
Открытый конкурс инновационных образовательных программ в системе дополнительного образования (далее - конкурс) является одним из механизмов управления программой, которая связывает концептуальные идеи городского социокультурного развития со способами их реализации посредством дополнительного образования и воспитания.
Конкурс призван создать условия для разработки нового поколения программ в системе дополнительного образования города Красноярска как механизма образовательной политики в различных сферах общественной жизни.
Целями конкурса являются:
- включение учащихся в современные технологии мышления, коммуникации, деятельности посредством научно-технического, исследовательского, изобретательского творчества, развития детско-юношеского общественного движения как пространства становления гражданских ценностей и норм;
- разработка нового содержания образования и освоение эффективных форм организации работы с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся;
- выявление и поддержка педагогических команд, способных создавать и реализовывать инновационные образовательные программы;
- создание условий для становления профессионального сообщества педагогов-проектировщиков в системе дополнительного образования.
Образовательные программы могут быть представлены по таким направлениям, как управленческие технологии, научно-технические технологии, гуманитарные технологии, социальные технологии.
В 2011 году с учетом стратегических национальных приоритетов развития в рамках данной Программы будут поддержаны две программы дополнительного образования естественно-научного и научно-технического направления, а также будет организована работа базовой площадки в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Аэрокосмическая школа" по направлениям "Ракетостроение", "Прикладная электроника".
При рассмотрении программ, подаваемых на конкурс, будут применены следующие оценочные критерии:
- программа должна предусматривать решение таких образовательных задач, которые актуальны и практически значимы для всех участников программы;
- участниками программы должны стать дети, подростки и молодежь из всех районов города, в том числе проживающие в условиях редуцированной среды (с ограниченными возможностями, с отклоняющимся поведением, оставшиеся без попечения родителей);
- программа должна содержать описание результатов, а также возможные механизмы их тиражирования;
- программа должна предусматривать механизмы деятельности по формированию сообщества педагогов-проектировщиков.
По итогам реализации программ-победителей организуется работа стажерских площадок по передаче опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ дополнительного образования, а также издается сборник инновационных программ и методических разработок.
Образовательные результаты и достижения учащихся, оформленные в рамках реализации инновационных образовательных программ, ежегодно представляются на "Школьном форуме".
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Функции муниципального заказчика при выполнении мероприятий программы осуществляют главное управление образования администрации города Красноярска, муниципальные учреждения дополнительного образования детей, муниципальные общеобразовательные учреждения (исполнители).
Контроль за исполнением программы осуществляет департамент социальной политики администрации города Красноярска.
Постановлением администрации г.Красноярска от 18 марта 2011 г. N 73 в раздел 4 настоящего Приложения внесены изменения
4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств в процессе реализации программы
Экономическую эффективность расходования бюджетных средств можно оценить, применив следующие целевые показатели:
5. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется путем сопоставления плановых показателей ожидаемых результатов реализации программы с фактическими результатами по каждому году в течение всего срока реализации программы в соответствии с постановлением Главы города Красноярска от 22.11.2006 N 912 "О порядке проведения оценки эффективности и результативности расходов бюджета города.
Постановлением администрации г.Красноярска от 18 марта 2011 г. N 73 в раздел 6 настоящего Приложения внесены изменения
6. Мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы
Начальник главного
управления образования |
Н.И. Жилинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.