Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Программы
2.1. Цели и задачи Программы
Ведомственная целевая программа "Развитие системы здравоохранения Красноярского края на 2012-2014 годы" составлена на основе анализа демографической ситуации, состояния здоровья населения Красноярского края и системы здравоохранения Красноярского края.
Программа предусматривает построение оптимальной территориальной системы здравоохранения Красноярского края, способствующей максимальному достижению цели и задач.
Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Красноярского края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение населения Красноярского края доступной медицинской помощью;
обеспечение населения Красноярского края качественной медицинской помощью;
совершенствование системы управления здравоохранением Красноярского края;
совершенствование комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни у населения Красноярского края.
2.2. Расходные обязательства и формирование доходов
Расходные обязательства министерства здравоохранения Красноярского края и формирование доходов отражены в приложении N 1.
Общий объем исполняемых расходных обязательств на 2012-2014 годы составляет 117 331 424,0 тыс. рублей, что соответствует формированию доходов по источникам финансирования системы здравоохранения Красноярского края. Из средств краевого бюджета, включая средства от приносящей доход деятельности, на реализацию Программы выделяется 90 015 801,3 тыс. рублей.
В 2012 году весь объем расходных обязательств 46 317 314,5 тыс. рублей распределен по источникам, в том числе:
краевой бюджет - 34 496 636,2 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 1 017 625,3 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 531 642,2 тыс. рублей;
средства обязательного медицинского страхования - 10 247 860,5 тыс. рублей;
средства от приносящей доход деятельности - 23 550,3 тыс. рублей.
В 2013 году весь объем расходных обязательств 35 585 033,4 тыс. рублей распределен по источникам, в том числе:
краевой бюджет - 27 807 113,8 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 531 642,2 тыс. рублей;
средства обязательного медицинского страхования - 7 226 819,6 тыс. рублей;
средства от приносящей доход деятельности - 19 457,8 тыс. рублей.
В 2014 году весь объем расходных обязательств 35 429 076,1 тыс. рублей распределен по источникам, в том числе:
краевой бюджет - 27 650 859,4 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 531 642,2 тыс. рублей;
средства обязательного медицинского страхования - 7 226 630,6 тыс. рублей;
средства от приносящей доход деятельности - 19 943,9 тыс. рублей.
Программа реализуется за счет средств текущего бюджетного финансирования, внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. На реализацию программных мероприятий потребуется 117 331 424,0 тыс. рублей, в том числе, в 2012 году - 46 317 314,5 тыс. рублей, в 2013 году - 35 585 033,4 тыс. рублей, в 2014 году - 35 429 076,1 тыс. рублей.
2.3. Планируемые результаты деятельности
I. Обеспечение населения Красноярского края доступной медицинской помощью
Обеспечение доступной медицинской помощью населения всех категорий Красноярского края решается в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи (далее - краевая Программа), а также оказание мер социальной защиты населения в части льготного лекарственного обеспечения и льготного зубопротезирования отдельным категориям граждан из краевого бюджета через систему обязательного медицинского страхования.
Бюджет здравоохранения, как и в предыдущие годы, будет формироваться с использованием механизма установления государственного задания на оказание медицинских (бюджетных) услуг, которое будет предусматривать требования к составу, качеству, условиям, порядку и результатам оказания услуг.
Для повышения доступности медицинской помощи требуется создание экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи, виды и объемы которой соответствуют уровню заболеваемости населения Красноярского края, современным медицинским технологиям и внедрению ресурсосберегающих технологий на различных этапах оказания медицинской помощи.
Система организации медицинской помощи предполагает обеспечить каждого гражданина возможностью получения первичных медицинских услуг, предусмотренных краевой Программой, по месту его проживания. В вечернее и ночное время первичный доступ к оказанию медицинских услуг обеспечивается службой скорой медицинской помощи.
Основные меры по сохранению и укреплению здоровья граждан направлены на обеспечение доступности медицинской помощи, в том числе обеспечение профилактических мер на амбулаторном этапе.
Увеличение числа посещений, в том числе профилактических, способствует раннему выявлению заболеваний, снижению числа обострений и осложнений при хронической патологии, а также уменьшению объемов стационарной помощи и числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемких по сравнению с другими видами медицинской помощи.
Внедрение эффективных форм организации медицинской помощи и медицинских технологий, в том числе с целью перемещения объемов медицинской помощи со стационарного этапа лечения на амбулаторный, предполагает сокращение сроков лечения, кроме этого, повысит координацию деятельности служб скорой и неотложной медицинской помощи, обеспечит разграничение деятельности стационаров по оказанию медицинской помощи и социальных услуг.
Реальный доступ пациентов для получения специализированных, высокотехнологичных медицинских услуг чрезвычайно ограничен. Доля обратившихся пациентов в течение года в результате модернизации здравоохранения вырастет, что предполагает сокращение времени ожидания той или иной консультации или процедуры в учреждениях здравоохранения Красноярского края.
В рамках Программы будет продолжено развитие технологической системы оказания дистанционной консультативной медицинской помощи для жителей северных и удаленных территорий Красноярского края.
Расчетная мощность сети учреждений здравоохранения делится на муниципальный (участковый, районный, городской) уровень и клинический уровень. Главный критерий разделения - степень сложности технологии диагностики и лечения. Для доступности специализированной медицинской помощи населению Красноярского края формируются медицинские округа, поликлинические диагностические центры.
Для формирования рациональной сети учреждений здравоохранения требуется развитие транспортного сообщения (состояние дорог, рейсовый транспорт и иные) между административным центром, где расположена центральная больница и сельскими поселениями, где функционируют участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты.
Одним из основных направлений в области здравоохранения является создание эффективной системы лекарственного обеспечения населения Красноярского края.
В целях создания эффективной системы лекарственного обеспечения населения края решаются следующие задачи:
1. Обеспечение доступности лекарственной помощи населению края, в том числе при оказании мер социальной поддержки граждан.
2. Оптимизация использования финансовых средств, направляемых на приобретение лекарственных средств.
3. Развитие формулярной системы на территории Красноярского края.
Для повышения доступности медицинской помощи продолжается реализация плана действий министерства здравоохранения Красноярского края по программным мероприятиям:
оказание медицинских услуг по Программе дифференцированно, с учетом этапности оказания медицинской помощи;
оптимизация распределения ресурсов по уровням и видам медицинской помощи, совершенствование структуры сети;
концентрация высокотехнологичных видов медицинской помощи в наиболее оборудованных и обеспеченных медицинскими кадрами учреждениях здравоохранения;
интенсификация использования ресурсов;
оптимизация потоков пациентов по уровням медицинской помощи;
осуществление принципа этапности оказания медицинской помощи;
оказания дистанционной консультативной медицинской помощи для жителей северных и удаленных территорий Красноярского края;
централизованная система круглосуточного мониторинга состояния здоровья беременных женщин группы высокого риска на базе акушерского реанимационно-консультативного центра родильного дома N 1 г.Красноярска с применением телемедицинских технологий;
совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;
оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;
обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов на оказание этого вида помощи;
создание эффективной системы лекарственного обеспечения населения края;
увеличение объема амбулаторно-поликлинической помощи с 9,65 в 2010 году до 10,72 посещения на 1 жителя в год в 2014 году;
увеличение объема помощи в дневных стационарах всех типов с 0,58 в 2010 году до 0,87 дня пребывания на 1 жителя в год в 2013 году;
снижение объема стационарной помощи с 2,71 в 2010 году до 2,4 койко-дня на 1 жителя в год в 2014 году;
снижение объема скорой медицинской помощи с 0,34 в 2010 году до 0,334 вызова на 1 жителя в год в 2014 году.
Расходы на реализацию задачи составят 47 160 022,1 тыс. рублей, в том числе в 2012 году - 16 642 616,5 тыс. рублей, в 2013 году - 15 197 104,5 тыс. рублей, в 2014 году - 15 320 301,1тыс. рублей.
Из средств краевого бюджета на реализацию задачи выделяется 23 456 804,7 тыс. рублей.
II. Обеспечение населения Красноярского края качественной медицинской помощью
Медицинская помощь оказывается качественно только в том случае, если выбрана наиболее эффективная (с точки зрения результатов и затрат) технология из числа доказавших свою высокую клиническую результативность. Выбор самой эффективной из возможных технологий осуществляется с учетом получения результатов, соответствующих стандартам качества (стандарты оснащения, стандарты медицинской помощи). Одним из основных направлений для решения вышеуказанной задачи является приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, включающей приведение технического состояния зданий в соответствие лицензионным требованиям, требованиям санитарного и пожарного законодательства путем проведения капитальных ремонтов зданий для осуществления медицинской деятельности в рамках действующего законодательства и оснащение учреждений здравоохранения медицинским и технологическим оборудованием в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы.
Конкретизировать гарантируемые объемы медицинской помощи и повысить качество медицинских услуг позволит стандартизация. Планируется поэтапное внедрение стандартов оказания медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы за счет средств федерального бюджета по 11 основным нозологиям, которые суммарно дают 88,2% всех смертей в Красноярском крае, такие как болезни системы кровообращения, новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и пороки развития.
Основными объектами стандартизации в здравоохранении помимо технико-технологического обеспечения выполнения медицинских услуг и их качества являются организационные и информационные технологии, квалификация персонала, качество лекарственных средств и медицинской техники, учетно-отчетная документация и экономические аспекты здравоохранения.
На территории края устанавливается единая система стандартизации медицинских услуг.Оказание медицинской помощи осуществляется в рамках стандартов медицинской помощи по утвержденным тарифам на оплату медицинских услуг.Лечение больных в амбулаторных и стационарных условиях, а также в скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральными и региональными стандартами оказания медицинской помощи.
Основные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения Красноярского края направлены на обеспечение качества профилактической и медицинской помощи на всех этапах оказания медицинской помощи (амбулаторный этап, в том числе проведение диспансерного наблюдения населения, проведение диспансеризации 14-летних подростков в рамках программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы, оздоровление и коррекция имеющихся патологических состояний, стационарный этап).
Создаются условия для рождения здоровых детей, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранения и укрепления здоровья женщин. Разрабатывается система мер, направленных на дальнейшее снижение младенческой и материнской смертности за счет повышения качества наблюдения беременных, качества оказания акушерской помощи, выхаживания новорожденных с низкой массой тела, раннего выявления и предотвращения рождения детей с пороками развития, несовместимыми с жизнью.
Решение данной задачи отразится на уровне удовлетворенности населения Красноярского края качеством медицинской помощи, в том числе диагностики, лечения и реабилитации, что в свою очередь должно способствовать снижению показателей заболеваемости и смертности.
Система программных мероприятий предусматривает приоритетные направления реализации данной задачи:
повышение качества и доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы;
обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах, в том числе организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи (кардиохирургия, педиатрия, детская хирургия, социально значимые заболевания, служба крови и иные);
обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы лечения и санаторно-курортное лечение;
развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков;
разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста.
Реализация программных мероприятий позволит:
снизить младенческую смертность с 9,2 в 2010 году до 9,0 умерших до года на 1000 родившихся живыми в 2014 году;
снизить показатель материнской смертности с 20,7 на 100 тысяч родившихся живыми в 2010 году до 18,4 на 100 тысяч родившихся живыми в 2014 году;
снизить смертность от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте со 169,8 в 2010 году до 139,9 на 100 тыс. человек в 2014 году;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от внешних причин с 204,2 в 2010 году до 176,0 на 100 тыс. человек в 2014 году.
Расходы на реализацию задачи составят 21 139 597,2 тыс. рублей, в том числе в 2012 году - 13 116 881,7 тыс. рублей, в 2013 году - 4 432 106,4 тыс. рублей, в 2014 году - 3 590 609,1 тыс. рублей.
Из средств краевого бюджета на реализацию задачи выделяется 17 528 952,0 тыс. рублей.
III. Совершенствование системы управления здравоохранением Красноярского края
Сложившаяся структура здравоохранения Красноярского края не может существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Это во многом обусловлено низкой управляемостью системы. Действующую бюджетно-страховую систему финансирования здравоохранения планируется перевести на одноканальную систему финансирования, основанную на страховом принципе.
Одноканальный принцип финансирования здравоохранения изменит экономические условия деятельности органов управления, позволит стабилизировать финансовое положение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, проводить единую тарифную политику в системе обязательного медицинского страхования, обеспечить рациональное использование кадровых и материальных ресурсов, создаст предпосылки для ориентации на конечные показатели здоровья населения и поиск эффективных вариантов использования имеющихся ресурсов. Учреждения здравоохранения Красноярского края получат возможность применять более рациональные формы организации медицинской помощи без риска уменьшения общей суммы финансирования.
Это потребует разработки современных методик планирования, ценообразования, финансовых нормативов, оценки использования ресурсов, поскольку финансовые нормативы стоимости медицинской помощи не учитывают расходов, необходимых для реструктуризации здравоохранения, занижают затраты на медикаменты, лечебное питание, заработную плату медицинских работников.
Задача повышения эффективности системы управления здравоохранением Красноярского края решается путем развития механизмов координации и взаимодействия различных субъектов управления в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
Функционирование отрасли здравоохранения все в большей мере зависит от рационального использования не только финансовых, кадровых и материальных, но и информационных ресурсов.
Поэтому основной целью сегодняшнего этапа информатизации и автоматизации в здравоохранении является создание единых информационных ресурсов всех субъектов управления в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, своевременное и качественное информационное обеспечение руководителей и специалистов всех уровней, введение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, возможности ведения электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы.
Работа учреждений здравоохранения Красноярского края, состояние медицинского обеспечения муниципального и регионального уровней должны иметь единые критерии, в том числе экономические, для осуществления сравнительного анализа их деятельности.
Основная цель кадровой политики в Красноярском крае на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения края персоналом.
Разрабатывается и внедряется система мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников в зависимости от объема проделанной работы, качества и результатов оказанной медицинской помощи.
Система программных мероприятий предусматривает приоритетные направления реализации данной задачи:
повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
совершенствование системы оплаты труда;
координация межотраслевой, межведомственной деятельности в области здравоохранения (заключение соглашений, кооперация между муниципальными образованиями в сфере предоставления специализированной медицинской помощи);
подготовка краевых нормативных правовых документов в области здравоохранения;
дальнейшее развитие информационной системы.
Реализация программных мероприятий позволит:
увеличить численность врачей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - штатные должности в 2014 году до 52,5 ед. на 10 тыс. населения;
увеличить число среднего медицинского персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (на конец года) - штатные должности в 2009 году 109,1 на 10 тыс. населения до 109,3 на 10 тыс. населения в 2014 году;
увеличить среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения с 16 151,0 рублей в 2009 году до 20 194,5 рублей в 2014 году.
Расходы на реализацию задачи составят 48 962 800,3 тыс. рублей, в том числе в 2012 году 16 490 214,9 тыс. рублей, в 2013 году - 15 955 121,0 тыс. рублей, в 2014 году - 16 517 464,4 тыс. рублей.
Из средств краевого бюджета на реализацию задачи выделяется 48 961 040,2 тыс. рублей.
IV. Совершенствование комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни у населения Красноярского края
Основой формирования здорового образа жизни у жителей Красноярского края станет информационно-разъяснительная кампания, в процессе которой будут осуществляться мероприятия по повышению информированности населения, направленные на укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний, борьбу с потреблением табака и чрезмерным потреблением алкоголя, на коррекцию факторов риска, связанных с нерациональным питанием, формироваться стандарты здорового образа жизни, включающие занятия физической культурой и спортом, проводиться профилактические и диспансерные осмотры.
Система программных мероприятий предусматривает приоритетные направления реализации данной задачи:
разработка проектов правовых актов Красноярского края по вопросам формирования здорового образа жизни, в том числе: региональной стратегии по борьбе против табака, концепции по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди жителей Красноярского края, концепции в области здорового питания населения Красноярского края, региональных стандартов здорового образа жизни, постановления Правительства Красноярского края о долгосрочной целевой программе "Предупреждения потерь здоровья жителей Красноярского края от социально-значимых и массовых неинфекционных заболеваний";
организация лечебно-профилактических мероприятий по вопросам снижения рисков для здоровья жителей Красноярского края и формированию здорового образа жизни у жителей Красноярского края, в том числе направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, в том числе: организация помощи населению по отказу от употребления табака, лечению табачной зависимости путем открытия кабинетов помощи в отказе от употребления табака в краевых государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обеспечение доступности современных фармакологических препаратов, применяемых при отказе от курения и лечении алкогольной зависимости, создание открытой консультативной телефонной линии по отказу от курения; проведение скринингового обследования с целью выявления факторов риска развития хронических заболеваний и оценке резерва здоровья у жителей Красноярского края;
организация последипломной подготовки врачей и средних медицинских работников по вопросам профилактики и укрепления здоровья населения для укомплектования учреждений здравоохранения Красноярского края специалистами, оказывающими профилактическую помощь;
разработка и проведение информационно-просветительских кампаний, информационных материалов, направленных на снижение рисков для здоровья населения и формирование здорового образа жизни у жителей Красноярского края, в том числе сокращение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения, в том числе: проведение информационных кампаний "Жизнь за табак" и "Нам и без пива живется красиво", разработка роликов социальной рекламы по профилактике табакокурения и употребления пива, особенно в молодежной среде, разработка буклетов, плакатов, баннеров, подготовка теле- и радиосюжетов о здоровом образе жизни.
Реализация программных мероприятий позволит:
увеличить долю больных наркоманией и алкоголизмом с ремиссией от года до двух лет с 15,8% в 2010 году до 17,5% в 2014 году.
Расходы на реализацию задачи составят 69 004,4 тыс. рублей, в том числе в 2012 году - 67 601,4 тыс. рублей, в 2013 году - 701,5 тыс. рублей, в 2014 году - 701,5 тыс. рублей.
Из средств краевого бюджета на реализацию задачи выделяется 69 004,4 тыс. рублей.
Цели, целевые показатели, задачи, показатели результативности приведены в приложении N 2.
Целевые показатели на долгосрочный период приведены в приложении N 3.
2.4. Распределение расходов по целям, задачам и мероприятиям Программы
Распределение планируемых расходов министерства здравоохранения Красноярского края по целям, задачам и мероприятиям Программы отражено в приложении N 4.
Перечень объектов капитального строительства (за счет всех источников финансирования) отражен в приложении N 4а.
Распределение планируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств отражено в приложении N 5.
Планируемые объемы финансирования, направленные на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности (приложение N 6), в период 2012-2014 годов не предусмотрены.
Распределение планируемых объемов финансирования Программы по кодам классификации операций сектора государственного управления отражено в приложении N 7.
Распределение планируемых объемов финансирования Программы по кодам классификации операций сектора государственного управления (по каждой задаче ведомственной целевой программы) отражено в приложении N 8.
2.5. План действий министерства здравоохранения Красноярского края
по реализации программных мероприятий на очередной финансовый год
План действий министерства здравоохранения Красноярского края по реализации программных мероприятий указан в приложении N 9.
Показатели, характеризующие возможность прибытия специалистов в отрасль здравоохранения Красноярского края (после окончания КГБОУ СПО и первичной послевузовской подготовки выпускников ВУЗов, в соответствии с заключенными договорами о первичной послевузовской подготовке и трудоустройстве), указаны в приложении N 10. Отражены показатели возможного распределения выпускников по государственному заказу с прохождением первичной послевузовской подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в интернатуре и клинической ординатуре и средним медицинским образованием и подготовкой по программам монопрактик (специализация): врачи (за период 2012-2014) - 780 человек, средние медицинские работники (за период 2012-2014) - 2100 человек, всего - 2880 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.