Решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 сентября 2008 г. N А33-8838/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2009 г. N А33-8838/2008-Ф02-19/2009 настоящее Решение оставлено без изменений
Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Н." (г.Красноярск)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (г.Красноярск)
о признании недействительным решения N Р 13266А от 30.06.2008 и незаконными действий регистрирующего органа по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц,
при участии:
от заявителя: Н. - представителя по доверенности от 08.07.2008; Ж. - представителя по доверенности от 01.06.2008;
от регистрирующего органа: С. - представителя по доверенности от 28.08.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.,
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании "04" сентября 2008 года.
В полном объеме решение изготовлено "09" сентября 2008 года.
установил:
открытое акционерное общество "Н." (далее по тексту - ОАО "Н.", заявитель) обратилось в арбитражный суд к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - МИФНС N 23 по Красноярскому краю, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительным решения N Р 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица и незаконными действий регистрирующего органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008.
Определением от 15.07.2008 заявление принято к производству суда; назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании 08.08.2008 судом удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит:
- признать недействительным решение МИФНС N 23 по Красноярскому краю N Р 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязать МИФНС N 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации изменений устава ОАО "Н.";
- признать незаконными действия МИФНС N 23 по Красноярскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008 и обязать МИФНС N 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения путем исключения данной записи из Единого государственного реестра юридических лиц.
В представленных письменных пояснениях к заявлению заявитель укал следующее:
- регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
- ОАО "Н." не находится и не находилось в процессе ликвидации; решение общего собрания акционеров общества о добровольной ликвидации либо решение суда о принудительной ликвидации (в том числе, - о признании банкротом) не принимались;
- регистрирующий орган дал неверную оценку постановлению апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А 03-1685/06-3, которым решение о регистрации заявителя при создании не признавалось недействительным;
- регистрирующим органом не также учтено, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации изменений учредительных документов факт признания регистрации юридического лица при создании недействительной; данной позиции соответствует пункт 6 Письма ФНС России от 27.05.2005 N ЧД -6 - 09/439;
- согласно полученной заявителем Выписке из ЕГРЮЛ от 03.07.2008, в отношении ОАО "Н." регистрирующим органом внесена запись ГРН 2082468383226 от 26.06.2008, согласно которой общество прекратило свою деятельность; в качестве основания (способа) прекращения деятельности указано внесение в ЕГРЮЛ сведений о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании;
- внесение в ЕГРЮЛ записи о признании записи о государственной регистрации юридического лица при создании недействительной неравнозначно ликвидации юридического лица и не прекращает его правоспособность, т.е. сведения о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица относятся не к сведениям о прекращении его деятельности, а к сведениям об изменении данных ЕГРЮЛ;
- спорная запись внесена в соответствующий раздел ЕГРЮЛ в нарушение установленного законом порядка, т.к. действующее законодательство не предусматривает такого способа прекращения юридического лица, как признание судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании;
- постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 не признавалось недействительным решение о государственной регистрации заявителя при его создании; предметом спора по делу было совершенно иное решение регистрирующего органа (МИФНС N 7 по Алтайскому краю) об отказе в государственной регистрации ОАО "Н.", которым констатирована законность первоначального решения об отказе в государственной регистрации заявителя при создании; другое решение этого же органа о государственной регистрации заявителя при создании (принято на основании решения Арбитражного суда Алтайского края от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-3, отмененного впоследствии вышестоящей судебной инстанцией) было признано судом автоматически недействительным;
- решение об отказе в регистрации и решение о регистрации заявителя при создании являются совершенно разными ненормативными правовыми актами, поэтому судебное решение о законности первого ненормативного акта никоим образом не может означать признание судом недействительным второго акта, который предметом спора не являлся;
- основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица;
- прерогатива принятия решений о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц принадлежит только судебным органам; не предусмотрена возможность самостоятельного принятия налоговым (регистрирующим) органом решения о признании недействительной регистрации юридического лица;
- регистрирующий орган самовольно, вопреки установленному законодательством порядку, внес оспариваемую запись о прекращении деятельности заявителя, т.е. неправомерно отказал заявителю в государственной регистрации изменений в его учредительных документов, неправильно применив статьи 20, 23 Закона о регистрации.
В отзыве на иск регистрирующий орган не согласен с заявленными требованиями на основании следующего:
- 26.06.2008 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения - ОАО "Н." на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/06-3;
- решением суда первой инстанции от 10.05.2007 по делу N А03-1685/06-3 заявленные требования удовлетворены, решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." признаны недействительными, как не соответствующие статьям 14, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 решение суда первой инстанции от 10.05.2007 отменено, принято новое решение об отказе ОАО "Н." в удовлетворении заявленных требований;
- 13.08.2007 МИФНС N 7 по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесены следующие записи: в отношении ОАО "З." - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 01.06.2006 ГРН 2062261028322 недействительной на основании решения суда; в отношении ОАО "З." - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 09.08.2006 ГРН 2062261033371 недействительной в связи с неверным видом регистрации на основании решения регистрирующего органа; в отношении ОАО "А." - о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании ГРН 2072261034426;
- МИФНС N 23 по Красноярскому краю, как регистрирующим органом, запись в отношении ОАО "Н." о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании не вносилась, поэтому решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ решение МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения в отношении ОАО "Н." отменено и указано: внести в ЕГРЮЛ запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007);
- ОАО "Н." обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@;
- решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N A03-8730/07-17 требования ОАО "Н." удовлетворены, решение Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ признано недействительным с обязанием Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи о признании вышестоящим налоговым органом регистрации ОАО "Н." при создании недействительной в срок до 10.12.2007;
- постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07АП-344/08 решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N А03-8730/07-17 отменено; в удовлетворении заявления ОАО "Н." о признании недействительным решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@, отказано;
- из указанного постановления следует, что принятое Управлением ФНС России по Алтайскому краю решение от 27.08.2007 N 10-04/10350@ фиксирует недействительность внесенной в ЕГРЮЛ записи ОГРН 106226102007 на основании решения суда и не несет какого-либо иного самостоятельного содержания; т.е. действия регистрирующего органа по внесению 26.06.2008 записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации ОАО "Н." на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 соответствуют закону;
- решение N Р12366А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица принято регистрирующим органом обоснованно, поскольку запись о государственной регистрации юридического лица ОАО "Е." ОГРН 1062261020007 признана недействительной по решению суда, в связи с чем внесена запись в ЕГРЮЛ 26.06.2008 о записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2082468383226, то есть оснований для осуществления каких-либо регистрационных действий в отношении ОАО "Е." у межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю не имелось.
Определением от 08.08.2008 окончена подготовка дела к судебному разбирательству; назначено судебное заседание.
В судебном заседании 04.09.2008 представители заявителя поддержали заявление в полном объеме (с учетом уточнения заявленных требований в предварительном судебном заседании 08.08.2008).
Представитель регистрирующего органа считает заявление необоснованным, представив дополнение к отзыву, в котором указано следующее:
- действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения (ОАО "Н.") являются правомерными, что подтверждается решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-26, которым арбитражный суд обязал МИФНС N 7 по Алтайскому краю внести в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." и прекращении деятельности ОАО "З.";
- поскольку указанное решение подлежало немедленному исполнению, МИФНС N 7 по Алтайскому краю принято решение N 124А от 01.06.2006 о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") при создании путем реорганизации в форме разделения, а также решение о государственной регистрации ОАО "А." и решение о прекращении деятельности ОАО "З.";
- постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2006 решение суда первой инстанции по делу N А03-1685/06-26 оставлено без изменения;
- 03.10.2006 решением МИФНС N 7 по Алтайскому краю N 815А осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документов юридического лица: о смене местонахождения ОАО "Н." с прежнего адреса (Алтайский край, Павловский район, станция А., ул.Л., д.1 "А") на новый (660000 Красноярский край, г.Красноярск, пр. Мира, 7 "Г");
- постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2007 решение суда первой инстанции от 22.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.09.2007 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда;
- при новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 10.05.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 заявленные требования удовлетворены; решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." признаны недействительными;
- постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 решение суда первой инстанции от 10.05.2007 отменено; принято новое решение об отказе ОАО "З." в удовлетворении заявленных требований;
- решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ решение МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124А о государственной регистрации ОАО "Н." отменено и указано внести в ЕГРЮЛ запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007);
- законность и обоснованность решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007. N 10-04/10350@ подтверждена в судебном порядке - постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07АП-344/08;
- перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения МИФНС N 23 по Красноярскому краю в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к МИФНС N 7 по Алтайскому краю о признании недействительным решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124 А о государственной регистрации ОАО "Н." и обязании исключить из ЕГРЮЛ запись от 01.06.2006 г. ОГРН 1062261020007;
- решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2008 г. по делу N А03-9941/2007-2 в удовлетворении заявления отказано; судом указано, что решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ оспариваемое решение отменено, заявитель, по существу, просит признать недействительным ненормативный акт налогового органа, который фактически прекратил свое действие;
- судебными инстанциями подтверждено, что налоговый орган правомерно, на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона от регистрации, отказал в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н.", т.к. регистрация вновь созданных юридических лиц (ОАО "А.", ОАО "Н.") в результате разделения ОАО "З." произведена с нарушением требований статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации; это установлено постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3, указавшей, что отсутствовали основания для решения о признании недействительным оспариваемых решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н."; постановлением ФАС ЗСО от 11.10.2007 постановление апелляции от 26.07.2007 по делу N АОЗ-1685/06-3 оставлено без изменения;
- в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2008 N 17767/07 также сделан вывод о том, что у налогового органа были достаточные основания для отказа в регистрации вновь образованных юридических лиц;
- с учетом имеющихся судебных актов, решение Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ и действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ оспариваемой записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 являются обоснованными и законными.
Представители заявителя считают доводы регистрирующего органа несостоятельными, не соответствующими действующему законодательству. По мнению представителей заявителя, совершение регистрирующим органом оспариваемых действий и принятие оспариваемого решения нарушает требования Закона о государственной регистрации и привело к фактическому прекращению деятельности заявителя способом, не предусмотренным законодательством.
На вопрос суда об основаниях для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26.06.2008 представитель регистрирующего органа пояснила, что таким основанием послужило постановление апелляционной инстанции от 26.07.2007 по делу N А03 -1685/2006. В сложившейся ситуации и с учетом отсутствия в действующем законодательстве норм, регламентирующих механизм совершения действий, принятия решений в подобных случаях, регистрирующий орган таким образом произвел поворот ранее состоявшегося решения.
Представители заявителя указали, что поворот решения осуществляется другим способом, который предусмотрен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, поэтому правовые основания для совершения регистрирующим органом оспариваемых действий отсутствовали.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства:
19.12.2005 внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "З." (далее - ОАО "З.") принято решение о реорганизации общества в форме разделения на ОАО "Н." и ОАО "А.".
Решением МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." отказано.
ОАО "З." обратилось в арбитражный суд Алтайского края с требованиями о признании недействительными решений регистрирующего органа б/н от 13.02.06 об отказе в государственной регистрации обществ, создаваемых путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-26, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, признано недействительным решение МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н.", создаваемых путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения. Указанным решением суд обязал регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." и о прекращении деятельности ОАО "З.".
01.06.2006 МИФНС России N 7 по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о создании ОАО "А." путем реорганизации в форме разделения и о прекращении деятельности ОАО "З." при реорганизации в форме разделения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2007 решение суда первой инстанции от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-26 и постановление апелляционной инстанции отменены; дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Алтайского края произвел замену ОАО "З." на его правопреемников - ОАО "А." и ОАО "Н.".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.05.2007 по делу N А03-1685/06-3, требования удовлетворены; решения МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения обществ признаны недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 решение арбитражного суда от 10.05.2007 по делу N А03-1658/2006-3 отменено; принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
13.08.2007 МИФНС N 7 по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи: в отношении ОАО "З." - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 01.06.2006 ГРН 2062261028322 недействительной на основании решения суда; в отношении ОАО "З." - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 09.08.2006 ГРН 2062261033371 недействительной в связи с неверным видом регистрации на основании решения регистрирующего органа; в отношении ОАО "А." - о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании ГРН 2072261034426.
27.08.2007 Управлением ИФНС по Алтайскому краю принято решение N 10-04/10350@ об отмене решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения в отношении ОАО "Н." и обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N А03-8730/07-17 требования ОАО "Н." о признании недействительным решения Управления ФНС по Алтайскому краю от 27.08.2008 N 10-04/10350@ удовлетворены; оспариваемое решение признано недействительным; с обязанием Управления ФНС России по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи о признании регистрации ОАО "Н." при создании недействительной в срок до 10.12.2007.
Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07АП-344/08 решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N А03-8730/07-17 отменено; в удовлетворении заявления ОАО "Н." о признании недействительным решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@, отказано.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2008 по делу N А03-9941/2007-2 в удовлетворении требований МИФНС N 23 по Красноярскому краю о признании недействительным решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю N 124А от 01.06.2006 о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") при создании путем реорганизации в форме разделения и обязании регистрирующего органа исключить из ЕГРЮЛ запись от 01.06.2006 ГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Е.") при создании путем реорганизации в форме разделения отказано.
07.06.2008 общим собранием акционеров ОАО "Е." принято решение о внесении изменений в устав общества в части местонахождения общества (г.Красноярск, ул.П., 3, стр.2, офис 303).
24.06.2008 ОАО "Е." обратилось в МИФНС N 23 по Красноярскому краю с заявлением в порядке статьи 17 Закона о регистрации о внесении изменений в устав с приложением документов, предусмотренных Законом о регистрации.
26.06.2008 регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения (ОАО "Н.") на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/06-3.
30.06.2008 регистрирующим органом принято решение N 13266А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации. В качестве основания для отказа регистрирующий орган со ссылкой на подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации указал на признание недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.
Полагая, что решение МИФНС N 23 по Красноярскому краю N Р 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица является недействительным, а действия регистрирующего органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 - незаконными, т.к. не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ОАО "Н." в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит также обязать МИФНС N 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации изменений устава ОАО "Н." и исключения записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 из Единого государственного реестра юридических лиц. В качестве правового основания заявитель ссылается на статьи 4, 29, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенных норм, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц могут быть признаны недействительными по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно следующих условий:
1) если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
2) если их применение нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на них обязанности, препятствующие осуществлению такой деятельности.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в совершении регистрирующим органом действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 (о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения) и принятии решения от 30.06.2008 N 13266А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в устав.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Регистрирующим органом не доказана обоснованность действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи в отношении ОАО "Н." ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 и принятия решения N 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным Законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.
Из материалов дела следует и представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам N/N А03-1685/06-26, А03-1658/2006-3 открытому акционерному обществу "З." фактически отказано в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н.", создаваемых путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения.
Так, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 отменено решение арбитражного суда от 10.05.2007 по делу N А03-1658/2006-3, которым признано недействительным решение МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н.", создаваемых путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения, и обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н." и прекращении деятельности ОАО "З.".
Расценив указанное постановление апелляционной инстанции в качестве судебного акта, свидетельствующего о признании недействительной регистрации ОАО "Н." при создании, регистрирующий орган 26.06.2008 внес в раздел "Сведения о прекращении деятельности юридического лица" Единого государственного реестра юридических лиц запись за ОГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения (ОАО "Н.") на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/06-3.
Вместе с тем, данная позиция не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству, подлежащему применению к рассматриваемым правоотношениям.
В силу статьи 4, подпункта "и" пункта 1, пунктов 2, 4 и 5 статьи 5 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, - сведения о способе прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002 "О Едином государственном реестре юридических лиц" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила), которые применяются на территории Российской Федерации органами, осуществляющими регистрацию юридических лиц, начиная со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В силу абзаца 2 пункта 1 Правил, подпункта "и" пункта 1 Приложения N 2 к Правилам они устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра. К сведениям о юридическом лице, включаемым в запись Единого государственного реестра юридических лиц, отнесены сведения о прекращении деятельности юридического лица (способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица).
Таким образом, законодательством о регистрации юридических лиц предусмотрен конкретный перечень способов прекращения деятельности юридического лица и сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица. При этом, способы прекращения деятельности юридических лиц, являющиеся основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц, соответствуют предусмотренным в действующем гражданском законодательстве.
Так, исходя из пункта 3 статьи 49, пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, к способам прекращения деятельности юридического лица, помимо реорганизации, относится ликвидация, в том числе - в результате банкротства, либо по решению регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. В случае ликвидации юридического лица внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица осуществляется регистрирующим органом на основании соответствующего заявления самого юридического лица, решения суда или определения суда об окончании конкурсного производства. Во втором случае решение принимается с соблюдением установленной законом процедуры, как-то: опубликование в печатном издании решения о предстоящем исключении и т.д.и только в отношении определенной категории юридических лиц.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 09.06.2000 N 54, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр (пункт 3 статьи 49, пункт 2 статьи 51, пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного деятельность юридического лица может быть прекращена после завершения мероприятий, предусмотренных одним из способов, установленных в действующем гражданском законодательстве: после ликвидации, реорганизации либо принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица их Единого государственного реестра юридических лиц. Иные способы прекращения деятельности юридического лица не являются основанием для внесения сведений о прекращении его деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном Законом о регистрации порядке.
На момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц оспариваемой записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 ОАО "Н." не прекратило свою деятельность в качестве юридического лица одним из способов, предусмотренных действующим гражданским законодательством, а постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 лишь признана обоснованность отказа в государственной регистрации ОАО "А." и ОАО "Н.", создаваемых путем реорганизации ОАО "З." в форме разделения. При этом, в резолютивной части данного постановления не содержится указание на признание недействительной государственной регистрации ОАО "Н.". При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные Законом о регистрации, для внесения в раздел "Сведения о прекращении деятельности юридического лица" Единого государственного реестра юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") при его создании. Юридическое лицо, запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ в установленном порядке, независимо от наличия нарушений законодательства при его создании, сохраняет свою правоспособность и может быть исключено из ЕГРЮЛ только по окончании процедуры его ликвидации.
Необоснованным является также отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав ОАО "Н.".
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимые в учредительные документы юридического лица, и внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц установлен в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, согласно которой в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что заявителем в регистрирующий орган представлены следующие документы, необходимые для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в устав общества: заявление по форме N Р13001, изменения в устав ОАО "Н.", протокол годового общего собрания акционеров от 07.06.2008, платежное поручение N 273 от 23.06.2008 об уплате государственной пошлины.
В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, к числу которых относится случай, предусмотренный пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации (подпункт в) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации).
Пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Решением N 13266А от 30.06.2008 регистрирующий орган отказал заявителю в государственной регистрации со ссылкой на подпункт в) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации. При этом, регистрирующий орган сослался на признание недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.
С учетом изложенного основанием для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав ОАО "Н.", послужило мнение регистрирующего органа о наличии ситуации, предусмотренной пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации (недопустимость государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, находящегося в процессе ликвидации).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют и регистрирующим органом не представлены доказательства нахождения ОАО "Н." в процессе ликвидации, а внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (ОАО "Н.") ОГРН 1062261020007 при его создании не свидетельствует о прекращении правоспособности ОАО "Н.".
Поскольку заявителем, который не находится в процессе ликвидации, представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации и необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в устав, основания для отказа в государственной регистрации указанных изменений у регистрирующего органа отсутствовали. В связи с этим решение МИФНС N 23 по Красноярскому краю N Р 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации, является недействительным, поскольку не соответствует Закону о регистрации. В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, регистрирующий орган обязан был произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в устав ОАО "Н.", и внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственного органа незаконными.
Поскольку у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные Законом о регистрации, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 в отношении ОАО "Н." и для принятия решения N Р 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявление ОАО "Н." подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в качестве процессуальных истцов.
При подаче заявления ОАО "Н." уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 руб. С учетом удовлетворения заявления в полном объеме расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отнесению на регистрирующий орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края решил:
Заявление открытого акционерного общества "Н." удовлетворить.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю N 13266А от 30.06.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", как не соответствующее требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы открытого акционерного общества "Н.".
Признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008 о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю устранить нарушение прав заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008 о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Н." расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья |
О.И.Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 сентября 2008 г. N А33-8838/2008
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2009 г. N А33-8838/2008-Ф02-19/2009 настоящее Решение оставлено без изменений