Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Законодательного Собрания края
от 6 октября 1994 г. N 3-58П
Концепция
семейной политики в Красноярском крае
Глубокое обострение проблем семьи, отрицательное проявление их последствий как для подрастающего поколения, так и для общества в целом, низкая эффективность экономических, социальных и политических мер, предпринимаемых в интересах семьи, острая потребность стабилизации и повышения качества жизни - все это делает необходимым кардинальное изменение отношения к семейной политике.
Обоснование и осуществление такой политики предполагает:
- активные меры в области правовой защиты интересов семьи;
- формирование обоснованной системы реализации семейной политики, разработку и осуществление системы мер, предпринимаемых в крае.
Потребность анализа ситуации в области современной семьи в крае, координация усилий различных структур представительной и исполнительной властей, общественных объединений в формировании активной семейной политики в интересах семьи, законодательной основы защиты и реализации прав семьи обосновывают необходимость выработки концепции семейной политики в крае.
Концепция семейной политики в Красноярском крае (в дальнейшем - концепция) отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи семье.
Концепция учитывает и отражает:
- особенности социального положения семьи;
- принципы проведения семейной политики в крае;
- содержание главных сфер социальной работы с семьей;
- предложения и рекомендации по осуществлению социальной политики в отношении семьи в крае.
I. Проблемы современной семьи
Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества.
Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи и, что важнее всего, дает своим членам чувство любви, общности и, возможности делить с другими трудности и радости жизни.
Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:
- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.;
- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста;
- несоответствие средств и способов семейного воспитания;
- разрыв между организационным, материальным и кадровым обеспечением социальных служб;
- отсутствие систематической пропагандистской и культурно просветительской работы по укреплению семейных отношений;
- отсутствие медико-социальной работы по планированию семьи;
- сворачивание сферы бытовых услуг в сочетании с чрезмерной нагрузкой женщин в домашнем хозяйстве;
- жилищная проблема;
- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и сиротство при живых родителях;
- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей;
- разрушение этнически своеобразного уклада жизни и семейного воспитания народов Севера.
Решение этих и других проблем во многом зависит от того как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и программ в семейной политике.
II. Основные принципы и цели семейной политики
Настоящий документ содержит концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется краевая семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти управления на территории края.
Принципы семейной политики:
1. Семейная политика края направлена на оказание помощи (включая профилактику) семьям, равно как и отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут выйти самостоятельно.
2. Семейная политика осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с общественными и религиозными организациями, предприятиями и учреждениями, а также семьями и физическими лицами.
3. Семьи, которым оказана помощь, обязаны предпринять активные усилия для преодоления ситуации, повлекшей за собой предоставление социальной помощи и защиты.
4. Семейная политика исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности.
5. Семейная политика предполагает создание в крае специальной системы мер социальной и психолого - педагогической поддержки населения.
Цели семейной политики:
- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;
- обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности независимо от семейного положения;
- развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному воспитанию личности;
- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей;
- снижение младенческой и материнской смертности;
- сокращение масштабов социального сиротства, переход к преимущественному воспитанию детей - сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в семейной среде;
- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
III. Направления реализации краевой семейной политики
Политика края, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
1. В сфере создания системы социальной и психолого педагогической помощи семье:
- формирование на территории края сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих их правовой, медико - социальной, психологической поддержкой, информацией и социальным устройством;
- поддержка негосударственных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми.
2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
- сохранение за счет краевого бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин, а также медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан;
- развитие медико-генетической помощи населению: совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, внедрение системы обязательного обследования беременных и новорожденных;
- улучшение оказания медико-социальной помощи детям инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками.
3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки малоимущих семей:
- усиление социальных гарантий в области занятости для семей, нуждающихся в социальной защите, семей одиноких и многодетных родителей, несовершеннолетних инвалидов, пенсионеров, стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям использующим их труд;
- обеспечение социальных гарантий выпускникам учебных заведений, являющимся детьми - сиротами; квотирование рабочих мест, обеспечение жильем в соответствии с законодательством; патронажная помощь специалистов с целью адаптации подростков к новым социальным условиям;
- развитие специальных целевых форм социальной защиты семей.
4. В сфере повышения профессионального и социального статуса женщин:
- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот (финансовых, налоговых и др.), повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или работу на дому;
- обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реадаптации;
- совершенствование работы предприятий, организаций по охране труда женщин.
5. В сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних:
- совершенствование работы правоохранительных органов и воспитательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- создание системы специальных мер по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних.
6. В сфере идеалогической, пропагандистской и культурно просветительской работы:
- разработка системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации специального направления по вопросам семейной политики;
- создание на базе краевых ВУЗов и научных учреждений специального направления, исследовательских и экспериментально внедренческих работ в области проблем семьи, материнства и детства;
- формирование программ самообразования, организация курсов и консультаций для родителей;
- проведение целенаправленной, организационной и методической работы для обеспечения деятельности государственных и негосударственных социальных учреждений;
- введение в учебные планы учебных учреждений края изучение вопросов семейных отношений.
7. В сфере подготовки кадров работников социальных служб:
- ориентация высших, средних (полных), средних и начальных профессиональных учебных заведений на подготовку семейных социальных работников и педагогов;
- создание системы профотбора и профподготовки социальных работников семейного типа.
IV. Организационные меры по реализации
краевой семейной политики
Реализация краевой семейной политики будет включать следующие меры:
- принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления; внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
- разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в краевые программы экономического, социального и культурного развития;
- формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально - психологической и социально-педагогической помощи семье и детям;
- создание целостной системы допрофессиональной подготовки, профессионального обучения и преддипломного образования социальных работников;
- выделения в краевом и местных бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики (финансовое обеспечение программ, целевых фондов, мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных служб специальной ориентации, научных исследований по проблемам семьи, обучения и подготовки соответствующих кадров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.