Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Красноярского края
от 20 октября 1994 г. N 3-70П
Основные направления деятельности администрации края
в области правового регулирования жилищной реформы
Введение
Необходимость проведения в России жилищной реформы обусловлена несостоятельностью прежних подходов к решению жилищной проблемы. Многочисленные попытки государства решить жилищную проблему, обеспечить каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным жилым домом в рамках преимущественно "раздаточной" жилищной системы не увенчались успехом.
В соответствии с основными целями жилищной реформы Правительство РФ одобрило 20 июня 1993 г. Государственную целевую программу "Жилище", которая определила принципиальные положения новой долгосрочной государственной жилищной политики как неотъемлемой части стабилизации экономики в условиях перехода к рыночным отношениям.
Поскольку в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором жилищное законодательство есть предмет совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, то Государственная программа "Жилище" указывает лишь основные направления реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
В связи с этим в целях конкретизации деятельности администрации края и органов местного самоуправления городов и районов края по реализации жилищной реформы возникла необходимость в разработке настоящих Основных направлений.
I. Цели
1. Жилищная проблема в Красноярском крае, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость ускорения на территории края проводимой в стране жилищной реформы.
2. Администрация края считает возможным решить в перспективе жилищную проблему в крае только путем последовательного воплощения в жизнь федеральной жилищной политики, основными принципами которой являются:
постепенное создание новой жилищной системы, при которой большинство проживающих будут способны оплачивать полную стоимость своего жилища по рыночным ценам, в то время, как помощь государства будет направляться только малоимущим группам населения;
строительство жилья за счет бюджетных средств, высвобождающихся при создании новой жилищной системы;
обеспечение приемлемого соотношения стоимости жилья и доходов населения. Средняя стоимость строительства или приобретения жилья будет ориентирована на 10-15-ти летний годовой средний доход семей, что позволит им оплатить собственное жилье в рассрочку;
совершенствование системы финансирования строительства и эксплуатации жилья путем внесения изменений и дополнений в систему налогового законодательства, нацеленного на стимулирование развития всех видов экономически эффективного жилищного строительства; создания условий по привлечению внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу; формирования механизма ипотечного (залогового) кредитования; использования для жилищного строительства средств от приватизации и предпринимательской деятельности;
развитие всех разновидностей договоров купли-продажи жилья, аренды жилья, как основы создания общекраевого, а впоследствии и общефедерального рынка недвижимости в жилищной сфере, обеспечивающего свободную миграцию населения к местам привлечения капитала и приложения труда;
законодательное установление полноценной частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, в том числе на землю для частного жилищного строительства;
развитие конкуренции в сфере жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда, стимулирование участия в этом негосударственных предприятий и организаций;
предоставление всем гражданам возможности беспрепятственной реализации права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда при упрощенных правилах оформления передачи жилья в собственность.
3. Основной целью деятельности администрации края в указанной области правового регулирования является создание в течение 1994-1996 г. г. всех необходимых условий для практической реализации на территории края федеральной жилищной политики.
II. Реформа системы оплаты жилья и коммунальных услуг
4. Основными целями начатой в 1994 г. реформы оплаты жилья и коммунальных услуг являются:
достижение в ближайшие годы состояния, при котором оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма последовательно устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги, с одновременным применением мер социальной защиты;
создание на территории края эффективной системы предоставления нуждающимся гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
качественное улучшение обслуживания жилищного фонда за счет перехода на договорные отношения собственников жилья и объектов жилищно-коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями.
5. Для достижения указанных в пункте 4 целей администрация края в течение 1994-1995 гг. намерена реализовать на территории края Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и постановление администрации края от 04.02.94 г. N 62-П с аналогичным названием.
Постановлением администрации Красноярского края от 21 марта 2001 г. N 189-П Постановление администрации Красноярского края от 4 февраля 1994 г. N 62-П признано утратившим силу
В частности, разработать в полном объеме необходимую нормативнометодическую базу реформы, в состав которой входят:
проект закона Красноярского края о социальной норме площади жилья;
положение о регулировании отношений между собственниками государственного и муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйствования с субъектами хозяйствования;
положение о порядке дотировании собственников государственного и муниципального жилищного фонда из бюджетных средств;
рекомендации по внедрению на территории края системы дифференцированной оплаты жилья в зависимости от его качества и месторасположения;
положение об оплате проживания в специализированных домах (общежитиях, домах-интернатах, домах для престарелых и т.п.), относящихся к жилищному фонду социального использования;
рекомендации по созданию на территории города (района) края эффективной системы предоставления нуждающимся гражданам жилищных субсидий (компенсаций).
6. Кроме того, администрация края обеспечит проведение разъяснительной и организационно-методической работы по созданию кондоминиумов и объединений нанимателей и арендаторов в домах всех форм собственности с целью реализации прав граждан на участие в управлении жилищным фондом по месту жительства, защиты их экономических и социальных прав и интересов, участия в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.
III. Структурные изменения в краевом жилищном фонде
7. Правовое обеспечение и постепенное формирование на территории края новой структуры жилищного фонда, соответствующей целям и задачам жилищной реформы, в том числе разработка:
проекта закона Красноярского края о жилищном фонде социального использования города (района). Его концепция приведена в приложении N 1. (По данному законопроекту законодательная инициатива губернатора края является исключительной);
положения об арендных отношениях в жилищной сфере на территории Красноярского края. Концепция такого положения приведена в приложении N 2;
положения о продаже жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов на территории Красноярского края. Концепция такого положения приведена в приложении N 3. (Для муниципального жилищного фонда это положение будет носить рекомендательный характер);
примерного положения о жилищных фондах города (района);
примерных учредительных документов товарищества домовладельцев (кондоминиума) в качестве методического материала.
8. Кроме того, администрация края намерена посредством законодательной инициативы совместно с Законодательным Собранием края, депутатами Федерального Собрания от Красноярского края, органами государственной власти, входящих в состав "Сибирского Соглашения", активно влиять на разработку эффективной федеральной жилищной политики, в том числе и на процесс разработки и принятия федерального жилищного законодательства.
IV. Интенсификация жилищного строительства в крае
9. В целях интенсификации строительства жилья юридическими и физическими лицами в Красноярском крае администрация края намерена совместно с Законодательным Собранием края разработать соответствующую этой задаче правовую базу и краевую налоговую политику.
При этом, в рамках первоочередного пакета документов в этой области предстоит разработать:
порядок долгосрочного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья гражданами;
мероприятия по развитию ипотечной системы кредитования жилищного строительства, а также меры по созданию органов управления этой системой в краевом масштабе;
меры по развитию внебюджетной системы инвестирования жилищной сферы;
порядок формирования и использования фонда развития жилищного строительства, в том числе и за счет средств, высвобождающихся при реализации новой системы оплаты жилья;
примерный порядок и условия выплаты дотаций из бюджетов городов и районов края очередникам, желающим строить либо приобрести собственное жилье;
положение о порядке кредитования строительства и приобретения жилья гражданами за счет льготы по налогу на прибыль;
примерный порядок получения и приобретения физическими и юридическими лицами земельных участков для строительства жилых помещений.
10. Администрация края считает, что реализация указанных в пункте 9 намерений позволит в значительной мере увеличить загрузку имеющегося в крае строительного потенциала, мощности которого в настоящее время используются всего на 54 процента.
V. Участие органов местного самоуправления городов и районов края
в реализации основных направлений деятельности администрации края
в области правового регулирования жилищной реформы
11. Одним из главных условий успешной реализации основных направлений деятельности администрации края в указанной области является непосредственное участие в этом процессе органов местного самоуправления городов и районов края. Такое участие предполагает:
создание необходимых условий для правоприменения нового жилищного законодательства, в том числе и краевого законодательства, на территории края;
правовое регулирование, в пределах компетенции органов местного самоуправления, деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний), в том числе разработку нормативных актов, предусмотренных Основными направлениями;
организаторскую работу по реализации принятых в рамках указанной деятельности администрации края нормативных документов, других, предусмотренных настоящими Основными направлениями, мероприятий, а также разъяснительную работу среди населения по вопросам жилищной реформы.
VI. Идеологическое и организационное обеспечение
жилищной реформы в крае
12. После существования в стране в течение многих десятилетий, в основном, "раздаточной" жилищной системы относительно быстрый переход к, в основном, рыночной жилищной системе связан со значительной трансформацией общественного сознания, которая может оказаться весьма болезненной.
Жители края поверят в жилищную реформу, когда увидят ее реальные плоды в виде заметного увеличения темпов жилищного строительства и повышения качества обслуживания существующего жилищного фонда. Но для этого, даже в самых благоприятных условиях, потребуется определенное время, в начальном отрезке которого придется реализовать ряд мер, которые существующим менталитетом воспринимаются как негативные (повышение квартплаты, сокращение объемов жилья, предоставляемого по договору найма и т.п.).
В связи с этим нормальная реализация жилищной реформы в крае невозможна без соответствующего ее идеологического обеспечения, в состав которого в качестве минимального объема входят:
публичное объявление Губернатором края проведение жилищной реформы в крае одной из самых приоритетных целей деятельности краевой администрации;
периодические, например, раз в квартал, публичные отчеты Губернатора края о ходе ее реализации;
учреждение ежемесячника "Жилищная реформа в крае" в качестве приложения к газете "Красноярский рабочий" с целью доведения до сведения граждан и должностных лиц:
официальных документов по вопросам жилищной реформы;
комментариев специалистов к этим документам;
опыта реализации жилищной реформы в крае;
юридических консультаций по проблемам жилищной реформы и др;
учреждение совместно с краевой государственной телевизионной и радиовещательной компанией ежемесячной телевизионной программы "Новости жилищной реформы" с примерно часовым объемом вещания. Эта программа может быть использована для публичного выступления высших должностных лиц администрации и Законодательного Собрания края с анализом хода своей деятельности, а также для выступления специалистов, представителей общественности и распространения прогрессивного опыта проведения жилищной реформы на территории края.
13. Успех изложенной здесь Основных направлений деятельности администрации края невозможен без соответствующего организационного ее обеспечения, в состав которого входят:
образование при губернаторе края Координационного совета по проведению Жилищной реформы в крае, основной функцией которого является разработка стратегии и тактики проведения жилищной реформы;
образование управления жилищной политики администрации края, основной функцией которого должна стать координационная и организационно-методическая работа с территориями края по реализации жилищной реформы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.