Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Красноярского края
от 26 июня 2000 г. N 11-828
Паспорт
краевой целевой программы "Сейсмобезопасность Красноярского края
на 2001-2005 годы"
26 декабря 2000 г., 29 марта 2002 г.
Наименование программы Краевая целевая программа "Сейсмобезопасность
Красноярского края на 2001-2005 годы"
Основания для разработки постановление администрации края от 29
декабря 1999 года N 866-п "О разработке
краевой программы "Сейсмобезопасность
Красноярского края на 2001-2005 годы",
постановление администрации края от 24 апреля
2000 года N 320-п "О проекте закона края
"О краевой целевой программе
"Сейсмобезопасность Красноярского края на
2001-2005 годы"
Заказчики работ Главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при
администрации Красноярского края, управление
по недропользованию администрации края,
Комитет природных ресурсов по Красноярскому
краю "Красноярскприродресурсы"
Разработчики программы Красноярский научно-исследовательский
институт геологии и минерального сырья
(КНИИГиМС)
Цели и задачи программы Целью краевой целевой программы
"Сейсмобезопасность Красноярского края на
2001-2005 годы" является достижение уровня
безопасности, принятого в России и в развитых
странах, для населения, производственной и
социальной инфраструктуры на сейсмоопасных
территориях Красноярского края.
Для достижения основной цели программы
необходимо решить следующие задачи:
сейсмическое районирование южной части
Красноярского края и территорий крупных
промышленных агломераций;
геолого-геофизическое изучение глубинного
строения земной коры Алтае-Саянской
сейсмической области в пределах южной части
Красноярского края;
оценка последствий для населения и территорий
края при воздействии землетрясений на опасные
промышленные объекты;
организация, техническое и методическое
обеспечение сети сейсмических станций на юге
Красноярского края;
организация сейсмологического мониторинга
сейсмоактивных зон Красноярского края;
организация и техническое обеспечение
телекоммуникационной системы передачи
сейсмологической информации в Красноярский
локальный информационно-обрабатывающий центр,
региональный информационно-обрабатывающий
центр Геофизической службы Сибирского
отделения Российской академии наук
(г.Новосибирск), федеральный информационно-
обрабатывающий центр Геофизической службы
Российской академии наук (г.Обнинск), а также
в Сибирский региональный центр МЧС России
(г.Красноярск) и Главное управление по делам
ГО и ЧС при администрации Красноярского края;
организация и проведение комплекса
превентивных мероприятий в районах ожидаемых
землетрясений по оценке реальной
сейсмостойкости опасных объектов, зданий и
сооружений, оценке сейсмического риска и
последствий землетрясений
Сроки и этапы реализации 2001-2005 годы
программы
I-этап (2001-2002 годы):
геолого-геофизические исследования глубинного
строения восточной части Алтае-Саянской
сейсмической области;
геологические, геофизические и
сейсмологические исследования восточной части
Алтае-Саянской сейсмической области с целью
выделения сейсмоактивных зон и уточнения схем
и карт сейсмического районирования
(М 1:1000000);
геолого-геофизические и сейсмологические
исследования геологической среды в зоне
Красноярской промышленной агломерации с целью
уточнения схем и карт сейсмического
районирования (М 1:500000);
организация и проведение сейсмического
мониторинга территории Красноярской
промышленной агломерации (I очередь
сейсмической сети);
организация, программно-техническое
обеспечение локального (краевого)
информационно-обрабатывающего
сейсмологического центра в г.Красноярске;
организация локальных систем сейсмического
мониторинга горных отводов опасных
промышленных объектов (Красноярская ГЭС,
Горно-химический комбинат и др.).
II-этап (2003-2005 годы):
геолого-геофизические исследования глубинного
строения восточной части Алтае-Саянской
сейсмической области (продолжение работ,
начатых в I этапе);
уточнение карт сейсмического районирования
восточной части Алтае-Саянской сейсмической
области и территории Красноярской
промышленной агломерации;
организация, программно-техническое
обеспечение сети сейсмических станций для
мониторинга геологической среды южной части
Красноярского края (II очередь сейсмической
сети);
организация и проведение сейсмического
мониторинга на территории юга Красноярского
края и сопредельных территориях;
создание информационной базы данных и
методического обеспечения для прогноза
сейсмической опасности;
организация непрерывных сейсмологических
наблюдений на территории восточной части
Алтае-Саянской сейсмической зоны;
развитие локальных систем сейсмического
мониторинга горных отводов опасных
промышленных объектов
Основные программные Геолого-геофизические исследования восточной
мероприятия (задания) части Алтае-Саянской сейсмической области с
целью сейсмического районирования юга
Красноярского края.
Разработка и реализация мер по организации
непрерывных сейсмологических наблюдений за
сейсмоактивностью восточной части Алтае-
Саянской сейсмической зоны, созданию
методической и информационной базы для
прогноза сейсмической опасности.
Разработка и реализация программы
мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, вызванных
землетрясениями, на опасных объектах
Красноярского края
Главные распорядители Главное управление по делам гражданской
бюджетных средств обороны и чрезвычайным ситуациям при
администрации Красноярского края, Центр
реализации программ по экологии и
природопользованию администрации края
(ЦРПЭП)*
Объемы и источники Федеральный бюджет (геолого-геофизические
финансирования программы исследования, сейсморайонирование, создание
методического и программного обеспечения
сейсмологического мониторинга) -
5800 тыс.руб. (по согласованию);
краевой бюджет (геолого-геофизические
исследования, сейсморайонирование, создание
краевой системы сейсмологического
мониторинга) - 12400 тыс.руб.;
фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
(воспроизводство минерально-сырьевой базы)
краевого бюджета - 14500 тыс.руб.;
средства предприятий, направляемые на
создание и эксплуатацию локальных систем
сейсмического мониторинга опасных
промышленных объектов - 5500 тыс.руб.
(по согласованию)
Ожидаемые конечные Уточненные карты сейсмического районирования
результаты реализации восточной части Алтае-Саянской складчатой
программы области и территории Красноярской
промышленной агломерации;
организация и проведение сейсмического
мониторинга восточной части Алтае-Саянской
складчатой области;
создание сети сейсмических станций и краевого
информационно-обрабатывающего
сейсмологического центра;
организация сейсмического мониторинга
геологической среды Красноярской промышленной
агломерации и горных отводов опасных
объектов;
интеграция краевой системы сейсмологического
мониторинга в федеральную систему
сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений;
повышение безопасности населения и
промышленной инфраструктуры, расположенных в
сейсмоактивных зонах Красноярского края;
снижение затрат на ликвидацию последствий,
вызванных природными и техногенными
землетрясениями
Контроль за реализацией Главное управление по делам гражданской
программы обороны и чрезвычайным ситуациям при
администрации Красноярского края, управление
по недропользованию администрации края
---------------
* управление природных ресурсов Красноярского края после его
образования
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Землетрясения по своим разрушительным последствиям и количеству человеческих жертв занимают одно из первых мест среди природных катастроф. В некоторых странах последствия землетрясений поглощают существенную часть национального бюджета. Высокоразвитые страны, территориально находящиеся в сейсмоактивных районах, стремятся снизить последствия землетрясений за счет систематического сейсмического мониторинга, сейсмостойкого строительства, долгосрочного и среднесрочного прогноза землетрясений и превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности населения и производственной инфраструктуры.
Учитывая высокую сейсмическую опасность и катастрофические последствия имевших место землетрясений (Спитакское 1988 года, Корякское 1991 года, Нефтегорское 1995 года и др.). Правительство Российской Федерации постановлениями от 11 мая 1993 года N 444 и от 3 ноября 1994 года N 1207 приняло Федеральную целевую программу "Развитие федеральной системы сейсмических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995-2000 годы". О серьезности проблемы сейсмической опасности свидетельствует принятие 6 мая 1999 года Межгосударственной научно-технической программы создания системы сейсмологического мониторинга территорий государствучастников СНГ (МНТП ССМ) на 1999-2001 годы.
Наиболее высоким техническим и методическим уровнем по прогнозированию землетрясений и снижению сейсмического риска обладают США, Япония и Китай. Мощной системой сейсмологического мониторинга, ориентированного на прогноз землетрясений, располагает Китай, где все наблюдения централизованы.
На территории США действуют несколько тысяч стационарных сейсмических станций. В сейсмоопасных районах плотность сейсмической сети характеризуется средним расстоянием между станциями около 10 км. Если принять плотность сейсмической сети Японии за 1,0, то в США она составляет 0,33, в Германии - 0,26, Канаде - 0,03, в России - 0,01. Состояние сейсмологических сетей в России вследствие резкого снижения финансирования характеризуется неравномерностью и технической отсталостью оборудования.
Согласно нормативной карте ОСР-97 "Общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации" самая высокая сейсмическая опасность свойственна южным и восточным регионам России. Это - Дальний Восток, Северный Кавказ и Средняя Сибирь, в т.ч. южные районы Красноярского края.
Сейсмоактивная зона на юге Сибири контролируется удаленными сейсмическими станциями, расположенными в Иркутской, Новосибирской областях, Алтайском крае. Из-за удаленности эти сейсмические станции могут регистрировать на территории Красноярского края только достаточно мощные сейсмические явления. Слабые сейсмические явления, которые необходимы для прогноза землетрясений, практически не регистрируются.
Южная часть Красноярского края располагается в трансазиатском сейсмическом поясе между Байкальской и Алтае-Саянской сейсмическими зонами.
Высокая сейсмическая активность связана с движением блоков горных пород по глубинным разломам. Главный Саянский и Восточно-Саянский разломы простираются от Байкальской рифтовой зоны на северо-запад, пересекая район Красноярской промышленной агломерации. Геолого-геофизическое строение Алтае-Саянской сейсмической зоны, в том числе и юга Красноярского края, в отношении сейсмичности изучено недостаточно. Согласно СНИП 11-7-81 "Строительство в сейсмических регионах, 1982 год" и картам сейсмического районирования ОСР-97 (А, В, С) район Красноярской агломерации относится к 6-7 - балльной зоне. Строительные нормы требуют выполнения специальных проектных и технологических решений при строительстве зданий и сооружений, что не реализовано на практике при строительстве объектов Красноярского края.
В южной сейсмоопасной части Красноярского края располагаются более 300 опасных объектов, которые при воздействии на них землетрясений могут стать источниками катастрофической опасности для населения и территорий. На юге края расположено 18 городов, в которых осуществляют работе работу 80 химически опасных объектов. Большая концентрация химически опасных веществ существует на железнодорожных узлах и участках железной дороги. В зонах возможного поражения при авариях на химически опасных объектах может оказаться территория общей площадью 60093 кв.км. с населением 1645 тысяч человек. Опасны воздействия землетрясений на краевые объекты топливно-энергетического комплекса, радиационно опасные объекты, магистральные нефтепроводы и газопроводы.
Активизация разломов в геологической среде, служащей барьером между реками Енисей, Кан и полигоном "Северный" Горно-химического комбината, может привести к утечке радиоактивных отходов в реку Енисей, то есть к экологической катастрофе. Последствия землетрясений в 7-8 баллов в районе Саяно-Шушенской ГЭС и вблизи гг.Дивногорска или Красноярска могут быть трагичными для населения и инфраструктуры края. Даже сравнительно слабые сейсмические события (3-4 балла) в районах с потенциальной оползневой опасностью (район Верхних Черемушек в г.Красноярске с 20-тысячным населением, берега водохранилищ Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и др.) являются крайне опасными.
По результатам исследований Алтае-Саянского региона Геофизической службой СО РАН отмечено повышение сейсмической активности неотектонических разломов, проходящих от озера Байкал через территории республик Тыва и Хакасия в районы городов Дивногорск, Красноярск, Железногорск.
Южная часть Красноярского края в настоящее время не имеет надежной системы сейсмических наблюдений.
На юге Красноярского края, в Республиках Тыва и Хакасия в настоящее время имеются 7 сейсмостанций с устаревшим оборудованием. Между тем в Алтайской и Новосибирской областях создана современная система сейсмологических наблюдений на базе 15 сейсмостанций. В Иркутской и Читинской областях существует современная система сейсмологического мониторинга на базе 23 станций. Собственные центры сейсмического мониторинга имеются в Республиках Бурятия и Саха.
В крупных российских сейсмологических центрах таких, как Объединенный институт физики Земли имени О.Ю.Шмидта РАН (г.Москва), Институт земной коры СО РАН (г.Иркутск), Институт геофизики СО РАН и Геофизическая служба СО РАН (г.Новосибирск), в течение нескольких десятков лет создана методология регистрации и анализа сейсмологической информации, разработано программно-методическое обеспечение расчетов параметров сейсмических явлений, сейсмического районирования и оценок сейсмической опасности. Разработаны и испытаны современные технические средства для обеспечения сейсмического мониторинга. Этот научнотехнический потенциал должен быть использован и внедрен при организации системы сейсмологического мониторинга в Красноярском крае. Достаточно, не вкладывая средства в разработку методологии сейсмического мониторинга, провести работы по проектированию сейсмической сети наблюдений геофизической среды Красноярского края, техническому и программному обеспечению сейсмических станций и локального центра обработки сейсмологической информации в г.Красноярске, после чего будет возможность включить Красноярскую систему сейсмологического мониторинга в Федеральную систему сейсмологических наблюдений (ФССН). Это позволить ежедневно получать информацию о сейсмической обстановке не только от сети сейсмических станций Красноярского края, но и обработанную сейсмологическую информацию, прогнозы возможных землетрясений с обширного региона южной Сибири, включая юг Красноярского края, Иркутскую, Новосибирскую области, Алтайский край, Республику Бурятию. Сейсмологические прогнозы необходимы всем структурам МЧС России и края, административным и правоохранительным органам.
Уточнение карты сейсмического районирования Красноярского края является необходимым первоочередным этапом для оценки сейсмической опасности и сейсмического риска от воздействия землетрясений на опасные объекты, производственную и социальную инфраструктуру края. На основе сейсмического районирования и оценок сейсмического риска следует уточнить расчеты сейсмической устойчивости промышленных объектов, зданий и сооружений, подготовить мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае землетрясений.
Согласно исследованиям сейсмоактивности южной части Красноярского края, проведенным сейсмологами Байкальской и Алтае-Саянской сейсмологических экспедиций, на территории края в конце XIX века зарегистрированы 5-6-балльные разрушительные землетрясения (литературные данные). После этих сейсмических событий, которые произвели "разгрузку" напряженных тектонических плит, на территории края вдоль тектонических разломов регистрировались сейсмические явления мощностью 1-4 балла, что свидетельствует о накоплении упругих напряжений и повышении вероятности возникновения более мощных сейсмических событий (до 7-8 баллов). Анализ нормативных карт ОСР-97 подтверждает высокую вероятность сейсмической опасности на юге Красноярского края в ближайшие 10-30 лет.
Следовательно, организация сейсмологического мониторинга геологической среды Красноярского края актуальна, своевременна и требует программно-целевого планирования и реализации.
Цель, основные задачи и этапы реализации программы
Целью краевой целевой программы "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы" является обеспечение уровня безопасности, принятого в России и развитых странах, для населения, производственной и социальной инфраструктуры на сейсмоопасных территориях Красноярского края.
Исходя из принципов программно-целевого подхода, основные задачи и этапы программы "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы" изложены ниже:
1. Геолого-геофизическое изучение глубинного строения земной коры
Алтае-Саянской сейсмической области в пределах южной части
Красноярского края
Для исследования глубинного строения региона необходимо провести изучение геологического строения исследуемой территории, физических свойств горных пород, геофизических полей с выходом на геологическое строение региона, тектоники.
Повторные, а при необходимости многократные съемки геофизических полей позволят следить за динамикой развития таких процессов, как образование оползней, карстообразование, развитие трещиноватости в горном массиве. Непрерывная запись отдельных параметров сейсмометрии, электрометрии позволит обнаружить предвестники динамических явлений типа землетрясения, горного удара, оползня, селя, проследить ход самого события и процесса его затухания.
Для реализации задач этого этапа необходимо проведение следующих работ:
выполнение сети региональных профилей (геотраверсов) комплексом геолого-геофизических работ;
продолжение геолого-геофизических исследований на территории горных отводов опасных по сейсмичности объектов (Красноярская ГЭС, Горнохимический комбинат. Красноярская агломерация и др.), а также проведение комплекса научно-исследовательских работ в высокосейсмичных зонах, где чаще всего локализуются эпицентры землетрясений силой 9-10 баллов и выше.
Эти исследования направлены на: выяснение связи землетрясений с тектоническими структурами, в том числе с глубинными разломами; изучение неотектонических процессов; исследование особенностей и закономерностей расположения эпицентров землетрясений; уточнение геологического строения и степени сейсмичности региона; совершенствование методов выделения сейсмически активных разломов и методов сейсмического районирования.
2. Сейсмическое районирование южной части Красноярского края и
территорий крупных промышленных агломераций
Обязательным шагом, необходимым для оценки долгосрочной сейсмической опасности и сейсмического риска, является сейсмическое районирование. Исследования базируются на детальном и комплексном изучении глубинной структуры земной коры и литосферы, современной геодинамики, сейсмотектоники, региональной сейсмичности и инженерной сейсмологии.
Сейсмическое районирование может быть общим (ОСР, масштаб 1:50000001:2500000), детальным (ДСР, масштаб 1:500000-1000000) и микросейсмическим (МСР, масштаб 1:500000 и крупнее). Весьма сложной проблемой является выявление сейсмогенерирующих структур - вероятных очагов землетрясений (ВОЗ) от решения которой зависят достоверность и надежность карт сейсмического районирования и оценка сейсмической опасности. Зоны ВОЗ, как правило, подчинены долгоживущим сейсмоактивным разломам. Анализ карт сейсмического районирования и карт размещения промышленных центров и плотности населения позволяет выделить наиболее сейсмоопасные районы и участки юга края.
3. Оценка последствий землетрясений для населения и территорий края
Кроме прямого воздействия землетрясений на социальную и промышленную инфраструктуру, землетрясения представляют собой повышенную опасность при воздействии на опасные объекты: химические производства и хранилища химически опасных веществ; ядерные промышленные и военные объекты, гидроэлектростанции, предприятия топливно-энергетического комплекса, магистральные газопроводы и нефтепроводы, хранилища горюче-смазочных веществ и другие. Влияние даже небольших по мощности землетрясений на такие объекты может привести к чрезвычайным ситуациям регионального масштаба. Необходима оценка ущерба при воздействии вероятных землетрясений на опасные объекты и соответствующие сравнения затрат на сейсмостойкое строительство зданий и сооружений и затрат на восстановление этих же объектов, разрушенных при землетрясениях.
4. Организация, техническое и методическое обеспечение сети
сейсмических станций Красноярского края
На основе геодинамического анализа геологической среды и карты сейсмического районирования с учетом территориального размещения промышленной и социальной инфраструктуры определяются наиболее важные районы, где необходимо организовать сейсмический мониторинг. Выбор мест размещения сейсмостанций является достаточно ответственной задачей, поскольку от этого впоследствии будет зависеть качество сейсмологической информации.
Сейсмостанция должна быть установлена на скальном основании в достаточно удаленном от промышленных шумов месте, иметь электросеть, средства связи для оперативной передачи информации, дорогу для передвижения автомобильного транспорта.
Сеть сейсмостанций должна быть выбрана с учетом регистрации одновременно четырьмя-пятью станциями сейсмических сигналов, на величину которых будет сориентирована задача сейсмического районирования. Чем меньше мощность регистрируемых сейсмических сигналов, тем достовернее и надежнее оценки сейсмической опасности, прогнозы возможных землетрясений, но и тем чаще должна быть сейсмическая сеть.
Техническое проектирование системы регистрации, обработки и передачи сейсмической информации должно быть выполнено с учетом опыта разработки и эксплуатации сейсморегистрирующего оборудования крупными российскими сейсмологическими центрами.
Ориентировочная стоимость современных сейсмических станций с диапазоном частот 0,1-100 Гц, динамическим диапазоном 120 ДБ типа "Трал-СМ" (г.Новосибирск), "Дельта-Геон" (г.Москва) от 250 до 350 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Системы локального сейсмического мониторинга, установленные на опасных объектах (эксплуатируются на СаяноШушенской ГЭС, ряде глубоких рудников), выпускаются НПО "Сибцветметавтоматика" и стоят ориентировочно 300-400 тыс. рублей.
За счет федерального бюджета разработан ряд методик, алгоритмов и программ обработки и интерпретации сейсмической информации. Методическое обеспечение сформировано в результате многолетних сейсмических исследований российских и зарубежных ученых, представляет большую ценность и может быть внедрено в Красноярском локальном информационнообрабатывающем центре (ЛИОЦ) в сотрудничестве с Геофизической службой Российской академии наук (ГС РАН) и его Сибирским отделением (ГС СО РАН) и Красноярским научным центром (КНЦ) СО РАН.
5. Организация сейсмологического мониторинга сейсмоактивных зон
Красноярского края
Учитывая непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в Красноярском крае, целесообразно организовать поэтапный, последовательный ввод в эксплуатацию сейсмических станций на территории Красноярского края.
На первом этапе (2001 год) необходимо обеспечить сейсмологический мониторинг промышленной агломерации, включающей города Красноярск, Дивногорск, Железногорск. В г.Красноярске в декабре 1999 года введена в эксплуатацию сейсмостанция "Красноярск". В г.Железногорске действует ведомственная сейсмостанция ГХК. Необходимо доукомплектовать эту сейсмостанцию современной цифровой аппаратурой и телекоммуникационной системой связи для включения ее в краевую и региональную сейсмическую сеть. Для организации системы сейсмического мониторинга Красноярской промышленной агломерации необходимо установить сейсмостанции: в г.Дивногорске (в т.ч. в районе Красноярской ГЭС), южном направлении от г.Красноярска - в Березовском или Манском районе (Первоманск) и на севере от Красноярска (Кубеково, Раскаты).
Эта сеть станций позволит начать полноценный, ограниченный в пространстве сейсмический мониторинг.
На втором этапе планируется расширить сейсмическую сеть за счет объединения действующих сейсмостанции на Саяно-Шушенской ГЭС, в п.Мина, Арадан, Казыр (юг Красноярского края), на Октябрьском руднике Норильского ГМК (север Красноярского края), Верхняя База, Черемушки (Хакасия), Тээли, Эрзин, Тоджа (Тыва). Потребуется дооснащение этих станций современным цифровым сейсмическим оборудованием и телекоммуникационными системами связи.
Планируется также организация сейсмостанции в зонах повышенной сейсмичности в верховьях Казыра (на стыке Красноярского края, Иркутской области и Республики Тыва).
Параллельно за счет предприятий, эксплуатирующих опасные объекты, должны внедряться и подключаться к сейсмической сети локальные системы сейсмического мониторинга (ГХК, Красноярская ГЭС и др.).
Сейсмологическая информация должна поступать в Красноярский локальный информационно-обрабатывающий центр для предварительной обработки и оперативной передачи сводки о сейсмическом состоянии среды в региональный и федеральный сейсмологические центры. При этом будет накапливаться информация о сейсмической обстановке в близлежащих горных районах (Байкальская и Алтае-Саянская сейсмические зоны).
6. Организация и техническое обеспечение телекоммуникационной системы
передачи сейсмологической информации
Сейсмологическая информация будет передаваться в Красноярский локальный информационно-обрабатывающий центр обработки информации, региональный информационно-обрабатывающий центр Геофизической службы СО РАН (г.Новосибирск), федеральный информационно-обрабатывающий центр Геофизической службы РАН (г.Обнинск), а также в Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при администрации Красноярского края.
Существующие в настоящее время в Красноярском крае телекоммуникационные системы с использованием спутниковых, волоконнооптических и радиорелейных каналов позволяют передать любое количество информации с максимально высокой скоростью в любую точку мира. Телекоммуникационная система приема-передачи сейсмологической информации позволит получать ежедневную оценку сейсмической опасности на территории Красноярского края даже без сейсмической сети Красноярского края. Эти оценки будут получены на основе регистрации сейсмических явлений сейсмостанциями юга Красноярского края, Республик Тыва и Хакасия, а также удаленными сейсмостанциями, расположенными в Иркутской и Новосибирской областях. Для повышения достоверности сейсмического районирования и прогноза возможных землетрясений необходима возможно более плотная сейсмическая сеть.
7. Организация и проведение комплекса превентивных мероприятий
в районах ожидаемых землетрясений по оценке реальной сейсмостойкости
опасных объектов, зданий и сооружений, оценке сейсмического риска и
последствий землетрясений
На основе карты сейсмического районирования, позволяющей определить вероятность и силу возможных землетрясений, опасные объекты классифицируются по уровню сейсмического риска. Далее необходимо оценить сейсмическую устойчивость объекта и рассчитать возможные разрушения при воздействии землетрясения. Эти расчеты позволяют оценить возможный экономический ущерб и предусмотреть в разумных пределах превентивные антисейсмические мероприятия. По оценкам ученых в области теории катастроф, специалистов МЧС России, мероприятия, направленные на мониторинг природной среды, предупредительные мероприятия позволяют снизить ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций в 10-15 раз, что многократно окупает затраты.
Реализовать программу "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы" планируется в два этапа.
I этап (2001-2002 годы):
геолого-геофизические исследования глубинного строения восточной части Алтае-Саянской сейсмической области;
геологические, геофизические и сейсмологические исследования восточной части Алтае-Саянской сейсмической области с целью выделения сейсмоактивных зон и уточнения схем и карт сейсмического районирования (М 1:1000000);
геолого-геофизические и сейсмологические исследования геологической среды в зоне Красноярской промышленной агломерации с целью уточнения схем и карт сейсмического районирования (М 1:500000);
организация и проведение сейсмического мониторинга территории Красноярской промышленной агломерации (I очередь сейсмической сети);
организация, программно-техническое обеспечение локального (краевого) информационно-обрабатывающего сейсмологического центра в г.Красноярске;
организация локальных систем сейсмического мониторинга горных отводов опасных промышленных объектов (Красноярская ГЭС, Горно-химический комбинат и др.)
II этап (2003-2005 годы):
геолого-геофизические исследования глубинного строения восточной части Алтае-Саянской сейсмической области (продолжение работ, начатых в I этапе);
организация, программно-техническое обеспечение сети сейсмических станций для мониторинга геологической среды южной части Красноярского края (II очередь сейсмической сети);
организация и проведение сейсмического мониторинга на территории юга Красноярского края и сопредельных территориях;
создание информационной базы данных и методического обеспечения для прогноза сейсмической опасности;
организация непрерывных сейсмологических наблюдений на территории восточной части Алтае-Саянской сейсмической зоны;
развитие локальных систем сейсмического мониторинга горных отводов опасных промышленных объектов.
Система программных мероприятий
1. Геолого-геофизические исследования восточной части Алтае-Саянской сейсмической области с целью сейсмического районирования юга Красноярского края.
2. Разработка и реализация мер по организации непрерывных сейсмологических наблюдений восточной части Алтае-Саянской сейсмической зоны и территории Красноярской промышленной агломерации, созданию методической и информационной базы для прогноза сейсмической опасности.
3. Разработка и реализация программы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями, на территории Красноярского края.
Источники финансирования программы
Основными источниками финансирования краевой программы являются:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета, в том числе средства фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
средства владельцев потенциально опасных объектов.
Средства федерального бюджета поступают:
а) через Министерство природных ресурсов Российской Федерации за счет ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы, аккумулированных в федеральном бюджете, и направляются на финансирование:
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на региональное изучение геологической среды путем создания опорных геолого-геофизических профилей (раздел "Прогноз землетрясений");
формирования и обработки региональных каталогов сейсмических явлений;
разработки и уточнения региональных карт сейсморайонирования Центральной Сибири;
б) через Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направляются на финансирование:
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание и совершенствование методик, программных средств обработки информации и технических систем регистрации сейсмологической информации;
создания регионального центра прогнозирования землетрясений;
создания сети сбора и представления данных о сейсмической обстановке на территории Центральной Сибири.
Средства краевого бюджета направляются на финансирование мероприятий, выполняемых Главным управлением по делам ГО и ЧС при администрации края:
организация, программно-техническое обеспечение сети сейсмических станций, обеспечивающих сейсмологический мониторинг Красноярской промышленной агломерации;
создание краевого информационно-обрабатывающего сейсмологического центра и телекоммуникационной системы передачи информации.
Средства краевого фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы направляются на финансирование:
геолого-геофизических исследований по изучению особенностей тектонического строения сейсмоопасных районов Красноярского края;
разработки методик и уточнения карт детального сейсморайонирования Красноярского края;
создания и накопления каталога сейсмических событий, возникающих на территории Красноярского края и прилегающих территориях.
Средства владельцев опасных производственных объектов направляются на финансирование мероприятий, выполняемых на данных объектах:
оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий при воздействии землетрясений на опасные объекты;
проектирование и создание систем локального сейсмического контроля горных отводов опасных объектов;
организация сейсмологического мониторинга горных отводов опасных объектов;
создание телекоммуникационных систем передачи информации от локальных систем сейсмологического мониторинга в локальный краевой центр обработки информации;
создание телекоммуникационных систем передачи информации от локальных систем сейсмологического мониторинга в локальный краевой центр обработки информации.
Размеры финансирования мероприятий краевой программы за счет федерального бюджета ежегодно уточняются, согласовываются с Министерством природных ресурсов России и Министерством чрезвычайных ситуаций России и при необходимости корректируются.
Размеры финансирования из краевого бюджета на каждый год определяются в соответствии с краевой целевой программой "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы", корректируются ежегодно бюджетными заявками.
Средства владельцев особо опасных объектов привлекаются для финансирования краевой программы путем подписания соглашения между администрацией края и владельцами объектов.
Механизм реализации программы
Заказчиками краевой целевой программы "Сейсмобезопвсность Красноярского края на 2001-2005 годы" являются: Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Красноярского края, управление по недропользованию администрации края, комитет природных ресурсов по Красноярскому краю (Красноярскприродресурсы).
Головным исполнителем программы является Красноярский научноисследовательский институт геологии и минерального сырья (КНИИГиМС).
Для реализации программы головной исполнитель привлекает ведущие сейсмологические центры: Геофизическую службу СО РАН (г.Новосибирск), Институт земной коры СО РАН (г.Иркутск), научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, высшие учебные заведения. Головной исполнитель Красноярский научно-исследовательский институт геологии и минерального сырья - осуществляет свои функции под общим научно-методическим руководством Красноярского научного центра (КНЦ) СО РАН.
Головной исполнитель по ходу реализации программы представляет заказчику поэтапные отчет-аннотации и ежеквартальные отчеты. Внедрение программно-технических средств, систем связи оформляется актами сдачи-приемки научно-технической продукции.
В связи с тем, что сейсмоопасные зоны охватывают целиком юг края, их изучение и создание системы сейсмомониторинга - общекраевая задача (без выделения средств по административным районам).
Финансирование краевой части программы осуществляется путем авансирования, окончательный расчет осуществляется после представления отчетной документации, из двух источников: научно-исследовательские, геолого-геофизические работы - за счет средств краевого фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы; другие мероприятия, предусмотренные программой, - из краевого бюджета по разделу "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Сметная стоимость работ по разделам: "Геологй-геофизические исследования восточной части Алтае-Саянской сейсмической области с целью сейсмического районирования юга Красноярского края" и "Разработка и реализация мер по организации непрерывных сейсмологических наблюдений востояной части Алтае-Саянской сейсмической зоны и территории Красноярской промышленной агломерации, созданию методической и информационной базы для прогноза сейсмической опасности", финансируемым из краевого бюджета, утверждается главным распорядителем бюджетных средств - Центром реализации программ по экологии и природопользованию (ЦРПЭП) на основе проектов, разрабатываемых получателями средств после прохождения государственной экспертизы при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (его территориального подразделения в Красноярском крае).
Сметная стоимость работ по разделу "Разработка и реализация программы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызанных землетрясениями, на территории Красноярского края" утверждается главным распорядителем бюджетных средств - Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации края на основе проектов, разрабатываемых получателями средств.
В случае, если получателей бюджетных средств несколько, то доли исполнителей определяет главный распорядитель бюджетных средств.
Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий
от реализации программы
В случае разрушения плотины Красноярской ГЭС при сейсмическом воздействии в зону затопления попадает 6 городов, включая г.Красноярск, и 112 населенных пунктов с населением 986,8 тыс.чел. Общая площадь затопления составит 6,8 тыс.кв.км, в том числе 1,3 тыс.кв.км сельхозугодий.
При аварии на Горно-химическом комбинате возможно образование зоны радиоактивного заражения радиусом до 30 км, общей площадью свыше 2826 кв.км. В эту зону попадают города Железногорск, Сосновоборск и 28 населенных пунктов с населением 152 тыс.чел.
При авариях на химически опасных объектах г.Красноярска площадь поражения в зависимости от розы ветров покрывает не менее половины городской территории и соответствующего населения.
Прямой ущерб при возникновении землетрясений силой 6-7 баллов в Красноярской промышленной агломерации по оценкам специалистов ГУ ГО и ЧС края составит около 5,0 миллиардов рублей. Косвенные убытки, как правило, в 2-3 раза превышают прямой ущерб. Затраты на реализацию программы составляют не более 1 процента от ожидаемого ущерба. Реализация программы за счет антисейсмических мероприятий позволит сократить ожидаемый ущерб на 10-15 процентов (по оценкам специалистов МЧС России).
Создание на юге Красноярского края мощной промышленной инфраструктуры, включающей опасные для жизнедеятельности населения и окружающей среды объекты, приводит к необходимости проведения мероприятий по защите от последствий возможных землетрясений. В первую очередь программные мероприятия направлены на геолого-геофизические исследования восточной части Алтае-Саянской сейсмической области с целью сейсмического районирования юга Красноярского края, организацию и проведение сейсмологического мониторинга геологической среды, реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями.
Система программных мероприятий, финансируемых из средств федерального,
краевого бюджетов, средств предприятий
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | |Главный распоряди-|Получатель бюд-| Объем финансирования | Источник |
|п/п| Наименование мероприятий | тель средств |жетных средств | (тыс.руб.) | финансирова- |
| | | | |-----------------------------------| ния |
| | | | | Всего |2001 год|2002 год| 2003- | |
| | | | | | | |2005 годы| |
|---+--------------------------+------------------+---------------+-------+--------+--------+---------+--------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Геолого-геофизические исследования восточной части Алтае- |
| Саянской сейсмической области с целью сейсмического |
| районирования юга Красноярского края |
| |
|1.1. Региональные геофизичес- Министерство при- Красноярский 4000 1100 1100 1800 Средства фе-|
| кие исследования (мето- родных ресурсов научно-исследо- дерального |
| дами ГМТЗ, МТЗ, АМТЗ) по Российской Феде- вательский инс- фонда восп- |
| маршрутам: рации титут геологии роизводства |
| Минусинск-Кызыл-Эрзин, и минерального минерально- |
| Минусинск-Абаза-Ак-Дову- сырья сырьевой ба-|
| рак-Кызыл с целью созда- зы (Минис- |
| ния геолого-геофизической терство при-|
| основы для уточнения по- родных ресу-|
| ложения вероятных очагов рсов России,|
| землетрясений и прогноза по согласо- |
| новых минералогенических ванию) |
| |
Законом Красноярского края от 29 марта 2002 г. N 2-144 действие пунктов 1.2-1.6 настоящего Приложения было приостановлено в 2002 году в части, не обеспеченной финансированием за счет средств краевого бюджета
Законом Красноярского края от 26 декабря 2000 г. N 13-1079 действие пунктов 1.2-1.6 настоящего Приложения было приостановлено в 2001 году в части, не обеспеченной финансированием за счет средств краевого бюджета
|1.2. Геолого-геофиэическое Центр реализации Красноярский 4000 1000 1000 2000 Фонд воспро-|
| изучение глубинного программ по эко- научно-исследо- изводства |
| строения сейсмоактивных логии и природо- вательский инс- минерально- |
| зон восточной части Ал- пользованию* титут геологии сырьевой ба-|
| тае-Саянской складчатой и минерального зы краевого |
| области для детального сырья бюджета |
| сейсморайонирования |
| |
|1.3. Геолого-геофизические ис- Центр реализации Красноярский 5000 1250 1250 2500 Фонд воспро-|
| следования неотектоннки и программ по эко- научно-исследо- изводства |
| сейсмической активности логии и природо- вательский инс- минерально- |
| южной части Красноярского пользованию* титут геологии сырьевой ба-|
| края для уточнения карт и минерального зы краевого |
| сейсмического районирова- сырья бюджета |
| ния территории Красноярс- |
| кой промышленной агломе- |
| рации |
| |
|1.4. Проведение непрерывных Центр реализации Красноярский 1500 750 750 Краевой бюд-|
| сейсмологических наблюде- программ по эко- научно-исследо- жет |
| ний на территории Красно- логии и природо- вательский инс- |
| ярской промышленной агло- пользованию* титут геологии |
| мерации и восточной части и минерального |
| Алтае-Саянской сейсмичес- сырья |
| кой зоны |
| |
|1.5. Проведение сейсмического Центр реализации Красноярский 3000 500 500 2000 Фонд воспро-|
| мониторинга южной части программ по эко- научно-исследо- изводства |
| Красноярского края логии и природо- вательский инс- минерально- |
| пользованию* титут геологии сырьевой ба-|
| и минерального зы краевого |
| сырья бюджета |
| |
|1.6 Проведение сейсмического Центр реализации Красноярский 2500 500 500 1500 Фонд воспро-|
| мониторинга на территории программ по эко- научно-исследо- изводства |
| Красноярской промышленной логии и природо- вательский инс- минерально- |
| агломерации и восточной пользованию* титут геологии сырьевой ба-|
| части Алтае-Саянской и минерального зы краевого |
| сейсмической зоны сырья бюджета |
| |
|1.7. Региональные геолого-гео- Министерство при- Красноярский 1800 1800 Средства фе-|
| физические исследования родных ресурсов научно-исследо- дерального |
| сейсмоопасных зон восточ- Российской Феде- вательский инс- фонда восп- |
| ной части Алтае-Саянской рации титут геологии роизводства |
| сейсмической зоны (вклю- и минерального минерально- |
| чая юг Красноярского сырья сырьевой ба-|
| края) зы (Министе-|
| рство при- |
| родных ресу-|
| рсов России |
| (по согласо-|
| ванию) |
| |
| |
| 2. Разработка и реализация мер по организации непрерывных |
| сейсмологических наблюдений восточной части Алтае-Саянской |
| сейсмической зоны и территории Красноярской промышленной |
| алгомерации, созданию методической и информационной базы |
| для прогноза сейсмической опасности |
| |
Законом Красноярского края от 29 марта 2002 г. N 2-144 действие пунктов 2.1-2.7 настоящего Приложения было приостановлено в 2002 году в части, не обеспеченной финансированием за счет средств краевого бюджета
Законом Красноярского края от 26 декабря 2000 г. N 13-1079 действие пунктов 2.1-2.7 настоящего Приложения было приостановлено в 2001 году в части, не обеспеченной финансированием за счет средств краевого бюджета
|2.1. Разработка технического Центр реализации Красноярский 300 200 100 Краевой бюд-|
| проекта сети пунктов программ по эко- научно-исследо- жет |
| комплексных сейсмологи- логии и природо- вательский инс- |
| ческих наблюдений для мо- пользованию* титут геологии |
| ниторинга сейсмической и минерального |
| опасности в районе Крас- сырья |
| ноярской-Дивногорской-Же- |
| лезногорской промышленной |
| агломерации |
| |
|2.2. Приобретение оборудования Центр реализации Красноярский 2000 500 500 1000 Краевой бюд-|
| и программно-технических программ по эко- научно-исследо- жет |
| средств для сейсмостанций логии и природо- вательский инс- |
| в районе Красноярской пользованию* титут геологии |
| промышленной агломерации и минерального |
| (табл.2) сырья |
| (1 очередь сейсмической |
| сети) для КНИИГиМС |
| (г.Красноярск) |
| |
|2.3. Разработка технического Центр реализации Красноярский 400 200 200 Краевой бюд-|
| проекта на локальный ин- программ по эко- научно-исследо- жет |
| формационно-обрабатываю- логии и природо- вательский инс- |
| щий сейсмологический пользованию* титут геологии |
| центр в г.Красноярске, и минерального |
| включая обоснование теле- сырья |
| метрической системы пере- |
| дачи информации |
| |
|2.4. Обработка и интерпретация Центр реализации Красноярский 1000 500 500 Краевой бюд-|
| сейсмической информации программ по эко- научно-исследо- жет |
| локального информационно- логии и природо- вательский инс- |
| обрабатывающего центра пользованию* титут геологии |
| (с оперативной передачей и минерального |
| по каналам связи информа- сырья |
| ции о сейсмических собы- |
| тиях в Главное управление |
| по делам гражданской обо- |
| роны и чрезвычайных си- |
| туаций при администрации |
| края, геофичическую служ- |
| бу СО РАН) |
| |
|2.5. Приобретение оборудования Центр реализации Красноярский 1200 600 600 Краевой бюд-|
| и программно-технических программ по эко- научно-исследо- жет |
| средств КНИИГиМС (г.Крас- логии и природо- вательский инс- |
| ноярск) для телеметричес- пользованию* титут геологии |
| кой системы передачи и минерального |
| сейсмологической информа- сырья |
| ции в региональный (г.Но- |
| восибирск), федеральный |
| (г.Обнинск) центры обра- |
| ботки информации, краевые |
| и региональные структуры |
| по делам ГО и ЧС (табл.2) |
| |
|2.6. Приобретение оборудования Центр реализации Красноярский 3500 1800 1700 Краевой бюд-|
| и программно-технических программ по эко- научно-исследо- жет |
| средств, пусконаладочные логии и природо- вательский инс- |
| работы для модернизации пользованию* титут геологии |
| сети сейсмических станций и минерального |
| на юге Красноярского края сырья |
| (II очередь) КНИИГиМС |
| (г.Красноярск) (табл.2) |
| |
|2.7. Разработка технических Центр реализации НПО "Сибцвет- 1100 600 500 Краевой бюд-|
| предложений на локальные программ по эко- автоматика" жет |
| системы сейсмического логии и природо- |
| мониторинга особо опасных пользованию* |
| объектов |
| |
|2.8. Создание локальных систем 5500 1150 1150 3200 Средства |
| сейсмического мониторинга предприятий |
| особо опасных объектов (Горно-хими-|
| Красноярского края, в том ческий ком- |
| числе приобретение обору- бинат, РАО |
| дования 3000 650 650 1700 "ЕЭС Рос- |
| сии", ОАО |
| "Красноярс- |
| кая ГЭС" |
| (по согласо-|
| ванию) |
| |
| |
| 3. Разработка и реализация программы мероприятий по |
| предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных |
| землетрясениями,на территории Красноярского края |
| |
Законом Красноярского края от 29 марта 2002 г. N 2-144 действие пунктов 3.1-3.4 настоящего Приложения было приостановлено в 2002 году в части, не обеспеченной финансированием за счет средств краевого бюджета
|3.1. Оценка сейсмического рис- Главное управле- Красноярский 300 200 100 Краевой бюд-|
| ка, возможных зон пораже- ние по делам граж- научно-исследо- жет |
| ния и ущерба при воздей- данской обороны и вательский инс- |
| ствии землетрясений на чрезвычайным си- титут геологии |
| особо опасные объекты туациям при адми- и минерального |
| Красноярского края нистрации края сырья |
| |
|3.2. Издание памятки для насе- Главное управле- Красноярский 200 100 100 Краевой бюд-|
| ления и общеобразователь- ние по делам граж- научно-исследо- жет |
| ных учреждении о действи- данской обороны и вательский инс- |
| ях при землетрясениях чрезвычайным си- титут геологии |
| туациям при адми- и минерального |
| нистрации края сырья |
| |
|3.3. Инженерно-геофизическое Главное управле- Геофизическая 600 300 300 Краевой бюд-|
| обследование и паспорти- ние по делам граж- служба Сибирс- жет |
| зация сейсмостойкости данской обороны и кого отделения |
| опасных объектов и типо- чрезвычайным си- Российской |
| вых жилых зданий Красно- туациям при адми- академии наук |
| ярского края нистрации края |
| |
|3.4. Обучение населения, ор- Главное управле- Главное управ- 300 200 100 Краевой бюд-|
| ганов местного самоуправ- ние по делам граж- ление по делам жет |
| ления жизнедеятельности в данской обороны и гражданской |
| сейсмоопасных районах: чрезвычайным си- обороны и чрез- |
| проведение лекций, семи- туациям при адми- вычайным ситуа- |
| наров по вопросам обеспе- нистрации края циям при адми- |
| чения жизнедеятельности в нистрации края |
| условиях землетрясения; |
| подготовка и трансляция |
| телепередач по теме "Дей- |
| ствия населения и органов |
| самоуправления в период |
| землетрясения"; подготов- |
| ка и трансляция радиопе- |
| редач по теме "Действия |
| населения в период земле- |
| трясения" |
| |
| Всего: 38200 11450 10950 15800 |
| в том числе: |
| |
| средства федерального |
| фонда воспроизводства ми- |
| нерально-сырьевой базы |
| (Министерство природных |
| ресурсов России) 5800 1100 1100 3600 |
| |
| фонд воспроизводства ми- |
| нерально-сырьевой базы |
| краевого бюджета 14500 3250 3250 8000 |
| |
| краевой бюджет 12400 5950 5450 1000 |
| |
| средства предприятий 5500 1150 1150 3200 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
---------------
* управление природных ресурсов Красноярского края после его
образования
Форма расходов бюджета Красноярского края
Таблица 1
Пункты программы |
Объем финансирования (тыс.руб.) |
||||
Всего | 2001 год | 2002 год | 2003- 2005 годы |
||
Средства на оплату работ и услуг, выполняемых юридическими лицами по государственным контрактам Оплата научно-ис- следовательских, геолого-геофизи- ческих работ за счет фонда воспро- изводства минера- льно-сырьевой базы 1.2, 1.3, 1.5, краевого бюджета 1.6 14500 3250 3250 8000 Оплата работ и ус- 1.4, 2.1, 2.3, луг краевого бюд- 2.4, 2.7, 3.1, жета 3.2, 3.3, 3.4 5700 3050 2650 Бюджетные инвестиции Приобретение обо- рудования и пред- метов длительного пользования за счет краевого бюд- жета 2.2, 2.5., 2.6 6700 2900 2800 1000 |
Программа реализуется на базе Красноярского научноисследовательского института геологии и минерального сырья в городе Красноярске
Перечень оборудования, приобретаемого в рамках краевой целевой программы
"Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001-2005 годы"
в 2001-2002 годах
Таблица 2
N п/п |
Пункт мероп- риятия |
Наименование обору- дования |
||||
2001 год | 2002 год | |||||
шт/комп- лект |
сумма (тыс.руб.) |
шт/комп- лект |
сумма (тыс.руб.) |
|||
1 2.2. Сейсмостанция (типа ТРАЛ-СМ, Байкал-10) 1 240 1 240 Компьютер на базе Pentium III 1 60 1 60 Сейсмоприемник 6 200 6 200 2 2.5. Сервер на базе Pentium III Xeon 1 450 1 450 Плоттер 1 150 - - Сетевое оборудование (модем) - - 1 150 3 2.6. Сейсмостанция (типа Байкал-10, Дельта- ГЕОН) 3 750 3 750 Сейсмоприемник 9 300 6 200 Сервер SUN 1 600 1 600 Сетевое оборудование (маршрутизатор Cisco) 1 150 1 150 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.