Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Красноярского края
от 5 июня 2001 г. N 14-1326
Паспорт
краевой целевой программы
"Создание в Красноярском крае наукоемких производств"
на 2001-2003 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Создание в
Красноярском крае наукоемких производств"
на 2001-2003 гг.
Основание для разработки распоряжение администрации Красноярского
программы края N 945-р от 07.08.2000 "О создании
комиссии по отбору организации-разработчика
краевой целевой программы "Создание в
Красноярском крае наукоемких производств"
Государственный заказчик администрация Красноярского края
Главный распорядитель комитет по науке и высшему образованию
бюджетных средств администрации края
Основные разработчики Красноярский инновационный центр
программы
Исполнители программы высшие учебные заведения, Красноярский
научный центр Сибирского отделения
Российской академии наук, научно-
исследовательские и проектные институты,
малые наукоемкие предприятия.
Сроки реализации 2001-2003 годы
Объемы и источники краевой Объем финансирования (тыс.руб.)
финансирования бюджет
2001 г. 2002 г. 2003 г. Всего
5000 7650 8800 21450
Цель программы создание в Красноярском крае наукоемких
производств путем мобилизации его научного,
промышленного и ресурсного потенциала,
распространение и использование научно-
технических результатов исследований и
новых технологий, создание организационно-
экономических механизмов и стимулов,
направленных на развитие малых и средних
инновационных предприятий, работающих в
области коммерциализации технологий.
Задачи программы - привлечение и концентрация краевых
финансовых инновационной системы;
- создание на предприятиях
металлургической, машиностроительной,
лесной, пищевой, сельскохозяйственной,
строительной, электронной промышленности
края наукоемких производств, основанных на
безотходных, ресурсоэнергосберегающих
технологиях;
- получение наукоемкой высококонкурентной
продукции, реализация ее на рынках сбыта и
осуществление реинвестирования полученных
средств в новые инновационные проекты;
- использование научного, промышленного и
ресурсного потенциала края для создания
наукоемких производств;
- развитие опытно-экспериментальной и
приборной базы научных исследований для
совместного использования вузами и научными
учреждениями;
- сохранение окружающей среды и природно-
ресурсной базы;
- создание новых рабочих мест.
Ожидаемые конечные - утилизация золы канско-ачинских углей;
результаты - повышение надежности изделий электронной
техники и увеличение срока активного
существования космических спутников связи;
- производство по новым технологиям пищевых
грибов;
- выпуск комбинированных орудий для
выращивания кедра;
- выпуск электротехнической керамики на
базе местных ресурсов;
- выращивание осетровых рыб на базе
тепловодных промышленных хозяйств;
- производство электроконтактных материалов
с функциональным градиентом свойств;
- наукоемкие установки для очистки
промышленного оборудования;
- модульное горное оборудование для
золотодобывающей промышленности и выпуск
новых собирателей золота;
- выпуск продукции для парфюмерной,
медицинской и пищевой промышленности из
растительного сырья;
- производство биметаллических переходников
нового типа;
- выпуск режущего инструмента повышенной
износостойкости и организация производства
сверхлегких баллонов;
- производство органических связующих
материалов для дорожного строительства и
сорбентов для сбора нефтепродуктов;
- производство левулиновой кислоты и
получение биологически-активных веществ из
зелени темнохвойных лесов Восточной Сибири;
- выпуск аэроионных вентиляторов и
оптических носителей для персональных ЭВМ.
Система контроля за комитет по науке и высшему образованию
исполнением программы администрации края
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Несмотря на некоторые успехи в развитии промышленного сектора края еще не снята опасность продолжения деградации его технологической структуры. Но по-прежнему практически не востребованной остается научно-техническая продукция как со стороны государства, так и негосударственного сектора. В то же время анализ развития передовых стран мира в полной мере убеждает в том, что глубокие эффективные преобразования в экономике возможны лишь при активном и наиболее полном использовании достижений науки и техники, формировании нового механизма управления инновационными процессами. Уровень состояния в этом отношении общества, страны, региона определяется прежде всего развитием национальной инновационной системы, способной создавать и распространять знания, использовать их при создании наукоемких производств. Поэтому успехи наукоемкого предпринимательства, коммерциализация технологических идей, становление малых инновационных фирм становится все более важным фактором обеспечения конкурентоспособности российской продукции, улучшения качества жизни научных работников, восстановления промышленного потенциала и экономики края.
Роль инноваций в развитии реальной экономики огромна. В России, по оценкам зарубежных экспертов, научно-технический потенциал оценивается в 420 млрд. долларов. Его неотъемлемой частью являются активно функционирующие в Красноярском крае Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, 14 высших учебных заведений, ряд научно-производственных объединений и отраслевых научно-исследовательских институтов. Сочетание огромных природных ресурсов края, его развитой промышленности и знаний, накопленных учеными, сможет потеснить доминирующую в настоящее время продажу сырьевых ресурсов путем создания и реализации наукоемкой и конкурентоспособной продукции.
Создание наукоемких производств в Красноярском крае осуществляется в рамках инновационной деятельности, в которой происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Важнейшая стратегическая задача - связать единой цепочкой научные организации, разрабатывающие нововведения, учреждения, занимающиеся доведением научной идеи до конкретной технологии, материала или конструкции, и предприятия, которые берут на себя ответственность за их внедрение и тиражирование.
Науку и научно-технический процесс нельзя воспринимать как единое целое. Они включают достаточно большой диапазон деятельности, начиная от фундаментальных исследований, проходя стадии НИОКР и инновационного процесса и заканчивая готовой наукоемкой продукцией. Фундаментальные исследования, как правило, финансируются государством, имеют реальную отдачу, как свидетельствует мировой опыт, менее 5%. Но результаты фундаментальных исследований намного перекрывают затраты, которые были в них вложены. Зачастую конкретное фундаментальное исследование получает развитие в прикладных направлениях.
Прикладные исследования представляют наиболее затратную часть научной деятельности. Конечный продукт - это новые материалы или конструкции, перспективные технологии или проекты. В свое время эта часть работ (НИОКР) была достаточно сильно развита. Практически каждое министерство имело развитую сеть научно-исследовательских институтов, которые решали важнейшие вопросы перспективного развития отрасли. Именно здесь был подготовлен значительный задел для инновационной деятельности. Однако результаты НИОКР не решают проблемы реальной экономики. Для этого необходимы целенаправленные действия по созданию инновационного продукта, организации и расширению производства наукоемкой продукции, продвижению ее на рынок. В настоящее время эта деятельность еще не получила должного развития.
Таким образом, в основе инновационной деятельности лежит научно-технический и организационно-экономический процесс, направленный на создание новых объектов техники и наукоемких технологий с последующим реинвестированием полученных финансовых средств в новые научно-технические проекты. Наиболее приемлемыми объектами для реализации инновационной деятельности являются малые и средние предприятия, отличающиеся повышенной мобильностью и способностью в меньшие сроки и с меньшими затратами и рисками разрабатывать и внедрять наукоемкую продукцию.
В России лидирующая роль по развитию инновационной деятельности и созданию наукоемких производств принадлежит высшей школе, имеющей многолетний опыт сотрудничества с промышленностью в рамках хоздоговорных тем, а также широко развитую сеть проблемных и отраслевых лабораторий. За период с 1991 по 2000 гг. вузами России в рамках инновационных программ создано свыше 1500 инновационных структур и малых предприятий в сфере науки, научного обслуживания, существляющих выпуск и реализацию наукоемкой продукции на своей базе или в кооперации с другими предприятиями. Их деятельность обеспечила создание более 28 тысяч дополнительных рабочих мест. Создано свыше 600 образцов высокотехнологической продукции, доходы от реализации которой в 1,5-3 раза превышают затраты на ее производство. Важным социальным аспектом выполнения инновационных программ стало сохранение в вузах основного состава научно-педагогических кадров.
Проводимая администрацией Красноярского края политика в сфере научно-технической и инновационной деятельности, направлена на реализацию таких подходов. На основе интеграции Красноярского научного центра СО РАН, вузов, отраслевых академий и НИИ создана и активно развивается региональная инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности. Ее основными организационными элементами являются научный совет администрации края, Восточно-Сибирский и Красноярский инновационные центры, конверсионный технопарк, маркетинговые, инжиниринговые и бизнес-центры, центр научно-технической информации, малые наукоемкие предприятия.
Нормативно-правовая база региональной научно-технической политики и форм ее реализации представлена Законами Красноярского края "Об образовании", "О краевых целевых программах", "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Красноярского края". С 1998 по 2000 годы реализована утвержденная в виде закона научно-техническая программа "Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае", возврат средств от которой составил 1,2 млн. рублей.
Годы реформ показали, что Красноярский край обладает не только сырьевыми ресурсами, но и интеллектуальным и предпринимательским потенциалом. Задача состоит в том, чтобы включить все эти ресурсы в экономическое и технологическое возрождение края путем создания наукоемких производств в промышленности края.
Цель, основные задачи и этапы реализации программы
Целью краевой целевой программы "Создание в Красноярском крае наукоемких производств" на 2001-2003 годы является:
создание в Красноярском крае наукоемких производств путем мобилизации его научного, промышленного и ресурсного потенциала;
распространение и использование научно-технических результатов исследований и новых технологий;
создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий, работающих в области коммерциализации технологий.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
- привлечь и сконцентрировать краевые финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития инновационной системы;
- создать на предприятиях металлургической, машиностроительной, лесной, пищевой, сельскохозяйственной, строительной, электронной промышленности края наукоемкие производства, основанные на безотходных, ресурсоэнергосберегающих технологиях;
- получить наукоемкую высококонкурентную продукцию, реализовать ее на рынках сбыта и осуществить реинвестирование полученных средств в новые инновационные проекты.
- использовать научный, промышленный и ресурсный потенциал края для создания наукоемких производств:
- развить опытно-экспериментальную и приборную базы научных исследований для совместного использования вузами и научными учреждениями;
- сохранить окружающую среду и природно-ресурсную базу;
- создать новые рабочие места.
Система программных мероприятий
Организация опытно-промышленных производств будет производиться путем кооперации вузов, академических институтов и НИИ с предприятиями металлургической, машиностроительной, лесной, пищевой, сельскохозяйственной, строительной и электронной промышленности края, медицинскими учреждениями и службами коммунального хозяйства. Реализация программы будет сопровождаться созданием наукоемких производств и внедрением на предприятиях края безотходных, ресурсоэнергосберегающих технологий, направленных на выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Для создания наукоемких производств необходимо разработать проектно-сметную и конструкторско-технологическую документации, внедрить разработанные новые технологии, создать опытно-промышленные установки и организовать малые и средние предприятия.
Выполнение программы предусматривает реализацию следующих программных мероприятий:
- утилизацию золы канско-ачинских углей путем переработки по новой технологии в гранулированный продукт;
- разработку и внедрение технологии и оборудования для повышения надежности электронной техники космических спутников;
- создание опытного производства грибов (шампиньоны, вешенка);
- создание орудия для подрезки корней и вытопки сеянцев кедра сибирского в лесных питомниках;
- организацию производства электротехнической керамики с использованием местных сырьевых ресурсов на базе ОАО "Искра";
- получение и подращивание молоди осетровых рыб на базе бассейновых тепловодных хозяйств г.Красноярска;
- разработку составов и технологий изготовления электроконтактных материалов с функциональным градиентом свойств за счет использования ультрадисперсных порошков;
- создание индукционной установки для удаления старых красок с металлических поверхностей;
- создание модульного горно-обогатительного оборудования для золотодобывающей промышленности Красноярского края:
- создание опытно-промышленного производства термической переработки растительного сырья с получением продуктов импортозамещающего и экспортного назначения;
- производство биметаллических переходников нового типа:
- создание режущего инструмента повышенной износостойкости к строительной бурильной технике и траншейным машинам на основе новых конструкций твердосплавных изделий:
- разработку эффективных технологий флотации золотосодержащих руд с использованием новых собирателей:
- разработку конструкции, технологии и организацию производства сверхлегких ацетиленовых баллонов:
- разработку и освоение усовершенствованной технологии производства органических связующих материалов для дорожного строительства из бурых канско-ачинских углей:
- разработку и освоение технологии производства левулиновой кислоты мощностью 10 тонн в год на Красноярском биохимзаводе:
- разработку технологии и оборудования для производства нефтесорбентов:
- разработку технологии получения биологически активных веществ из древесной зелени темнохвойных лесов Восточной Сибири:
- разработку технологии и организацию производства комплексной переработки кедровых орехов;
- создание и организацию выпуска аэроионного вентилятора:
- создание защитного чехла термопары погружения для измерения температуры жидкого электролита в алюминиевых электролизерах;
- создание манипулятора для щадящих внутриполостных операций желудка и кишечника.
Механизм реализации программы, включая систему стимулирования
выполнения госзаказа, а также предложения по управлению
реализацией программы и организации контроля
за ходом ее выполнения
Заказ на выполнение программы формирует администрация края через комитет по науке и высшему образованию посредством заключения государственного контракта с исполнителями. Результаты научно-исследовательских работ, приобретаемое и изготавливаемое в ходе реализации программы оборудование является собственностью края.
Управление реализацией программы осуществляет комитет по науке и высшему образованию, который координирует работу исполнителей программы. Совещательным органом программы является научно-технический совет программы, утверждаемый постановлением Губернатора.
Исполнители программы ежеквартально представляют государственному заказчику, а тот - в Главное финансовое управление администрации края отчет об использовании бюджетных средств на выполнение программы.
Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
Социально-экономическая эффективность при реализации программы будет заключаться в реструктуризации действующих производств, создании наукоемких производств, открытии малых инновационных предприятий, привлечении в край дополнительных инвестиций, в выпуске наукоемкой, конкурентной, малотоннажной, импортозамещающей продукции.
В экологическом плане выполнение программы не предусматривает загрязнение окружающей среды и будет способствовать рациональному природопользованию, сохранению экологии и устойчивому развитию Красноярского края.
Мероприятия краевой целевой программы
"Создание в Красноярском крае наукоемких производств"
Мероприятия |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Исполнители |
Объем финансирования (тыс.руб.) | Форма расходо- вания бюджет- ных средств |
Источник финансирова- ния |
|||
Всего 2001- 2003 |
в том числе по годам | |||||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Утилизация золы канско- комитет по Сибирский теп- средства на краевой ачинских углей путем перера- науке и выс- лотехнический оплату това- бюджет ботки пo новой технологии в шему обра- научно-исследо- ров, работ и гранулированный продукт зованию ад- вательский инс- услуг министрации титут 930 180 350 400 края 2. Разработка и внедрение комитет по Лесосибирский средства на краевой технологии и оборудования науке и выс- педагогический оплату това- бюджет для повышения надежности шему обра- институт филиал ров, работ и электронной техники косми- зованию ад- Красноярского услуг ческих спутников связи министрации государствен- края ного универси- тета 1070 270 400 400 3. Создание опытного произ- комитет по Красноярский средства на краевой водства грибов (шампиньоны, науке и выс- государственный оплату това- бюджет вешенка) шему обра- унивеситет ров, работ и зованию ад- услуг министрации края 310 110 100 100 4. Орудие для подрезки комитет по Всероссийский средства на краевой корней и выкопки сеянцев науке и выс- научно-исследо- оплату това- бюджет кедра сибирского в лесных шему обра- вательский инс- ров, работ и питомниках зованию ад- титут противо- услуг министрации пожарной охраны края лесов и механи- зации лесного хозяйства (ВНИИПОМлесхоз) 1000 250 350 400 5. Организация производства комитет по Научно-исследо- средства на краевой электротехнической керамики науке и выс- вательский фи- оплату това- бюджет с использованием местных шему обра- зико-техничес- ров, работ и сырьевых ресурсов на базе зованию ад- кий институт услуг ОАО "Искра" министрации Красноярского края государствен- ного универси- тета Министер- ства образова- ния РФ 1120 220 400 500 6. Получение и подращива- комитет по Научно-исследо- средства на краевой ние молоди осетровых рыб на науке и выс- вательский инс- оплату това- бюджет базе бассейновых тепловод- шему обра- титут экологии ров, работ и ных хозяйств г.Красноярска зованию ад- рыбохозяйствен- услуг министрации ных водоемов края и наземных био- систем при Кра- сноярском гос- университете 1020 220 400 400 7. Разработка составов комитет по Красноярский средства на краевой и технологий изготов- науке и выс- государственный оплату това- бюджет ления электроконтакт- шему обра- технический ров, работ и ных материалов с функцио- зованию ад- университет услуг нальным градиентом министрации свойств за счет исполь- края зования удьтрадисперсных порошков 900 200 300 400 8. Индукционная уста- комитет по Красноярский средства на краевой новка для удадения старых науке и выс- государственный оплату това- бюджет красок с металлических шему обра- технический ров, работ и поверхностей зованию ад- университет услуг министрации края 1650 350 600 700 9. Модульное горно-обога- комитет по Красноярская средства на краевой тительное оборудование для науке и выс- государственная оплату това- бюджет золотодобывающей промышлен- шему обра- академия цвет- ров, работ и ности Красноярского края зованию ад- ных металлов и услуг министрации золота края 900 200 200 500 10. Создание опытно-промыш- комитет по Сибирский госу- средства на краевой ленного производства терми- науке и выс- дарственный оплату това- бюджет ческой переработки растите- шему обра- технологический ров, работ и льного сырья с получением зованию ад- университет услуг продуктов импортозамещаю- министрации щего и экспортного назначе- края ния 1000 250 350 400 11. Произдводство биметал- комитет по Красноярский средства на краевой лических переходников науке и выс- государственный оплату това- бюджет нового типа шему обра- унивеситет ров, работ и зованию ад- услуг министрации края 800 200 300 300 12. Создание режущего инст- комитет по Красноярский средства на краевой румента повышенной износо- науке и выс- государственный оплату това- бюджет стойкости к строительной шему обра- технический ров, работ и бурильной технике и тран- зованию ад- университет услуг шейным машинам на основе министрации новых конструкций твердо- края сплавных изделий 920 220 350 350 13. Разработка эффективных комитет по Красноярская средства на краевой технологий флотации золото- науке и выс- государственная оплату това- бюджет содержащих руд с использо- шему обра- академия цвет- ров, работ и ванием новых собирателей зованию ад- ных металлов и услуг министрации золота края 780 180 300 300 14. Разработка конструк- комитет по Сибирская аэро- средства на краевой ции, технологии и органи- науке и выс- космическая оплату това- бюджет зация производства сверх- шему обра- академия ров, работ и легких ацетиленовых бал- зованию ад- услуг лонов министрации края 1350 350 500 500 15. Разработка и освоение комитет по Институт химии средства на краевой технологии производства науке и выс- и химической оплату това- бюджет органических связующих шему обра- технологии ров, работ и материалов для дорожного зованию ад- Сибирского от- услуг строительства из бурых ка- министрации деления Рос- нско-ачинских углей края сийской акаде- мии наук 930 180 350 400 16. Разработка и освоение комитет по Институт химии средства на краевой технологии производства науке и выс- и химической оплату това- бюджет левулиновой кислоты мощ- шему обра- технологии ров, работ и ностью 10 тонн в год на зованию ад- Сибирского от- услуг Красноярском биохимзаводе министрации деления Рос- края сийской акаде- мии наук 800 200 300 300 17. Разработка технологии комитет по Сибирский средства на краевой и оборудования для произ- науке и выс- государственный оплату това- бюджет водства нефтесорбентов шему обра- технологический ров, работ и зованию ад- университет услуг министрации края 820 220 300 300 18. Разработка технологии комитет по государственное средства на краевой получения биологически ак- науке и выс- научное учреж- оплату това- бюджет тивных веществ из древесной шему обра- дение "Красноя- ров, работ и зелени темнохвойных лесов зованию ад- рский иннова- услуг Восточной Сибири министрации ционный центр" края 1100 250 400 450 19. Формирование краевых комитет по государственное средства на краевой фондов нормативно-техни- науке и выс- научное учреж- оплату това- бюджет ческой и патентной доку- шему обра- дение "Красноя- ров, работ и ментации для обеспечения зованию ад- рский иннова- услуг инновационной деятельности министрации ционный центр" края 580 180 200 200 20. Разработка технологии комитет по Красноярский средства на краевой и организация производства науке и выс- государственный оплату това- бюджет комплексной переработки шему обра- торгово-эконо- ров, работ и кедровых орехов зованию ад- мический инсти- услуг министрации тут края 1120 220 400 500 21. Создание и организация комитет по государственное средства на краевой выпуска азроионного венти- науке и выс- предприятие оплату това- бюджет лятора шему обра- ИКТБ "Геофизи- ров, работ и зованию ад- ка" услуг министрации края 1150 250 400 500 22. Разработка и организа- комитет по Сибирская аэро- средства на краевой ция произовдства защитного науке и выс- космическая оплату това- бюджет чехла термопары погружения шему обра- академия ров, работ и для измерения температуры зованию ад- услуг жидкого электролита в министрации алюминиевых электролизерах края 750 200 250 300 23. Манипулятор для щадящих комитет по Сибирская аэро- средства на краевой внутриполостных операций науке и выс- космическая оплату това- бюджет желудка и кишечника шему обра- академия ров, работ и зованию ад- услуг министрации края 450 100 150 200 Итого по программе: 21450 5000 7650 8800 |
Бюджетная заявка
на ассигнования из краевого бюджета
на реализацию краевой целевой программы
"Создание в Красноярском крае наукоемких производств"
на 2001 год
Код | Наименование статьи расходов | Сумма, тыс.руб. |
111010 Оплата услуг научно-исследовате- льских организаций 5 000 Итого: 5 000 тыс.рyб. 5 000 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Красноярского края от 5 июня 2001 г. N 14-1326 "О краевой целевой программе "Создание в Красноярском крае... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.