Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Красноярского края
от 28 сентября 2001 г. N 16-1523
Обоснование общекраевой проблемы
и анализ ее исходного состояния
Загрязнение атмосферного воздуха в городах продолжает оставаться актуальной экологической проблемой в крае. В крупных промышленных центрах проживает 66,2 % населения края. Объем валовых выбросов 19 городов края составляет 95,7% общекраевых выбросов. Из этого объема на долю Норильска главного источника загрязнения окружающей среды обширных северных территорий Сибири - приходится 81,2%. В 2000 году объем выбросов в атмосферу от ОАО "ГМК "Норильский никель" составил 2170,9 тысячи тонн, что составляет более 80% выбросов от стационарных источников в целом по краю. Основными загрязняющими веществами, создающими очень высокий уровень загрязнения в г.Норильске, являются формальдегид, диоксид серы, диоксид азота, фенол.
Среди отраслей промышленности цветная металлургия является наиболее водоемкой. ОАО "ГМК "Норильский никель" ежегодно проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование свежей воды, используемой в производстве.
Наибольший объем загрязненных сточных вод, поступающих в поверхностные водные объекты, сбрасывает как и в предыдущие годы ОАО "ГМК "Норильский никель". Доля ОАО "ГМК "Норильский никель" в сбросах сточных вод от предприятий цветной металлургии края в 1999 году составила 86%.
Конечные результаты решения общекраевой проблемы
при реализации программы
Основными результатами запланированных мероприятий по программе являются: технический проект установки охлаждения и очистки отходящих газов; технико-экономические решения по утилизации сернистых газов; частично реконструированные и модернизированные энергетический и строительный комплексы Норильской энергосистемы; автоматизированная система диспетчерского управления; первая очередь создания системы мониторинга атмосферы в Норильском промышленном районе; детский оздоровительный комплекс; жилое здание в г.Красноярске (переселение жителей п.Коркино).
Основные цели и задачи программы
Главной целью настоящей программы, является улучшение экологической ситуации на территории Норильского промышленного района и частичная компенсация ущерба, нанесенного здоровью населения края в результате неблагоприятной экологической ситуации.
Для получения положительного экологического эффекта от использования средств, предусмотренных настоящей программой, и достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
снижение объемов выбросов в атмосферу (по отходящим газам медного производства, сернистым газам, выбросам энергосистемы);
снижение объемов исходной используемой воды для производства (уменьшение потерь воды при транспортировке);
осуществление оперативного экологического мониторинга атмосферы на территории Норильского промышленного района;
реализация социальных мероприятий.
Решение этих задач должна обеспечить реализация предусматриваемых программой мероприятий.
Обоснование финансовых, материальных
и трудовых затрат
Источником финансирования для настоящей программы являются доходы краевого государственного экологического фонда, образуемые за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, поступающей в краевой бюджет от ОАО "ГМК "Норильский никель". В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ указанные платежи являются доходом субъекта Федерации.
Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2001 год" от 26.12.2000 г. N 13-1079 для реализации краевой целевой программы "Мероприятия по охране окружающей природной среды, финансируемые за счет средств Красноярского краевого государственного экологического фонда в 2001 году (II часть)" предусмотрены ассигнования в размере 221 600 тысяч рублей.
По двум мероприятиям из семи, включенных в программу, предусмотрена форма расходования средств в виде субсидий, что влечет за собой необходимость долевого финансирования.
По мероприятию 1.1.3 "Замена топливной аппаратуры..." доля собственных средств ОАО "ГМК "Норильский никель" составляет на 2001 год 288 700 тысяч рублей, доля средств бюджета г.Норильска в финансировании данного мероприятия составляет 20 000 тысяч рублей. Общая сметная стоимость данного мероприятия в ценах 2001 года составляет 1 845 000 тысяч рублей, из них в 2001 году к освоению планируется 338 700 тысяч рублей.
По мероприятию 3.1 "Строительство детского оздоровительного комплекса "Тесь" доля собственных средств ОАО "ГМК "Норильский никель" составляет на 2001 год 7 800 тысяч рублей. Общая сметная стоимость данного мероприятия в ценах 2001 года составляет 32 800 тысяч рублей.
По настоящей программе предусматривается следующее распределение финансовых средств по направлениям:
разработка и внедрение природоохранных решений и технологий - 151800 тыс.руб. (68,50%), в том числе по атмосферному воздуху - 87 500 тыс. руб. (39,49%), по водным объектам - 64 300 тыс.руб. (29,02%);
создание и совершенствование системы экологического мониторинга - 500 тыс.руб. (0,23%);
социальные мероприятия по компенсации ущерба и оздоровлению населения - 69 300 тыс.руб. (31,27%).
Механизм реализации программы
Общая схема
Общее руководство и координацию действий по программе осуществляет управление по экологии и природным ресурсам администрации края.
Главным распорядителем бюджетных средств по настоящей программе является ГУ "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края", выделяющий финансовые средства получателям в соответствии с настоящей программой.
ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" является государственным заказчиком и получателем бюджетных средств по мероприятию 3.2 "Строительство жилых зданий для переселения жителей п.Коркино".
В целях реализации настоящей программы ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд":
оформляет договорную документацию с Красноярским краевым фондом жилищного строительства как с исполнителем соответствующего мероприятия программы и с ОАО "ГМК "Норильский никель" - как получателем бюджетных средств по соответствующим мероприятиям программы;
осуществляет текущий контроль по выполнению мероприятий, в том числе приемку промежуточных отчетов и конечных результатов по выполнению работ;
осуществляет контроль в части целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности;
при необходимости корректирует программу в установленном порядке;
готовит отчет по выполнению программы в целом.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из доходов краевого государственного экологического фонда, образуемых за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, поступающей в краевой бюджет от ОАО "ГМК "Норильский никель", в соответствии с действующим законодательством. Указанные средства поступают на единый счет краевого бюджета. Планируемый объем поступлений в 2001 году составит 221 600 тысяч рублей.
Система финансирования и расходования средств
Исходя из общей структуры программы, предусмотренных видов расходов и получателей средств система финансирования настоящей программы формируется из следующих направлений: предоставление субвенций и субсидий, оплата работ и услуг.
Получателем субсидий и субвенций по настоящей программе является ОАО "ГМК "Норильский никель". Предоставление субсидий и субвенций осуществляется в следующем порядке. Главное финансовое управление администрации края перечисляет финансовые средства государственному учреждению "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края" в соответствии с настоящей программой и представляемыми бюджетными заявками последнего. ГУ "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края" перечисляет финансовые средства ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" в соответствии с настоящей программой и бюджетными заявками, подготовку и оформление которых осуществляет ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд". Бюджетные заявки должны предусматривать обеспечение нужд по программе не более чем на очередной квартал финансового года. ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" заключает с ОАО "ГМК "Норильский никель" договоры на предоставление субсидий и субвенций для реализации предусмотренных программой природоохранных мероприятий. Финансирование ОАО "ГМК "Норильский никель" по заключенным договорам осуществляется поквартально в соответствии с лимитами, предусмотренными бюджетной заявкой. ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" в соответствии со своей компетенцией осуществляет контроль за выполнением мероприятия согласно разделу статьи "Контроль за исполнением программы". Бюджетные заявки должны предусматривать обеспечение нужд по программе не более чем на очередной квартал финансового года.
Предусмотренная в программе оплата работ и услуг (строительство жилых зданий) производится в следующем порядке. ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" заключает с Красноярским краевым фондом жилищного строительства договор на предоставление финансовых средств для строительства жилых зданий в г.Красноярске для переселения жителей п.Коркино. Финансирование по заключенному договору осуществляется поквартально в соответствии с лимитами, предусмотренными бюджетной заявкой. ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" в соответствии со своей компетенцией осуществляет контроль за выполнением мероприятия согласно разделу статьи "Контроль за исполнением программы".
В случае непредставления получателем (исполнителем) отчетных документов в адрес ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" или несогласования представленных отчетов ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" инициирует блокировку финансирования в соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о чем направляет уведомление главному распорядителю бюджетных средств по программе.
Механизм формирования краевой собственности
при реализации программы
Право собственности на результаты природоохранных мероприятий программы, форма расходов которых предусмотрена в виде субвенций и субсидий, принадлежит получателю бюджетных средств - ОАО "ГМК "Норильский никель".
Настоящей программой предусмотрено получение в краевую собственность объектов капитального строительства по мероприятию 3.2 "Строительство жилых зданий для переселения жителей п.Коркино". ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" распоряжается приобретенным имуществом на праве оперативного управления.
Приемка отчетов
Отчеты по мероприятиям принимаются ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" в соответствии с условиями заключенных договоров. Для объективности оценки и подтверждения факта достижения предусмотренного эффекта по конкретному мероприятию ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" вправе привлекать на договорных условиях независимых экспертов и соответствующие компетентные органы и организации. Окончательные отчеты о выполнении природоохранных мероприятий 2001 года должны быть представлены в ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" до 10.01.2002.
Контроль за исполнением программы
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация края в лице управления по экологии и природным ресурсам администрации края. С целью оперативного контроля ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в указанное управление представляется отчет об исполнении краевой целевой программы, подготовленный ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд".
Главный распорядитель бюджетных средств по настоящей программе осуществляет контроль за целевым использованием средств в рамках утвержденных объемов финансирования по мероприятиям. Для осуществления указанного контроля ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" ежеквартально до 18 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет главному распорядителю средств отчет об использовании средств по программе по установленной форме.
Во исполнение указанного контроля ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" в рамках настоящей программы наделяется полномочиями по осуществлению проверок всех мероприятий программы в части целевого использования выделенных средств. Для этого все получатели бюджетных средств ежеквартально (промежуточная отчетность) до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" отчет о выполнении мероприятий в соответствии с порядком, утвержденным указанным учреждением, если иное не оговорено в соответствующем договоре на предоставление финансовых средств. Годовая отчетность исполнителей и получателей (в соответствии с разработанным и утвержденным ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" порядком) должна быть представлена в ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" и согласована последним до 10 января 2002 года.
Кроме того, ГУ "Красноярский краевой государственный экологический фонд" имеет право осуществлять проверки первичной финансовой и прочей документации в рамках мероприятий программы.
Оценка социально-экономической эффективности
от реализации программных мероприятий
Экологическая эффективность, являясь базовой в рамках настоящей программы, определяется исходя из комплексного критерия: предотвращенного экологического ущерба, наносимого промышленными предприятиями и организациями на территории края в результате текущей деятельности, а также причиняемого окружающей природной среде аварийными ситуациями и техногенными катастрофами.
В результате реализации мероприятий программы, непосредственно влияющих на экологический баланс веществ в окружающей природной среде, будет снижено антропогенное воздействие на водные объекты и атмосферный воздух, а именно:
последующая реализация разработанного технического проекта установки охлаждения и очистки отходящих газов на медном заводе позволит снизить выбросы пыли на 2,3 тысячи тонн в год;
разработка технико-экономических решений "Утилизация сернистых газов металлургического производства ОАО "ГМК "Норильский никель" будет являться предпроектной стадией технологии утилизации серы из газов;
в результате замены топливных агрегатов на предприятиях энергетического и строительного комплексов ОАО "ГМК "Норильский никель" будет оптимизирован процесс сжигания природного газа и, как следствие, снизятся выбросы в атмосферу оксидов азота и оксида углерода. Концентрация в отходящих газах оксида азота снизится в 1,2-2,7 раза;
создание автоматизированной системы диспетчерского управления для тепловодоснабжения (АСДУ ТВС) позволит снизить потери воды при транспортировке на 35 млн.куб.м. в год (или на 15% от общего объема водопотребления);
разработка системы мониторинга с помощью оптических лидаров (на базе мобильной станции газового контроля) позволит оперативно осуществлять контроль за экологическим состоянием атмосферного воздуха на территории Норильского промышленного района;
мероприятия социального характера программы позволят осуществить завершение строительства детского оздоровительного комплекса, осуществить переселение жителей п.Коркино из зоны техногенного влияния ОАО "Красноярский алюминиевый завод".
Сведения о государственном заказчике программы
и исполнителях работ по программе
Государственный заказчик программы - администрация Красноярского края в лице управления по экологии и природным ресурсам администрации края.
Исполнители работ по мероприятиям настоящей программы определяются ОАО "ГМК "Норильский никель" по уже заключенным договорам. Исполнителем по мероприятию "Строительство жилых зданий для переселения жителей п.Коркино" является Красноярский краевой фонд жилищного строительства в соответствии с распоряжением администрации края от 09.08.2000 г. N 954-р.
Проведение конкурсных торгов в соответствии с Законом Красноярского края от 5 декабря 2000 года N 12-1034 "О краевом государственном заказе" в рамках данной программы не осуществляется.
Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. N 17-4421 вышеназванный Закон Красноярского края от 5 декабря 2000 г. N 12-1034 признан утратившим силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.